Финишная прямая на пути к Болонскому процессуВ Федеральном агентстве по образованию РФ перед подведомственными вузами поставлена задача уже к 1 сентября 2010 года подготовить все необходимые документы по переходу на уровневую систему образования. Просмотров: 1796
В Федеральном агентстве по образованию РФ перед подведомственными вузами поставлена задача уже к 1 сентября нынешнего года подготовить все необходимые документы по переходу на уровневую систему образования. Не исключено, что ректоров вузов и проректоров по учебной работе предварительно попросят пройти своеобразный экзамен, причем не просто на знание конъюнктуры переходного периода, но и на понимание собственных задач по реформированию работы в возглавляемом вузе. И «двоечники» имеют все шансы поплатиться своими должностями. Главное мероприятие годаВ Рособразовании предполагают, что руководители некоторых высших учебных заведений до сих пор имеют слабое представление о том, какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить в рамках вуза исполнение федерального законодательства по переходу на уровневую подготовку. А это может привести к печальным последствиям как для коллективов вузов, так и, конечно же, для его студентов. Образовательные учреждения, не готовые работать в соответствии с Болонской системой, в 2011 году, когда вступают в силу поправки к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», автоматически будут нелегитимными. Поэтому вопрос об активизации подготовительной работы в подведомственных вузах стал основным в повестке дня первой в нынешнем году коллегии Рособразования. Переход на уровневую систему высшего профессионального образования руководитель Рособразования Николай Булаев назвал основным мероприятием для ведомства в наступившем году – не только самым важным, но и одним из самых проблемных. И времени на решение этих проблем остается все меньше. Несмотря на то, что система образования России получила отсрочку полной реализации болонских принципов до 2011 года, времени на «раскачку» нет. Зато появилась возможность подготовиться к переходу более качественно. Залогом же качества перехода может стать только уровень подготовленности коллективов образовательных учреждений и их ректоров. При этом в 344 вузах Рособразования, по заверению Николая Булаева, ситуация различная. Уровень подготовленности вузовских коллективов во многом обусловлен тем, как активно профессорско-преподавательский состав участвует в повышении квалификации. Эта работа в российском образовательном ведомстве началась в прошлом году и, конечно же, продолжится в нынешнем. – Нам пока особо хвалиться нечем, – признался глава Рособразования. – Анализ показывает, что повышение квалификации затрагивает не определяющую часть от общего числа преподавателей, работающих в вузах. Много или мало?По данным начальника Управления учреждений образования Рособразования Петра Анисимова, по программам повышения квалификации, касающимся проблем перехода высшей школы на уровневую подготовку, обучились порядка 15 тыс. человек. Но, если углубиться в анализ содержания этих программ, то выходит, что как минимум половина из них посвящена общетеоретическим вопросам, не позволяющим слушателям овладеть технологическими приемами проектирования и реализации новой модели уровневого высшего профессионального образования. Казалось бы, и профильных программ повышения квалификации в вузах Рособразования было разработано немало – более 250, однако доля таких «общечеловеческих», как, например, «Болонский процесс в России», тоже излишне велика. Много это или мало – 15 тысяч преподавателей, прошедших повышение квалификации, при общем их контингенте порядка 500 тысяч человек? Достаточно ли такого количества обученных специалистов для того, чтобы создать «точки роста» в университетах, где будет разработана вся нормативная внутривузовская документация для предстоящего перехода? По данным Рособразования, имеющиеся 15 тысяч подготовленных преподавателей неравномерно распределены среди подведомственных вузов. Многие из них представляют ведущие вузы, которые уже активно включились в процесс перехода к уровневой подготовке. Впрочем, это естественно, поскольку лидеры имеют представление о том, что без обученных преподавателей работа по Болонской системе не представляется возможной. – Структурный и содержательный анализ программ повышения квалификации, – отметил Петр Анисимов, – свидетельствует о необходимости применения системного подхода в формировании новых компетенций, связанных с уровневым образованием, у всех участников образовательного процесса. Должен быть реализован комплекс мероприятий по совершенствованию всей системы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава и руководящих работников вузов на федеральном и вузовском уровнях. Перед последними в 2010 году и поставлена задача разработать внутривузовскую правовую и нормативно-методическую базу по внедрению уровневой системы высшего профессионального образования и переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО. Чтобы облегчить жизнь вузам, которые не входят в число лидеров, а таких большинство, в Федеральном агентстве по образованию была создана рабочая группа, которая будет проводить консультации по переходу на уровневую систему. И основное внимание рабочей группе, как заметил Николай Булаев, следует обратить на вузы, которые этой работой еще не занимаются, в том числе и из-за того, что вступление закона в силу было отсрочено. Вероятно, руководители таких учебных заведений плохо представляют себе ситуацию, в которой могут оказаться через год – в 2011 году их деятельность будет вне закона. Не забыть о третьей ступениРоссийскому университету дружбы народов «нелегальное положение» явно не грозит, так как на обучение по программам бакалавриата и магистратуры он перешел еще в 1989 году. Как рассказал ректор РУДН Владимир Филиппов, который был первым российским деканом, выдавшим первый отечественный диплом бакалавра, ныне возглавляемый им университет полностью завершил переход к уровневой системе образования в 1995 году. На сегодняшний день опыт накоплен, безусловно, немалый. Однако предстоящие перемены несут инновации и для РУДН, поскольку одновременно реализуется проект организации учебного процесса по кредитно-модульной системе, внедряются новые ФГОС и т.д. Владимир Филиппов, с учетом опыта РУДН в области уровневой подготовки специалистов, сделал несколько предложений:
– Очевидно, стоит вопрос о том, что большинство бакалавров должно уходить в народное хозяйство, а не в магистры. В связи с этим необходимо определить: сколько в какой отрасли нам потребуется бакалавров и магистров. Не менее важно обсудить вопрос о том, какое количество бакалавров мы намерены принять по направлениям магистратуры – научному, практикоориентированному и педагогическоориентированному. Это необходимо в том числе и для того, чтобы не тратить дополнительные государственные средства на подготовку лишних магистров, например, для сельского хозяйства. Хотя, подчеркиваю, армия будет подталкивать молодых людей к тому, чтобы обязательно попасть в магистратуру по окончании университета. Поэтому работу, направленную на то, чтобы большинство бакалавров искало себе применение в практике, а не стремилось в магистратуру, надо проводить поэтапно. Но с организацией работы магистратур в российской системе образования есть сложности. Несколько лет тому назад был издан приказ Министерства образования и науки РФ о введении трех видов магистратур: научной, практикоориентированной и педагогическоориентированной. Владимир Филиппов объяснил, что на практике в вузах происходит смесь этих видов, поскольку нет примерных программ, рекомендованных УМО, и пока еще не изданы положения о видах магистратур. Он предложил ускорить разработку таких положений, а потом, возможно, и примерных программ по направлениям. Говоря о повышении квалификации преподавателей по уровневой подготовке, ректор РУДН заметил, что она могла бы завершаться получением соответствующего сертификата. При этом программы должны объяснять не просто принципы Болонского процесса, но и тонкости организации кредитно-модульной системы, индивидуальной траектории выбора студентов, говорить о специализациях в бакалавриате и многом другом. Кроме того, Владимир Филиппов напомнил о том, что Болонская система предусматривает три уровня, а не два – бакалавр и магистр, которые «на слуху». В 2009 году на встрече министров высшего образования стран-участниц Болонского процесса, которая прошла в Бельгии, нашей стране было указано на то, что в рамках Болонского процесса в ней не внедряется третий уровень – PhD. – Нам нельзя задерживаться, – подчеркнул Владимир Филиппов, – потому что 90 процентов стран ввели степень PhD, и даже почти все страны СНГ ввели или обозначили переход к этой системе законодательно. И мы со своим «кандидатом наук» останемся единственными в мире. Кто приедет в Россию учиться и получать степень кандидата наук, который будет неизвестен в других странах? При новой системе степень нашего доктора наук сохраняется, но необходимо внедрить некоторые новации в системе кандидатской степени, чтобы приравнять его к степени PhD. Экзамен для ректоровЗнают ли об этих тонкостях ректоры всех вузов? Пока неизвестно. Вероятно, чтобы ответ на этот вопрос стал более-менее понятным, руководитель Рособразования Николай Булаев предложил выборочно, быть может, в полутора сотнях вузов провести своеобразную сертификацию проректоров по учебной работе и ректоров. Узнать, понимают ли они, что им необходимо сделать в нынешнем году для того, чтобы вуз исполнил требования федерального законодательства в части перехода на уровневую подготовку. В случае, когда проректор и ректор не сдадут этот экзамен, должен возникнуть вопрос о расторжении контракта с ними, считает глава федерального агентства. А предварительно с помощью современных технологий дать руководителям учебных заведений возможность заняться самообразованием. Найти ответы на важные вопросы по переходу на уровневую подготовку они могли бы, например, в Интернете – на специально созданных информационных ресурсах.
О бакалавриате в педагогическом образовании на коллегии Рособразования говорилось отдельной строкой, поскольку педагогов в нашей стране готовят почти 200 вузов и филиалов, из которых 67 профильных. Не взирая на то, что ряд вузов имеет серьезный опыт работы по подготовке бакалавров и магистров, подготовка эта, как показывает статистика, чаще всего велась по одному из семи направлений педагогики. Теперь система педагогического образования должна перейти на обучение студентов по новым направлениям: педагогическому, психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому). Как отметил ректор Московского педагогического государственного университета Виктор Матросов, 30 декабря 2009 года вышло постановление Правительства РФ № 1136, которое имеет важнейшее значение для ускорения перехода педагогического образования на систему уровневой подготовки. Постановление разрешает подготовку бакалавров педагогического образования по двум профилям с иным, более продолжительным, сроком обучения. Это нововведение, в том числе, должно повлиять на перелом ситуации обеспечения кадрами сельских малокомплектных школ, в которые смогут прийти бакалавры. Как считает Виктор Матросов, на одном из следующих этапов необходимо разработать ФГОС и необходимый комплект учебно-методической документации, обеспечивающие пятилетнюю подготовку бакалавров с двумя профилями. Также важно определиться со статусом бакалавров и магистров относительно, например, того, на каких должностях они смогут работать, чем будут отличаться их должностные характеристики, каков их уровень зарплаты и т.д. В связке с работодателямиОб опыте подготовки бакалавров и магистров для приоритетных отраслей экономики рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Владимир Кутузов. До 2006 года уровневая подготовка в этом вузе охватывала не более 10 процентов от общего числа абитуриентов и касалась только бакалавров и магистров, ориентированных на научно-педагогическую деятельность. Поэтому университет использовал возможность на конкурсной основе отбирать лучших выпускников для собственного научно-педагогического резерва, организовав, по сути, элитарную подготовку. В 2006 году ПНП «Образование» и конкурс инновационных программ подтолкнули университет к подготовке магистров и аспирантов для приоритетных отраслей экономики. Ученый совет вуза принял решение о переходе к масштабной подготовке бакалавров и магистров в области техники и технологий. Как показала практика, обучение в этих отраслях должно проходить по собственным образовательным программам, и выпускники должны получить совсем другие компетенции, нежели в привычных бакалавриатах и магистратурах. – А второй уровень подготовки, – поделился опытом Владимир Кутузов, заводя разговор о социальном партнерстве, – мы вообще не мыслим без работодателей. В области техники и технологий такой вуз, как ЛЭТИ, не может самостоятельно, без такого парнерства, учить и выпускать магистров, конкурентоспособных на мировом и российском рынках труда. По программе «Стратегическое партнерство» ЛЭТИ с 2000 года взаимодействует с более чем 40 крупными предприятиями региона. Причем университет сумел заинтересовать партнеров в качественной подготовке выпускников, в том числе, готовящихся и в уровневом формате. Кто-то из ректоров усомнится – так ли это? Так ли работодатели стремятся внести свою лепту в обучение студентов и к тому же бакалавров?! По словам Владимира Кутузова, в 2000 году ситуация была совершенно не такой как сегодня. Ни один генеральный директор ни одного предприятия в Петербурге не воспринимал бакалавров как специалистов, готовых работать в проектных и научных организациях и на высокотехнологичных предприятиях. Но 10 лет упорной работы не прошли даром: в вузе научились понимать, что такое профессиональные требования и стандарты, а работодатели вникли в тонкости профессиональных компетенций и федеральных образовательных стандартов. При таком подходе у руководства университета сложилось четкое представление и о структуре формирования заказа на выпускников со стороны работодателей. Это важно было понять, поскольку целевая подготовка магистров в области техники и технологий позволила вузу достаточно оперативно изменять и актуализировать профили, сохраняя ядро направления подготовки без изменений – в соответствии с образовательным стандартом. – Сегодня более 60 процентов времени в соответствии с образовательными стандартами мы можем тратить на вариативную часть, – рассуждает ректор ЛЭТИ. – Это очень нравится работодателям, и поэтому ни одна образовательная магистерская программа с конкретными профилями не запускается в нашем вузе без заказа с их стороны.
Крупные предприятия могут спланировать потребность в кадрах примерно на два года вперед. В эти два года в ЛЭТИ и формируется профиль магистров – в соответствии с поступившими прогнозами-заказами работодателей. Если говорить о первой ступени ВПО, то нужно заметить, что университет в виде эксперимента готовил бакалавров не только для магистратуры (с перспективой стать разработчиками или проектировщиками сложных технических систем), но и «прикладных» бакалавров, отправлявшихся на рынок труда. Выяснилось, что такая подготовка требует использования совершенно разных образовательных программ и ориентира на разные компетенции выпускников. Параллельно обучать бакалавров двух «типов» затратно. Из-за этого ЛЭТИ был вынужден отказаться от «прикладного» бакалавриата. Возможно, подобную ситуацию исправит участие в образовательном процессе работодателей. Вузу без дополнительных ресурсов одновременно реализовывать образовательные программы нескольких типов экономически невыгодно. Подготовка для техники и технологий практикоориентированных бакалавров и магистров требует гораздо больших ресурсов, так как технологии обновляются очень быстро, а материально-техническая база и программное обеспечение, необходимые для учебного процесса, дороги. Даже предприятиям в этих непростых условиях зачастую приходится кооперировать усилия для их приобретения. – Мне кажется, необходимо разработать механизм частно-государственного партнерства, направленный на софинансирование образовательного процесса со стороны работодателей, – выдвинул свою версию решения проблемы ректор ЛЭТИ. – У нас есть опыт и соответствующие наработки по городским программам подготовки кадров для высокотехнологичных предприятий Санкт-Петербурга, с помощью которых мы такие механизмы уже четвертый год пытаемся проработать и внедрить. Думаю, что в других регионах и других вузах тоже накоплен подобный опыт. Когда были озвучены цифры приема в магистратуру ЛЭТИ, а она в нынешнем году превысила 500 человек и достигла, по словам Владимира Кутузова, «предела насыщения», вскрылась еще одна важная для уровневой системы образования проблема. Оказалось, что прошлой осенью в магистратуру университета пытались поступить лишь восемь человек, получивших диплом бакалавра в других учебных заведениях. И прошли конкурс только трое. Получается, магистратура функционирует практически для «своих» бакалавров? Ректор ЛЭТИ считает, что в магистратуры ведущих вузов не приходят бакалавры из других образовательных учреждений из-за отсутствия достойной информационной поддержки. «Демонизация» бакалавраВопрос информационной поддержки актуален вообще для всей процедуры перехода российского образования к уровневой системе. Потому что до сих пор, особенно в регионах, происходит «демонизация» бакалавра, а многие не представляют, кто такой бакалавр и «с чем его едят». Среди неосведомленных немало абитуриентов и даже работодателей. А это серьезная проблема, причем не только для вузов, но и для всей системы высшего профессионального образования.
– Во время приемной кампании 2007 года, – вспоминает ректор Кемеровского государственного университета Ирина Свиридова, – мне приходилось утирать слезы нашим потенциальным студентам и их родителям, объясняя с утра до ночи, что бакалавриат перспективен, за этой системой будущее, а часть ребят сможет в дальнейшем продолжить обучение в магистратуре. Такая ситуация заставила меня задуматься о том, что же у нас знают работодатели и общество в целом о системе двухуровневой подготовки. Социологический центр КемГУ провел соответствующий опрос среди родителей, школьников и работодателей. Как выяснилось, для многих абитуриентов и родителей бакалавр – это нечто среднее между выпускником техникума и студентом IV курса вуза. Работодателей же спрашивали только о том, готовы ли они трудоустроить выпускника вуза, имеющего диплом бакалавра? Половина респондентов готова брать их на работу, но с намерением активно их переучить. Примерно треть не готова принимать бакалавров, считая, что это «недоделанные» специалисты с неоконченным высшим образованием. А порядка 15 процентов работодателей вообще не поняли, о ком идет речь. Они не знают, кто такие бакалавры! Вывод напрашивается один: если профессиональная общественность готова к переходу на уровневую систему образования, то в целом общество – нет. Понятно, что при тенденции кратного увеличения приема в бакалавриат необходимо срочно решать вопрос с их трудоустройством, который остро возникнет уже через четыре года. Что будет дальше, если работодатели не знают, кто такой бакалавр? В Кемеровском госуниверситете взялись изменить представление о бакалавре среди населения при помощи активной профориентационной и просветительской работы. Силами собственного профориентационного центра вуз объединил более 160 ведущих учебных заведений региона – лицеи, колледжи и школы с профильными классами. В 22 муниципальных образованиях Кузбасса из 34 открыл представительства своего центра довузовской подготовки. По словам Ирины Свиридовой, в преддверии приемной кампании 2009 года была проведена колоссальная разъяснительная и консультационная работа. Кроме того, университет совместно с региональной телекомпанией договорился о выпуске ежемесячной программы, в которой рассказывается, в том числе, и об уровневой системе ВПО. Результат не заставил себя ждать – проблем с приемом на программы бакалавриата в прошлом году университет не испытал. Для исправления ситуации на потенциальном рынке труда для бакалавров КемГУ постоянно проводит его мониторинги. Будущие политологи и социологи совместно со специалистами регионального центра занятости исследуют его потребности в разрезе городов и районов Кемеровской области. Им из первых уст известно, какие компетенции востребованы, какое дополнительное образование, квалификации и специализации необходимо дать выпускникам, чтобы они были конкурентоспособными. Свою немалую лепту в трудоустройство студентов вносит вузовский центр мониторинга, работающий в формате молодежного кадрового агентства. Его усилиями в 2009 году были трудоустроены по специальности 89 процентов от первого массового выпуска бакалавров. Еще 7 процентов продолжили обучение в магистратуре. Под эгидой университета для этих же целей создан союз руководителей малого и среднего бизнеса. Работодатели Кемеровской области говорят, что им нужны выпускники, владеющие не просто одной специальностью, а еще и несколькими смежными квалификациями. В ответ университет ввел дополнительные профессиональные квалификации и специализации по более чем 40 направлениям, реально востребованным экономикой региона. К сожалению, решение существующих проблем с трудоустройством бакалавров происходит с возникновением новых. Заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы РФ по образованию Владимир Ефимов сообщил о том, что 30 декабря 2009 года Минздравсоцразвития РФ утвердило новые должностные инструкции, в которых слово «бакалавр» отсутствует. И если следом не появятся должностные инструкции с упоминанием бакалавров, то работодатели даже если и захотят трудоустроить выпускника с дипломом бакалавриата, вряд ли смогут это сделать. В целом же перспективу трудоустройства бакалавров в масштабах страны обрисовал ректор Томского политехнического университета Петр Чубик: – Я точно знаю, что бакалавров будут брать на работу, но только мы должны за четыре года научиться их готовить так, как раньше готовили за пять лет инженеров. А для этого наши преподаватели должны повышать квалификацию еще и в области современных образовательных технологий. Вместо моря - кабинетРабота в нынешнем году вузам предстоит без преувеличения колоссальная. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, опираясь на собственный опыт, выдвинул мрачный прогноз, обращаясь к коллегам: – Если вы начали процесс разработки примерных образовательных программ позднее сентября 2009 года, то перейти к их реализации в 2011-м не сможете. Возможно, кто-то рассчитывает отделаться программами с содержанием 25-летней давности, преподнесенными в обложке, датированной 2010 годом. Но сегодня речь идет не просто об уровневой системе, но и, подчеркиваю, о ее компетентностном формате. Ни о каких теплых морях ректоры могут не мечтать, если рассчитывают выполнить переход к уровневой системе в 2011 году. Руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев несколько сгладил прогноз. Но он заметил, что старт подготовительной работе ректоры вузов должны были дать еще раньше – в 2008 году. У тех, кто откладывал начало эпохального перехода к уровневой системе, еще есть возможность догнать, но нужно заниматься максимально быстро и продуктивно. – Если у ректоров есть честность по отношению к своим студентам, – отметил глава Рособразования, – работа должна быть выполнена не формально, а качественно. До сентября 2010 года необходимо ее завершить, потому что 1 февраля 2011-го мы будем должны объявить новые правила приема. И с сентября 2011 года начинаем обучать студентов по новому пакету документов, которые каждый вуз разработал. Если в грядущем сентябре мы увидим, что ничего не сделано, команду нужно срочно менять, а вуз реорганизовывать, спасая студентов. Важно понять, что в систему образования приходят живые люди, и разрабатываемый нами продукт будет реализован на них. От качества этого продукта зависит, смогут ли выпускники наших вузов заработать себе на жизнь. Возможная ошибка не столько дорого обойдется нам и государству, сколько очень большому количеству людей, поскольку подавляющее число студентов обучается в вузах, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|