Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Очередное заседание Национального аккредитационного совета

Процедуры профессионально-общественной аккредитации сегодня используют лучший опыт, накопленный в России в сфере оценки качества, но, главное, позволяют внедрять европейские стандарты и европейские технологии в работу экспертных комиссий.

Просмотров: 3547

Имидж дорогого стоит

Инициатива по формированию независимых систем оценки качества развивается в России уже десять лет, но только в последние годы получает все большую поддержку – как со стороны правительства, так и академической общественности. В новом законе об образовании в РФ общественная и профессионально-общественная аккредитация получила легитимное оформление: результаты «представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при государственной аккредитации».

Процедуры профессионально-общественной аккредитации сегодня используют лучший опыт, накопленный в России в сфере оценки качества, но, главное, позволяют внедрять европейские стандарты и европейские технологии в работу экспертных комиссий. Принципиально важно, что в составе комиссий работают представители профессиональных сообществ, номинированные региональными отделениям РСПП, министерствами и организациями. В каждой комиссии есть представители студентов – члены студенческих союзов и зарубежные эксперты, номинированные зарубежными аккредитационными агентствами. В течение года Нацаккредцентром были приглашены для участия в комиссиях зарубежные эксперты (всего 51) из шестнадцати стран мира: Австрии, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Испании, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, Словении, Финляндии, Чехии, Эстонии.

Такой широкий (международный) взгляд на проблемы отечественного образования позволил высветить достижения наших вузов и требующие улучшения сферы деятельности, особенно с точки зрения интеграции российского образования в европейское (и международное) образовательное пространство. Безусловно, никто не ставит задачу заставить российские вузы работать по западному образцу, но и отгораживаться от мира сегодня уже не получится.

В любом случае, работая в составе одной комиссии, представители разных заинтересованных сторон говорили об общих проблемах. О недостаточном привлечении студентов, преподавателей, работодателей к формированию целей и стратегии развития не вуза в целом, а каждой отдельной образовательной программы. Об отсутствии целостных эффективных систем качества – несмотря на все предпринимаемые вузами попытки в этом направлении.

Об отсутствии механизмов бенчмаркинга – поиска и изучения лучшего опыта, стремления внедрять лучшие образцы достижения целей у себя на практике. О низком уровне академической мобильности студентов и преподавателей, недостаточном владении иностранными языками. Об отсутствии эффективных механизмов стимулирования учебных и научных достижений. О недостаточном привлечении к учебному процессу зарубежных партнеров: как вузов в целом для совместных проектов, так и отдельных преподавателей для чтения лекций.

Однако нельзя не признать, что многие из перечисленных проблем мы и сами хорошо знаем: они носят системный характер и во многом зависят от политики в области образования. Для развития мобильности студентов и преподавателей с целью мотивации изучения иностранных языков и участия в совместных проектах, программах, стажировках и чтении лекций необходима государственная поддержка в виде грантов, как это реализуется в развитых странах: например, программа DAAD в Германии. Необходимо предложить реально работающие механизмы привлечения профессионального сообщества (союзов и ассоциаций) к определению содержания образования и оценке его качества, а не только законодательные инициативы.

Также на государственном уровне необходима поддержка работоспособности студенческих союзов – национального и региональных уровней – для привлечения их к оценке качества образования.

Вместе с тем самое сложное и одновременно самое важное в оценке качества образовательных программ – измерение результатов достижений студентов и выпускников. Эта задача уже не первый год стоит на повестке дня и за рубежом, и в России. Какие инструменты и методики позволят объективно и эффективно измерить результаты обучения (learning outcomes) по завершении изучения дисциплин, модулей, курса, программы? Результаты обучения – самый важный показатель в системе гарантии качества, но разработка механизма оценки требует серьезных человеческих, временных и финансовых ресурсов. И, конечно, серьезной научной основы.

В качестве возможных инструментов для измерения результатов обучения на заседании Национального аккредитационного совета были представлены международный проект AHELO (Assessment of Higher Education Learning Outcomes) и проект ФЭПО (Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования).

Проект AHELO (под эгидой Организации по экономическому сотрудничеству и развитию OECD) был запущен в качестве международного для оценки достижений студентов вузов международным консорциумом разработчиков во главе с Австралийским советом по исследованиям в образовании (ACER). Предложена единая шкала измерения и оценки знаний студентов по экономике, инженерным наукам и оценке общих навыков. В проекте приняли участие 17 стран, в том числе и Россия. И это, по словам директора информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Т.А. Мешковой, позволило получить богатый материал для анализа и опыт проектирования измерительных технологий.

Проект ФЭПО, напротив, имеет уже довольно богатую историю, поскольку стартовал в 2005 году и по сей день является актуальным и востребованным. В нем принимают участие не только высшие учебные заведения, но и средние профессиональные. В 2008-2009 годах число принимающих участие в ФЭПО вузов и филиалов достигало свыше 1,2 тыс., так как полученные студентами результаты засчитывались Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования в качестве аккредитационных. Но и сейчас общее число вузов-участников около 700. Количество сеансов тестирования свыше 1,5 млн. Этот проект по масштабам сравним только с технологией ЕГЭ, где количество сеансов тестирования в этом году было около 3 млн. Но, в отличие от ЕГЭ, где тестирование выпускников школ проводится по 14 дисциплинам, в проекте ФЭПО представлены банки заданий по 173 дисциплинам. Факт впечатляющий, учитывая еще и то, что развивается проект на принципах добровольности участия и самофинансирования.

– И еще одно существенное отличие проекта ФЭПО, – отметила генеральный директор НИИ мониторинга качества образования В.П. Киселева, – в том, что он дает не только результат, выраженный одним числом набранных баллов, а предлагает широкий аналитический материал в виде педагогического анализа и мониторинга результатов для ректоратов вуза, деканатов и преподавателей кафедр. И это само по себе способствует востребованности проекта, потому что глубокий педагогический анализ результатов ФЭПО фиксирует результаты обучения (learning outcomes) в период сессий по завершении изучения дисциплин, дает подробную диагностику освоения тем (модулей), способствуя тем самым корректировке учебного процесса в образовательных учреждениях.

Предложение учитывать результаты ФЭПО в процедурах профессионально-общественной аккредитации, прозвучавшее по итогам обсуждения, единогласно поддержали члены Национального аккредитационного совета. Председатель совета В.А. Болотов предложил также изучить и использовать опыт ФЭПО для разработки «бакалаврского экзамена».

Еще год-два, и подготовка специалистов в вузах останется в прошлом. Подрастает новое поколениев рамках массовой подготовки бакалавров. Они получат дипломы без указания конкретной профессиональной квалификации, и им придется очень непросто доказывать свою состоятельность в какой-то профессии. Кроме того, в 2015 году вуз одновременно закончат специалисты с пятилетним сроком обучения и четырехлетние бакалавры. На чьей стороне будет явное конкурентное преимущество?

В этой ситуации перед высшей школой стоит нелегкая задача обеспечения набора на программы бакалавриата. Еще более она осложняется тем, что программы специалитета имеют государственную аккредитацию, программы бакалавриата, как не имеющие выпуска, такой аккредитации не имеют. Одновременно то, что на них не распространяется аккредитация, совсем не значит, что они обучаются в других условиях, другими преподавателями и на другом лабораторном оборудовании.

Разрешить эти проблемы сегодня можно посредством профессионально-общественной аккредитации программ, поскольку в этом случае экспертиза проводится не столько в отношении содержания обучения, сколько в отношении всего образовательного процесса, учитывая условия реализации образовательных программ, организацию обучения и внеучебную деятельность, результаты аттестаций и достижения студентов, трудоустройство и карьерный рост выпускников. Экспертные комиссии, состоящие из российских и зарубежных экспертов, представителей профессионального сообщества и студентов рассматривают целый спектр вопросов, связанных с образовательным процессом, и дают заключение не столько полученному результату, сколько перспективам и потенциалу целого направления подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура).

На заседании Национального аккредитационного совета 30 сентября были представлены образовательные программы Башкирского государственного медицинского университета, Дагестанского государственного университета (3 кластера программ), Нижегородского государственного педагогического университета, Поволжского государственного технологического университета, Северного (Арктического) федерального университета (4 кластера программ) и Университета управления «ТИСБИ» из г. Казани – первого негосударственного вуза, прошедшего процедуру профессионально-общественной аккредитации.

Северный (Арктический) федеральный университет и Дагестанский государственный университет уже не первый раз вывели свои программы на суд профессиональной общественности, еще раз заявив о желании получить объективную оценку со стороны международных экспертных комиссий. Нижегородский университет также в числе первых педагогических вузов представил сразу несколько программ на рассмотрение. Очень важно, что это желание поддержало и профильное министерство области.

Башкирский медицинский университет своими успехами тоже обязан помощи со стороны своего министерства, и это уже не сключение. Региональные ведомства и отделения союзов работодателей начинают всерьез проявлять интерес к подготовке кадров и активно участвовать в их оценке.

Профессионально-общественная аккредитация может стать хорошим гарантом для будущих выпускников, поэтому рекомендация членов аккредитационного совета активнее развивать связи с ассоциациями и союзами работодателей действительно будет способствовать признанию качества подготовки будущих специалистов. И еще такая аккредитация – явное конкурентное преимущество вуза в процессе привлечения внимания общественности к своей работе. Это имидж, который формируется доверием экспертного сообщества, что дорогого стоит.

Заседание Национального аккредитационного совета прошло на базе Финансового университета при Правительстве РФ и вызвало интерес самых широких кругов.

В качестве наблюдателей участвовали руководитель аппарата Комитета Госдумы РФ по образованию П.Е. Кондрашов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования А.Ю. Бисеров, директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования Т.А. Бархатова, директор Международного союза экономистов, член президиума Вольного экономического общества России М.А. Ратникова, проректор ЦИНО Общества «Знание» России Л.Р. Дегтярева, представители Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования МАОФЭО и другие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Внешняя оценка качества: взгляд зарубежных экспертов
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Внешняя экспертиза вуза
Знак качества высшего образования
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Модель оценки качества образовательной программы
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Внешняя оценка качества: взгляд российских экспертов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ