Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Климов о государственной образовательной политике

Каковы основные направления государственной политики в сфере повышения качества образования? В чем заключаются особенности мониторинга эффективности вузов в этом году? На какие планируемые изменения в правилах приемах следует обратить внимание абитуриентам? На эти и другие вопросы ответил заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов.

Просмотров: 3154

На пути к глобальной конкурентоспособности

Каковы основные направления государственной политики в сфере повышения качества образования? В чем заключаются особенности мониторинга эффективности вузов в этом году? Насколько проект распределения контрольных цифр приема на 2014 год, подготовленный Минобрнауки РФ, претерпит изменения после корректировки с учетом потребностей субъектов федерации в кадрах? На какие планируемые изменения в правилах приема следует обратить особое внимание абитуриентам и их родителям?

На эти и другие актуальные вопросы ответил заместитель министра образования и науки РФ Александр КЛИМОВ.

КЛИМОВ Александр Алексеевич – заместитель министра образования и науки Российской Федерации, кандидат технических наук по специальности «Управление в социальных и экономических системах».
Родился в 1961 году в с. Ореховка Самарской области. Окончил Тольяттинский политехнический институт, заочную аспирантуру Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. В 1984-1990 годах работал инженером-конструктором в научно-техническом центре АвтоВАЗа. В 1992-2005 годах – проректор, декан, заведующий кафедрой Тольяттинской академии управления. В 2005-2012 годах – проректор, директор института технологий образования, директор центра образовательной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Руководитель и исполнитель свыше 50 проектно-аналитических работ в сфере развития профессионального образования, общественных финансов, управления предприятиями. Эксперт Всемирного банка (World Bank). Автор свыше 60 научных публикаций.
Включен в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ (2009). Директор образовательной программы РАНХиГС «Подготовка высшего резерва управленческих кадров».
Женат, воспитывает сына и дочь.

– Александр Алексеевич, в настоящее время государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация и мониторинг эффективности вузов не образуют единой системы координат в отечественном пространстве качества образования. Вместе с тем должна же быть какая-то зависимость? Если да, какие практические шаги по гармонизации указанных процедур уже делаются?

– Все перечисленные вами процедуры направлены на повышение качества образования. Безусловно, государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация и мониторинг эффективности вузов должны находиться в единой системе координат. Итоговые оценки процедур не должны противоречить друг другу.

Сейчас проводится работа по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов. В каждый из них вводятся общесистемные требования, характеризующие деятельность образовательной организации в целом. Например, появляются требования к наличию площадей, требования, которые характеризуют объем научно-исследовательской работы на единицу НПР, публикационную активность преподавателей в научных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus или РИНЦ. Таким образом, показатели мониторинга эффективности деятельности вузов будут учтены и при проведении государственной аккредитации образовательных программ.

Что касается профессионально-общественной аккредитации, то на сегодняшний день министерством проводится работа по созданию и апробации модели профессионально-общественной аккредитации в области экономики и менеджмента, юриспруденции и социологии. В результате до конца 2014 года в качестве основы будут подготовлены предложения для совершенствования и дальнейшего распространения этой процедуры. Кроме того, Минобрнауки РФ совместно с Рособрнадзором прорабатывают механизмы рассмотрения и учета результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации.

В результате в качестве основных направлений государственной политики в этой части можно назвать создание условий для развития институтов профессионально-общественной аккредитации, вовлечение в этот процесс объединений работодателей и гармонизацию оценочных процедур.

– Результаты мониторинга эффективности вузов – информация к размышлению или приговор? Мнения разделились. Одни считают, что мониторинг – это не только наблюдение, причем постоянное, но и оценка, внесение необходимых корректив, прогнозирование оптимальных вариантов дальнейшего развития. Другие придерживаются мнения, что мониторинг не должен ничего оценивать, главное – получать информацию о вузах в определенной структуре и в фиксированные временные промежутки, а также важно, чтобы это был процесс прозрачный и понятный всем его участникам. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

– В законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые введена отдельная статья (ст. 97), посвященная мониторингу системы образования. Мониторинг трактуется как систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов. В то же время в Правилах осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года, № 662, подчеркнута главная задача мониторинга – непрерывность системного анализа и оценки состояния, перспектив развития образования. В результате мониторинг эффективности вузов представляет собой, с одной стороны, наблюдение за состоянием организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с другой – содержит системный анализ и оценку состояния и перспектив развития образовательных организаций.

Добавим, что решающими условиями качественного мониторинга являются открытость его результатов, периодичность проведения, своевременная коррекция деятельности образовательных организаций. Это предусмотрено процедурой проведения мониторинга эффективности вузов, включающей несколько этапов.

Вначале Минобрнауки РФ собирает данные, характеризующие основные направления деятельности вузов и их филиалов. Затем рабочие группы Межведомственной комиссии по оценке эффективности образовательных организаций высшего образования детально анализируют полученную информацию в отношении вузов и филиалов, попавших в группу с признаками неэффективности. В состав рабочих групп входят представители органов исполнительной власти субъектов федерации, полномочных представителей Президента РФ, Ассоциации ведущих университетов России, региональных союзов ректоров, Ассоциации негосударственных вузов России, Рособрнадзора, ведущие эксперты в области образования. На заключительном этапе предложения, сформированные рабочими группами, рассматриваются межведомственной комиссией, которая выносит окончательное решение по оценке эффективности. Решение комиссии носит рекомендательный характер для учредителей вузов. Рекомендации могут быть разные: разработка программы оптимизации, нацеленной на развитие вуза и достижение пороговых значений показателей, или рекомендации по реорганизации образовательной организации.

Минобрнауки РФ выполняет решения межведомственной комиссии. В отношении филиалов, которые были признаны неэффективными и требующими реорганизации, проводится процедура реорганизации с соблюдением всех прав обучающихся и сотрудников. Часть филиалов была закрыта уже в 2013 году. В некоторых случаях учеными советами вузов приняты решения о закрытии филиалов после окончания обучения студентов. В отношении вузов, имеющих признаки неэффективности, применяются меры по реорганизации и оптимизации. Ведется работа по синхронизации учебных планов, оптимальному распределению учебной нагрузки среди преподавателей, осуществляются оптимизационные мероприятия в отношении административно-управленческого персонала.

Проведенную работу по оптимизации и реорганизации образовательной сети можно признать успешной. В результате реализации программ оптимизации вузами были дополнительно привлечены средства из внешних источников, направленные на модернизацию образовательных организаций. Регионы активно поддерживают эти программы.

В 2013 году в процедуре мониторинга впервые полномасштабно приняли участие негосударственные вузы. Еще раз хочу отметить, что принудительно реорганизовать негосударственный вуз по решению межведомственной комиссии невозможно. На основании ее рекомендаций учредитель вправе принять самостоятельное решение.

Впервые собрана и систематизирована комплексная информация, позволившая сформировать целостную картину функционирования российских вузов. В своих оценках министерство ориентировалось в первую очередь на абитуриентов, являющихся главными потребителями образовательных услуг, и на представителей бизнес-сообщества, выступающих партнерами высшей школы в подготовке кадров для реального сектора экономики.

Важно также подчеркнуть, что результаты каждого этапа мониторинга размещаются в сети интернет. Впервые каждый желающий может ознакомиться с данными о деятельности вузов по всем основным показателям. Общественность имеет право на информацию о деятельности российских вузов.

– К пяти уже известным показателям, используемым для мониторинга эффективности деятельности базовой группы вузов, в этом году добавился такой как «трудоустройство выпускников». Но почему обращение выпускника на биржу труда должно увести в минус альма-матер? Это ведь не всегда свидетельствует о профнепригодности, и центры занятости могут расширять возможности молодых специалистов. Будут ли показатели мониторинга еще изменяться?

– Фиксируется не просто факт обращения в службу занятости. Отслеживается информация о выпускниках, которые обратились в центры содействия трудоустройству и в течение года либо нашли работу, либо не нашли. Если выпускник в течение года нашел работу и это зафиксировано в центре содействия трудоустройству, то он не учитывается при оценке этого показателя. Учитываются только те выпускники очной формы обучения, кто в течение года не трудоустроился.

Почему берутся данные центров занятости? В настоящее время только Федеральная служба по труду и занятости обладает официальными данными по выпускникам. Дело в том, что здесь сформирована единая информационная система, куда поступают сведения из всех региональных органов содействия трудоустройству. В любой точке страны выпускник любого вуза, обратившийся в органы содействия трудоустройству, фиксируется в единой базе и отражается в этой системе. На сегодняшний день другие способы определения количества трудоустроенных выпускников вузов нам не известны.

В перспективе обсуждается проведение работ по соотнесению информации о выпускниках с базами Федеральной налоговой службы или Пенсионного фонда. Тогда оценку данного показателя можно будет провести более точно.

Относительно вопроса об изменении показателей мониторинга придерживаюсь мнения, что любые изменения должны быть глубоко обдуманными. Изменения должны совершенствовать систему, а не ломать. Все изменения необходимо проводить постепенно, поэтапно.

Видимо, в ближайшее время система показателей мониторинга эффективности вузов кардинально меняться не будет. Возможно, будет скорректирован подход в установлении пороговых значений показателей.

Российский союз ректоров считает, что постепенно требования к филиалам необходимо уравнять с требованиями, предъявляемыми к головным организациям. Такой шаг представляется достаточно обоснованным, так как выпускники и филиалов, и головных организаций получают одинаковый диплом, поэтому не совсем корректно занижать требования к условиям обучения в филиалах вузов.

– Изменение в системе распределения контрольных цифр приема по программам ВПО – одна из наиболее обсуждаемых тем в образовательном сообществе в 2013 году. Интересно было бы узнать, насколько реальная карта потребностей в кадрах отличается от КЦП, распределяемых ранее Минобрнауки РФ? Или об изменении общей картины до итогов мониторинга­2014 говорить ещё рано?

– Прежде всего, хотелось бы прояснить суть внесенных изменений в систему распределения контрольных цифр приема граждан.
До 2013 года контрольные цифры приема распределялись каждым федеральным органом исполнительной власти самостоятельно по подведомственным вузам на конкурсной основе, причем конкурсы проводились каждым ведомством в соответствии со своими критериями.

В 2013 году Минобрнауки РФ провело общий конкурс на установление контрольных цифр приема по единой методике для всех вузов, независимо от их ведомственной принадлежности.

В процедуру распределения КЦП были вовлечены не только федеральные органы исполнительной власти и объединения работодателей – Минтранс, Минздрав, Минсельхоз, Минкультуры и Минспорта России, Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента, Ассоциация юристов России и другие, – которые определены как центры ответственности по выработке политики в отношении закрепленных за ними направлений подготовки и специальностей высшего образования, но и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В распределении контрольных цифр приема органам исполнительной власти субъектов РФ отведена одна из ключевых позиций: они получили реальную возможность влиять на решения по количеству и структуре КЦП на территории в рамках региональной части конкурса. Совместно с крупнейшими работодателями органы исполнительной власти субъектов РФ корректируют проект распределения по регионам контрольных цифр приема, разработанный Минобрнауки РФ, с учетом возможностей образовательной сети и стратегических векторов развития страны.

По некоторым наиболее востребованным в ряде регионов направлениям подготовки и специальностям – таким как «Химия, физика и механика материалов», «Наноинженерия», «Биотехнология», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Прикладная математика», «Нефтегазовое дело» – региональный запрос превысил прогнозы Минобрнауки РФ на 10-15 процентов. В этом случае министерство скорректировало прогнозные значения контрольных цифр приема, увеличив объем контрольных цифр приема по этим направлениям и специальностям.

Традиционно по таким группам направлений подготовки и специальностей, как «Экономика и управление», «Гуманитарные науки», «Социальные науки» – запросы регионов были на 20-30 процентов выше прогнозных. Однако в силу общего сокращения объемов контрольных цифр приема по данным группам, в том числе из-за высокого уровня нетрудоустраивающихся выпускников, запросы регионов в этой части не были удовлетворены в полном объеме.

В целом созданная система прогнозирования кадровых потребностей, разработанная Минобрнауки РФ, позволяет в достаточной степени учесть как отраслевую, так и региональную составляющие в системе распределения контрольных цифр приема по программам высшего образования.

Немаловажно, что теперь, кроме Минобрнауки РФ, в подготовке региональных кадров активны и ответственны другие заинтересованные стороны: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов России.

– Выступая на 17-м Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, министр Дмитрий Ливанов сказал: «Мы будем свидетелями активного слияния и поглощения вузов, гораздо более активного, чем это происходит сегодня». Вместе с тем во втором полугодии 2013 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало второй ежегодный рейтинг вузов России. Комплексное исследование, в ходе которого анализировались статистические показатели и проводились масштабные опросы свыше 4 тыс. респондентов (работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников), показало, что ставка на укрупнение вузов пока не приносит ощутимых дивидендов. В связи с этим, вопрос: будут ли учитываться в работе Минобрнауки РФ результаты рейтингов?

– Преимуществом крупных вузов можно считать высокий уровень дифференциации предоставляемых образовательных услуг и проводимых исследований, наличие условий для реализации масштабных инновационных проектов, в том числе совместно с зарубежными партнерами. Другой вопрос – как снизить издержки и повысить эффективность такой деятельности. В этом состоит проблема, а не в самом феномене крупного вуза. И проблема эта актуальна для подавляющего большинства вузов нашей страны, потому что медленно формируется конкурентная среда в системе образования. Определенная совокупность вузов не только не обладает, но, кажется, даже не осознает важность наращивания в реальной деятельности, а не в отчетности для министерства таких конкурентных преимуществ, как эффективный менеджмент, высокий уровень НИОКР, новые образовательные технологии, партнерские связи с промышленностью и прочие.

Участие в рейтингах – хорошая возможность для вузов лучше узнать себя и понять свое место в системе образования. Таких конкурирующих рейтингов может и должно быть несколько, как есть несколько глобальных рейтингов. Авторитет образовательных организаций должен определяться, прежде всего, признанием профессиональных сообществ – как академических, так и со стороны работодателей, а не поддержкой государственных структур.

– Что бы ни происходило, а в июне 2014 года сотни тысяч детей закончат школы и устремятся в вузы. Новый закон об образовании повлечет за собой изменения в правилах приема. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее существенны? На что обратить особое внимание абитуриентам и их родителям?

– Сегодня уже подготовлен и проходит процедуру обсуждения проект порядка приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования. Проект находится в открытом доступе, с его содержанием можно ознакомиться на сайте www.regulation.gov.mon.ru. Минобрнауки РФ дорабатывает документ с учетом поступающих предложений и замечаний. Окончательный вариант порядка приема еще не определен, однако стоит остановиться на наиболее важных ожидаемых нововведениях.

Во-первых, прием на обучение в 2014 году будет осуществляться только на первый курс. Это касается и лиц, имеющих диплом о среднем профессиональном образовании, поступающих по профилю специальности, и лиц с высшим образованием.

Также лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, вправе после зачисления на первый курс в установленном вузом порядке перейти на последующий курс обучения, сократив тем самым срок освоения образовательной программы высшего образования. Обучение таких студентов будет осуществляться по индивидуальному учебному плану. Такое право обучающихся регламентировано п. 3 ч. 1 ст. 34 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Во-вторых, новым порядком приема предполагается устанавливать проведение отдельных конкурсов по программам в пределах направления подготовки, то есть абитуриентам уже на стадии подачи документов предоставляется возможность выбора конкретной программы обучения в пределах направления подготовки (специальности).

В-третьих, в приемной кампании 2014 года предусматривается дифференциация перечня вступительных испытаний по каждому отдельному конкурсу. Вузы смогут самостоятельно устанавливать дополнительное вступительное испытание профильной направленности в соответствии с перечнем вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утверждаемым Минобрнауки РФ.

Тем, кто планирует в 2014 году поступать в вузы, рекомендую внимательно изучить нормативные документы министерства и обратить внимание на информацию о показателях деятельности вузов и их филиалов, доступную на специальном сайте http://miccedu.ru/monitoring.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новая образовательная политика
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Опубликован список ста лучших вузов России 2014 года
Мотивация к обучению в студенческой среде
Рейтинги университетов: построить или построиться?
Так просто в рейтинг не попасть
Качество образования: гаранты и гарантии
Обеспечение качества программ ДПО
Ключевые задачи современного вуза
Рейтинг вузов. Опасности трактовки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ