Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»Вольное экономическое общество России обратилось в Комитет Госдумы РФ по образованию с предложением развития законодательной инициативы по вопросу независимой оценки качества образования, повышения роли общественной аккредитации образовательных учреждений, профильных кафедр и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Просмотров: 4535
В день инаугурации, 7 мая 2012 года, Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Среди основных направлений дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки Правительству РФ было поручено совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов в декабре 2014 года «представить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии». Привлечение особого внимания Правительства РФ к указанным программам подготовки объяснимо и во многом обосновано, учитывая резкое увеличение приема абитуриентов в вузах России в последние двадцать лет и падение востребованности выпускников по этим специальностям. Прямое указание президента страны стало поводом к проведению Комитетом Госдумы РФ по образованию рабочего совещания 24 мая 2012 года, совместно с общественной организацией Вольное экономическое общество России (ВЭО России), по теме «О разработке эффективного механизма государственного и общественного контроля, оценке качества экономического образования на основе развития профессионально-общественной аккредитации: законодательный аспект». Обязательная или добровольная?Круглый стол, проходивший 24 мая в Доме экономиста, открыл Виктор Красильников, первый вице-президент ВЭО России, генеральный директор Международного союза экономистов, представлением опыта Вольного экономического общества России в сфере проведения независимой оценки качества экономического образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, общественной аккредитации кафедр и образовательных организаций. Вольное экономическое общество России обратилось в Комитет Госдумы РФ по образованию с предложением развития законодательной инициативы по вопросу независимой оценки качества образования, повышения роли общественной аккредитации образовательных учреждений, профильных кафедр и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В законе РФ «Об образовании», который был принят двадцать лет тому назад, прописана норма в ст. 33 в соответствии с которой существует возможность прохождения образовательными учреждениями профессионально-общественной аккредитации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства, сведения о результатах такой аккредитации рассматриваются при государственной аккредитации. Вместе с тем председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Александр Дегтярев отметил, что эта тема абсолютно не проработана – как с законодательной точки зрения, так и в плане практической реализации... Если «рассматриваются», то, значит, такая процедура не является обязательной для принятия решения Рособрнадзором, но прислушиваться... стало сегодня необходимо. Ожидается, что законопроект «версии 2012 года» поступит в Государственную Думу через месяц в качестве официального документа от Правительства РФ. В нем содержится статья – 99, «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ». Совершенно очевидно, что государство, понимая важность этой процедуры и необходимость привлечения демократических институтов гражданского общества к процедуре оценки образовательной деятельности, выходит с инициативой эту норму закрепить законодательно. Президент РФ своим указом от 7 мая 2 012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599) поручает Правительству РФ разработать предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки специальностей в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. В план работы Министерства образования и науки РФ – об этом шла речь на итоговой коллегии в феврале текущего года – внесена задача реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года, № 61. Программа содержит целевой индикатор: «Доля укрупненных направлений подготовки и специальностей, по которым осуществляется общественно-профессиональная аккредитация реализуемых образовательных программ, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей» на 2011 год – 4, 2012-й – 11, 2013-й – 20, 2014‑й – 36, 2015-й – 50. Появление этих очень важных положений практически в одно и то же время на повестке дня свидетельствует о высоких требованиях, которые сегодня государство и общество предъявляют системе образования. Совсем не случайно на первый план поставлена задача оценки качества экономического и юридического образования. Как заметил А.Н. Дегтярев, «Это сигнал, который давно звучит в обществе: много плохих экономистов, мало хороших; много плохих юристов, мало хороших, а то, что нужны хорошие специалисты и в значительном количестве, – для всех здравомыслящих людей совершенно очевидно». Ставка высокаНа процедуру профессионально-общественной аккредитации сегодня делается высокая ставка. По общему мнению присутствующих, она действительно может обеспечить независимую, справедливую, объективную оценку деятельности образовательных учреждений и пресечь деятельность псевдовузов, которых за последние двадцать лет стало очень много и которые бросают тень на другие учебные заведения. «Я бы назвал их ‘‘вузами легкого поведения’’, – отметил Александр Дегтярев. «В настоящее время первостепенная задача, сформулированная государством, – это повышение качества человеческого капитала», – так начала анализировать опыт Вольного экономического общества России по оценке деятельности профильных кафедр директор Международного союза экономистов, член-корреспондент Международной академии менеджмента Маргарита Ратникова. Она отметила, что ВЭО России неоднократно поднимало вопрос о сложившейся удручающей ситуации в стране по нехватке высококвалифицированных специалистов экономического профиля при общем избытке на рынках труда и образовательных услуг именно этой категории кадров. Последние пять лет для всесторонней обоснованной оценки качества образования в области экономики и менеджмента ВЭО России организует совместно с Международной академией менеджмента при поддержке Комитета Госдумы РФ по образованию ежегодный всероссийский конкурс «Лучшая экономическая кафедра», что позволяет проводить мониторинг деятельности профильных кафедр по подготовке специалистов в области экономики и менеджмента. Кроме того, семь лет назад была проведена апробация общественной аккредитации образовательных организаций, профильных кафедр и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по направлениям экономики и менеджмента, одним из выводов которой стала констатация низкого уровня профильных образовательных программ, их несоответствие мировым стандартам, отсутствие должной квалификации педагогического состава. Одна из причин сложившейся ситуации состоит в отсутствии участия работодателей и делового сообщества в целом в образовательном процессе и в разработке требований к компетенциям выпускников, отражающих потребности современной экономики. В связи с этим от лица Вольного экономического общества России М.А. Ратникова предложила рассмотреть возможность введения обязательной профессионально-общественной аккредитации образовательной организации (профильных кафедр) и образовательных программ в качестве неотъемлемой составной части процедуры государственной аккредитации. По мнению и.о. начальника Управления лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов Рособрнадзора Марины Гуськовой, государственная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация – это обязательные, дополняющие друг друга процедуры, позволяющие принимать решения с большей уверенностью. Опыт Ассоциации юристов свидетельствует, что не все учреждения стремятся пройти профессионально-общественную аккредитацию, а в случае ее необязательности невозможно получить полную информацию о качестве подготовки юристов. Поддержав дискуссию, заместитель председателя Комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию Торгово-промышленной палаты РФ Кирилл Савченко-Бельский отметил, что ТПП также обладает более чем десятилетним опытом сертификации своих учебных заведений. Это добровольная сертификация, но желающих каждый год довольно много. Однако, как показал опыт, в этом процессе не должно быть массового характера, нужно сначала внимательно изучить отзывы о качестве подготовки и прежде всего от потребителей. Такая работа приносит ощутимый результат: не только получение красивого сертификата, подписанного президентом палаты, но и дальнейшая активная работа по сотрудничеству. Министерство образования и науки РФ на встрече представляла Алла Коломенская – заместитель директора Департамента развития профессионального образования. Она отметила, что не только профессионально-общественная, но и государственная аккредитация не являются обязательными. Есть определенное количество образовательных учреждений, которые много лет работают без государственной аккредитации просто в силу того, что таков выбор этих образовательных учреждений. В ряде случаев это связано с профилем деятельности: например, учреждения религиозного образования или частные образовательные учреждения, которые просто не считают необходимым по каким-то причинам получать государственную аккредитацию. Это не мешает им осуществлять образовательную деятельность, поскольку в стране установлено только одно обязательное условие – этот вид деятельности отнесен к перечню лицензируемых, и в силу этого необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. Значит, по логике вещей, вуз может не иметь государственной аккредитации и вести образовательную деятельность при наличии лицензии. Конечно, он не получит прав и льгот, прописанных в законодательс тве, но все же это не угрожает его существованию. По замечанию А.Л. Коломенской, сама по себе государственная аккредитация представляет собой административную процедуру экспертного характера. Существует процедура аттестации экспертов для проведения государственной аккредитации. Существует реестр экспертов, который ведется аккредитационным органом. Должна ли в таком случае общественная аккредитация стать еще одной экспертной процедурой в рамках государственной аккредитации или же процедурой действительно независимой, которая существует параллельно с госаккредитацией и является дополняющей, альтернативной процедурой? «Позиция министерства всегда была такова, что мы рассматривали процедуры государственной и общественной аккредитации как параллельные. Это не значит, что эту параллельность нужно рассматривать в математическом аспекте, где параллельные прямые – это линии, которые никогда не пересекаются. Это значит, что не может быть определенной зависимости между процедурами», – подчеркнула представитель Минобрнауки РФ. Значит министерству сегодня хотелось бы видеть общественную аккредитацию как действительно независимую процедуру, которую могут пройти любые образовательные учреждения, в том числе и те, которые не имеют государственной аккредитации, или по тем образовательным программам, по которым они не имеют государственной аккредитации. Таким образом, вектор развития не в том, чтобы объединить эти процедуры или общественную аккредитацию включить в государственную процедуру аккредитации, то есть речь не идет о ее огосударствлении. Необходима очень сильная, развитая система общественной оценки, общественного контроля как независимая отдельная система, которая будет взаимодействовать с системой государственной аккредитации, но не будет с ней сливаться. Если независимая, то от кого?Опыт по оценке качества подготовки студентов по отдельным образовательным программам в России в настоящее время представлен не только в сфере экономического, но и юридического, и инженерного образования. Аккредитация образовательных программ существует во многих странах мира, и эту практику также необходимо учитывать, особенно в отношении наиболее обсуждаемой проблемы – формирования независимой внешней оценки качества образования. Но… не зависимой от кого? От государственных органов управления? Или, в том числе, от работодателей и самих вузов? Является ли требование Правительства РФ о привлечении к процедурам оценки качества образования ассоциаций работодателей и ведущих вузов необходимым условием обеспечения независимости такой оценки? Никто не станет отрицать тот факт, что на результаты подобной оценки также могут оказывать влияние конкуренция в вузовской и профессиональной среде. Вместе с тем требование к независимости деятельности аккредитационных агентств глубоко укоренилось за рубежом и вошло во все основополагающие документы Болонского процесса, наряду с необходимостью формирования реестра аккредитационных агентств, наделенных доверием заниматься оценочной деятельностью. Но как в этом отношении могут уживаться независимость и обязательность аккредитации? В нашем случае – например, государственной аккредитации – она по определению не может быть независимой. И не гарантирует качество подготовки выпускников. «Мы очень часто сталкиваемся с тем, что выпускники вузов действительно не соответствуют тем критериям, которые предъявляет к ним работодатель», – отметила, основываясь на мнении обширной читательской аудитории, генеральный директор издательского дома «Экономическая газета» Татьяна Козенкова, доктор экономических наук, профессор. Не менее серьезные проблемы, связанные с аккредитацией образовательных программ и образовательных учреждений, проявились сегодня в системе дополнительного профессионального образования. В связи с тем, что государство практически уже отменило государственную аккредитацию в этой сфере образования, а в новом проекте закона полностью собирается уйти с этого поля, независимая профессионально-общественная аккредитация получает первостепенное значение. И она там будет наиболее востребована, по мнению президента Межгосударственной ассоциации последипломного образования Анатолия Демьянченко. Однако сейчас пока этим никто практически не занимается. Все аккредитационные агентства, которые в России более-менее известны, занимаются высшим образованием. А в ДПО, по-видимому, боятся входить, потому что там нет стандартов, нет таких четких критериев, по которым легко оценивать. Оценивать программы ДПО нужно как-то более творчески, и оценивать прежде всего не по процессу, а по результату. «И, конечно, отметил А.Г. Демьянченко, общественно-профессиональная аккредитация не может быть обязательной, и нельзя ее никоим образом навязывать, и нельзя устанавливать критерии, по которым должна проходить такая аккредитация. Главным показателем ее эффективности должна быть востребованность, то есть если результаты будут восприниматься и будут важны для общества, для отдельных лиц или для работодателей». Свою точку зрения по обсуждаемым вопросам высказала главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», исполнительный директор Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, доктор педагогических наук Галина Мотова, отметив, что обсуждение ведется только в одной плоскости: должна ли профессионально-общественная аккредитация быть обязательной и учитываться при государственной аккредитации или быть добровольной, параллельной, но все же контрольной процедурой. И в том, и в другом случае неизбежно дублирование. Необходима действительно альтернативная процедура, ориентированная не на контроль, а на развитие, выявление достижений и лучшей практики. «Это в большей степени способствовало бы совершенствованию программ и повышению их качества. Контроль, конечно, может помочь навести порядок в наших вузах, но не повысить качество образовательных программ», – подчеркнула Г.Н. Мотова. Кроме того, эти процедуры могут и должны решать сегодня разные задачи: государственная – обеспечить защиту граждан от некачественного образования, общественно-государственная – способствовать прозрачности, повышению конкурентоспособности, информированности абитуриентов, студентов и работодателей об эффективно работающих учреждениях и лучших программах. К настоящему времени 99,9 процента высших учебных заведений и большинство образовательных программ имеют государственную аккредитацию, а выпускники таких вузов – дипломы государственного образца, назрела настоятельная потребность в новом механизме дифференциации программ по качеству образования. Однако на вопрос А.Н. Дегтярева, не следует ли связать в таком случае результаты профессионально-общественной аккредитации с рейтингом, Г.Н. Мотова заметила, что профессионально-общественная аккредитация не должна и рейтинги дублировать. Рейтингами во всем мире занимаются средства массовой информации, это хороший прозрачный механизм, который дает дополнительные конкурентные преимущества при выделении грантов, привлечении абитуриентов и т.д. Но профессионально-общественная аккредитация – это процедура наделения доверием, она предъявляет гораздо более высокие критерии, чем государственная аккредитация, использует экспертные оценки, а не только количественные, такие как рейтинг, привлекает к оценке работодателей и студентов. Привлечение студентов к аккредитации вузов и образовательных программ – важное условие и основной тренд во всех европейских странах. Реформировать в нужном направлении«Во главу угла обязательно должен быть поставлен работодатель, и с совершенно иными критериями оценки, нежели в государственной аккредитации», – поддержала дискуссию первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Нелли Розина, – «Важно помнить, что все процедуры – и государственные, и общественно-профессиональные – платные, обязательность для общественных процедур оценки станет дополнительным финансовым бременем». «По версии законопроекта контрольные и аккредитационные функции занимают половину всего документа. Половину! Это не нормально. Поэтому гипертрофировать любые контролирующие и аккредитационные функции – не правильно. На западе вуз гордится, когда у него аккредитована одна программа, и именно ею гордится. А мы, аккредитовав всё, превратив государственную аккредитацию в поточную процедуру, не добились ничего. Ни в коем случае нельзя, чтобы профессионально-общественная аккредитация сделалась такой же», – отметила Н.М. Розина. Министерство образования и науки РФ несколько лет назад активно меняло законодательство и подготовило целый пул законов, на основе которых были созданы федеральные и национальные исследовательские университеты, а также два университета с особым статусом (МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ). Они имеют право работать не по федеральным, а по собственным стандартам. Следующим шагом должна стать возможность выдавать не дипломы государственного образца, а собственные дипломы. Когда доверие к диплому известного вуза очень высоко, достаточно просто их гербовой печати. И если не нужен диплом государственного образца, нужна ли в таком случае государственная аккредитация? Министерство образования и науки РФ в своем новом составе скорее всего будет вести речь не только о сокращении бюджетных мест, но и, по мнению Н.М. Розиной, об отказе от многих государственных обязательных процедур и документов. Чтобы не дублировать процедуры государственной аккредитации и не повторять уже допущенных ошибок, на рабочем совещании профильного комитета Госдумы были высказаны замечания и предложения. Заместитель заведующего кафедрой экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и эксперт Рособрнадзора Игорь Молчанов заметил, что в настоящее время кардинально изменилась экспертиза деятельности вуза при госаккредитации. Если раньше эксперт в обязательном порядке знакомился с образцами курсовых и дипломных работ, оценивая их актуальность и отсутствие плагиата, то сегодня этого нет – достаточно удостовериться в соответствии формальных параметров требованиям стандарта. И если это так, необходимо перенести акцент оценки качества подготовки студентов на общественную аккредитацию. Кроме того, нельзя объяснить ситуацию, когда один эксперт оценивает целое направление подготовки. Детально и качественно провести экспертизу возможно только коллегиально, и это необходимо учесть в дальнейшей работе. В качестве мотивации для прохождения профессионально-общественной аккредитации могут быть заложены четкие критерии в индикаторы программ развития вузов, предложила руководитель пресс-службы Российского союза ректоров Ирина Хилько. И эти индикаторы не должны быть идентичны параметрам государственной аккредитации. Еще одно предложение было высказано для внесения в проект резолюции заместителем председателя Комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию Торгово-промышленной палаты РФ К.А. Савченко-Бельским о необходимости разработки профессиональных стандартов. Этот вопрос месяц назад широко обсуждался на конференции, организованной Комитетом Госдумы РФ по образованию совместно с Академией труда и социальных отношений, Российской Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Союзом ректоров. Из тысячи стандартов, необходимых стране, сегодня разработано только 70. Можно ли в таком случае проводить аккредитацию силами профессиональных ассоциаций без профессиональных стандартов? Необходимо в самое ближайшее время активизировать эту работу. Поддержав высказанные замечания, А.Н. Дегтярев обратился к присутствующим с просьбой активно проявлять инициативу и выступать с предложениями. Комитетом Госдумы РФ по образованию шестого созыва, создано несколько новых экспертных советов по самым актуальным проблемам в сфере образования. Завершая дискуссию и обращаясь к участникам встречи, А.Н. Дегтярев отметил: «Мы готовы учиться у вас, готовы помогать и общими усилиями продвигать реформирование российского образования в нужном направлении в интересах нашего Отечества».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|