Качество образования: гаранты и гарантииРезультаты мониторинга эффективности вузов и ЕГЭ, место российских вузов в международных рейтингах и содержание образования, его ценностные ориентиры – эти и другие вопросы были в центре парламентских слушаний «Инструменты оценки эффективности и качества профессионального образования: совершенствования нормативного обеспечения». Просмотров: 3719
Краткие заметки с парламентских слушаний
|
ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИТОГАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
• Правительству Российской Федерации:
• Министерству образования и науки Российской Федерации:
• Бизнес-сообществу: |
В декабре 2012 года президент В. Путин поручил правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования. Общие принципы системы закреплены в новом законе об образовании. Так, понятие «качество образования» в законе определяется как соответствие требованиям образовательных стандартов и требованиям заказчика.
Такая формулировка, пояснил глава комитета В. Никонов, согласуется и с базовой рекомендацией «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века». В законе прописаны существующие процедуры государственной оценки качества образования – лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательных программ, итоговая аттестация, государственный контроль и надзор в сфере образования, а также процедуры общественной оценки качества образования – независимая оценка качества образования, общественная аккредитация образовательных организаций и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Очевидно, что на практике предстоит сделать еще очень много для становления и гармонизации новой национальной системы оценки качества. О том, что для этого планируется сделать со стороны государства, сообщили представители Минобрнауки РФ и Рособрнадзора. В частности, будут приняты новые Положения лицензирования и государственной аккредитации (на момент проведения парламентских слушаний проекты документов находились на согласовании в Правительстве РФ).
– Мы надеемся, что эти нормативные акты будут утверждены правительством, и мы сможем в дальнейшем использовать их для развития системы государственного лицензирования и контроля качества образования через процедуры аккредитации, – прокомментировал замминистра А. Климов.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов добавил, что те инструменты контроля, которые находятся в арсенале федеральной службы (плановые и внеплановые проверки, механизмы лицензирования и госаккредитации) будут направлены в первую очередь на выявление и отсечение некачественного образования. Но одновременно должны развиваться инструменты развития, способствующие именно повышению качества. Речь идет о стимулировании развития внутривузовских систем менеджмента качества, системы профессиональной аккредитации, педагогической экспертизы, чему Рособрнадзор, по словам С. Кравцова, будет уделять очень большое внимание.
Кроме того, в процедуре государственной аккредитации, где акцент с институциональной аккредитации переносится на аккредитацию программную, важнейшую роль начинают играть ФГОС.
– В настоящее время в федеральные государственные образовательные стандарты вносится соответствующий раздел «Общесистемные требования», – продолжил А. Климов. – Таким образом, в каждом ФГОС прописываются не только условия реализации соответствующих образовательных программ, но и требования к образовательной организации, которые дают возможность, с нашей точки зрения, реализовывать эти программы.
На рассмотрении министерства сейчас находятся и проекты ФГОС для третьего уровня образования – аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, подготовленные академическим сообществом.
Однако у представителей профессионального и экспертного сообщества остается масса вопросов. Например, к новому закону об образовании.
Исполнительный директор Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, замдиректора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Галина Мотова обратила внимание участников парламентских слушаний на один важный момент нового закона об образовании, который, при всей своей внешней незаметности, может иметь серьезные последствия. Речь, в частности, о статье 96:
– Сама статья носит очень прогрессивный характер, поскольку привносит новые независимые механизмы оценки качества образования. Но, на наш взгляд, необходимо вернуть в закон и понятие «общественно-профессиональная аккредитация». Наряду или вместо закрепленного в статье понятия «профессиональной общественной аккредитации». Так, как это прописано в указах президента 2009 и 2011 года, как это прописано в Концепции развития образования и Стратегии развития образования. Причём, это не просто игра слов и не «перемена мест слагаемых». Это, действительно, изменение принципов и ориентации на того, кто будет проводить аккредитацию.
Помимо этого, понятие профессиональной общественной аккредитации несколько не согласуется с уже существующей практикой, сложившейся в России, ведь большинство действующих сегодня в стране аккредитационных агентств создано не профессиональными союзами, а общественными организациями. Но главное всё-таки в другом. Главное в том, что наши вузы работают по образовательным стандартам и реализуют с 2011 года программы, ведущие к получению академической степени бакалавра и магистра.
Профессиональные же союзы и сообщества придут в вуз с профессиональными стандартами. И, таким образом, вузы могут быть дезориентированы: а по каким стандартам работать – образовательным или профессиональным? На наш взгляд, всё-таки профессиональная аккредитация в большей степени имеет отношение к оценке профессиональных компетенций физических лиц, к сертификации квалификации, а не к оценке образовательного процесса в вузе.
Тему о различной специализации оценки качества поддержал и президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков, заметив, что в ряде стран – Японии, Великобритании, Канаде, США – действует двухступенчатая система гарантии качества. Первая ступень – это общественно-профессиональная аккредитация, вторая ступень – профессиональная сертификация.
Также Г. Мотова обратила внимание на международный аспект проблематики. Выстраивая национальную систему гарантии качества, мы не должны забывать о процессах интеграции и взятых на себя обязательствах страны-участницы Болонского процесса:
– Раз сделан первый шаг – введены трёхуровневая система подготовки кадров, кредитно-модульная система, реализуются сетевые программы, – следует, наверное, сделать и второй – использовать европейские стандарты для систем гарантии качества, которые были приняты конференцией министров образования стран-участниц Болонского процесса в 2005 году. Сегодня это фактически манифест для систем гарантии качества в Европе.
Между тем в Европе Болонский процесс выходит уже на новый уровень, о чем рассказал научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Владимир Тихомиров:
– В октябре в Брюсселе под патронатом Комиссариата ЕвропейскоЕвропейского Союза по образованию прошёл громадный форум в области образования. Какие цели они ставят? Во-первых, это масштабная адаптация моделей онлайнового образования для решения новых задач массового образования и качества европейского высшего образования. Возможно ли это у нас сегодня? Возможно ли это завтра? А если невозможно, то когда? Во-вторых, это массовое создание международных партнёрств на основе онлайнового образования. Это новый этап развития Болонского процесса, но только в электронных конструкциях, в электронных технологиях, с созданием на базе европейских вузов центров доступа к европейскому образованию, обучение на мобильных открытых онлайновых курсах. В-третьих, это массовое использование в вузах Европы новых бизнес-моделей через онлайновую систему образования. Это другие экономические модели, которые требуют иных принципов финансирования. Российская классическая система высшего образования сегодня не готова к использованию этих моделей вообще. И не готовится – нет таких направлений, где бы это у нас отрабатывалось. В-четвертых, это расширение прав и полномочий европейских вузов при массовом использовании высшего онлайнового образования.
Одно из негативных следствий такого европейского рывка в области онлайн-технологий для отстающей в данном сегменте российской высшей школы проявится в том, что «нам не надо будет писать никакие учебники, мы их сможем брать бесплатно. И мы будем охотно это делать, разрушая, вообще-то, собственную профессуру», – прогнозирует В. Тихомиров.
Тем временем готовятся и в ближайшие месяцы будут опубликованы два макрорегиональных рейтинга вузов: СНГ и стран БРИКС. По словам А. Климова, есть все основания, что ведущие российские университеты займут в них ведущие места. Однако, судя по всему, российскому образованию предстоит, возможно, еще более острая, чем предполагалось, борьба за место на мировом образовательном поле. Остается надеяться, что информация, в том числе озвученная научным руководителем МЭСИ, будет услышана людьми, принимающими стратегические решения в области образования.
Замечания к новому закону об образовании высказали и работодатели.
– В процессе подготовки и принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» нам так и не удалось внести единственную поправку, которую мы предлагали, – посетовал руководитель комитета общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» по кадрам и образованию Юрий Песоцкий. – Мы предлагали, чтобы результаты профессионально-общественной аккредитации учитывались Рособрнадзором, а не просто рассматривались, как это записано сейчас в законе. Считаем, что к этому моменту необходимо вернуться, чтобы у вузов была большая мотивация к прохождению процедур независимой оценки качества.
Более того, работодатели (по крайней мере, представляющие их крупнейшие объединения) требуют в принципе большей независимости в выстраивании системы профессионально-общественной аккредитации: и в выборе экспертов, и в определении регламентов и процедур, и в разработке критериев, которые должны отражать отраслевую специфику. По словам Ю. Песоцкого, регламент и критерии «Опорой России» даже уже разработаны:
– Они связаны с проверкой именно тех компетенций выпускников, которые нужны работодателям. Это критерии востребованности выпускников на рынке труда.
О лицензиях, штатном расписании и… цене качества
Сообщение заместителя министра образования и науки А. Климова о скором принятии новых положений об аккредитации и лицензировании вызвало активный отклик участников слушаний. В частности, лицензионные правила, по-видимому, давно были больной темой для вузов. Ректор Камского института гуманитарных и инженерных технологий Валерий Никулин даже посетовал, что во многом именно неоправданно жесткие требования к лицензированию технических специальностей в свое время чересчур развернул в сторону программ по экономике, юриспруденции и другим зарождавшийся сектор частного высшего образования в России.
А насколько тяжело было аннулировать лицензию даже у явно некачественного вуза, не понаслышке знают сотрудники Рособрнадзора. Об этом на слушаниях напомнила Елена Геворкян, в 2000-е годы работавшая руководителем Федеральной службы, ныне – первый проректор Московского городского педагогического университета и член Аккредитационной коллегии Рособрнадзора.
– Если вуз вышел на аккредитацию, но не подтвердил качество, значит, у него должна быть изъята и лицензия, – предложила она.
Пожалуй, голосом регионов можно назвать и пожелание начальника отдела начального и среднего профобразования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Владислава Фролова:
– Хотелось бы видеть в новых положениях, которые касаются аккредитации и лицензирования, большего снятия административных барьеров. Но получается, при лицензировании опять вводится экспертиза. Тогда придется увеличивать штаты, иначе те объемы работы – а у нас почти три тысячи поднадзорных организаций – нашей службе не осилить.
Между прочим, вопрос о цене качества, причем в прямом смысле, оказался ничуть не менее горячим, чем о лицензионных нормативах.
– Давайте посчитаем, – продолжила Е. Геворкян. – Лицензирование, аккредитация, контроль, надзор, мониторинг, оценка эффективности, профессионально-общественная аккредитация, общественная аккредитация… На мой взгляд, оценочных процедур уже очень много, и стоит разобраться, а кто что делает и за что отвечает? Ведь что пугает высшие учебные заведения в этой ситуации: как бы все эти процедуры не стали параллельными, и тогда сколько все это будет стоить образовательному учреждению? У вузов не останется денег на обеспечение качества образования, мы все их будем тратить на оценку этого качества. В этом вопросе, мне кажется, надо разобраться и четко выстроить экономические механизмы.
Депутат В. Шудегов привел и конкретные цифры, из которых следует, что одна только госаккредитация выльется крупному вузу, имеющему филиалы и реализующему не одну УГС, в круглую многомиллионную сумму. Поскольку госпошлина платится отдельно и по каждому филиалу, и по каждой укрупненной группе специальностей. Но вот повысится ли от таких затрат само качество – задался вопросом депутат.
При этом государство в ближайшие годы собирается снизить бюджетное финансирование системы образования, как бы профильный комитет этому ни сопротивлялся. Об этой принципиальной проблеме еще раз сказал Г. Балыхин:
– Никаких вопросов по коренному улучшению качества образования мы не решим, пока система образования и, прежде всего, профессионального образования, будет испытывать недофинансирование.
Довольно жестко выразился и представитель профсоюзной организации Владимирского госуниверситета Ю. Дорошенко, отметивший, что общее недофинансирование образования, незаинтересованность вузов в отчислении неуспевающих студентов из-за страха потерять госзадание вместе с бюджетным подушевым финансированием грозят свести реальный процесс повышения качества до не более чем внешних атрибутов:
– Тогда система менеджмента качества в вузах будет существовать сама по себе, учебный процесс происходить сам по себе, а пересекаться они будут только во время внешнего аудита.
О необходимости вкладывать прежде в человеческий капитал, если мы хотим добиться качественного образования, говорил и научный руководитель МЭСИ В. Тихомиров, приведя такие данные:
– Европейская цена образования в год – это 20 тыс. евро, в России – 2 тыс. евро. Согласитесь, цифры несопоставимые. За такие деньги сегодня невозможно подготовить хорошего специалиста. Качество образования не зависит от стен, не зависит от географии. Качество образования зависит от людей, от того, кто работает в системе образования. При переходе на то же электронное обучение совершенно необходима ежегодная, массовая переподготовка учителей и преподавателей. Это одна из самых сложных задач. Но не научимся готовить преподавателей для качественной работы, никогда не получим нужного качества образования.
Российская система ДПО пока также находится в неопределенном положении. Поскольку в соответствии с новым законом она выведена из-под государственного контроля, требуется – как отметил председатель экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию при профильном комитете Госдумы РФ Сергей Щенников – и наведение порядка в системе выдачи лицензий, и разъяснение процедур оценки качества программ ДПО, и целый ряд других системных решений и организационных консультаций. Проблемы настолько актуальны, что в итоговом документе парламентских слушаний «необходимость разработки и принятия нормативных актов, регламентирующих вопросы оценки качества дополнительного профессионального образования» прописана практически в первых строках.
Кто оценит аккредитаторов
Радует, что тему аккредитации аккредитаторов на слушаниях дружно поднимали сами представители общественно-профессиональных организаций оценки качества образования.
– На наш взгляд, необходимы очень высокие требования к аккредитационным агентствам, которые будут работать в этой сфере: к их опыту работы, репутации, инфраструктуре. Иначе, наряду с фабриками по выдаче дипломов, мы получим фабрики по выдаче сертификатов и свидетельств об аккредитации, – прокомментировала Г. Мотова. – Безусловно, нужно вернуться к вопросу о том, какие это будут требования и кто их будет разрабатывать на национальном уровне.
– Очевидно, что нужно аккредитовывать аккредитаторов, и что для этого необходима некая структура, – заметила Е. Геворкян. – Может быть, это не должны быть ни Минобрнауки РФ и Рособрнадзор. И оценивать аккредитаторов надо по тому, какого уровня и качества процедуры, механизмы, инструменты они способны предложить и обеспечить.
Юрий Рубин, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия», выразил опасения, если независимым организациям по оценке качества будут делегированы полномочия «выражать определенные позиции от имени государства».
– Необходимо разработать механизм контроля над соблюдением принципа независимости общественных аккредитационных органов через контроль наличия конфликта интересов на всех уровнях управления, – предложил С. Щенников. – Тут мы выступаем за радикальное решение: о запрете участия государственных служащих в управлении организациями, которые осуществляют общественную аккредитацию. Это необходимо для того, чтобы не стимулировать создание структур, нацеленных на получение денег и базирующихся на административном ресурсе.
Похожие материалы:
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Александр Климов о государственной образовательной политике
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Евроремонт российского образования
Развитие форм оценки качества образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала
