Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В России ищут университеты, которые надо закрыть

В прошлом году кампания по выявлению университетов, которые плохо учат студентов, сопровождалась серией скандалов. В этом году борьба за эффективность в высшей школе продолжится: известно, что мониторинг эффективности вузов теперь станет ежегодным.

Просмотров: 1148

Слабым здесь не место!
В прошлом году кампания по выявлению университетов, которые плохо учат студентов, сопровождалась серией скандалов. Сначала в черный список попали прославленные вузы, например, МАРХИ, РГГУ. Многие удивлялись - как о качестве образования в университете можно судить, например, по тому, какая площадь учебных зданий приходится на одного студента.
В итоге всех споров и согласований появился список из 30 вузов и 262 филиалов, которые должны быть реорганизованы. Основной метод реорганизации - присоединение к более успешному учебному заведению.
При этом всем студентам гарантировано право закончить учебу по своей специальности.
- Никто не говорит, что учебное заведение должно быть закрыто буквально завтра, - пояснил замминистра образования и науки Александр Климов. - Но я жду решений от учредителей о том, как именно они собираются реорганизовывать принадлежащие им слабые филиалы и университеты. Где-то студентов могут перевести в другое учебное заведение, а где-то - прекратить набор первокурсников и доучить тех, кто уже занимается на старших курсах. Нас устроит любое решение, кроме саботажа.
Из трех десятков вузов в "черном списке" 22 подведомственны самому минобрнауки. По 11 из них уже изданы приказы, по остальным - готовятся к подписанию. Такой же расторопности ждут и от других ведомств, которые отвечают за "неэффективные" университеты. В борьбе с "проштрафившимися" филиалами успехи заметно скромнее. Только по 67 из 262 учреждений приказы о реорганизации уже изданы или проходят заключительную стадию подготовки. При этом есть план: до конца года надо расстаться со 111 филиалами. По остальным ситуация пока непонятная.
По ком звонит колокол?
В этом году борьба за эффективность в высшей школе продолжится. С осени вступает в силу новый закон об образовании, а в самом конце прошлого года было подписано распоряжение правительства России о повышении эффективности в образовании и науке. Оба этих документа дают дополнительные правовые основания минобрнауки для ревизии университетов.
Что за контроль ждет вузы в этом году?
Во-первых, отчитываться за свою эффективность теперь будут все университеты, а не только государственные, как это было прежде.
- В прошлом году свою эффективность добровольно захотели проверить 79 частных университетов, в итоге 70 процентов из них были признаны неэффективными, - вспомнил Климов.
Основные критерии эффективности остались практически теми же. Чуть скорректированы требования по привлечению иностранных студентов: теперь их будут считать не среди выпускников, а среди всех учащихся. Это поможет быстрее замечать активность вузов, принявших студентов из других стран на первый курс.
- В России приближается демографическая яма, через четыре-пять лет выпускников школ станет на 27 процентов меньше, чем сейчас, своих абитуриентов на всех не хватит, поэтому университетам надо выходить на международный рынок и привлекать к себе студентов-иностранцев, - объяснил министр Дмитрий Ливанов.
Вот какие требования минобрнауки будет предъявлять вузам. Средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ студентов должен быть не меньше 60 баллов (для Москвы и Санкт-Петербурга - 63 балла). Объем научных исследований и разработок в пересчете на одного научно-педагогического работника - от 50 тысяч рублей (для Санкт-Петербурга - от 75 тысяч рублей, для Москвы - от 95 тысяч рублей). Доля иностранных студентов - не меньше 1 процента (для двух столиц - 3 процента). Доход вуза из всех источников в пересчете на одного научно-педагогического работника - от 1 100 000 рублей в год (в Москве и Санкт-Петербурге - от 1 500 000 рублей в год). Общая площадь учебно-научных помещений - не меньше 11 кв. м на одного студента (в Москве и Санкт-Петербурге - 13 кв. м).
Добавлен один новый критерий - трудоустройство выпускников. Здесь нет конкретной цифры: число обратившихся в службу занятости бывших студентов университета не должно быть больше среднего значения по отрасли.
В прошлом году в России выявили 30 вузов и 262 филиала, которые должны быть реорганизованы
Чтобы избежать возможных случайностей и попадания в список "неэффективных" вполне преуспевающих вузов, университеты будут разбиты на шесть групп в зависимости от специфики их работы. Выделены в отдельные списки вузы военной и силовой направленности: они будут отчитываться перед министерством обороны, чтобы сохранить все государственные секреты в тайне. Свои собственные наборы контрольных цифр появятся для университетов, где готовят медиков, аграриев, людей творческих специальностей, спортсменов и транспортников. Чтобы считаться вузом из специфической категории, хотя бы 60 процентов студентов должны осваивать специальность, связанную с профильной отраслью.
Вот как все эти критерии будут выглядеть, например, для сугубо творческого театрального вуза. В средний балл абитуриентов включат еще и результаты дополнительного творческого экзамена, в научные доходы приплюсуют деньги, поступившие от творческих проектов. Остальные требования - такие же, как для всех остальных вузов. Но появляется еще один дополнительный - доля преподавателей, имеющих государственные почетные звания, награды международных и всероссийских премий, лауреатов госпремий среди всех педагогов.
Чтобы университет признали эффективным, надо показать положительные результаты проверки хотя бы по трем из шести (а для тех, за кем признают специфику, - семи) параметров.
Собирать контрольную информацию начнут уже с 15 августа.
Кнут и пряник
Мониторинг эффективности вузов теперь станет ежегодным. Чем это грозит учебным заведениям? Как и в первый раз, часть из них признают неэффективными и, после консультации с профильными ведомствами и региональными властями, пропишут им реорганизацию. То есть сольют с более успешными заведениями или постепенно закроют. Другим, кто находится в состоянии "полуэффективности", помогут: дадут денег, сменят ректора... В каждом случае рабочая группа разберется индивидуально. А тем, к кому вопросов не будет, увеличат контрольные цифры приема: число первокрусников, которых можно набрать на следующей учебный год.
Одновременно с мониторингом эффективности работы вузов, минобрнауки готовит переход высшей школы на нормативно-подушевое финансирование. То есть выделять средства из бюджета будут пропорционально числу студентов. Чем больше учащихся, тем выше доход университета. Так что за право набрать дополнительные группы ректоры будут биться не на жизнь, а на смерть. Но для этого им надо преодолеть пороги не по "троечным" трем показателям, а сразу по всем.
Для абитуриентов рейтинг "эффективности" станет еще одним критерием при выборе университета. Пока что выпускники школ ориентируются в основном на имя и репутацию вуза. Теперь же у них появится четкий критерий.

Источник информации: "Российская газета" 13-06-2013

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Олег Сергеев о мониторинге эффективности вузов
Вузам заплатят за приоритетные специальности
РГГУ не будет присоединен в Высшей школе экономики
Дипломы нового образца для выпускников российских вузов
Университеты обсудили методы рейтингования вузов стран СНГ и Прибалтики
Минобразование сократило «черный список» вузов до 30
Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году
В Минобрнауки одобрили новые подходы к оценке вузов
Cеминар-конференция Проекта 5-100 состоялся в МИСиС
Вопросы использования атомной энергии в научных организациях и вузах

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ