Обеспечение качества программ ДПОСущественные изменения законодательства, регулирующего вопросы организации ДПО, и отказ от проведения государственной аккредитации программ этого сегмента образовательного пространства поставили перед учебными заведениями задачу подтверждения качества реализуемых ими программ повышения квалификации и самой системы ДПО. Просмотров: 3604
Цели, задачи и проблемы профессионально-общественной аккредитации в сфере дополнительного профессионального образования* * *
Существенные изменения законодательства, регулирующего вопросы организации ДПО, и отказ от проведения государственной аккредитации программ этого сегмента образовательного пространства, поставили перед учебными заведениями задачу подтверждения качества как реализуемых ими программ повышения квалификации и переподготовки кадров, так и самой системы дополнительного профессионального образования. С особыми трудностями при принятии решений относительно проведения профессионально-общественной аккредитации в сфере дополнительного профессионального образования сталкиваются многопрофильные вузы. Для них это комплексная многоуровневая задача вследствие большого количества направлений подготовки, а также различного уровня программ ДПО (по продолжительности обучения, по запросам целевой группы потребителей, по технологиям обучения). Положения Федерального закона №273¬ФЗ от 29 ноября 2012 года определяют два уровня признания качества в сфере дополнительного профессионального образования:
Наиболее важными целями при прохождении программами ДПО первой процедуры становятся:
* * * Возникает вопрос о том, какие цели должен ставит университет при решении об аккредитации программ дополнительного профессионального образования:
Возможна одновременная постановка этих двух целей. В любом случае достижение заявленного потребует от университета решения следующих задач:
Разработка внутренних требований к программам, которые должны быть проведены через систему профессионально общественной аккредитации. В качестве основных требований могут выступать показатели существующего и прогнозируемого охвата целевой группы слушателей, наличие подтвержденного запроса, осуществленного на основе анализа рынка, писем заказчиков и иных способов, оценка методического и кадрового потенциала программы, наличие команды образовательного проекта, продолжительность процесса обучения. Определение перечня программ, выдвигаемых на процедуру аккредитации. При этом важно определиться с вопросом, какие по продолжительности программы имеет смысл выводить на аттестацию. В настоящее время согласно приказу Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», определена следующая градация программ ДПО по времени их осуществления: программы повышения квалификации (не менее 16 часов) и программы переподготовки (не менее 250 часов). Считаем, что профессионально-общественная аккредитация должна осуществляться в отношении программ дополнительного профессионального образования продолжительностью не менее 250 часов и направленных, главным образом, на присвоение новой квалификации. Процесс профессионально-общественной аккредитации достаточно трудоемок и продолжителен по времени. Поэтому проходить эту сложную процедуру должны только те программы, которые имеют достаточно устойчивое построение учебно-методического комплекса, а вносить возможные изменения в структуру программы можно лишь в пределах, не превышающих 20-25 процентов. В ином случае это будет уже не та программа, которая прошла аккредитацию. Формирование перечня агентств, осуществляющих процедуру профессиональнообщественной аккредитации. Требования к ним могут быть сформулированы следующим образом:
Установление контактов с выбранными аккредитационными агентствами. Процесс выхода на взаимодействие с некоторыми международными организациями этой сферы деятельности может занять довольно много времени. Проведение внутреннего аудита программы дополнительного профессионального образования на соответствие требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, критериям, предъявляемым к программам определенным аккредитационным агентством. Частным, хотя и немаловажным, становится вопрос оплаты затрат на проведение профессионально-общественной аккредитации. Кто должен нести эти расходы: университет или структурное подразделение высшего учебного заведения, реализующее программу ДПО и получающие основную часть дохода с аккредитованной программы? Программы дополнительного профессионального образования – как повышения квалификации, так и переподготовки – могут быть подвержены и процедуре независимой оценки качества. Осуществление последней возможно заказчиком обучения, и в этой роли, как правило, выступают соответствующие службы крупных предприятий и организаций, либо группой независимых авторитетных экспертов, специализирующихся в области заявленной программы. * * * Вопрос об обеспечении общественной оценки программ дополнительного профессионального образования, относящихся к системе повышения квалификации, заслуживает особого внимания. В этом случае профессионально-общественная аккредитация программ нецелесообразна, поскольку процесс быстрой смены знаний, изменения в самой системе образования и необходимость быстро откликаться на требования рынка труда вызывают необходимость всё чаще производить необходимую корректировку траектории обучения. Такие программы рассчитаны либо на короткий срок существования, либо на значительные изменения – как по построению, так и по содержанию. Поэтому имеет смысл провести через общественную аккредитацию структурное подразделение высшего учебного заведения, обеспечивающего процессы разработки и реализации программ ДПО. В случае принятия решения о прохождении такой аккредитации университет должен определиться в следующих моментах:
Все эти задачи требуют от вуза не сиюминутных решений, а целенаправленной систематической работы по организации и реализации данных процессов. Для этого требуется определить ответственных за осуществление деятельности, связанной как с профессионально-общественной аккредитацией программ, так и общественной аккредитацией системы дополнительного профессионального образования университета, а также разработать план работы по выполнению этих задач. БИБЛИОГРАФИЯ
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|