Аккредитация: новый виток или бег по кругу?Европейские стандарты ESG, одобренные в 2005 году конференцией министров, ответственных за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, оказали мощное влияние на формирование системы гарантии качества в России. Но не смогли обеспечить ее полное соответствие необходимым стандартам. Просмотров: 4435
Противоречивые «нулевые»Завершился 2010 год, и с ним целое десятилетие «нулевых» лет: благополучных и кризисных – разных. Первых десяти лет XXI века. Высшая школа России испытала немало вызовов за эти годы, и анализ развития системы образования потребует детального осмысления причин и последствий противоречивых явлений начала и конца десятилетия. В данном случае – это первая попытка анализа развития российской системы аккредитации в сфере высшего образования, краткий (ограниченный рамками журнальной статьи) аналитический отчет о проблемах интеграции России в европейскую систему гарантии качества. Как никогда богат на юбилеи был 2010 год. В марте состоялась встреча министров образования для празднования десятилетия Болонского процесса в Европе. Десять лет со дня образования отметили две крупнейшие европейские ассоциации аккредитационных агентств: Европейская сеть агентств гарантии качества в высшем образовании – ENQA и Сеть аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы – CEENET. За десять лет интеграционные процессы стали масштабными, глубокими и необратимыми, а гарантия качества и аккредитация в образовании – условием доверия и честности взаимоотношений национальных образовательных систем. Россия в этих процессах как всегда идет своим путем и в точном соответствии с философским законом развития – по спирали. Например, в 2000-м – в систему государственной аккредитации вошли новое понятие и процедура комплексной оценки, объединившая лицензирование, аттестацию и аккредитацию, чтобы избежать дублирования и излишней регламентации в оценке деятельности вузов. К 2010 году процедуры лицензирования и государственной аккредитации были вновь разведены. Но к Болонскому процессу ни то, ни другое решение отношения не имеют, цели были иные и прямо противоположные. Как показало время, в отношении Болонского процесса интеграционные инициативы в России тоже развиваются по спирали. Россия и европейский процесс интеграции в высшем образованииРоссия официально присоединилась к европейским соглашениям в 2003 году и к этому времени была готова к реформам. С начала 90-х годов система образования – как и все сферы услуг, экономики и производства в период перестройки – кардинально изменилась и содержательно, и структурно. Эти изменения стали первой реакцией на реформу системы образования, основанную на новой государственной образовательной политике. Период мощного давления государственных органов власти и законотворчества по запуску реализации положений Болонского процесса – 2003-2005 годы. К 2007 году был разработан и принят целый ряд поправок к закону «Об образовании», предприняты попытки адаптировать и скорректировать запущенные реформы образования в соответствии с Болонским процессом. Однако с 2009 года новые вызовы – демографические, экономические – и трансформация государственной образовательной политики затормозили эволюционный процесс изменений. Скорее всего, Россия уже не сможет отказаться от общемировых (и европейских) процессов интеграции, но потребуется время для активизации очередного кардинального этапа реформ системы образования. Задачи, поставленные Болонским процессом, оказывают неоднозначное влияние на изменение системы высшего образования России. Отдельные задачи – например, реализация Лиссабонской конвенции – не требуют дополнительных усилий, а другие – например, реализация совместных программ с выдачей совместных дипломов – даже пока не поняты и не имеют необходимых условий реализации. Проблемы в том, что:
Вхождение страны в европейское образовательное пространство предполагает широкую информированность и вовлеченность всех уровней и структур системы образования: государственных органов управления, государственных и общественных организаций, работающих на систему образования (так называемых «буферных организаций») и высших учебных заведений. На каждом из этих уровней реформы воспринимаются и решаются по-разному. Кроме того, эти уровни и структуры иногда взаимодействуют в решении задач, а иногда прямо противоречат. Отношение и участие государства и вузов в реализации Болонских инициатив, формирование и развитие независимых общественно-профессиональных структур и частногосударственного партнерства в управлении и гарантии качества высшего образования наложили отпечаток и на процесс внедрения в России Стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG). Российская система аккредитации до Болонского процессаЕвропейские стандарты ESG, одобренные в 2005 году конференцией министров, ответственных за высшее образование в странах-участницах Болонского процесса, оказали мощное влияние на формирование системы гарантии качества в России. Но не смогли обеспечить ее полное соответствие необходимым стандартам по двум основным причинам. Первая причина. К 2005 году в России уже фактически сложилась система государственной аккредитации, законодательно закрепленная и обеспеченная необходимыми инструментами (показателями, технологией и организациями, сопровождающими эту технологию). Государственная аккредитация фактически заменила процедуры государственного контроля, но на более демократичных принципах. Активно формировались внутривузовские системы управления качеством на основе стандартов ISO серии 9000 и TQM. Эти инициативы вузов были поддержаны государственными органами управления образования. Вместе с тем отсутствовали механизмы мотивации для развития общественных независимых форм аккредитации. Появление первых агентств по общественно-профессиональной аккредитации не получило должного развития и поддержки общества и государства. Государственная аккредитация, кроме прочих прав и льгот, дает вузам право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца и студентам – на отсрочку от армии. Проблема повышения качества образования и своего имиджа не стояла у вузов на повестке дня столь актуально, как сейчас. Отсутствовали и традиции привлечения студентов и ассоциаций работодателей к управлению и оценке качества образования. Вторая причина. Учитывая кардинальные политические, экономические и демографические изменения в стране – и в системе образования, в частности – в 1997-2005 годах, сформировавшаяся технология государственной аккредитации в полной мере соответствовала потребностям времени: она была массовой, единой (равной) для всех вузов страны, относительно дешевой и при этом достаточно прозрачной и объективной для принятия решения по аккредитации. Следовательно, для того чтобы обеспечить соответствие системы гарантии качества высшего образования России европейским стандартам ESG, необходимо было изменить законодательство и развести функции государственного контроля и общественной оценки качества образования. Однако технология государственной аккредитации к тому времени уже была признана, востребована, имела ряд неоспоримых достоинств, от которых не было смысла отказываться. Проблемы внедрения европейских стандартов в российскую систему аккредитацииТаким образом, внедрение европейских стандартов ESG в России проходило не с чистого листа, а путем эволюционных преобразований. Но эти эволюционные преобразования проходили достаточно системно и последовательно. Перечислим основные из них – коротко и по пунктам.
Все эти положительные тенденции обеспечили главный итог пятнадцатилетнего развития системы государственной аккредитации. В 2008 году Росаккредагентство прошло процедуру самообследования и внешней экспертизы по технологии ENQA и в 2009 году получило статус полного члена, что свидетельствовало о признании европейским сообществом эффективности российской системы гарантии качества образования. Вместе с тем, рекомендации экспертной комиссии и руководящего комитета ENQA выявили основную проблему: государственная аккредитация, несмотря на все демократические преобразования, так и осталась государственным механизмом управления и давления на вузы, так как ключевые функции (утверждение показателей, подбор и назначение экспертов, принятие решения по аккредитации) остались за Федеральной службой по контролю и надзору в сфере образования. Новые тенденции развития системы гарантии качества образованияОчередной этап кардинальной трансформации системы образования в России – 2009-2010 годы. Ее основные факторы:
Все эти факты свидетельствуют о формировании новых тенденций в системе гарантии качества образования. Государственная аккредитация должна сегодня решать социальные функции защиты прав граждан на получение качественного образования, а не функцию мотивации вузов к развитию, следовательно ее основная задача – обеспечить государственный контроль над соблюдением государственных образовательных стандартов. И в этом случае государственная аккредитация и государственный контроль не отличаются ни по целям, ни по содержанию. Функции мотивации к развитию, выделения лучших вузов и образовательных программ отнесены к общественно-профессиональным формам аккредитации с широким привлечением ассоциаций вузов и работодателей. Механизмы преобразований, запущенные в результате внедрения ESG, необратимы, но испытывают серьезное сопротивление в результате целого ряда объективных и субъективных факторов. В настоящее время возможны два сценария развития системы гарантии качества образования в России. Вполне вероятно, что государственная образовательная политика сосредоточит функции управления, финансирования и контроля в структуре государственных органов управления без возможности развития альтернативных форм. Такой подход обусловлен исторически: вся история и традиции российской образовательной системы свидетельствуют о приоритетной роли государства в сфере образования. Возможен и второй сценарий развития. Результаты перестройки российского общества в конце 80-х годов и интеграция российского образования с европейским в 2000-е все-таки позволят развести и эффективно взаимодействовать государственным и общественным формам управления, частно-государственным формам финансирования, общественным и профессиональным формам оценки качества образования. История повторяется. Вопрос в том, на каком уровне: еще раз сначала или на новом витке и ином качественном уровне? Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|