Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция

На первый взгляд, кажется, что у европейских агентств широкие возможности в сфере интернационализации. Шенгенское соглашение, единое экономическое пространство, единое образовательное пространство – все это является благоприятными предпосылками для развития интеграционных процессов в сфере гарантии качества образования.

Просмотров: 3579

Е.Г. САВИНЫХ, начальник организационно-методического департамента Нацаккредцентра, кандидат педагогических наук


В испанском городе Кордоба 16-17 апреля прошел очередной Пятый форум Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – ключевой организации, координирующей работу по обеспечению качества высшего образования в рамках Болонского процесса. Всего приняли участие 78 представителей европейских аккредитационных агентств из 32 стран. Среди основных вопросов впервые рассматривались проблемы интернационализации деятельности аккредитационных агентств, вопросы сотрудничества и конкуренции между аккредитационными агентствами на европейском рынке гарантии качества, достоинства и недостатки экспертной процедуры ENQA и её обновленная модель.

Результаты проекта ENQA

Одной из ключевых тем, вызвавших особый интерес, стала проблема интернационализации деятельности аккредитационных агентств на европейском рынке гарантии качества высшего образования.

На первый взгляд, кажется, что у европейских агентств широкие возможности в сфере интернационализации. Шенгенское соглашение, единое экономическое пространство, единое образовательное пространство – все это является благоприятными предпосылками для развития интеграционных процессов в сфере гарантии качества образования.

Каково современное состояние процесса интернационализации сферы гарантии качества в Европе? Какие проблемы испытывают европейские аккредитационные агентства? Каковы перспективы развития международного сотрудничества агентств в рамках единого европейского образовательного пространства? На эти и другие вопросы ответил, а также представил результаты четвертого проекта ENQA «Процедуры гарантии качества в европейском высшем образовании» руководитель отдела оценки качества Каталонского агентства гарантии качества университетского образования Йозеф Грифол.

Цель проекта – дать анализ, с одной стороны, современного состояния сферы гарантии качества с точки зрения ее интернационализации в условиях создания единого европейского образовательного пространства, с другой – влияния процедур агентств гарантии качества на высшее образование в европейском регионе. Анализ осуществлялся на основе опроса 47 аккредитационных агентств-членов ENQA (35 агентств со статусом полноправного членства, 12 – аффилированных членов). Результаты проекта показали, что большинство аккредитационных агентств ENQA – 69 процентов от общего числа участников – самостоятельно определяют стратегию интернационализации своей деятельности: без государственной поддержки, но и без вмешательства со стороны государства. Это свидетельствует о том, что наличие деятельности аккредитационных агентств за рубежом не является приоритетом для правительств многих стран – вполне достаточным является включение национального агентства в ENQA и EQAR (Европейский регистр агентств гарантии качества в сфере высшего образования).

«Результаты проекта показали, что большинство аккредитационных агентств ENQA – 69 процентов от общего числа участников – самостоятельно определяют стратегию интернационализации своей деятельности: без государственной поддержки и без вмешательства со стороны государства».

Какие ресурсы используются европейскими агентствами для интернационализации своих процедур гарантии качества? Прежде всего – финансовые, которые могут складываться из бюджетных поступлений, средств, полученных от вузов за проведение аккредитаций, а также в рамках международных проектов и других источников: таких, например, как Всемирный банк, Евросоюз и прочих. Согласно опросу, агентства-полноправные члены ENQA используют 8 процентов своего бюджета на международную деятельность, аффилированные – 22 процента. Такую большую разницу отчасти можно объяснить тем, что аффилированные агентства, стремясь получить статус полноправных, вкладывают больше средств в международную составляющую своей деятельности, поскольку впоследствии, во время прохождения международной экспертизы ENQA самим агентством, на уровень интернационализации агентства члены экспертной комиссии обращают особое внимание. Кроме того, рассматривались и человеческие ресурсы – сотрудники агентств и привлекаемые эксперты. Так, в 57 процентах опрошенных агентств в международной деятельности задействованы до 4 сотрудников, 56 процентов агентств cо статусом полноправных членов ENQA и 55 процентов аффилированных членов постоянно привлекают зарубежных экспертов в свои процедуры. Однако было выявлено, что международная мобильность сотрудников европейских аккредитационных агентств, включая участие в зарубежных стажировках, программах обмена, совместных семинарах, тренингах и других мероприятиях, к сожалению, остается на достаточно низком уровне, и это влечет за собой отсутствие обмена практическим опытом.

Важную роль в процессе взаимодействия между агентствами разных стран играет процесс коммуникации. Это касается и вопроса этики общения между агентствами: например, информирования о предстоящих экспертных процедурах на территории других стран. Так, проводя экспертные процедуры за рубежом, только 43 процента агентств-полноправных членов ENQA и 10 процентов аффилированных агентств информируют об этом национальные агентства гарантии качества.

Вызовы и риски

Интересными оказались результаты опроса о получаемом европейскими аккредитационными агентствами положительном эффекте от интернационализации своей деятельности. Так, 10 из 47 агентств (21 процент) получили самое высокое признание на международном уровне, 4 агентства (8,5 процента) – на национальном. По мнению респондентов, результаты работы 4 агентств оказали мощное содействие развитию высшего образования в своей стране, 3 агентств (6 процентов) – существенно повлияли на развитие процедуры признания квалификаций, и еще 3 – наиболее способствовали развитию студенческой мобильности.

Очевидно, что статистика не впечатляет. Причиной тому ряд вызовов и рисков, которые испытывают европейские агентства:

  • высшие учебные заведения вправе выбрать самое «доступное» во всех отношениях агентство, и такой выбор далеко не всегда определяется качеством и пользой экспертизы, предлагаемой агентством;
  • зарубежные методы экспертизы могут оказать отрицательное влияние на сложившуюся национальную систему образования и систему гарантии качества;
  • качество результатов работы экспертов может не соответствовать ожидаемому уровню (зачастую зарубежные эксперты не знакомы с особенностями национальных образовательных систем);
  • финансовые проблемы (приглашение зарубежных аккредитационных агентств обходится вузу существенно дороже и часто не компенсируется государственным бюджетом).

Вместе с тем сам факт позитивного влияния деятельности агентств на интернационализацию образования, говорит о многом и дорогого стоит. Агентства гарантии качества активно выполняют главную задачу – формируют европейский эталон качества образования, одновременно способствуя повышению качества образования в своей стране.

«Агентства гарантии качества активно выполняют главную задачу – формируют европейский эталон качества образования, одновременно способствуя повышению качества образования в своей стране».

Не соперничество, а сотрудничество

Болонский процесс, а точнее его основная цель – создание единого образовательного пространства, вопреки всем ожиданиям привнес элемент конкуренции во взаимоотношения в европейском высшем образовании. Это касается и высших учебных заведений, и агентств, оценивающих качество их деятельности.

Стоит ли бояться конкуренции? С одной стороны – нет, если агентство делает ставку на качество своей работы. Но, с другой стороны, – конкуренция подразумевает такую стратегию деятельности, которая направлена на решение только собственных задач, открытую борьбу за свои интересы. Сомнительно, что это будет способствовать достижению общей цели гарантии качества в сфере образования.

Вопрос о конкуренции среди аккредитационных агентств обсуждался на одном из секционных заседаний форума в Кордобе. В результате участники пришли к единому мнению – отказаться от понятий «конкуренция» и «рынок», говоря о качестве образования, сделать акцент на наиболее эффективный путь к достижению общей цели – сотрудничество и ориентацию на совместные усилия, интересы общего дела. Для этого был предложен ряд шагов в развитии сотрудничества среди агентств: изучать лучшие практики деятельности агентств, привлекать больше зарубежных экспертов, знакомить зарубежных экспертов с особенностями национальных систем образования с целью их учета при проведении экспертных процедур и принятии решения.

«Участники форума в Кордобе пришли к единому мнению – отказаться от понятий «конкуренция» и «рынок», говоря о качестве образования, сделать акцент на наиболее эффективный путь к достижению общей цели – сотрудничество и ориентацию на совместные усилия, интересы общего дела».

Экспертиза по-европейски

Форум ENQA проходил накануне знаковых событий – Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертого Болонского политического форума в Ереване (14-15 мая). Один из главных вопросов повестки дня – утверждение новой редакции Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования (ESG) – основополагающего европейского документа по обеспечению качества в высшем образовании.

В новой редакции ESG предложено использовать десять стандартов (в действующей редакции – семь). В качестве отдельных областей оценивания выделяются:

  • студентоцентрированное обучение и оценка успеваемости;
  • прием, успеваемость, признание и сертификация;
  • управление информацией;
  • постоянный мониторинг и периодическая оценка образовательных программ.

Это свидетельствует об острой необходимости повышения качества деятельности европейских вузов по этим направлениям. Утверждение новой редакции ESG потребует пересмотра стандартов, используемых в работе аккредитационных агентств.

Обсуждался вопрос, связанный с повышением качества деятельности самих аккредитационных агентств. Одним из путей его решения Совет директоров ENQA видит изменение технологии экспертизы агентств.

Член Руководящего комитета ENQA, заместитель генерального директора Норвежского агентства гарантии качества в сфере образования (NOKUT) Туве Блют Холмен и заместитель директора Центра оценки качества высшего образования (Литва) Аурелия Вайлекине представили для обсуждения обновленную модель проведения этой экспертной процедуры. Главное новшество – гибкий подход к оценке претендентов на членство в ENQA, точнее – использование различных подходов к оценке деятельности агентства при первой и дальнейшей экспертизе ENQA: в первом случае простая констатация соответствия ESG, во втором – фокус на развитие, динамику деятельности агентства. Также для отдельных агентств планируется включение этапа дополнительной экспертизы с представлением отчета спустя два года после принятия решения Руководящим комитетом ENQA.

В целом в качестве стратегических ориентиров, по итогам Пятого форума ENQA, были выделены следующие направления:

  • усиление работы в области интернационализации, а именно ставка на сотрудничество, увеличение количества иностранных экспертов для проведения аккредитационных процедур, участие в работе международных сетей, развитие международной мобильности сотрудников;
  • адаптация всех национальных образовательных систем к пересмотренным ESG: новая версия стандартов позволит более чутко реагировать на изменения в высшем образовании, к тому же отдельной областью оценивания теперь является реализация студентоцентрированного подхода в обучении;
  • повышение качества деятельности аккредитационных агентств: новый подход в оценке деятельности агентств, направленный на оценку динамики их развития, будет способствовать совершенствованию работы агентств, а значит решению главной задачи – обеспечению высокого качества образования в целом.

«Признание Нацаккредцентра европейским экспертным сообществом – это повышение доверия среди российских вузов, репутации и конкурентоспособности среди зарубежных аккредитационных агентств, возможность проведения международной аккредитации».

Признание Европой

Для Национального центра общественно-профессиональной аккредитации участие в форуме имело особое значение, поскольку здесь официально утверждено решение Руководящего комитета ENQA от 26 ноября 2014 года о включении Нацаккредцентра в ассоциацию и признан статус полноправного члена. И это событие очень символично, так как буквально следующий день, 18 апреля, был ознаменован как двадцатилетний юбилей инфраструктуры системы аккредитации в России.

Признание Нацаккредцентра европейским экспертным сообществом – это повышение доверия среди российских вузов, репутации и конкурентоспособности среди зарубежных аккредитационных агентств, возможность проведения международной аккредитации.

Статус признанного агентства в европейской ассоциации ENQA дает новые возможности для еще более активной работы Нацаккредцентра как внутри страны, так и за рубежом. Например, для проведения совместных аккредитационных процедур в российских вузах, широкого установления контактов с европейскими агентствами с целью приглашения европейских экспертов в комиссии центра, а также участия в рабочих группах и проектах ENQA по важным вопросам гарантии качества высшего образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
ENQA: российский опыт в европейском документе
ENQA: вопросов больше, чем ответов
Гарантия качества высшего образования
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
ENQA: Отчет в зачет
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Перспективы евразийского образовательного пространства
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ