Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Обеспечение качества программ ДПО

Существенные изменения законодательства, регулирующего вопросы организации ДПО, и отказ от проведения государственной аккредитации программ этого сегмента образовательного пространства поставили перед учебными заведениями задачу подтверждения качества реализуемых ими программ повышения квалификации и самой системы ДПО.

Просмотров: 3604

Цели, задачи и проблемы профессионально-общественной аккредитации в сфере дополнительного профессионального образования

* * *

В.Г. ВЯТЧИНА, начальник организационно-методического отдела дополнительного профессионального образования Уральского федерального университета

Существенные изменения законодательства, регулирующего вопросы организации ДПО, и отказ от проведения государственной аккредитации программ этого сегмента образовательного пространства, поставили перед учебными заведениями задачу подтверждения качества как реализуемых ими программ повышения квалификации и переподготовки кадров, так и самой системы дополнительного профессионального образования.

С особыми трудностями при принятии решений относительно проведения профессионально-общественной аккредитации в сфере дополнительного профессионального образования сталкиваются многопрофильные вузы. Для них это комплексная многоуровневая задача вследствие большого количества направлений подготовки, а также различного уровня программ ДПО (по продолжительности обучения, по запросам целевой группы потребителей, по технологиям обучения).

Положения Федерального закона №273¬ФЗ от 29 ноября 2012 года определяют два уровня признания качества в сфере дополнительного профессионального образования:

  • профессионально-общественная аккредитация образовательных программ;
  • общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы.

Наиболее важными целями при прохождении программами ДПО первой процедуры становятся:

  1. Обеспечение признания программы соответствующей высокому уровню качества и многосторонним профессиональным требованиям, подтвержденное независимым экспертным сообществом.
  2. Выявление направлений совершенствования программы для более полного соответствия ожиданиям рынка труда.
  3. Успешное её позиционирование в рейтинге конкурентных программ других образовательных организаций.

* * *

Возникает вопрос о том, какие цели должен ставит университет при решении об аккредитации программ дополнительного профессионального образования:

  • Стать лидером в обеспечении подготовки специалистов определенного направления. По сути, лидером в задании стандарта подготовки через выявленные и разработанные результаты обучения, содержание программы и используемые технологии обучения.
  • Обеспечить программе максимально возможный охват целевой аудитории потенциальных слушателей за счет позиционирования программы, как имеющей аккредитационное подтверждение качества. Как следствие, максимальное получение прибыли от реализации программы.

Возможна одновременная постановка этих двух целей. В любом случае достижение заявленного потребует от университета решения следующих задач:

Система ДПО Уральского федерального университета состоит из двадцати центров, являющихся либо структурными подразделениями институтов УрФУ, либо самостоятельными центрами университетского подчинения.

В 2012 году в вузе было реализовано более 210 программ дополнительного профессионального образования, по которым получили знания 8678 человек. Из них 5750 человек повысили квалификацию, 1679 завершили профессиональную переподготовку, а 1127 слушателей прошли обучение по краткосрочным программам. Университет первым в Российской Федерации получил аккредитацию по программе переподготовки «Экономика и управление предприятием».

Разработка внутренних требований к программам, которые должны быть проведены через систему профессионально общественной аккредитации. В качестве основных требований могут выступать показатели существующего и прогнозируемого охвата целевой группы слушателей, наличие подтвержденного запроса, осуществленного на основе анализа рынка, писем заказчиков и иных способов, оценка методического и кадрового потенциала программы, наличие команды образовательного проекта, продолжительность процесса обучения.

Определение перечня программ, выдвигаемых на процедуру аккредитации. При этом важно определиться с вопросом, какие по продолжительности программы имеет смысл выводить на аттестацию. В настоящее время согласно приказу Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», определена следующая градация программ ДПО по времени их осуществления: программы повышения квалификации (не менее 16 часов) и программы переподготовки (не менее 250 часов).

Считаем, что профессионально-общественная аккредитация должна осуществляться в отношении программ дополнительного профессионального образования продолжительностью не менее 250 часов и направленных, главным образом, на присвоение новой квалификации. Процесс профессионально-общественной аккредитации достаточно трудоемок и продолжителен по времени. Поэтому проходить эту сложную процедуру должны только те программы, которые имеют достаточно устойчивое построение учебно-методического комплекса, а вносить возможные изменения в структуру программы можно лишь в пределах, не превышающих 20-25 процентов. В ином случае это будет уже не та программа, которая прошла аккредитацию.

Формирование перечня агентств, осуществляющих процедуру профессионально­общественной аккредитации. Требования к ним могут быть сформулированы следующим образом:

  • Соответствие специализации агентства направлению выбранных программ.
  • Репутационный вес выбранного агентства, включающий в себя статус агентства и его экспертов, а также репутационную историю.
  • Членство в международных альянсах.
  • Оптимальность процедуры аккредитации по времени и затратам.

Установление контактов с выбранными аккредитационными агентствами. Процесс выхода на взаимодействие с некоторыми международными организациями этой сферы деятельности может занять довольно много времени.

Проведение внутреннего аудита программы дополнительного профессионального образования на соответствие требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, критериям, предъявляемым к программам определенным аккредитационным агентством.

Частным, хотя и немаловажным, становится вопрос оплаты затрат на проведение профессионально-общественной аккредитации. Кто должен нести эти расходы: университет или структурное подразделение высшего учебного заведения, реализующее программу ДПО и получающие основную часть дохода с аккредитованной программы?

Программы дополнительного профессионального образования – как повышения квалификации, так и переподготовки – могут быть подвержены и процедуре независимой оценки качества. Осуществление последней возможно заказчиком обучения, и в этой роли, как правило, выступают соответствующие службы крупных предприятий и организаций, либо группой независимых авторитетных экспертов, специализирующихся в области заявленной программы.

* * *

Вопрос об обеспечении общественной оценки программ дополнительного профессионального образования, относящихся к системе повышения квалификации, заслуживает особого внимания. В этом случае профессионально-общественная аккредитация программ нецелесообразна, поскольку процесс быстрой смены знаний, изменения в самой системе образования и необходимость быстро откликаться на требования рынка труда вызывают необходимость всё чаще производить необходимую корректировку траектории обучения. Такие программы рассчитаны либо на короткий срок существования, либо на значительные изменения – как по построению, так и по содержанию. Поэтому имеет смысл провести через общественную аккредитацию структурное подразделение высшего учебного заведения, обеспечивающего процессы разработки и реализации программ ДПО.

В случае принятия решения о прохождении такой аккредитации университет должен определиться в следующих моментах:

  1. Какой стандарт требований к качеству реализации процессов управления следует применить при такой оценке?
  2. Какая организация может осуществить подобную аккредитацию университета?
  3. Существует ли экономическая или иная целесообразность проведения аккредитации «коротких» и вариативных программ ДПО?

Все эти задачи требуют от вуза не сиюминутных решений, а целенаправленной систематической работы по организации и реализации данных процессов. Для этого требуется определить ответственных за осуществление деятельности, связанной как с профессионально-общественной аккредитацией программ, так и общественной аккредитацией системы дополнительного профессионального образования университета, а также разработать план работы по выполнению этих задач.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Шмелькова Л.В. О профессионально общественной аккредитации образовательных программ.//Дополнительное профессиональное образование в стране и мире.//33(3), 2013. С 5-8.
  2. Похолков Ю.П. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Кому и зачем она нужна?//Инженерное образование//№6, 2010. С 50-57.
  3. Виноградов Б.А. Пальмов В.Г. Развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Александр Климов о государственной образовательной политике
Управление качеством в сфере ДПО
Коротко об аккредитации коротких программ
Новая образовательная политика
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Международная аккредитация образовательных программ
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ