Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств

Гарантировать качество образовательных программ и образовательных учреждений, признаваемое на европейском уровне, могут и должны агентства гарантии качества (аккредитационные агентства), сами прошедшие процедуру признания качества и эффективности своей деятельности.

Просмотров: 2235
Галина МОТОВА, заместитель директора Росаккредагентства, доктор педагогических наук

Когда что-либо требуешь с других – начинай с себя. Этот принцип управления нашел отражение и в документах Болонского процесса по вопросам гарантии качества высшего образования. Гарантировать качество образовательных программ и образовательных учреждений, признаваемое на европейском уровне, могут и должны агентства гарантии качества образования (аккредитационные агентства), сами прошедшие процедуру признания качества и эффективности своей деятельности.

Полномочия координатора процедур оценки и признания аккредитационных агентств от конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса получила в 2003 году Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA. В связи с этим ассоциация поставила задачу – до 2010 года провести «ревизию» среди своих членов и кандидатов в члены: определить требования к эффективности работы агентств и провести экспертизу агентств на соответствие этим требованиям.

В 2005 году в Бергене на очередной встрече министров были приняты разработанные ENQA «Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве». Они содержат три части: стандарты и рекомендации для внутривузовских систем гарантии качества, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты деятельности аккредитационных агентств. Соответствие требованиям стандартов к деятельности аккредитационных агентств, в свою очередь, является обязательным условием полного членства в ENQA и внесением агентства в Европейский реестр аккредитационных агентств EQAR. Оценка такого соответствия проводится на основе самообследования агентств и внешней экспертизы их деятельности специально организованной и координируемой ENQA комиссией, состоящей из европейских специалистов в сфере оценки и гарантии качества высшего образования.

Таким образом, за четыре-пять лет все члены ENQA должны пройти внешнюю экспертизу своей деятельности, чтобы подтвердить свое членство. По результатам экспертизы, возможны четыре варианта решения: полное соответствие европейским стандартам, существенное соответствие, частичное соответствие и несоответствие. Решение о полном членстве принимает не экспертная комиссия, а Руководящий комитет ENQA.

В настоящее время из 39 полноправных членов 7 агентств подтвердили полное членство, по агентствам это будет сделано в ближайшее время. К 2009 году 4 агентства также прошли внешнюю экспертизу, и агентств, имеющих статус кандидатов на полноправное членство, проходят экспертизу.

Решение о создании Европейского реестра аккредитационных агентств EQAR было также принято конференцией министров в 2005 году. 15 февраля 2006 года Европейский парламент и Совет Европейского союза принял Рекомендации по дальнейшему сотрудничеству в сфере гарантии качества высшего образования, где странам-членам Болонского процесса в п.4 рекомендовано «дать право высшим учебным заведениям, работающим на их территории, выбрать среди аккредитационных агентств, включенных в Европейский реестр, соответствующее своему профилю агентство (для прохождения аккредитации), прописать это в национальном законодательстве и учитывать национальными органами власти». В п.5 рекомендовано «разрешить высшим учебным заведениям прохождение дополнительного оценивания другим агентством, включенным в Европейский реестр: например, для повышения международного престижа».

Фактически EQAR был создан в марте 2008 года. В состав учредителей вошли Европейская ассоциация университетов, Европейская ассоциация вузов, Европейский союз студентов, Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования, а также представители государственных органов управления образованием стран-участниц Болонского процесса.

Аккредитационные агентства, прошедшие внешнюю экспертизу и имеющие заключение о полном или существенном соответствии европейским стандартам, имеют возможность подать заявление о внесении в реестр. В настоящее время подано 14 заявлений, из которых 9 – приняты, 2 – отозвано, 2 – ожидают решения, одному – отказано.

Таким образом, в Европейском реестре уже 9 аккредитационных агентств. В их числе 4 агентства из Германии, 2 – из Испании, по одному из Великобритании, Бельгии, Польши. Некоторые из них (Германия) имеют опыт работы в других странах.

30 мая 2009 года в Вильнюсе (Литва) состоялся рабочий семинар Сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENET на базе Центра по оценке качества в высшем образовании Литвы на тему «Внешняя экспертиза агентств: полученные уроки». В работе семинара приняли участие 45 представителей 19 аккредитационных агентств из 16 стран Центральной и Восточной Европы, а также президент Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования ENQA Бруно Кюрваль (Франция), исполнительный директор Европейского реестра аккредитационных агентств EQAR Колин Тюк (Германия), директор голландско-бельгийского аккредитационного агентства NVAO Карл Дитрих. На открытии семинара выступил Государственный секретарь Министерства образования и науки Литвы Гедриус Вилиунас.

На обсуждение были вынесены две основные темы:

  • результаты экспертных визитов в аккредитационные агентства на соответствие Европейским стандартам и рекомендациям к деятельности аккредитационных агентств ENQA;
  • требования и критерии внесения аккредитационного агентства в Европейский реестр аккредитационных агентств EQAR.

Участники семинара во время обсуждения этих вопросов высказали серьезную озабоченность о том, что существующие требования в рамках Болонского процесса могут привести к тому, что несколько аккредитационных агентств, включенных в реестр, получат широкие возможности по аккредитации вузов и программ, тем самым будут задавать высокие требования к аккредитации и стоимости своих услуг. С другой стороны, если национальные аккредитационные агентства отдельных стран не войдут в Европейский реестр, вузы будут вынуждены обращаться в агентства других стран, и результаты такой аккредитации должны быть приняты в своей стране в качестве официальных.

В системе высшего образования представлены три основных игрока, заинтересованных в признании качества образования: правительства, агентства, вузы. Учитывая, что вузы представлены также студентами, а правительства представляют, в том числе, и рынок труда, можно, таким образом, сузить круг «стейкхолдеров» и попытаться понять возможности и риски европейского мандата для работы аккредитационных агентств.

Теоретически правительства стран, поддержавших Болонский процесс, должны быть заинтересованы, чтобы национальная система образования отвечала международным стандартам качества, но и, конечно же, национальным стандартам. Но приоритеты в данном случае во многом зависят от структуры высшего образования в стране. Если система в основном однородна (public) и существуют ограничения по открытию частных (private) университетов (например, в Дании или Бельгии) предпочтительны высокие международные стандарты. Но там, где представлен быстро растущий сектор частного образования (например, в Польше – около 300 частных вузов), необходимо, прежде всего, соблюдение требований национальных стандартов.

По мнению директора голландско-бельгийского аккредитационного агентства NVAO Карла Дитриха (Karl Dittrich), амбиции агентств по определению сферы деятельности зависят от количества самих агентств в стране. Если действует одно агентство – оно, как правило, работает на национальном уровне. Если больше, как например, в Германии – 6 аккредитационных агентств, возникает желание расширить поле деятельности и предложение своих услуг.

Что касается вузов, теоретически они также заинтересованы в международном признании, но на практике в большинстве своем консервативны. Исследовательские университеты ориентированы на международную кооперацию, вузы профессиональной направленности – на нужды региона и страны.

Таким образом, следует понимать, что включение аккредитационного агентства в Европейский реестр необходимо для тех стран и агентств, которые рассматривают европейское образовательное пространство как открытый рынок для вузов и агентств в сфере образования и оценки качества образования. И нужно отдавать себе отчет, что на этом рынке восточноевропейские страны занимают далеко не лидирующие позиции.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, аккредитация, ENQA, болонский процесс, качество образования, с места события, ао-32

Похожие материалы:
Роль студентов в процессе гарантии качества
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Финишная прямая на пути к Болонскому процессу
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Гарантия качества высшего образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
ENQA: российский опыт в европейском документе
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
ENQA: вопросов больше, чем ответов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#101Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
#102Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
#111Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ