Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новая образовательная политика

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы реализуется в три этапа: первый – 2013-2015 годы, второй – 2016-2018 годы, третий – 2019-2020 годы. Если провести аналогию с шахматами: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Просмотров: 2030

Белые начинают и выигрывают

Координируйте действия своих фигур. Атаки отдельными фигурами при должной бдительности противника обычно быстро отражаются. Рекомендуется, особенно в ранней стадии игры, не разрывать свою пешечную цепь.
Хосе Рауль КАПАБЛАНКА1.

Alea jacta est2

Направления совершенствования государственной политики в области образования с учетом требований инновационной экономики определены в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года, № 599 [1], основные принципы установлены законом «Об образовании в Российской Федерации» [2] и раскрыты в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [3]. В каждом из этих документов проблемам качества образования уделяется приоритетное внимание.

Большое видится на расстоянии, но иногда оно настолько велико, что заметно сразу. Мы живем в эпоху перманентных революционных перемен и уже не боимся древних проклятий. Первая половина 20-х годов прошлого века прошла в России под лозунгом нэпа: «Коммунисты должны научиться торговать!». Сейчас у нас, похоже, ноп – новая образовательная политика, а лозунг так и напрашивается: «Все – в топ!». В смысле на первые позиции мировых рейтингов. Задача поставлена четко, сроки конкретные, 15 вузов могут рассчитывать на существенные суммы для реализации амбициозных проектов.

Следует уточнить, что в данном случае имеется в виду рейтинг университетов мира QS, публикуемый консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds. Русифицированная интерактивная версия рейтинга лучших вузов мира по версии QS размещена на сайте РИА Новости [4]. Образовательные организации, вошедшие в этот рейтинг, определены на основе шести критериев: авторитетности в области научных исследований, соотношения профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутации вуза среди работодателей, индекса цитируемости, доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей.

В 2013 году в исследовании, проведенном QS, участвовали более 700 вузов мира,среди которых было 18 российских, из них в топ­ 200 вошел только один – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, который на сегодняшний день находится на 120-й позиции.

Программа «5-100-2020» завладела умами самым серьезным образом. Весной 2013 года Правительством России был создан Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в состав которого вошли 6 российских и 6 иностранных экспертов. Совет рассмотрел 54 заявки на получение господдержки по указанной программе, далее было отобрано 36 вузов, затем 15 и 12 из них успешно защитили свои детализированные планы мероприятий по повышению международной конкурентоспособности – так называемые «дорожные карты», а 3 университетам дан шанс второй попытки в марте 2014 года.

Выступая на пресс-конференции по итогам защиты «дорожных карт», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что основная часть средств, выделяемых вузам, будет использоваться на повышение «человеческого капитала», а рейтинги не самоцель, главная задача – «выстроить новое качество исследований и преподавания»[5]. Что касается замечаний членов совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов, то они важны для всех вузов, а не только конкурсантов. Среди принципиальных общих замечаний следующие: не нужно преувеличивать значение рейтингов, это не единственный критерий успешности вуза, необходимо использовать для оценки деятельности проведение регулярных опросов выпускников и работодателей, усиление исследовательского потенциала возможно через максимальную интеграцию вузов с институтами РАН.

Презентации планов мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих университетов представлены на сайте Минобрнауки РФ [6]. Ожидаемые результаты реализации «дорожных карт» вузов-победителей: не менее 5 университетов должны войти в топ-100, не менее 150 статей в год должно приходиться на штатных научно-педагогических работников вуза, не менее 15 процентов от общего количества обучающихся должны представлять иностранные студенты, в университете должны работать не менее 10 процентов зарубежных преподавателей и исследователей.

Временем востребована научная и образовательная инициатива, которая сама по себе – конкурентное преимущество, а успешная – преимущество вдвойне.

Salus populi suprema lex3

Впервые понятие «качество образования» перешло из области научных дискуссий в рамки закона. В новом законе об образовании дано определение: «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [2, ст.2, п.29]. На первый взгляд – всеобъемлющая трактовка, однако на второй – возникает ряд вопросов. В частности, если мы говорим о всё возрастающей роли работодателей в оценке качества образования, то нельзя не упомянуть профессиональные стандарты.

Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года, № 597 [7] Минтруда России предусматривает разработку не менее 400 профессиональных стандартов в 2013 году и не менее 400 профессиональных стандартов в 2014 году. На сайте ведомства в октябре текущего года началась публикация принятых профстандартов, к концу ноября их было утверждено 12 [8]. Отрадно отметить, что первым был обнародован приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». По большому счету уровень качества образования прежде всего зависит от качества подготовки педагогов. Будут «воспитаны воспитатели» – будет раскрыт потенциал воспитанников, чем бы они ни занимались. На любой ступени системы образования, несмотря на цифровую революцию, ключевую роль играют всё-таки люди.

Участие объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области образования (тогда – профессионального. – Прим. ред.) было определено утвержденными Постановлением Правительства РФ правилами еще в 2008 году [9]. Сейчас, в соответствии с новым законом об образовании, должны появиться и новые правила, но, по сути, принципиальные позиции те же: объединения работодателей вносят предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения образования, участвуют в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, вносят предложения по оптимизации сети образовательных организаций, участвуют в формировании системы независимой оценки качества образования. Однако взаимодействие по всем позициям выходит на новый, более высокий уровень. Если раньше работодатели просто принимали участие, то теперь они выходят на ведущие позиции или, точнее, должны выходить. Особенно в той части оценки качества образования, которая касается результатов образовательной деятельности.

Вместе с тем проблема реального участия в игре на поле аккредитации обострилась как никогда. Прежде чем что-либо делать, целесообразно определиться – зачем, в чьих интересах и с кем вместе?

Что касается оценки соответствия содержания и качества образования, то первый вопрос – зачем? – можно считать риторическим, а вот со вторым и третьим – всё очень непросто.

Итак, вопрос второй: в чьих интересах? Казалось бы, ясно – образование должно быть качественным, прежде всего, в интересах потребителя. И здесь, думается, два принципиальных момента: потребителю должно быть понятно, что происходит, и у него должна быть возможность выбора на всех судьбоносных этапах: сначала – выбора образовательной организации и направления подготовки, потом – выбора образовательной траектории и, наконец, выбора места работы.

Чтобы потребитель понял происходящее и принял правильное решение, необходимо в понятиях, прежде всего, определиться самим игрокам. Разобраться в понятийных нюансах всем трудно, но иначе как ориентироваться?

О каких понятиях речь? Если есть аккредитация государственная, то «другая» аккредитация должна быть по логике негосударственная, но такого понятия в нормативных документах нет. В новом законе об образовании есть общественная и профессионально-общественная, но это неполный перечень видов негосударственной аккредитации. Явно не хватает аккредитации общественно-профессиональной.

И тут плавно переходим к третьему вопросу: с кем вместе? Если говорим о стремлении к приоритету гражданского общества, то общественно-профессиональная аккредитация – более адекватное понятие для обозначения негосударственной аккредитации. А еще лучше, если бы перечень был открытым. Например, «виды негосударственной аккредитации: общественная, общественно-профессиональная, профессионально-общественная и другие». Если сегодня кажется, что ничего другого просто не может быть, то не факт, что завтра будет казаться то же самое, а открытый перечень – известный способ снять противоречие между признанным настоящим и неведомым будущим.

Причем общественно-профессиональная аккредитация не дополнение в качестве добавки (может быть, а может и не быть). Нам представляется, что это дополнение, необходимое для целостной картины.

Проблема развития независимой оценки качества образования выходит на первый план еще и потому, что потребитель для наиболее точного и свободного выбора должен иметь достоверную и желательно избыточную информацию.

В октябре 2013 года приказом Минобрнауки РФ утверждены Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [10], в которых указано: «Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (ренкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования». В рекомендациях обозначены объекты и инструменты независимой оценки качества образования, а также заказчики и участники процесса.

Кстати, возвращаясь к теме рейтингов: насколько они влияют на выбор потребителя? На интернет-портале moeobrazovanie.ru в настоящее время проводится опрос на эту тему. На вопрос «Будете ли вы учитывать при выборе вуза, какое место он занимает в рейтингах?» более половины респондентов отвечает: «Поинтересуюсь, но рейтинги не повлияют на моё мнение». Это тема для отдельной многоплановой дискуссии, к которой мы еще вернемся, но одну из ключевых проблем затронем сразу.

В соответствии с принципами информационной открытости образовательные организации должны предоставлять в открытом доступе сети интернет отчет о результатах самообследования. Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки РФ [11], но формы отчета нет. В качестве отчета о самообследовании в Рособрнадзор в настоящее время предоставляется разработанный Росаккредагентством Модуль по показателям деятельности вуза. Вместе с тем, несколько лет назад этой же организацией в Йошкар-Оле был разработан специальный Модуль самообследования вуза, проведена его апробация, но до массового применения дело не дошло, и это ослабляет позиции государственной регламентации деятельности. Зато усиление произошло на поле негосударственной аккредитации: в январе 2010 года был создан Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации.

Миссия Нацаккредцентра заключается в повышении качества образования, формировании культуры качества в образовательных организациях и повышении имиджа российского образования в России и за рубежом посредством проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в соответствии с европейскими стандартами гарантии качества образования по европейским технологиям с учетом российского законодательства и лучших традиций российской высшей школы.

Стандарты и процедуры профессионально-общественной аккредитации Нацаккредцентра соответствуют российскому законодательству в сфере образования и основным принципам Болонского процесса, в частности, Европейским стандартам и рекомендациям для систем гарантии качества высшего образования ESG-ENQA и Дублинским дескрипторам.

Принципиально важно, что до подачи заявления на прохождение процедуры образовательные программы должны получить признание по результатам экспертного оценивания в рамках проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» [12].

Гарантии качества образования, его признание как на национальном, так и международном уровнях – конкурентное преимущество, к которому должны стремиться все образовательные организации. А кто не стремится, тот попадет в разряд «с признаками неэффективности», но про это поговорим отдельно. К моменту выхода следующего номера журнала уже станут известны окончательные итоги мониторинга – 2013.

Spero meliora4

Что же внушает оптимизм? Активное совершенствование механизмов государственных гарантий качества образования (лицензирования, государственной аккредитации, контрольно-надзорной деятельности) и стремительное развитие независимой оценки качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации, а также сертификации квалификации.

В ноябре 2013 года вступили в силу два новых положения: о лицензировании [13] и о государственной аккредитации [14] образовательной деятельности. В обоих документах обозначено наличие экспертиз и участие в процедурах экспертов и экспертных организаций.

В Положении о лицензировании образовательной деятельности изменены требования, предъявляемые к соискателям лицензии и к лицензиатам, установлены правила лицензирования деятельности всех образовательных организаций, включая те, для которых раньше были предусмотрены отдельные нормативные акты, увеличено количество лицензионных требований, предъявляемых к соискателям.

Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливаются единые процедуры аккредитации, применяемые в том числе к МГУ, СПбГУ, национальным исследовательским университетам и вузам силовых ведомств. Исключение составляют лишь организации, осуществляющие деятельность в инновационном центре «Сколково», которым получать государственную аккредитацию не требуется.

Какие явные тренды наблюдаются в системе оценки качества образования? Как происходит совершенствование механизмов контроля и механизмов развития в деятельности Рособрнадзора, обеспечение объективности и независимости ЕГЭ и ГИА-9, синхронизация оценочных процедур в высшей школе? Что вызывает наибольшие трудности? Что, напротив, дается легко? Или в вопросах, связанных с управлением качеством образования, по определению всё сложно и неоднозначно? Тем не менее что уже удалось сделать? На что следует обратить внимание руководителям образовательных организаций? Об этом и о многом другом читайте на страницах нашего журнала в следующем году.

Что готовит нам грядущий год, а еще интереснее – ближайшие годы? Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы реализуется в три этапа: первый – 2013-2015 годы, второй – 2016-2018 годы, третий – 2019-2020 годы. Если провести аналогию с шахматами: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Быстрое и деятельное развитие в дебюте– весомый залог победы. Конкурентные преимущества – инициатива, ценность фигур, позиция – всё время изменяются, но в конечном итоге в результате хорошо разыгранного дебюта каждая выведенная фигура должна занять надлежащее место.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года, № 599 // http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции) //http://минобрнауки.рф/документы/3409
  4. http:// http://ria.ru
  5. http://pressria.ru/pressclub/20131028/948620888.html
  6. http://минобрнауки.рф/новости/3503
  7. Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года, №597 // http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html
  8. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/57
  9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 24 декабря 2008 года, № 1015 (Собрание законодательства РФ, 2009, № 1, ст. 145).
  10. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (утв. 14 октября 2013 года // http://минобрнауки.рф/документы/3710)
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» от 14 июня 2013 года, № 462 // http://www.rg.ru/2013/07/12/poryadok-dok.html
  12. БолотовВ.А., НаводновВ.Г., МотоваГ.Н., Сарычева Т.В. О проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» // «Высшее образование сегодня». – 2013. – № 4.– С. 5-13.
  13. Постановление Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» от 28 октября 2013 года, №966 // http://www.rg.ru/2013/10/31/postanovlenie-site-dok.html
  14. Постановление Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» от 18 ноября 2013 года, № 1039 // http://www.rg.ru/2013/11/22/akkred-site-dok.html

Е.П. СИНДЕЕВА, кандидат педагогических наук.

ПЕРЕЧЕНЬ ВУЗОВ, получивших право на получение субсидии на реализацию плана мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров

  1. Дальневосточный федеральный университет.
  2. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
  3. Московский физико-технический институт (государственный университет).
  4. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
  5. Национальный исследовательский Томский государственный университет.
  6. Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
  7. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  8. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
  9. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
  10. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.
  11. Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П.Королева (национальный исследовательский университет).
  12. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
  13. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина).
  14. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.
  15. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

По данным сайта Минобрнауки РФ.

1 Хосе Рауль Капабланка (1888-1942) – легендарный кубинский шахматист, третий в истории шахмат чемпион мира (1921-1927), литератор и дипломат.
2 Жребий брошен (лат.)
3 Благо народа – высший закон (лат.)
4 Надеюсь на лучшее (лат.)

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Обеспечение качества программ ДПО
Международная аккредитация образовательных программ
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Александр Климов о государственной образовательной политике
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ