Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Институциональная и программная аккредитация ВПО

Институциональная и программная аккредитация в ВПО стала темой семинара, который проходил в Париже. Главная цель данного семинара – способствовать более глубокому пониманию европейских принципов и методологии гарантии качества в высшем образовании.

Просмотров: 2774

Тренинг по-европейски

В июне 2010 года на базе Агентства по оценке исследовательской деятельности и высшего образования (AERES), г. Париж (Франция) состоялся обучающий семинар-тренинг «Внешняя и внутренняя гарантия качества для институциональной и программной аккредитации в высшем профессиональном образовании». Семинар был организован по инициативе Национального центра общественно-профессиональной аккредитации (Россия) и Национального аккредитационного центра (Казахстан). В работе обучающего семинара-тренинга приняли участие россияне и казахстанские коллеги: руководители аккредитационных организаций и эксперты по оценке высшего профессионального образования.

Подобный тренинг, как для россиян, так и для казахстанцев проводился впервые. В России с 2005 года создана система подготовки экспертов, участвующих в экспертных комиссиях при лицензировании и аккредитации. Такую подготовку к настоящему времени прошли уже 539 человек. В Казахстане подготовка экспертов начата с 2009 года, однако они гораздо интенсивнее осваивают зарубежный опыт, например, приглашают зарубежных специалистов (в т.ч. и россиян) проводить обучающие семинары и непосредственно участвовать в работе экспертных комиссий. Российские эксперты также имели возможность познакомиться с опытом работы аккредитационных агентств Германии, Франции и Эстонии на ежегодных Всероссийских конференциях экспертов, но лучше «один раз увидеть…». А вот увидеть случилось впервые.

Семинар проходил на базе AERES, одного из крупнейших агентств гарантии качества в Европе (штат составляет около 70 человек). Кроме того, на семинар были приглашены руководители аккредитационных агентств Испании и Швейцарии, что позволило сделать мероприятие по-настоящему международным.

Главная цель данного семинара – способствовать более глубокому пониманию европейских принципов и методологии гарантии качества в высшем образовании, а также повышению компетентности участников в вопросах экспертизы качества образования. В рамках семинара обсуждались также вопросы оценки и аккредитации в сфере ВПО.

Тематика занятий и организация семинара создали для участников условия для анализа собственной деятельности – внешней экспертизы и разработки оценочных процедур – на соответствие европейским стандартам для систем гарантии качества.

Особое внимание было уделено приоритетам, которыми должны руководствоваться внешние эксперты при оценке качества образовательных программ и учреждений образования. Проведение самообследования, а также условия для взаимодействия между аккредитационным агентством и вузами также были в центре внимания семинара. Для знакомства и обсуждения были вынесены как теоретические, так и практические вопросы: определение понятий «стандарт», «критерий», «показатель»; взаимосвязь процедур самообследования и внешней экспертизы, экспертиза соответствия (полное, частичное и неполное) установленным стандартам; методика определения стандартов и критериев; взаимосвязь результатов экспертизы и аккредитационного решения; аккредитационное решение и его последствия и др.

Европейские агентства гарантии качества в настоящее время работают в соответствии с требованиями национального законодательства и Европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества высшего образования ESGENQA. Как удается им совмещать национальные и европейские требования – этот вопрос был раскрыт на примере Франции и Испании Жаном Франсуа Дэно – директором Агентства по оценке исследовательской деятельности и высшего образования (AERES) и Джеммой Раурет Дальмао – директором Агентства по оценке исследовательской деятельности и высшего образования ANECA.

Болонский процесс инициировал формирование Европейской ассоциации агентств гарантии качества в высшем образовании ENQA и Европейского консорциума по аккредитации ECA. Эти организации предлагают поддержку и широкие возможности для международных проектов в области оценки и гарантии качества. Каким образом можно принять в них участие – об этом подробно рассказали участникам Рольф Хойссер – президент Европейского консорциума по аккредитации (Швейцария) и Брюно Кюрваль – президент и вице-президент ENQA (2004-2008 гг.), руководитель отдела гарантии качества Международного центра педагогических исследований (CIEP).

Тереза Санчес Шапарро (Комиссии по присвоению инженерных степеней CTI (Франция)) и Эдуардо Гарсиа (Испания) представили опыт аккредитации отдельных образовательных программ профессионального образования.

Российские и казахстанские эксперты также имели возможность познакомить европейцев с практикой и достижениями в своей работе.

Кроме теоретических занятий программа семинара включала посещение двух учреждений высшего образования: Школы биоинженерных технологий (EBI) и одной из лучших бизнесшкол Франции и Европы – Высшей школы экономических и социальных наук ESSEC. Эксперты на практике смогли познакомиться с организацией процедур самообследования, процедурами взаимодействия с аккредитационными агентствами, убедиться в значимости такой работы для повышения качества высшего образования.

По итогам семинара-тренинга экспертам были вручены сертификаты о подготовке европейского образца. Всеми сторонами – представителями пяти стран – были высказаны предложения о продолжении и развитии такой практики подготовки экспертов на европейском уровне.


– Насколько актуальны, с вашей точки зрения, были вопросы, обсуждавшиеся в рамках семинара? Какие еще проблемы вы рекомендовали бы обсудить на последующих семинарах?

Людмила Войтехович,НОУ ВПО «Экономико-энергетический институт», ректор:

– Тематика семинара была для меня очень актуальной, поскольку на протяжении последних 15 лет моя профессиональная деятельность непосредственно связана с проблемами качества образования. Семинар предоставил участникам возможность в реальном режиме познакомиться с европейским опытом построения и развития систем гарантии качества, а также глубже проанализировать достижения и системные недостатки российского образования.

Благодаря семинару я поняла, что общая проблема качества подготовки специалистов в России и Европе вызвана разными причинами. Европейское образование основано на доминанте рационального прагматического мышления. В связи с этим мне хотелось бы обсудить вопросы образовательных технологий, содержания и структурирования учебного материала, подробнее познакомиться с внутренней системой гарантии качества подготовки специалистов. В российских вузах нет четкого понимания того, как эту систему создать и как она должна функционировать.

– В работе семинара приняли участие эксперты из Казахстана. Какие инициативы казахстанских коллег показались вам полезными для использования в России?

Михаил Беренгартен, Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ), проректор по учебной работе:

– Как российский федеральный эксперт, принимавший участие в качестве приглашенного эксперта в процедурах институциональной аккредитации в казахстанских вузах, я хотел бы отметить, что процедура институциональной аккредитации в Казахстане в настоящее время оптимальна. В составе комиссии по аккредитации – минимальное необходимое количество квалифицированных экспертов. Работа проходит в сжатые сроки в интенсивном режиме интервью со всеми участниками образовательного процесса – от руководства вуза до студентов. Такой режим работы, с учетом проведенной вузом предварительной работы по самообследованию, позволяет руководству вузов принимать оперативные корректирующие решения. Участие международного эксперта в работе комиссии позволяет дополнительно посмотреть со стороны на организацию учебного процесса и систему качества образования, что оказывается полезным при разработке последующей стратегии развития университета.

– Формат мероприятия предусматривал три дня семинарских занятий и один день, посвященный посещению вузов. Насколько удачным стал такой подход к организации семинара?

Виталий Гарькин, Самарский государственный университет, проректор по учебной работе :

– Считаю весьма удачным выбранный формат проведения семинара. Посещение вузов Франции с учетом моего опыта знакомства с университетами США, Великобритании и Италии еще раз подтвердило мое убеждение в том, что с точки зрения организации нам есть чему у них поучиться. Можно только позавидовать их материальным ресурсам, но в то же время еще раз убедиться, что мои коллеги из Самарского госуниверситета как профессионалы могут составить конкуренцию на рынке труда Европы и США. Знакомство с методикой ранжирования высших экономических школ показало, что, как и у нас в России, широко используется критериальный подход к оценке значимых показателей деятельности вуза. В своем вузе как проректор по учебной работе я хотел бы реализовать методику французских коллег, используемую при оценке квалификации и результативности исследований преподавателей факультета.

– Как вы считаете, насколько ценным стало участие в занятиях и круглых столах специалистов в области гарантии качества из Франции, Швейцарии, Испании?

Надежда Лебедева, Волгоградский государственный университет, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики:

– Значимость семинара как раз и состояла в том, что эксперты разных стран смогли сопоставить подходы и процедуры, используемые ими для институциональной и программной аккредитации в национальных образовательных системах. В результате обсуждения выявились как совпадения (в основном, это касалось оценочных показателей, которые мало чем отличаются в российской и европейской системах аккредитации), так и расхождения по некоторым вопросам. В частности, стала очевидной необходимость дальнейших обсуждений концептуальных подходов, сближения точек зрения на роль аккредитации в России и, например, во Франции, на роль эксперта в этом процессе, на характер его взаимоотношений с коллегами, которых он проверяет (по версии французских коллег, «знакомится» с их результатами). Даже в некоторые общие термины мы вкладываем пока несколько различный смысл.

– Какие выводы и предложения по итогам семинара Вы могли бы сделать для развития системы гарантии качества (аккредитации) в России?

Светлана Кочерга, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), проректор по кадровому и правовому обеспечению:

– Отличный формат обучения позволил из «первых уст» получить не только теоретические, но и практически знания, в частности, по вопросам негосударственной аккредитации. Семинар был очень полезен с точки зрения обмена опытом, возможностей дальнейшего сотрудничества с зарубежными коллегами по вопросам оценки качества, а также межвузовского сотрудничества по реализации международных проектов.

Желательно, чтобы в такого рода семинарах участвовали представители не только вузовской общественности, но и представители государственных структур, определяющих политику образования по данным вопросам.

Людмила Войтехович:

– Я думаю, что России нужно активнее привлекать экспертов из других стран при проведении институциональной и программной аккредитации. Чем глубже и разностороннее будут развиваться отношения между национальными системами гарантии качества, тем успешнее аккредитация будет способствовать развитию Российского образования.

Михаил Беренгартен:

– Думаю, что тщательный анализ результатов семинара и, возможно, дополнительное проведение круглых столов по его итогам с участием федеральных экспертов позволят внести в существующую систему институциональной и программной аккредитации в России новое содержание. В частности, изменения могут быть направлены, с одной стороны, на сокращение слишком формализованных и иногда не столь важных процедур, а с другой стороны – на учет опыта экспертов для совершенствования систем обеспечения качественного образования в каждом конкретном вузе.

Виталий Гарькин:

– По итогам семинара можно сделать однозначный вывод о необходимости развития системы гарантии качества (аккредитации) в России в тесной связи с принципами Болонской декларации. При этом главный акцент должен быть сделан на вопросы государственной поддержки всех российских аккредитационных агентств, удовлетворяющих критериям ENQA и получивших международное признание, а также на реальном обеспечении независимости процедуры оценки от государства.

Надежда Лебедева:

– Считаю, что системы аккредитации в России в Европе преследуют одну цель – обеспечить качество образования. Процедуры и параметры оценивания, в основном, совпадают; уровень подготовки экспертов, включенных в Национальный реестр, соответствует требованиям, выдвигаемым европейскими аккредитационными агентствами.

Поэтому предлагаю использовать процедуру предварительного консультирования вузов, готовящихся к аккредитации; разработать процедуру аккредитации российских образовательных программ, которые будут соответствовать европейским требованиям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: зарубежный опыт, международное сотрудничество, аккредитация, с места события, ао-40

Похожие материалы:
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Образование в течение жизни в России и мире
Гарантия качества высшего образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Системы гарантии качества "новой Европы"
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
APQN. Глобализация систем гарантии качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#109Риск-ориентированная модель в образовании: готовность №…
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#107Качественная подготовка специалистов в Приморском политехническом колледже
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#103Отраслевая наука в большом долгу у практики
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство