Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов

В VIII (ежегодном) Международном форуме Гильдии экспертов «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования» приняли участие 226 человек, в том числе 5 зарубежных экспертов из Германии, Литвы, Чехии и Эстонии, представители Госдумы РФ, Российской академии образования, зарубежных и российских аккредитационных агентств и др.

Просмотров: 2151

В Москве 15‑16 ноября состоялся VIII (ежегодный) Международный форум Гильдии экспертов «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования».

В работе приняли участие 226 человек, в том числе 5 зарубежных экспертов из Германии, Литвы, Чехии и Эстонии, представители Государственной Думы РФ, Российской академии образования, Руководящего комитета Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA), зарубежных и российских аккредитационных агентств, Национального аккредитационного совета, а также сертифицированные (федеральные) эксперты профессионального образования, представители академической общественности.

Открытие форума было ознаменовано пленарным заседанием, на котором выступили представители Госдумы РФ – член Комитета по науке и наукоемким технологиям Александр Дегтярев и заместитель председателя Комитета по образованию Надежда Шайденко, председатель Национального аккредитационного совета, академик РАО Виктор Болотов, а также руководители ведущих отечественных аккредитационных агентств – директор Национального центра общественно‑профессиональной аккредитации Владимир Наводнов и президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков.

Участие законодателей – представителей двух ключевых для системы высшего образования комитетов Госдумы РФ – было очень важным для работы форума в связи с введением нового закона об образовании. Современная государственная политика модернизации системы российского образования, стоящие перед всей этой системой вызовы, определяющие ее конкурентные преимущества факторы и основные драйверы инновационного развития были вынесены на обсуждение А. Дегтяревым. Законом впервые закрепляются нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

Эти нормативные правовые основания призваны в целом обеспечить динамичное развитие системы образования, в том числе способствовать апробации, использованию новых образовательных методик, педагогических практик, внедрению новых моделей. Как отметил в своем выступлении А. Дегтярев, закон восполняет имеющиеся в настоящее время правовые пробелы в регулировании отдельных институтов системы образования – таких, например, как деятельность негосударственных образовательных учреждений, – вводит порядок сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, кредитно‑модульную систему, статус примерных образовательных программ, а также устраняет избыточность административных ограничений, связанных с типологией образовательных учреждений, затрудняющей их развитие.

Традиционной в рамках этого совещания стала тема интеграции и гармонизации подходов по аккредитации образовательных организаций и образовательных программ России и стран Европы. Руководители аккредитационных агентств В. Наводнов и Ю. Похолков уделили внимание проблемам и достижениям российского высшего образования с точки зрения европейских экспертов, необходимости сотрудничества с европейскими ассоциациями по гарантии качества образования.

Огромный интерес вызвали выступления зарубежных экспертов, принявших участие в форуме. Заместитель директора Центра оценки качества высшего образования (Литва), член Руководящего комитета ENQA Аурелия Валейкиене представила выступление на тему «Формирование национальной системы гарантии качества и внедрение Европейских стандартов и рекомендаций гарантии качества: особенности (проблемы) участия заинтересованных сторон на примере Литвы, Эстонии, Латвии». Она детально проанализировала формирование и тенденции развития систем гарантии качества и аккредитационных агентств в странах Балтии, подчеркнула важность и значимость вопросов интернационализации в оценке качества образования посредством участия иностранных специалистов, а также привлечения студентов и представителей рынка труда. Эксперт Агентства гарантии качества в сфере высшего образования Эстонии Марге Кронмае более подробно остановилась на вопросах аккредитации программ среднего профессионального образования в своей стране, рассказав о структуре профильной системы в целом, целях и процессе аккредитации и об инструментах оценки и моделях гарантии качества, для СПО в частности. Президент Аккредитационного комитета Республики Чехии Владимира Дворжакова остановилась на критериях и результатах внешней оценки программ докторантуры в Чешской Республике, рассказала об опыте Чешского аккредитационного комитета, методике оценки, работе аккредитационной комиссии, целях, критериях, негативной и позитивной сторонах оценки программ докторантуры. Эти два выступления вызвали живой интерес участников встречи, прежде всего потому, что методика экспертизы программ СПО и аспирантуры разработана гораздо менее детально, чем для программ высшего образования.

Об опыте европейского агентства Фонда по аккредитации международного бизнес‑администрирования (Foundation for International Business Administration Accreditation), экспертной оценке и работе с экспертами рассказала специальный представитель FIBAA в России Яна Беккер. Особенно подробно она остановилась на таком методе оценке качества образования, как экспертное оценивание («Peer Review»): на основных его этапах, критериях отбора экспертов, формировании экспертной группы и экспертных процедурах, так как это используется в практике работы европейских агентств.

В рамках второго дня форума была организована работа двух секций. Работа секции «Система аккредитации в современной России: анализ процессов становления и перспективы развития в свете интеграции в европейское образовательное пространство» затронула целый спектр проблем экспертной деятельности: например, вопросы экспертизы и аккредитации образовательных программ, по которым не установлены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Федеральные государственные требования (ФГТ). Сравнительный анализ подходов в государственной и профессионально‑общественной аккредитации, в том числе аккредитации за рубежом, формирование компетенций в учебном процессе и методы их оценки в условиях вуза – вот далеко не полный перечень вопросов, который сегодня волнует экспертов.

Секция «Теория, методология и практика оценки качества высшего профессионального образования: новые подходы к методам оценки качества образовательных программ» была посвящена вопросам организационно‑технологического обеспечения интернет‑тестирования, опыту проведения масштабных педагогических измерений, их преимуществам и недостаткам. Особое внимание было уделено возможностям совершенствования оценочных средств на основе модульного подхода. Были также затронуты вопросы управления показателями деятельности вуза с применением нейросетевого прогнозирования, требования к внутривузовским системам гарантии качества и их взаимосвязи с системой мониторинга вузов, освещены правовые основы создания фондов оценочных средств (ФОС), формирование профессиональных компетенций, методическое, кадровое и технологическое обеспечение ФОС.

В период работы совещания произошли два важных события для развития системы гарантии качества России. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Аккредитационной комиссией Чешской Республики (Accreditation Commission Czech Republic – ACCR, Чехия) и Национальным центром общественно‑профессиональной аккредитации (Россия) с целью обмена информацией, повышения квалификации сотрудников агентств, обмена экспертами, проведения совместных исследований и совместной деятельности в области оценки качества.

Историческим событием в развитии российской инфраструктуры аккредитации стало подписание соглашения трех агентств профессионально‑общественной аккредитации – Ассоциации инженерного образования России (АИОР), Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) и Национального центра общественно‑профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) – о создании Национального общественного регистра аккредитующих организаций в сфере образования. Создание регистра аккредитующих организаций соответствует требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации» и будет способствовать международному признанию формирующейся российской национальной системы общественной и профессионально‑общественной аккредитации в сфере образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, аккредитация, качество образования, с места события, ао-69

Похожие материалы:
Оценка качества транснационального образования
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Перспективы евразийского образовательного пространства
Гарантия качества высшего образования
APQN. Глобализация систем гарантии качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ