Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares

Очередное заседание Национального аккредитационного совета было посвящено обсуждению актуальных вопросов качества российского образования и принятию решений об аккредитации образовательных программ. Как ни странно, но это плановое, можно сказать, уже привычное мероприятие во многом характеризовалось словом «впервые».

Просмотров: 2111

Очередное заседание Национального аккредитационного совета, посвященное обсуждению актуальных вопросов качества российского образования и принятию решений об аккредитации образовательных программ, состоялось 21 марта в Москве. Как ни странно, но это плановое, можно сказать, уже привычное мероприятие во многом характеризовалось словом «впервые».

Впервые и первые

Впервые на заседании присутствовал международный эксперт – секретарь Совета по оценке качества выс­шего образования Эстонии, эксперт по высшему образованию Эстонского агентства качества высшего образования (EKKA) Хиллар Бауман. Включение в состав Нацаккредсовета представителя международного экспертного сообщества было обусловлено, прежде всего, требованиями Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA), однако носило неформальный характер, в чем участники заседания смогли убедиться в ходе работы. Хиллар Бауман не раз задавал вопросы, не свойственные российским экспертам, инициируя тем самым продуктивное обсуждение проблем российского образования под иным – европейским углом зрения.

Также впервые в составе одной из экспертных комиссий был представлен зарубежный эксперт из Китая – главный хирург клиники Руйджин, директор факультета медицины Шанхайского университета Ху Вейгу. Это следствие достигнутого соглашения по сотрудничеству в вопросах оценки качества образования между Нацаккредцентром и Шанхайским институтом оценки.

Кластер образовательных программ одного из вузов впервые получил полное соответствие по всем стандартам аккредитации (Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации). Впервые один из вузов представил к международной профессионально-общественной аккредитации все свои образовательные программы (Российская академия музыки им. Гнесиных). Впервые рассматривался вопрос о пролонгации срока аккредитации образовательных программ.

И еще несколько небольших, но важных событий, произошедших впервые.

В начале заседания ректор Мос­ковского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Наталья Тихомирова подняла проблему оценки качества подготовки студентов при электронном обучении, вызвавшую живой интерес у присутствующих. Пред­седатель Нацаккредсовета Виктор Болотов отметил, что структура мирового, а вслед за ним и российского образования кардинально меняется, и уже сейчас очевидно, что будущее – за электронным обучением. Это потребует разработки адекватных инструментов и технологии оценки качества электронного обучения, а между тем пока совершенно не ясно, как его оценивать. Необходимо сдвинуть этот процесс с мертвой точки, и МЭСИ как один из ведущих вузов в сфере e-learning может помочь в этом вопросе.

Вызвала повод для бурной дискуссии и информация о создании Национального общественного регистра аккредитующих организаций в сфере образования, в который вошли три ведущих аккредитационных агентства страны: Ассоциация инженерного образования России, Национальный центр общественно- профессиональной аккредитации и Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры. Члены Нацаккредсовета указали на своевременность этой инициативы и высказались в ее поддер­жку, поскольку это будет способствовать выработке единых правил проведения аккредитации. Действительно, уже сейчас на невозделанном поле профессионально-общественной аккредитации, как грибы, начинают расти аккредитующие организации, качест­во работы которых вызывает сомнения. Упорядочить этот процесс можно только изнутри, привлекая независимые аккредитационные агентства с международным признанием и высокой репутацией.

Неформальный подход

При рассмотрении документов по аккредитации вузов подверглись обсуждению рекомендации экспертов, отмеченные в итоговых заключениях. Например, в адрес Тихоокеанского медицинского университета – пожелание продолжить работу по созданию собственной клиники вуза с коечным фондом. Вместе с тем уже и ранее отмечалось, что в России эта проблема носит системный характер. По словам Виктора Болотова, если в европей­ской практике медицинского образования норма – это наличие собственных университетских клиник, то в российской – условие личных договоренностей с региональными администрациями и базами практики.

Хорошее взаимодействие вуза с профильным ведомством и работодателями обеспечили Российской академии музыки имени Гнесиных самую высокую оценку, искреннее восхищение и «белую зависть» европейских экспертов в отношении материально-технической обеспеченности и инст­рументального фонда. Усилиями руководства вуза академия в течение нескольких лет стала настоящим храмом образования, творчества и
культуры.

При обсуждении представлений к аккредитации образовательных программ Национального исследовательского университета «МИЭТ» был выявлен любопытный факт: впервые в практике работы Нацаккредцентра экспертная комиссия обратила внимание на слишком тесную, по ее мнению, связь обучения с производством и излишнюю ориентированность, заточенность подготовки специалистов под конкретное рабочее место. И это когда основным трендом в России является практикоориентированность. Свою позицию европейские эксперты мотивировали тем, что оборудование и технологии стремительно обновляются и необходимо, прежде всего, получать фундаментальное образование, чтобы быть способным работать на любом оборудовании. Вместе с тем члены Нацаккредсовета – в частности, президент МГТУ им. Н.Э. Баумана, академик РАН Игорь Федоров – отметили, что в данном случае нужно учитывать специфику МИЭТ, который готовит выпускников по заказу суперсовременного завода группы компаний «НИИМЭ и Микрон».

Принимая решение об аккредитации образовательных программ Ставропольского государственного аграрного университета, присутствующие на заседании совета не могли не отметить большую роль и личный вклад в развитие вуза ректора СГАУ Владимира Трухачева, при котором рядовой региональный вуз стал ведущим аграрным вузом России. Сформирован сильный профессорско- преподавательский состав, для которого созданы современные учебные и социальные объекты, университет регулярно проходит внешнюю оценку: дважды лауреат премии Правительства РФ в области качества; призер, победитель в Европейском конкурсе «Награда в области совершенства»; победитель конкурса Минобрнауки РФ «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в номинации «Признанное совершенство».

При аккредитации кластера образовательных программ Нижневартовского государственного университета возник традиционно больной вопрос по поводу мобильности и привлечения студентов зарубежных вузов к обучению в НВГУ в рамках совместных программ академического обмена. Однако как «содействовать более активному участию студентов в программах академического обмена с зарубежными вузами», зная специфику и отдаленность региона? Виктор Болотов заметил: «Учитывая логистику Ханты-Мансийского автономного округа, это сделать очень сложно – ведь на вертолетах много не налетаешь». Члены Нацаккредсовета сошлись во мнении, что НВГУ является лидером педагогического образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и его программы достойны высокого признания.

Сложная ситуация сложилась с образовательными программами филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в г. Северодвинске. Фактически, это завод-втуз с многолетними накопленными проблемами, расположенный к тому же в городе с закрытым режимом допуска. С его присоединением к САФУ, безусловно, произошли положительные изменения, однако филиалу есть к чему стремиться. Образовательные программы специалитета были аккредитованы на срок реализации (два и три года), программа бакалавриата – на четыре года с возможностью пролонгации срока аккредитации при представлении отчета о результатах корректирующих действий.

Рассмотрение представления к аккредитации программ Всероссийского института повышения квалификации лесного хозяйства (ВИПКЛХ) сопровождалось обсуждением особен­ностей аккредитации программ ДПО как системной проблемы. Как извест­но, государственной аккредитации подлежат только те программы, для которых утверждены федеральные государ­ственные образовательные стандарты (ФГОС) или федеральные государ­ственные требования (ФГТ). В настоящее время ФГТ для программ ДПО не установлены. Не менее сложная ситуация сложилась с «короткими» образовательными программами, которые должны быть основаны на профессиональных стандартах или требованиях работодателей и рынка труда. «Профессионально- общественная аккредитация программ ДПО имеет огромный потенциал», – резюмировал Виктор Болотов и предложил создать рабочую группу для доработки процедуры профессионально- общественной аккредитации программ ДПО.

На заседании Нацаккредсовета присутствовал начальник Управления государственных услуг Рособрнадзора Сергей Рукавишников. В ходе обсуждения вопросов, связанных с получением дополнительной информации об образовательных программах и, в том числе, с выполнением постановления Правительства РФ № 582 о размещении на сайте полных актуальных сведений о деятельности вуза, Сергей Рукавишников пояснил, что «Рособрнадзор последовательно проводит политику максимальной открытости, осуществляя регулярный мониторинг сайтов вузов. Информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации, используется в качестве сведений, прилагаемых к заявлению о государственной аккредитации».

В работе совета также приняли участие директор Международного союза экономистов, член президиума Вольного экономического общества России Маргарита Ратникова, директор журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Шигапова и заместители председателя Россий­ского студенческого союза Алексей Крапухин и Михаил Фальченко. Взаимодействие со студенческим союзом было решено расширить: предложить его представителям пройти специальную подготовку на курсах экс­пертов, организуемых Гильдией экс­пертов в сфере профессионального образования, принять участие в работе экспертных комиссий по профессионально- общественной аккредитации и рассмотреть вопрос о включении в состав Национального аккредитационного совета.

На заседании Национального аккредитационного совета приняты решения о прохождении международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:

  • Тихоокеанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • Российской академии музыки имени Гнесиных;
  • Национального исследовательского университета «МИЭТ»;
  • Ставропольского государственного аграрного университета;
  • Нижневартовского государственного университета;
  • Филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в г. Северодвинске;
  • Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства.

Получили пролонгацию срока действия профессионально-общественной аккредитации образовательные программы ДПО Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию
Аккредитация: в фас и профиль
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Евроремонт российского образования
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Высокое признание профессионального сообщества
Качество образования: гаранты и гарантии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ