Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Оценка качества образования: точки зрения

Проходившая 1-4 марта в Бангалоре (Индия) конференция и Десятая юбилейная генеральная ассамблея Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества APQN наглядно продемонстрировали острую потребность в общении и в обмене опытом по этим вопросам представителей агентств – членов сети, а также руководства и академической общественности университетов и колледжей Индии.

Просмотров: 5107

В.Г. НАВОДНОВ, доктор технических наук, директор Нацаккредцентра

Г.Н. МОТОВА, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра

Что эффективнее: аккредитация вуза в целом (так называемая институциональная аккредитация) или аккредитация отдельных образовательных программ (программная аккредитация), обязательная или добровольная, аккредитация от лица государства или от лица общественных и профессиональных ассоциаций, аккредитация, направленная на развитие, или только на отчетность? Должно ли государство сохранять монополию на оценку и аккредитацию? Сколько нужно агентств для такой большой страны, как, например, Россия, и как они будут взаимодействовать между собой: на принципах партнерства или конкуренции? Как оказалось, эти вопросы связаны не только с ситуацией в России.

Значимость и последствия любого социального явления можно оценить только со временем. Но, с другой стороны, по истечении определенного времени обязательно возникает необходимость в такой оценке. В большинстве стран после первых двух циклов процедур оценки качества образования (десять-двенадцать лет) происходит нечто вроде инвентаризации процессов и результатов и их корректировка, а в ряде случаев даже полный пересмотр подходов. Так, страны, характеризующиеся поначалу институциональными и, как правило, монопольными формами аккредитации (например, Великобритания, Франция) в настоящее время активно внедряют аккредитацию отдельных программ (технических, медицинских, бизнес-образования), создавая для этого аккредитационные агентства. В странах, где традиционно проводилась аккредитация программ, национальные аккредитационные агентства корректируют свои технологии для проведения институциональной аккредитации например, в прибалтийских странах, Германия, в которой действует 8 аккредитационных агентств для аккредитации программ, разрабатывает новые подходы в виде системной аккредитации, под которой понимается аккредитация программ одного профиля, для того чтобы сократить расходы и оптимизировать процессы. Но наиболее бурные, если не сказать революционные процессы в области аккредитации наблюдаются в Индии.

* * * *

Проходившая 1-4 марта в Бангалоре (Индия) конференция и Десятая юбилейная генеральная ассамблея Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества APQN наглядно продемонстрировали острую потребность в общении и обмене опытом по этим вопросам представителей агентств – членов сети, а также руководства и академической общественности университетов и колледжей Индии. В работе конференции приняли участие около 100 представителей зарубежных аккредитационных агентств и свыше 300 представителей Индии.

Вопросы инвентаризации процедур аккредитации: приоритетности институциональной или программной технологии, взаимодействия аккредитационных агентств на уровне страны и их степени зависимости от государственных органов власти – были вынесены на пленарное заседание конференции, где было предоставлено слово представителям Индии, России и Японии (трех крупнейших систем высшего образования региона, имеющих большой опыт в сфере аккредитации): заместителю директора Национального центра оценки и аккредитации NAAC, доктору М.С. Шиамасундар (Индия), заместителю директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, профессору Г.Н. Мотовой (Россия) и вице-президенту Национального института оценки научных степеней и деятельности университетов NIAD-UE, доктору Казуо Окамото (Япония).

* * * *

Индийская система аккредитации, также как и российская, началась с акта 1992 года «Национальная политика в области образования», в котором были прописаны задачи гарантии и совершенствования качества образования. С целью реализации заявленных задач в 1994 году был создан Национальный центр по оценке и аккредитации (NAAC) в Бангалоре. Сами собой напрашиваются параллели: Росаккредагентство было создано в 1995 году и тоже не в столице. Первая аккредитация индийских университетов состоялась в январе 1998 года, российских – в апреле 1997-го. Индийские коллеги также формировали систему аккредитации в институциональной форме и свои оценочные технологии – на базе информационных систем, предлагая вузам, проходящим аккредитацию, заполнение информации о своей деятельности на электронных носителях в заданном формате. Кроме того, они отошли от традиционного бинарного подхода в принятии решения «аккредитован – не аккредитован», присваивая вузу определенную категорию (от «А» до «D») в зависимости от интегрального результата экспертных и статистических показателей.

Ровно десять лет назад, в 2001 году, российская делегация принимала участие в конференции Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании INQAAHE (она тогда также отмечала десятилетие) и имела возможность познакомиться с первым опытом работы и коллективом NAAC – что называется «сверить часы».

Но на этом совпадения заканчиваются.

NAAC является независимой от органов управления образованием автономной организацией, работает при поддержке Университетского комитета по выдаче грантов и Министерства развития человеческих ресурсов, проводит аккредитацию вузов на добровольной основе.

Вскоре после создания NAAC были созданы еще Национальный совет по аккредитации и Аккредитационный совет по сельскохозяйственному образованию. Эти организации проводят аккредитацию в первом случае технических программ, во втором – сельскохозяйственных в качестве обязательной процедуры.

К настоящему времени в Индии насчитывается около 500 университетов и 26 тыс. колледжей. За двенадцать лет NAAC аккредитовал только одну треть из них (150 университетов и 4 тыс. колледжей), то есть только тех, которые изъявили желание пройти аккредитацию. Такая аккредитация дает возможность вузам получить гранты от Университетского комитета. Часть вузов проходят аккредитацию уже в третий раз.

В 2009 году правительство страны внесло в парламент законопроект, по которому все вузы в обязательном порядке должны пройти аккредитацию, причем за три года (почти в российских традициях!). Это связано с появлением большого числа негосударственных вузов и иностранных провайдеров. Для вновь создаваемых вузов необходимо пройти аккредитацию еще до приема студентов на обучение.

Учитывая факт, что единственное агентство не сможет справиться с такой задачей, даже при условии его реорганизации и создания пяти независимых региональных агентств по стране, Правительство предлагает стимулировать создание государственных (ведомственных) и общественно-профессиональных агентств. В свою очередь перед NAAC ставятся задачи обеспечить поддержку для вновь создаваемых агентств и увеличить объемы подготовки экспертов. Наряду с этим, вузы высказывают предпочтение проходить аккредитацию в зарубежных агентствах. В качестве обязательных процедур рассматриваются как институциональные формы аккредитации, так и аккредитация программ, при этом институциональная аккредитация должна стать условием прохождения аккредитации программ. Также, учитывая значительное расширение объема работы, NAAC сформулировал в качестве дополнительного условия прохождения институциональной аккредитации наличие внутривузовской системы гарантии качества и органа, координирующего в вузе эту работу, – отдела внутренней гарантии качества.

* * * *

Проблемы взаимодействия аккредитационных агентств и баланса институциональной и программной аккредитации стоят и перед высшими учебными заведениями Японии, где подходит к завершению первый цикл обязательной процедуры, начавшейся в апреле 2004 года. К настоящему времени процедуру аккредитации прошли 780 вузов страны, то есть практически все.

В Японии действуют две схемы аккредитации: институциональная (оценка образовательной и научной деятельности, а также администрирования), которая проводится один раз в семь лет, и программная – оценка образовательных программ и работы факультетов, которая проводится не реже одного раза в пять лет. Институциональную аккредитацию проводит Японская ассоциация по аккредитации университетов. Это одна из старейших аккредитационных организаций. Созданная в 1947 году, она является автономной и независимой от органов управления образованием. В 2004 году прошла процедуру сертификации правительством, а процедура аккредитации для вузов стала обязательной.

Образовательные программы проходят аккредитацию через Национальный институт оценки научных степеней и деятельности университетов NIAD-UE. Он был создан правительством, но также в 2005 году прошел сертификацию на право проводить аккредитацию в университетах, младших колледжах, технических колледжах и юридических школах. Наряду с этими организациями существует целый ряд аккредитационных агентств, проводящих аккредитацию отдельных образовательных программ (в области управления, бухгалтерского учета, акушерства, клинической психологии, педагогики). Проблема, которую японские коллеги обозначили в своем выступлении на конференции, заключается в необходимости гармонизации всех форм аккредитации и процедур на уровне страны.

* * * *

Аккредитация как процедура действует для российских вузов в течение последних пятнадцати лет, вузы уже прошли два-три цикла аккредитации. И у нас тоже есть определенные результаты, а также появился целый ряд вопросов по дальнейшему развитию событий.

Аккредитация в России была сформирована в институциональной форме. Она оценивает условия, организацию и результаты образования в целом по вузу. Эксперты могут посмотреть отдельные образовательные программы только выборочно, например 5-6 программ, хотя отдельные вузы реализуют свыше 100 программ.

Почему в России сформировалась институциональная форма аккредитации? Прежде всего, потому, что такая форма характерна для больших стран с большим числом вузов. Вторая причина обусловлена национальной традицией создания вуза как единого института с общими финансами, ресурсами, библиотекой и социальной инфраструктурой (отдельные подразделения – филиалы, факультеты – имеют только относительную свободу действий). Безусловно, у России были и свои специфические причины для формирования аккредитации в институциональной форме, прежде всего, потому, что традиционно, более двухсот лет, со стороны Министерства образования проводились контрольные проверки вузов в целом, а не по отдельным программам. Во-вторых, создавая совершенно новую для России систему оценки качества, в основу был положен опыт США по институциональной аккредитации, эффективно зарекомендовавший себя в течение ста пятидесяти лет. Европейские страны в начале 90-х годов прошлого века еще не имели опыта аккредитации, и еще не было Болонского процесса, Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества ESG.

Вместе с тем, в начале 90-х годов Россия начала испытывать образовательный бум, который во многом был результатом перестройки. За пятнадцать лет количество вузов в России увеличилось в два раза, а количество программ и студентов – в три. Появился негосударственный сектор образования, который стал играть весомую роль в системе высшего образования, но не имел прямого подчинения государственным органам власти. Необходимы были новые технологии управления вузами и оценки качества, отличные от государственного контроля и основанные на принципах единства подходов для всех вузов, а также на более демократичных принципах в управлении высшим образованием.

Серьезным вызовом для системы образования и для системы управления стала ограниченность финансовых ресурсов в 90-е годы, а значит, нужна была относительно дешевая технология аккредитации, учитывая, что число вузов в России выросло до 1,4 тыс., а программ – до 30 тыс. Но серьезной возможностью для создания эффективных технологий оценки стало в этот период появление современных информационных технологий, что позволило сразу формировать базы данных вузов, использовать информационные технологии для анализа статистики, определения критериев, проводить оценку знаний студентов и их анкетирование через Интернет.

И в новом законодательстве 1992 года была введена государственная аккредитация как оценка вуза в целом для установления его статуса (институт, академия или университет).

Таким образом, институциональная форма аккредитации имеет действительно ряд неоспоримых достоинств для больших систем образования: относительно дешевая, единая для всех вузов страны и позволяющая решать задачи управления неоднородной (частной и государственной) структурой образования. Кроме того, это был период, когда все другие сферы экономики и производства проходили путь установления взаимоотношений между государственным и частным капиталом, отсутствовали объединения работодателей, которые могли бы формировать заказ на выпускников отдельных профилей подготовки и участвовать в оценке качества подготовки. Российское законодательство прописало две формы аккредитации: государственную и общественную, но общественные формы аккредитации в тот период развития не получили.

Однако последние два года ситуация в России кардинально изменилась. Из года в год резко снижается число выпускников школ – абитуриентов. Повышается конкуренция вузов. Государство вкладывает огромные средства – в образование, но приоритетно в отдельные выбранные федеральные и национальные исследовательские университеты. Появились объединения предпринимателей, проявляющие активный интерес к качеству подготовки специалистов.

Но главное в том, что государственная институциональная аккредитация с течением времени из добровольной стала для всех вузов страны обязательной, и, таким образом, к настоящему времени 99 процентов вузов России имеют государственную институциональную аккредитацию.

Такая аккредитация перестала быть мотивацией и стимулом к развитию и все больше утрачивает доверие и у себя в стране, и за рубежом. Пришло осознание необходимости создания более тонких механизмов оценки качества и гарантии качества образования, отдельных программ. Стало понятным, что в большом вузе реализуются программы объективно разного уровня качества. Абитуриенты и работодатели выбирают сегодня программы по их востребованности, а не вузы – по признаку их государственной аккредитации.

Безусловно, аккредитация отдельных программ требует больших затрат: и финансовых, и человеческих. Но только такая форма может обеспечить реальное участие в оценке всех заинтересованных сторон, включая работодателей и выпускников. И главное – аккредитация программ позволяет избежать формальных количественных подходов в оценке и сделать акцент на качестве и экспертизе качества.

Российский опыт свидетельствует, что механизм аккредитации – хороший механизм управления системой образования. И если государство хочет оставить за собой такой механизм влияния на высшее образование, аккредитация может быть институциональной, обязательной, единой для всех, дешевой и формальной процедурой, которая устанавливает минимальные государственные образовательные стандарты и требования. Но нужно отметить, что в этом случае институциональная аккредитация мало чем отличается от государственного контроля и инспекции. Основной акцент такой аккредитации направлен на оценку условий и процесса образования. Качество результата образования (компетентности и востребованности выпускников) невозможно в рамках обязательных, формальных, массовых процедур, поставленных на поток.

Программная аккредитация не должна быть обязательной, она должна быть добровольным выбором самой программы, чтобы продемонстрировать абитуриентам и работодателям качество образования. В этом случае далеко не все программы могут быть аккредитованы, а только те, которым по-настоящему доверяет общественность. Стандарты программной аккредитации могут и должны быть выше институциональной. И конечно, для такой работы необходимо несколько аккредитационных агентств.

Сколько агентств нужно для институциональной аккредитации? Возможно, для того чтобы обеспечить единую государственную политику в сфере образования, достаточно одного или в зависимости от количества регионов и федеральных округов.

Сколько агентств нужно для программной аккредитации? Безусловно, гораздо больше. Невозможно провести качественно оценку 30-40 вузов в месяц одним агентством. Если все 1,4 тыс. вузов обязаны в течение пяти лет пройти аккредитацию, государственное аккредитационное агентство обязано его провести. В данном случае, если мы говорим об экспертизе качества, то совсем не лишней будет проблема качества самой экспертизы.

Сейчас в России институциональной аккредитацией занимаются одно государственное и одно негосударственное агентства, программной аккредитацией – три агентства. Что будет в ближайшем будущем – покажет время.

Таким образом, в России в настоящее время также наблюдается пересмотр подходов в системах внутренней и внешней гарантии качества образования, которые ставят больше вопросов, чем ответов. Ясно одно: Россия долгое время сохраняла систему образования с жесткой централизацией, регламентацией и государственной политикой. В начале 90-х годов прошлого века государство отказалось от монополии в образовании. Может быть, пришло время отказаться и от монополии в оценке качества образования?

* * * *

Азиатско-Тихоокеанский регион переживает бурный рост систем высшего образования, объясняемый его востребованностью и неудовлетворенностью предложением в сфере высшего образования. Например, в вузах Индии сегодня обучается 11 млн. студентов при общей численности населения 1 млрд. 200 млн. человек. Поэтому объяснимо и оправдано расширение и разнообразие структур, занимающихся оценкой качества образования. И именно поэтому опыт России, пережившей в течение последних пятнадцати лет образовательный бум и уже набившей шишек в вопросах обязательности аккредитации, роли государства и монополии в оценке, вызывает большой интерес.

Конференция APQN как никогда была насыщена презентациями новых проектов и опыта работы университетов по созданию внутривузовских систем гарантии качества, аккредитационных агентств по разработке новых технологий оценки, представителей международных организаций и иностранных наблюдателей по внедрению и сопровождению проектов регионального и глобального масштабов.

Российская делегация представила на конференции два новых проекта: «Лучшие образовательные программы России: использование бенчмаркинга в высшем образовании» и «Открытые международные Интернет-олимпиады как инструмент гарантии качества в высшем образовании: перспективы и практика».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
CEENET – нет, CEENQA – да!
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Модель оценки качества образовательной программы
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Бордюрные камни госаккредитации
Аккредитация как инструмент повышения качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ