Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Евроремонт российского образования

Очередное заседание Национального аккредитационного совета состоялось 1 марта на базе НИТУ «МИСиС». Итогом заседания стало решение об общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ ряда ведущих российских вузов. Представленные программы прошли экспертизу по европейским стандартам и европейской технологии.

Просмотров: 2927

Экспертиза – внешняя и независимая

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года одним из приоритетов государственной политики в сфере образования должно стать «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Попадание в мировые рейтинги для российских университетов – очень непростая задача, учитывая, что их лидеры имеют вековые традиции, англоязычную среду обучения, ориентацию на научные исследования и очень значительные финансовые возможности. Но отечественный опыт показывает: если задача поставлена, она должна быть решена, чего бы этого ни стоило. Но 5 университетов из 1200 российских вузов – слишком маленький процент, для того чтобы стать локомотивами всей системы и уж тем более тенденцией для интеграции в мировое образовательное пространство. Нужны и другие механизмы мотивации повышения качества образования и степени интернационализации.

Таким довольно эффективным механизмом становится общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, получивших широкое общественное признание по результатам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» (www.best-edu) и прошедших внешнюю независимую экспертизу комиссией, в составе которой были европейские и российские эксперты.
Именно экспертиза с выездом комиссии в вуз – в отличие от рейтингов, где оценка вузов и программ проходит на основании количественных показателей и анкетирования экспертов, – способна не только сделать выводы о достижениях и проблемах, но, что более важно, дать профессиональные консультации и рекомендации по достижению российскими программами европейского уровня качества их реализации. И еще – выделить проблемы, решение которых зависит от самого вуза, и проблемы, которые носят системный характер. Их решение (а вернее, НЕрешение) тормозит процессы интеграции российских вузов в европейское образовательное пространство, а значит и признание мировым сообществом.

Игра по правилам

Очередное заседание Национального аккредитационного совета состоялось 1 марта на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» – ведущего вуза страны по подготовке специалистов в области металлургии и материаловедения, чьи программы по результатам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» также вошли в числе лучших. Перед началом заседания с приветствием к членам совета обратилась исполняющая обязанности ректора Алевтина Черникова, отметив, что одними из приоритетных направлений деятельности НИТУ «МИСиС» являются повышение качества образования и постоянная связь с бизнес-сообществом. Очень важной проблемой сегодня является подготовка инженера-творца, а не простого исполнителя. Максимальное раскрытие своего потенциала и умение видеть точки роста прорывных технологий – эту задачу ставит перед собой университет в качестве первостепенной по подготовке специалистов и готов участвовать в совместных проектах по повышению качества реализации программ.

Еще один гость на заседании совета – Маргарита Ратникова, чье присутствие было далеко не случайным, – по просьбе председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Александра Дегтярева представляла Вольное экономическое общество России. Эта старейшая организация Европы и мира с двухсотлетней историей также заинтересована в процессах, направленных на оценку качества образования, в частности экономического. Имея семилетний опыт оценки и признания лучших профильных кафедр по экономическим специальностям, работающих в вузах страны, ВЭО России располагает сетью экспертов во всех регионах. Свое присутствие на заседании Национального аккредитационного совета М.А. Ратникова объяснила желанием познакомиться с опытом общественно-профессиональной аккредитации программ и надеждой на установление взаимовыгодного сотрудничества.

На заседании Нацаккредсовета присутствовала и заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и контролю Татьяна Бархатова.

– Мы очень заинтересованы в подобных встречах и обсуждениях, которые работают на независимую оценку качества образования, – подчеркнула она. – В законодательстве заложены механизмы самообследования и мониторинга качества образования, чтобы посмотреть на себя глазами независимого профессионального сообщества, в том числе международного, и положение об учете результатов общественной и общественно-профессиональной аккредитации программ при прохождении ими государственной аккредитации.

– В данном случае речь должна идти не о подмене государственной аккредитации, – уточнил председатель Национального аккредитационного Совета, вице-президент РАО Виктор Болотов, – а об использовании Рособрнадзором результатов общественно-профессиональной аккредитации в процедурах государственной аккредитации. Но и свою работу Рособрнадзору возлагать на нас нет необходимости. Мы работаем по стандартам, принятым международным сообществом. И проводим аккредитацию по программам, а не вуза в целом. В программах федеральных и исследовательских университетов заложено требование прохождения международной аккредитации и общественно-профессиональной с международным участием. Мы можем помочь вузам в этом вопросе: например, понять, могут ли они работать на европейском уровне.

По мнению Т.А. Бархатовой, самым заинтересованным лицом в прохождении общественно-профессиональной аккредитации действительно должно быть само образовательное учреждение, чтобы быть конкурентоспособным и доказать свою состоятельность. А в интересах качества образования структуры, которые будут заниматься такой аккредитацией, должны быть не зависимыми и от государственных органов управления образованием, и от образовательных учреждений, но востребованы и теми, и другими.

– Заниматься общественной аккредитацией сегодня, – заметил В.А. Болотов, – может кто угодно, но будет ли это признаваться государством. Мы обсудили с руководителем Рособрнадзора И.А. Муравьевым, что для признания аккредитующих структур, во-первых, важны сами процедуры, не дублирующие государственную аккредитацию, во-вторых, квалификация экспертов и их признание профессиональным сообществом и, наконец, принимающие окончательное решение лица.

В повестку дня заседания

Национального аккредитационного совета были включены два вопросы, определяющие правила принятия решения по аккредитации и правила работы экспертных комиссий. На рассмотрение членов совета были вынесены два положения – о процедуре апелляций и апелляционном комитете, а также проект состава апелляционного комитета. Для того чтобы решения Нацаккредсовета признавались в том числе международным сообществом, наличие апелляционного комитета в составе органа, принимающего решение по аккредитации, – обязательное условие. Вуз должен иметь право и возможность подать апелляцию на работу экспертной комиссии в случае нарушения процедуры или на Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр), ответственный за качественное проведение экспертизы.

На обсуждение совета были вынесены и рекомендации по проведению внешней экспертизы. Наличие такого документа и, главное, доведение его до всех экспертов, участвующих в аккредитационных процедурах, также является обязательным, поскольку прописывает пошаговый алгоритм действий, права и обязанности всех вовлеченных в процедуры лиц, этический кодекс эксперта и требования к отсутствию конфликта интересов. Эти документы прошли апробацию в течение двух лет в процедурах аккредитации и предложены на утверждение советом.

На утверждение совета был представлен справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России», подготовленный по результатам третьего этапа реализации всероссийского проекта и направленный на изучение общественного мнения о качестве образовательных программ, реализуемых российскими вузами.

Директор Нацаккредцентра Владимир Наводнов познакомил присутствующих с целями и методикой опроса, результатами анализа экспертного мнения о лучших программах в вузах по федеральным округам и группам специальностей подготовки. Было вынесено предложение рассмотреть и утвердить результаты проекта для придания им большей значимости, так как справочник бесплатно поступает в ассоциации работодателей и по заявкам в школы России для будущих абитуриентов.

Результаты общественного опроса важны для выделения «кандидатов» на общественно-профессиональную аккредитацию, а именно тех программ, которым доверяет академическая и профессиональная общественность. И таких всего лишь 6,8 процента. Среди них ожидаемо, по мнению докладчика, лидируют программы подготовки в области здравоохранения, а в аутсайдерах находятся программы экономического и юридического профилей, по социальным наукам и транспортным средствам.

По меткому замечанию председателя Нацаккредсовета, результаты ожидаемы потому, что количество программ экономического и юридического профилей выросло многократно, а «ППС почкованием не умеет размножаться». Ректор Московского государственного строительного университета Валерий Теличенко предложил в обязательном порядке учитывать мнения УМО при открытии новых специальностей, иначе академическая общественность остается в стороне и не может влиять на структурные трансформации.

Богу – богово, кесарю – кесарево

Вторая часть заседания была посвящена рассмотрению результатов работы экспертных комиссий и принятию решений по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ четырех ведущих российских вузов.

По европейским стандартам и европейской технологии – то есть с самым широким представительством в аккредитационных процедурах академической общественности, ассоциаций работодателей и студенчества – прошли экспертизу программы «Лечебное дело» Казанского государственного медицинского университета и Северо-Восточного федерального университета. Европейские эксперты дали высокую оценку образовательной, научной и инновационной деятельности структурных подразделений университетов, а также рекомендации по улучшению внутривузовских систем качества в соответствии с европейскими стандартами и документами Болонского процесса, по применению активных методов в обучении – в практике отечественной высшей школы до сих пор доминируют лекционно-семинарские занятия.

Вместе с тем Национальный аккредитационный совет пришел к выводу, что далеко не все рекомендации российские вузы в силах реализовать самостоятельно. Часть проблем зависит от государственных органов управления образованием и проводимой ими политики. Например, наличие собственных университетских клиник для развития практических навыков будущих врачей. В европейской практике медицинского образования – это норма, в российской – условие личных договоренностей и хорошего взаимодействия университета с региональными администрациями и базами практики. Михаил Пальцев – в прошлом долгое время возглавлявший Московскую государственную медицинскую академию им. И.М. Сеченова, в настоящее время заместитель директора Курчатовского центра – подтвердил особо внимательное отношение руководства республик к медицинскому образованию и печальный факт отсутствия университет ских клиник, что само по себе станет причиной непопадания российских медицинских вузов в международные рейтинги. Но согласно новому закону об образовании появилась возможность иметь собственные клиники. Казанский медицинский университет является лидером по созданию симуляционных центров и использованию IT-технологий в образовании. Медицинский институт СВФУ также быстро прогрессирует, имеет хорошую финансовую поддержку и уже собственную базу практики.

Даже ведущие образовательные и научные центры страны испытывают серьезные затруднения в реализации болонских соглашений без государственной поддержки. Так, например, рекомендации и вопросы, прозвучавшие в адрес Дагестанского государственного университета при аккредитации лингвистических программ, необходимо переадресовать в министерство образования. Почему в нашей системе ВПО кредитно-модульные технологии не являются накопительными в течение всего периода обучения, как это принято в европейских странах? Почему программы мобильности являются личным делом студентов и преподавателей вуза? Европейские
программы мобильности поддерживаются специально созданными структурами (по типу DAAD в Германии) и государственным финансированием.

Отечественному образованию все еще есть чем гордиться. Об этом убедительно свидетельствуют результаты аккредитации программ математики и информатики Северо-Восточного федерального университета, где создана сильная математическая школа, а студенты обеспечены хорошим оборудованием, включая суперкомпьютер, и ежегодно показывают высокие результаты на всероссийских и международных олимпиадах по математике.

Еще один пример – основанный на результатах международной экспертизы программ направления «Филология» Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. По всеобщему признанию членов комиссии, а также работодателей и выпускников, представленных самым широким сообществом практически всех стран мира, институт является лидером в образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности в области русского языка и русской культуры. Член аккредитационного совета, обучающаяся в магистратуре Московского городского педагогического университета студентка Дарья Холодова в качестве представителя студенчества принимала участие в экспертизе программ института и подтвердила высокий уровень их реализации. Пожелание комиссии было высказано только в отношении повышения степени информатизации образовательного процесса.

Институт русского языка представил к общественно-профессиональной аккредитации и 17 «коротких» программ – повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанных с учетом самого широкого спектра запросов в сфере дополнительного профессионального образования и являющихся достижением коллектива института. Первый опыт общественно-профессиональной аккредитации коротких программ, реализуемых в высших учебных заведениях, свидетельствует о чрезвычайной его актуальности. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает государственной аккредитации для программ дополнительного образования.

– У них сейчас выход один, – отметил председатель Национального аккредитационного совета, вице-президент РАО Виктор Болотов, – получать общественно-профессиональную аккредитацию и гриф «одобрено» со стороны общественно-профессиональных структур. И актуальность такой аккредитации будет только возрастать.

В связи с новым опытом и новыми проблемами аккредитации программ повышения квалификации абсолютно правомерно прозвучал вопрос президента Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Владимира Тихомирова о взаимодействии структур аккредитации и центров сертификации квалификаций.

По мнению В.А. Болотова, это параллельные, не связанные друг с другом процессы, которые однако должны дополнять друг друга. Он поддержал предложение пригласить на следующее заседание представителей Агентства стратегического развития для согласования подходов к оценке качества подготовки специалистов и признания результатов такой оценки.

Директор департамента образовательных программ РОСНАНО Елена Соболева отметила, что предложение Правительства РФ по разработке 800 профессиональных стандартов и созданию центров сертификации квалификаций по всей стране может остаться лишь на бумаге, если сертификаты не будут признаваться работодателями. Приглашение к обсуждению общих проблем может активизировать взаимодействие академической и профессиональной среды.

Итогом заседания Национального аккредитационного совета стало решение об аккредитации представленных на рассмотрение кластеров программ на шесть лет с учетом рекомендаций внешних экспертных комиссий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: нацаккредсовет, аккредитация, качество образования, с места события, ао-62

Похожие материалы:
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Развитие форм оценки качества образования
Фронт работы экспертных советов
Высокое признание профессионального сообщества
Международная аккредитация должна стать обязательной
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ