Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Внешняя экспертиза вуза

Ценным опытом проведения внешней оценки качества образования с привлечением зарубежных экспертов, работодателей и студентов стала внешняя экспертиза образовательных программ Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Просмотров: 4181

Европейские технологии на российском ландшафте

Современную российскую высшую школу сегодня нельзя характеризовать однозначно: вузы имеют достаточно существенные различия. И это не только исторические и географические особенности, не только различия в объемах и спектре подготовки студентов, но и в качестве и востребованности самого получаемого образования. Безусловно, есть и общие характеристики, главная из которых – практически все высшие учебные заведения России имеют государственную аккредитацию, а значит удовлетворяют минимальным требованиям государства.

В настоящее время множество вузов готовит специалистов по одним и тем же образовательным программам. Но при этом выпускники одних учебных заведений без труда находят работу и, благодаря высокому качеству подготовки, пользуются большим спросом со стороны работодателей, а выпускники других – с точно такими же, казалось бы, дипломами должны самостоятельно устраиваться на работу и зачастую не по специальности.

Несомненно, успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее отставание качества образования от предъявляемых к нему требований работодателя.

Следует отметить, что государственная аккредитация при всей ее необходимости не мотивирует вузы конкурировать между собой за качество подготовки специалистов и не создает стимулов к повышению качества, так как при общих высоких требованиях всегда устанавливается только нижняя планка всех критериальных показателей.

Дополнительной системой оценки качества выпускаемых вузами специалистов в настоящее время выступает общественно-профессиональная аккредитация, существенным достоинством которой являются ее независимость от государственных органов управления образованием и участие в процедуре всех заинтересованных сторон: это и академическая общественность, и профессиональная, и сами студенты. Одной из целей общественно-профессиональной аккредитации является повышение качества реализации образовательных программ путем создания атмосферы соревновательности и поддержание желания вузов постоянно повышать качество подготовки специалистов.

Сегодня общественно-профессиональная аккредитация находится на начальном этапе развития и мало распространена в нашей стране. Услуги по проведению такого рода оценки оказывают только четыре аккредитационных агентства, в том числе Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр).

Ценным опытом проведения внешней оценки качества образования с привлечением зарубежных экспертов, работодателей и студентов стала внешняя экспертиза образовательных программ Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в рамках общественно-профессиональной аккредитации, координируемой Нацаккредцентром. Внешняя экспертиза проводилась в период с марта по июнь 2011 года. Ее основными целями были установление соответствия образовательных программ по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Прикладная информатика» стандартам и критериям общественно-профессиональной аккредитации, гармонизированным с Европейскими стандартами и рекомендациями для систем гарантии качества, апробация технологии аккредитации по европейским методикам и выработка рекомендаций по совершенствованию содержания и организации образовательного процесса.

Экспертная комиссия состояла из пяти зарубежных и российских экспертов. В качестве иностранных в состав комиссии были приглашены Ульрих Хоффман, доктор естественных наук, профессор в области информационных технологий в системах делового администрирования, системного программирования и теоретической информатики, факультет делового администрирования (Университет Leuphana, г. Люнебург, Германия), который был рекомендован для участия в экспертизе Организацией по международной аккредитации программ делового администрирования FIBAA, и Михаэль Шпэт, доктор наук, исполнительный директор компании «Konsu Oy», занимающейся аутсорсерсингом бизнес-процессов, который получил рекомендацию от Института по аккредитации и сертификации и гарантии качества ACQUIN (Германия) и выступил в роли представителя профессионального сообщества.

Опытом экспертизы с привлечением зарубежных экспертов обладает пока только Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АОИР) при общественно-профессиональной аккредитации программ инженерного профиля. Центр использует стандарты и методики, разработанные американским Агентством по аккредитации программ техники и технологий ABET и принятые агентствами стран-участниц Вашингтонского соглашения (Washington Accord). Европейские стандарты и рекомендации для систем гарантии качества ESG, разработанные Европейской ассоциацией агентств гарантии качества в высшем образовании – ENQA и принятые конференцией министров в Бергене в 2005 году как базовый документ формирования систем гарантии качества в странах-участницах Болонского процесса, были использованы в России впервые. Пилотной площадкой для такой апробации европейских технологий экспертной оценки качества образования выступил вуз, имеющий, с одной стороны, славную историю по подготовке специалистов, а с другой – постоянное стремление к внедрению инновационных методов в обучении.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики основан в 1932 году как Московский институт народнохозяйственного учета в 1948 году и преобразован в Московский экономико-статистический институт (МЭСИ). В 1996 году вуз получил статус университета. Образовательная деятельность высшего учебного заведения ориентирована на международный уровень и базируется на системе управления знаниями, информационно-коммуникационных технологиях, российских государственных образовательных и международных стандартах ISO, IMS и решениях Болонского процесса. С 2005 года в МЭСИ введена двухуровневая система подготовки специалистов и внедрен компетентностный подход к формированию образовательных программ, используется балльно-рейтинговая система оценивания знаний, внедрена кредитно-модульная система зачета учебной нагрузки студентов по типу ECTS.

Во время внешней экспертизы члены комиссии ознакомились с представленной документацией, провели ряд встреч и интервью со студентами, аспирантами и выпускниками, представителями администрации, профессорско-преподавательским составом и работодателями МЭСИ. На основе полученной информации экспертная комиссия рекомендовала аккредитовать образовательные программы по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная информатика» сроком на шесть лет, придя к единому мнению о том, что данные образовательные программы в значительной степени соответствуют Стандартам и критериям общественно-профессиональной аккредитации и ESG. С целью совершенствования качества образовательного процесса комиссия выработала ряд рекомендаций, в числе которых:

  • для повышения академической мобильности и профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава (ППС) администрации вуза необходимо расширять возможности для прохождения преподавателями педагогических, научно-педагогических и научных стажировок в других вузах, в том числе и зарубежных;
  • для мотивации личностного и профессионального роста ППС необходимо чаще проводить конференции, мастер-классы и семинары с участием представителей зарубежной академической общественности;
  • для повышения уровня языковой и профессиональной подготовки студентов необходимо более активно привлекать зарубежных преподавателей к чтению курсов по дисциплинам специальностей (на иностранном языке);
  • для развития студенческой мобильности, повышения уровня языковой и профессиональной подготовки вузу необходимо содействовать участию студентов в программах академического обмена с зарубежными вузами.

Безусловно, все эти пожелания и рекомендации имеют самое прямое отношение ко всем вузам, которые хотят реализовать совместные с европейскими вузами образовательные программы, активизировать мобильность студентов и преподавателей, выйти на мировой уровень, позиционируя себя в качестве ведущих российских вузов.

Вместе с тем МЭСИ имеет несомненные достоинства, особо отмеченные комиссией и вызвавшие некоторую зависть немецких представителей экспертной комиссии. Это высокий уровень развития информационно-коммуникационной образовательной системы вуза (виртуальный кампус), обеспечивающей эффективную реализацию образовательных программ, развитую социальную инфраструктуру, доступную для разновозрастного контингента студентов, наличие современных библиотечных и информационных ресурсов. Кроме того, экспертная комиссия отметила высокий корпоративный дух, проявляющийся в преданности сотрудников МЭСИ ценностям, целям и принципам вуза, а также в осознании студентами своей корпоративной принадлежности.

Инициатива российских вузов, связанная со стремлением пройти аккредитацию за рубежом, все больше набирает обороты. И отдельные европейские аккредитационные агентства, вошедшие в Европейский реестр агентств гарантии качества, предлагают свои услуги. Однако опыт проведения общественно-профессиональной аккредитации силами совместной комиссии с участием российских и зарубежных экспертов позволил учесть российские и европейские стандарты качества образования, согласовать отечественные реалии и международные тенденции развития образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Аккредитация как инструмент повышения качества образования
Внешняя оценка качества: взгляд российских экспертов
Внешняя оценка качества: взгляд зарубежных экспертов
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Оценка качества образования: точки зрения
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ