Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ENQA: Отчет в зачет

Очередная ежегодная Генеральная Ассамблея Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании ENQA проходила в первой декаде октября 2011 года в Бухаресте (Румыния).

Просмотров: 2167

Очередная ежегодная Генеральная ассамблея европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании ENQA проходила в первой декаде октября в Бухаресте (Румыния).

Для ассоциации 2011 год стал знаковым событием, так как после десятилетнего размещения секретариата организации в Хельсинки (Финляндия) он переместился в столицу Евросоюза Брюссель (Бельгия).

Решение о переезде секретариата было окончательно принято на Первом учредительном форуме, прошедшем в марте 2011 года. Ассоциация все больше становится серьезным политическим игроком на европейской арене и принимает самое активное участие в решении вопросов, связанных с интеграционными процессами в сфере высшего образования и оценке его качества.

Для ENQA 2010-2011 год оказался сложным, поскольку потребовал большой документальной и организационной работы, связанной с переездом и набором нового штата секретариата, но и продуктивным одновременно – несмотря на определенные трудности, ассоциация по-прежнему следовала своим стратегическим целям и задачам.

1. Распространение новых идей и лучших практик в области гарантии качества среди членов организации и заинтересованных сторон.

В течение года ассоциация организовывала семинары и встречи рабочих групп. В этих мероприятиях могли принять участие как члены ENQA, так и вовлеченные в процессы гарантии качества органы и организации. Было проведено 9 мероприятий, большинство из которых прошло при поддержке программы Еврокомиссии «Обучение на протяжении всей жизни». Они создали платформу общеевропейского уровня для диалога и установления контактов между профессионалами в сфере качества образования.

2. Подготовка Меморандума о гарантии качества и инструментах прозрачности для Группы по координации Болонского процесса BFUG в преддверии предстоящей в апреле следующего года очередной встречи министров образования.

3. Проведение экспертиз деятельности агентств-членов ассоциации в соответствии с требованиями Европейских стандартов для аккредитационных агентств (ESG, часть III), а также широкое консультирование и сотрудничество с зарубежными (не европейскими) организациями, объединениями и ассоциациями.

* * *

В 2010-2011 годах ENQA смогла реализовать несколько проектов.

Один из них – «Влияние стратегий обучения на протяжении всей жизни на высшее профессиональное образование». В его рамках был разработан инструмент самообследования для вузов, проведен семинар-тренинг, и в настоящее время разработанные инструменты проходят апробацию в нескольких европейских вузах. После написания отчетов о самообследовании было проведено три внешних экспертизы и три посещения вузов в июне 2011 года (Ирландия, Турция, Нидерланды). Итоговая конференция по проекту пройдет 10-11 мая 2012 года в Риге (Латвия) под эгидой и при поддержке Европейской ассоциации учреждений высшего профессионального образования EURASHE.

Проект «Гарантия качества в сфере непрерывного образования» также включал проведение круглых столов и семинаров по вопросам гарантии качества в сфере образования на протяжении всей жизни.

Для проведения анализа результатов проведенных ENQA экспертиз деятельности агентств реализован проект «Уроки внешних экспертиз агентств гарантии качества» и опубликован отчет, свидетельствующий, что стандарты ESG оказывают серьезное влияние на работу агентств гарантии качества и что большинство агентств, насколько это возможно в их обстоятельствах, соответствуют этим стандартам.

В этом году ENQA провела уже в третий раз анкетирование по вопросам процедур гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования. Вопросник для анкетирования был разработан при поддержке Европейской комиссии и отправлен в агентства-члены ENQA. Ответы были получены в апреле. Итоговый отчет по проекту «Анкетирование по вопросам процедур гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования: взгляд в будущее» предполагается опубликовать в ноябре 2011 года. Его также представят на встрече министров образования стран-участниц Болонского процесса. К декабрю должна быть создана электронная база эффективных процедур гарантии качества, используемых на уровне отдельных агентств гарантии качества.

Помимо этого, ENQA реализует проект в рамках Глобальной инициативы по развитию гарантии качества (GIQAC) – совместного проекта ЮНЕСКО и Всемирного Банка. Цель его – развитие потенциала сетей гарантии качества в сфере высшего образования в странах Центральной Азии и Балканского региона. Для молодых агентств балканских стран ENQA организовала семинар «Реализация ESG в странах Балканского региона» по вопросу о возможности применения в этих странах европейских стандартов ESG. Следующий шаг в реализации проекта – проведение семинара в Центральной Азии с целью обсуждения принципов гарантии качества, таких как ESG, а также для подготовки консультативных визитов в те страны, которые хотели бы учредить собственные агентства гарантии качества.

* * *

Одна из основных задач ENQA – представлять интересы своих членов на уровне Европы и мира, в первую очередь в процессах принятия политических решений и сотрудничества с организациями, вовлеченными в сферу качества образования. Ассоциация принимает активное участие в работе Группы по координации Болонского процесса BFUG в качестве члена-консультанта. Участие в деятельности BFUG – это и участие в рабочих группах: по подготовке отчета о ходе реализации Болонского процесса, по разработке многомерных инструментов прозрачности, по вопросам международной открытости и по вопросам признания аккредитационных решений.

За 2010-2011 годы Руководящий комитет ENQA разработал Меморандум об инструментах прозрачности, в котором представлены описание и цели инструментов прозрачности и, в частности, их отношение к гарантии качества. Рейтинги, по мнению разработчиков документа, выступают лишь как один из множества существующих инструментов прозрачности.

В течение всего года ENQA работала в тесном сотрудничестве с Европейским союзом студентов ESU, Европейской ассоциацией университетов EUA, Европейской ассоциацией учреждений высшего профессионального образования EURASHE, Сетью информационных центров ENIC-NARIC, ассоциацией BusionessEurope, Международной организацией в сфере образования Education International, Европейской Комиссией. Представители этих организаций активно посещали мероприятия друг друга, участвовали в работе. Размещение Секретариата ENQA в Брюсселе в дальнейшем будет способствовать укреплению формальных и неформальных отношений ENQA с этими организациями.

Этот год был третьим с начала формирования Европейского реестра агентств гарантии качества EQAR, одним из четырех учредителей которого, наряду с EUA, EURASHE и ESU, является ENQA. В настоящее время в реестр включены 26 агентств, все они полноправные члены ENQA и прошли внешнюю экспертизу деятельности. Но и сам реестр 12-14 мая этого года проходил экспертизу на эффективность.

А 18-20 ноября 2010 года прошел V Европейский форум по вопросам гарантии качества при финансовой поддержке программы «Образование на протяжении всей жизни» Европейской комиссии. В его работе приняли участие 464 участника из 49 стран, обсудив широкий спектр вопросов, связанных с гарантией качества. Все это свидетельствует о том, что форум прочно завоевал позиции главного мероприятия европейского масштаба в области гарантии качества. Несмотря на решение Еврокомиссии прекратить с 2010 года спонсирование мероприятия, Группа E-4 решила продолжить этот проект также в 2011 году.

Разработка методов и инструментов внешней экспертизы агентств была и остается важной задачей ENQA. К настоящему времени ассоциацией разработан стандартизированный обучающий комплект: как для тех, кто проходит подготовку к экспертизе, так и для тех, кто ее проводит.  Комплект материалов «Рекомендации для внешних экспертиз агентств гарантии качества в европейском пространстве высшего образования» включает общие рекомендации для профессионалов в сфере гарантии качества по подготовке экспертов.

Для повышения качества экспертиз ENQA провела две обучающих сессии в 2011 году, в которых приняли участие по 30 приглашенных экспертов. Кроме того, ENQA начала составление пула подготовленных экспертов. Благодаря этому будет создан реестр экспертов-профессионалов, которым смогут воспользоваться агентства гарантии качества и другие заинтересованные организации. В настоящее время пул включает 189 международных экспертов, 111 из них прошли обучение на одной из обучающей сессий ENQA.

На данный момент в ENQA входят 41 полноправный член, 10 кандидатов, 31 организация с ассоциированным статусом, 4 – с аффилированным. Задача ближайшего будущего – завершить ревизию своих членов и предложить рекомендации по совершенствованию Европейских стандартов ESG с учетом новых задач, поставленных министрами образования европейских стран на следующее десятилетие.

Отчет, прозвучавший на ассамблее ENQA, подвел итоги деятельности президента и секретариата ассоциации за прошедший год. В 2012 году предстоит очередная встреча министров образования, а значит, будут определены новые тактические задачи всех организаций и объединений, вовлеченных в интеграционный процесс в сфере высшего образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ENQA, с места события, ао-50

Похожие материалы:
ENQA: российский опыт в европейском документе
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Форум членов ENQA
ENQA: вопросов больше, чем ответов
Европейские рекомендации, российские решения
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
О чем еще говорят… европейцы
Гарантия качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Из журнала
#109Дайджест № 109 «Аккредитация в образовании»
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#109Будущее рынка труда в России и мире
#111Тульское образовательное пространство
#108Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ