Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Рейтинг вузов. Опасности трактовки

В условиях развития инновационной экономики и повышения доли высокотехнологичной продукции во внутреннем валовом производстве России возрастает значение инженерных кадров. О том, какое внимание уделяется подготовке специалистов энергетической отрасли, рассказывает ректор Ивановского государственного энергетического университета Сергей ТАРАРЫКИН.

Просмотров: 80

Не так страшны рейтинги… как их трактовки

В условиях развития инновационной экономики и повышения доли высокотехнологичной продукции во внутреннем валовом производстве России возрастает значение инженерных кадров. О том, какое внимание уделяется подготовке специалистов энергетической отрасли, рассказывает ректор Ивановского государственного энергетического университета, доктор технических наук, профессор Сергей ТАРАРЫКИН.

– Сергей Вячеславович, в 2014 году Ивановский государственный энергетический университет успешно прошел аккредитацию, что было закономерным результатом работы вуза в предыдущие годы. Университет уверенно занимает высокие позиции по результатам мониторингов и ряда рейтингов. Отражают ли они реальное положение дел, или вы поддерживаете критику, которая постоянно звучит в СМИ по поводу субъективности подобного рода исследований?

– Действительно, рейтингов много, и они имеют различную степень достоверности. Но есть среди них те, которым многие доверяют. Так, рейтинговое агентство «Эксперт РА» в 2014 году впервые подготовило рейтинги репутации вузов, ведущих подготовку специалистов по техническим и экономическим направлениям. Списки 50 лучших высших учебных заведений в этих сферах сформированы по итогам масштабных опросов, проведенных агентством в 2012-2014 годах, когда в ходе исследований было получено свыше 15 тыс. оценок респондентов из 78 регионов России.

Ивановский государственный энергетический университет вошел в топ­-50, заняв 44-е место среди лучших вузов России в разделе «технические, естественнонаучные направления и точные науки». Оценка велась по качеству образования, востребованности выпускников работодателями и уровню научно-исследовательской деятельности.

В предыдущем рейтинге высших учебных заведений России того же агентства «Эксперт РА» университет занял 55-е место среди 100 лучших вузов России, в том числе высокое 40-е место по качеству образования, 58-е – по научно-исследовательской активности. Позиция по востребованности, на наш взгляд, не соответствует объек­тивным показателям, имеющимся в университете: 96 процентов выпускников ИГЭУ обеспечены рабочими местами, работают на тепловых и атомных станциях, строят и проектируют новые энергетические мощности. Но, видимо, успешность выпускников столичных вузов, которые пополняют в основном ряды «белых воротничков», перевесила показатели трудоустройства на производстве ивановских энергетиков.

Если показатели некоторых рейтингов действительно можно подвергать сомнениям за субъективизм, то показатели мониторингов, которые уже трижды проводились Минобрнауки РФ, полагаю, вполне объективны. Как бы ни критиковали министерство за несовершенство показателей, следует признать, что на сегодняшний день этот способ оценки является вполне корректным инструментом выявления слабых вузов, а также «просевших» направлений в работе высшей школы. Представьте вуз, который не располагает достаточными для проведения учебных занятий и организации научно-исследовательской работы площадями, лабораторным и компьютерным оборудованием. Низкий уровень этого показателя уже заставляет задуматься о качестве подготовки выпускников. А если в этом вузе профессорско-преподавательский состав не соответствует требованиям подготовки, не имеет достойной зарплаты и не занимается наукой – что учитывают соответствующие критерии в мониторинге министерства, закономерно встает вопрос о целесообразности траты государственных денег на поддержку такого псевдовуза.

ИГЭУ успешно прошел все три мониторинга Минобрнауки РФ. Для нас важно, что коллектив справился с показателями как первого исследования, так и последующих. Но если в 2012 и 2013 годах дополнительным ресурсом развития явились средства, выделенные университету как победителю Всероссийского конкурса программ стратегического развития, то первый мониторинг отражал итоги развития вуза с опорой лишь на собственные силы и возможности.

В 2014 году, несмотря на повышение планки имевшихся показателей и введение новых – таких, в частности, как трудоустройство студентов и кадровый состав преподавателей, – ИГЭУ вновь по всем критериям оказался в числе эффективных вузов. Нет причин отказываться от существующих показателей, так как, например, средний балл ЕГЭ поступивших на первый курс студентов – объективный показатель, свидетельствующий о востребованности вуза, а также направлений и профилей подготовки. Радует, что по итогам приема 2014 года Ивановский энергетический университет занял 29-е место среди технических вузов страны. Эта приемная кампания на практике подтвердила растущую популярность инженерного образования.

Уверен, что практику мониторинга следует продолжать, возможно, корректируя показатели в соответствии с приоритетными направлениями научных исследований и работы по подготовке кадров для экономики страны. Надеюсь, что, преодолевая изъяны, эксперты в будущем не станут путать понятия «успешность» и «востребованность» при оценке трудоустрой­ства выпускников.

– ИГЭУ является победителем Всероссийского конкурса программ стратегического развития вузов, который был проведен Минобрнауки РФ в 2011 году. Повлияла ли реализация программы на качество образования в университете, что предпринимает руководство вуза в данном направлении?

– Реализация программы стратегического развития Ивановского государственного энергетического университета позволила серьезно продвинуться в решении многих назревших проблем.

Работы по совершенствованию инфраструктуры университета дали возможность значительно улучшить техническое состояние учебных корпусов, лекционных аудиторий и научных лабораторий, общежитий, стадиона. Всего на ремонт за два года было израсходовано 118 млн. рублей.

Современный ремонт идет в здании технопарка ИГЭУ – внедренческой площадки научных разработок университета. Планируется существенная модернизация технопарка и развитие систем услуг в области инжиниринга, проектирования, НИОКТР, бизнес-сопровождения инновационных разработок вуза. На сегодняшний день на ремонт помещений технопарка потрачено 10 млн. рублей.
Следует отметить, что образовательные программы Ивановского энергоуниверситета ежегодно входят в список победителей конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России». Так, по итогам 2012-2013 годов в него были включены 13 программ, реализуемых в ИГЭУ. Во многом это результат того, что в стратегической программе развития вуза основное внимание уделено модернизации учебного процесса путем разработки и реализации инновационных образовательных проектов. В рамках выполнения работ по проектам были созданы новые лабораторные стенды и установки, программные комплексы и тренажерные системы.

На кафедре теоретических основ электротехники и электротехнологии в 2013 году были открыты 4 лаборатории, оснащенные новым комплектом компьютеризированного оборудования. Кроме того, вступили в строй лаборатории общеобразовательной и силовой электроники на кафедре электроники и микропроцессорных систем, неразрушающего контроля и технической диагностики на кафедре атомных станций.

Благодаря стратегической программе развития вуза многие преподаватели ИГЭУ получили возможность повысить квалификацию. Они ознакомились с инновационными методиками преподавания фундаментальных дисциплин в 14 ведущих вузах и учебных центрах России. Среди них такие крупные российские вузы, как МГУ им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и многие другие. Приобретенные знания и опыт, освоенные инновационные технологии успешно используются в учебном процессе вуза.

Важнейшим направлением развития энергетического университета является международное сотрудничество, так как руководство и профессорско¬преподавательский состав прекрасно понимают, что интеграция ИГЭУ в систему европейского образования дает возможность студентам получать международные дипломы и овладеть специальностью, востребованной в мире современных технологий.

Сегодня ещё важнее, чтобы качество образовательных программ соответствовало лучшей зарубежной практике. Безусловно, есть чем гордиться многим подразделениям ИГЭУ, получившим международное признание. В 2009 году две образовательные программы – специальности «Атомные электрические станции и установки» и «Промышленная электроника» – первыми в России по этим направлениям получили аккредитационный сертификат, признанный в 16 европейских странах, подписавших проект EUR-ACE.

А в феврале 2012 года университет успешно прошел внешний аудит и сертификацию системы управления качеством экспертами Европейского фонда управления качеством (EFQM) по уровню «Recognized for Excellence» – «Признание за совершенство». Ивановский энергетический университет является одной из немногих в России организаций и первой в Ивановской области – не только среди вузов, но и среди коммерческих предприятий, – получивших такое признание на европейском уровне.

Благодаря реализации программы стратегического развития ИГЭУ активизировался международный обмен. Этому способствовало подписанное в 2010 году соглашение о культурном, образовательном и научном сотрудничестве с ENSMM – Высшей национальной школой механики и микротехники (г. Безансон, Франция), а в сентябре 2011 года – о двустороннем признании дипломов о высшем образовании и совместной подготовке бакалавров и магистров. Сотрудничество с вузами Франции, Испании, Германии, Египта развивается в рамках Консорциума EU4M, который способствует осуществлению академической мобильности студентов, магистров и аспирантов.

– Дополнительное профессиональное образование осталось за рамками показателей аккредитации. Однако для вашего вуза это одно из серьезных направлений работы. В процессе дополнительного профессионального образования специалистов с производства одним из самых проблемных моментов является вопрос – чему учить? Что, на ваш взгляд, стоило бы изменить в системе ДПО?

– В условиях бурного развития информационных технологий все чаще возникают новые модели переподготовки производственных кадров. Дистанционное обучение, которое сегодня становится все более популярным, возможно, является привлекательным с точки зрения выполнения формальных критериев переподготовки специалистов, но полагаю, что наиболее эффективной на сегодняшний день является отработанная очная система подготовки.

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров организован девятнадцать лет назад как структурное подразделение университета. В настоящее время, кроме факультета повышения квалификации преподавателей, в ИГЭУ работает центр дополнительной профессиональной подготовки в энергетике, который проводит обучение административно­управленческого и технического персонала в соответствии с программами профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также предаттестационной подготовки. Университет стремится создать все условия для производственников, чтобы они, приехав на курсы, получили не только знания, но и навыки работы с новейшими технологиями.

Обучение проводят преподаватели кафедр вуза, имеющие соответствующую аттестацию. К участию в учебном процессе привлекаются и высококвалифицированные специалисты промышленных предприятий, Ростехнадзора, других организаций. В период обучения центр использует аудиторный фонд, лаборатории, учебно-исследовательские и тренажерные центры, а также библиотечный фонд университета, то есть переподготовка проходит на современной учебной базе, тренажерах, моделирующих практически все технологические процессы производства и транспортировки электрической и тепловой энергии. Уже это является основой эффективной работы по дополнительному профессиональному образованию в ИГЭУ.

Успешно работает созданный в вузе учебно-методический центр системы рационального использования энергетических ресурсов (УМЦ РИЭР). В настоящее время здесь проводится обучение энергоаудиторов по двум программам, сертифицированным в системе РИЭР: энергетические обследования тепло­ и топливопотребляющих установок и сетей и энергетические обследования электрических установок и сетей. Помимо этого, разрабатывается стандарт организации межрегиональных и региональных распределительных электросетевых компаний по оперативно¬технологическому управлению в распределительном сетевом комплексе, обеспечивающему оптимизацию режимов работы электрических сетей энергетических предприятий.

С 2012 года началось сотрудничество с Республикой Беларусь, которая очень заинтересована в развитии атомной энергетики. Так как ИГЭУ имеет полномасштабный тренажер щита управления блока АЭС, современную лабораторию неразрушающего контроля, другое необходимое оборудование и высококвалифицированные кадры, коллеги с Белорусской атомной станции успешно проходят здесь переподготовку, включающую все необходимые для безопасной эксплуатации оборудования теоретические курсы и практические занятия.

На базе университета уже несколько лет реализуется президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой ежегодно проходят обучение около 30 специалистов различных отраслей региона.

Ежегодно около 1,3 тыс. человек проходят через разнообразные формы дополнительного профессионального обучения в вузе.

Отвечая на вопрос о том, что следует изменить в системе ДПО, хотел бы подчеркнуть, что главное – это следовать тем изменениям, которые постоянно происходят в отрасли и в экономике в целом. Лишь учитывая постоянно обновляющиеся потребности предприятий и отрасли, изменения в технологиях, система дополнительного профессионального образования сможет на высоком уровне решать стоящие перед ней задачи.

– Проблема переподготовки кадров для энергетики и других отраслей экономики страны не может осуществляться без тесной связи с предприятиями-заказчиками. Как строится взаимодействие ИГЭУ с производством, компаниями, где работают выпускники университета?

– Совместная работа ведется по нескольким направлениям. Огромную помощь вузу оказывает попечительский совет, решающий вопросы сотрудничества энергетических предприятий и университета, проведения совместных научных исследований, развития материальной базы вуза. Здесь обсуждаются учебные планы подготовки специалистов для энергетической отрасли с целью наиболее полного удовлетворения требований, предъявляемых предприятиями к знаниям выпускников. Важным направлением является также заключение договоров о взаимовыгодном сотрудничестве предполагающих пополнение кадрового состава компаний-партнеров выпускниками вуза, совместные научные разработки, стипендии для студентов, переподготовку кадров и повышение квалификации сотрудников на базе ИГЭУ и многое другое.

В рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного между «Федеральной сетевой компанией ЕЭС» и Ивановским энергетическим университетом в апреле 2011 года, компания организует производственную практику студентов на энергетических объектах, работу стройотрядов, оказывает помощь в организации учебного процесса и научных разработках. Специалисты ФСК регулярно участвуют в вузовских ярмарках вакансий, привлекая на работу наиболее успешных студентов. На сегодняшний день только в филиале «ФСК ЕЭС» – в МЭС Центра работают более 200 выпускников вуза, причем многие из бывших студентов университета занимают здесь высокие руководящие должности.

Важным вкладом партнеров в укрепление материальной базы университета явилось строительство нового учебно-лабораторного корпуса, в которое «ФСК ЕЭС» вложило около 50 млн. рублей.

Ивановский энергетический университет имеет давние партнерские связи с «Ивэнерго», региональным филиалом «Межрегиональной сетевой компании Центра и Приволжья». В апреле 2014 года МРСК и вуз подписали договоры, в соответствии с которыми университет получил на свое развитие более 3,3 млн. рублей. Почти половина этой суммы была направлена на оснащение учебных лабораторий и приобретение современных компьютеризированных стендов, позволяющих приблизить учебный процесс к современным условиям производства.

Полученные средства способствовали и решению важнейшей социальной проблемы – приобретения мебели для расположенного в центре города общежития 1930 года постройки. Недавно, 1 сентября, студенты-энергетики заселились в это здание, прошедшее капитальный ремонт.

Ежегодно в университете проходит осеннее (предварительное) и весеннее (заключительное) распределение выпускников, и это еще одно направление сотрудничества с предприятиями энергетической отрасли. В вуз приезжают, как правило, представители 60-100 компаний, заинтересованных в поиске молодых людей для будущего трудоустройства. Среди них «ФСК ЕЭС», «МЭС Центра» компании «МРСК Центр», концерн «Росэнергоатом», «ИНТЕР РАО – Электрогенерация», «Проектмашприбор», инвестиционно­строительная группа компаний «СУ-155», «Атомтехэнерго», «ТГК-9», НПО «Сатурн», холдинг «ФосАгро» и другие. Представители компаний и предприятий проводят презентации, на которых ведется рассказ об условиях работы и проживания молодых специалистов, об уровне заработной платы.

– Энергетические вузы не только готовят специалистов, но и создают новые технологии, перспективные сегменты энергетики. А какая роль в научной деятельности отводится студентам?

– Развитие студенческой науки было приоритетным направлением работы университета даже в самые сложные периоды, поскольку очевидно, что молодежь определяет перспективы развития не только вуза, но и всей отрасли. В Ивановском государственном энергетическом университете активно работает студенческое научное общество, ежегодно проводя около 100 мероприятий различного формата. Традиционными стали международная олимпиада по электроэнергетике, всероссийские олимпиады по электротехнике, теплоэнергетике, электронике, международная научно-техническая конференция «Энергия».

Студенческое научное общество активно сотрудничает с молодежной секцией Российского национального комитета Международного совета по большим электрическим системам высокого напряжения (МС РНК СИГРЭ), одной из наиболее авторитетных международных научно-технических ассоциаций в энергетике. Делегация молодых ученых университета приняла участие в 45-й Сессии СИГРЭ, проходившей в Париже с 24 по 29 августа 2014 года во Дворце палаты конгресса Франции.

Сессия проводится каждые два года и является обобщением накопленного опыта в области энергетики, а также технической выставкой последних достижений в электроэнергетической отрасли. Участие представителей вуза в 45-й Сессии СИГРЭ является способом активного международного сотрудничества и развития отношений с другими ведущими вузами мира, правильной оценки мировых тенденций энергетики и диалога с производителями и поставщиками оборудования.

Молодые ученые Ивановского государственного энергетического университета одерживают победы во многих конкурсах и олимпиадах. Среди них чемпионат мира по программированию, всероссийский конкурс «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»), всероссийская олимпиада по энерго­ и ресурсосбережению, международная выставка и конференция «UPGrid 2013», международная научно-техническая конференция «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» и другие. Поддержка молодежи всегда находится в центре внимания руководства университета.

– Высокие позиции ИГЭУ в рейтингах, успешная аккредитация вуза – это результат работы всего коллектива. Как руководство решает проблему стимулирования профессорско¬преподавательского состава, научных сотрудников?

– В настоящее время можно говорить о сложившейся в ИГЭУ системе мотивации на всех уровнях. По сути, это тот «эффективный контракт», о котором сегодня все активнее пишут и говорят как о предпочтительной модели взаимодействия работодателя и сотрудника. Коллектив работает, когда людей мотивируют, мы в этом уверены и последовательно формируем прозрачную систему материального стимулирования на уровне преподавателя, кафедры, факультета. Разработана система показателей эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава, которая суммирует результаты учебно-воспитательной работы, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Учитываются все достижения: разработка учебного пособия, количество защитившихся аспирантов, число изданных монографий, статей, опубликованных в ведущих международных и российских изданиях, патентов на изобретения и многие другие – всего более 30 показателей. Как результат – формируется микроклимат, прослеживается проекция результатов деятельности вуза на всех уровнях управления.

Завершая разговор, хотелось бы подчеркнуть, что любой динамично развивающийся вуз не боится показать результаты своего труда. Более того, мониторинги и рейтинги выгодны тем университетам, которые настойчиво работают на результат, ясно осознавая свое место в национальной системе подготовки кадров. Четкие критерии, на наш взгляд, позволили более объективно оценить работу вузов, в результате ранее незаметные «трудяги» обоснованно заняли высокие позиции.

Ивановский государственный энергетический университет имеет выверенную стратегию развития, и мы уверены, что сложившаяся система работы, модернизируясь, позволит на высоком уровне решать стоящие перед ним задачи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, актуальное интервью, ИГЭУ, рейтинги, качество образования

Похожие материалы:
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
Рейтинги университетов: построить или построиться?
Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
Ассоциация ведущих вузов обсудила подходы к оценке эффективности вузов в 2014 году
Британский рейтинг ведущих университетов мира
Александр Климов о государственной образовательной политике
В. Садовничий об абитуриентах, аспирантах и «лишних людях» на бюджетных местах
Новый инструмент независимой оценки
Российским гражданам – достойное образование
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В Москве проходит международная онлайн-олимпиада по математике BRICSMath
14 октября состоялось торжественное открытие пробного тура третьей международной онлайн-олимпиады...
Из журнала
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
#107Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
#112Калининградскому филиалу СПбГАУ исполняется 60 лет
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#101Звезды российского цирка, эстрады и кинематографа учатся в ГУЦЭИ
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ