Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Юг России оставят без инженеров?

Как в один миг стала неэффективной Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, недоумевают аграрии не только Ростовской области, но и всего Южного федерального округа. 82 года АЧГАА готовит инженерные кадры для села. И вдруг на лучшем аграрном вузе страны чиновники решают поставить крест...

Просмотров: 1794

Чиновники признают неэффективным один из лучших вузов Южного федерального округа.

Скандал со списком неэффективных вузов, опубликованный Министерством образования РФ, и не собирается утихать. Предела возмущению нет, как на самом верху, в Государственной думе, куда для объяснений был вызван министр Дмитрий Ливанов, так и внизу - непосредственно в учебных заведениях из того чёрного списка. Как в один миг стала неэффективной Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, недоумевают аграрии не только Ростовской области, но и всего Южного федерального округа. 82 года АЧГАА готовит инженерные кадры для села. И вдруг на лучшем аграрном вузе страны чиновники решают поставить крест...

Президент призывал восполнить дефицит инженерных кадров

Академия сегодня - это единственный учебно-научно-производственный комплекс по подготовке инженерных, научных и научно-педагогических кадров для Агропромышленного комплекса России, а также по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований проблем механизации, электрификации и автоматизации сельского хозяйства, технического сервиса АПК, механизации переработки сельскохозяйственной продукции селекции и генетики ссельскохозяйственных культур.

Даже Президент страны заявляет, что модернизировать производство должны инженеры. А вот инженерные кадры в большом дефиците. Каждый год экономике не хватает до семи тысяч инженеров. Потребуются годы, чтобы восполнить этот пробел. Но даже призыв руководства страны готовить инженерные кадры для Министерства образования РФ получается, что и не указ. Высшего учебного заведения, который все годы его существования называют кузницей инженерных кадров, может и не стать. В настоящее время в составе академии 6 факультетов. Подготовка специалистов осуществляется по 18 специальностям высшего профессионального образования, 21 направлению подготовки бакалавров, 8 направлениям подготовки магистров, 13 специальностям послевузовского образования и 4 программам дополнительного образования, 40 программам профессиональной подготовки и более 50 программам повышения квалификации специалистов и работников АПК. В академии работают два академика и член-корреспондент РАСХН. В АЧГАА сейчас обучаются 4536 студентов, работают 246 преподавателей. Процент преподавателей, имеющих степени докторов и кандидатов наук, составляет 94,7% от списочного состава ППС, 18% из них являются докторами наук и профессорами.

Новость о якобы неэффективности академии шокировала и студенчество, и педагогов. Настроение подавленное у всех, ведь явно АЧГАА оболгали и очернили несправедливо.

98% выпускников академии трудоустроены

Председатель профсоюза студентов АЧГАА Екатерина Кудашкина вот как высказывается по поводу дальнейшей судьбы родного вуза:

- Студентов, конечно, волнует, что будет с академией. Ведь все поступали в вуз, который считается лучшим в стране по подготовке кадров для села. Мы не сомневались ни в качестве образования, ни в том, куда пойдём работать после окончания учёбы. Есть официальные данные, которые говорят, что 98% выпускников АЧГАА трудоустраиваются. И что важно, именно в агропромышленном комплексе, то есть по специальностям, которым обучались. В академии мы не только получаем качественное образование, но и живём насыщенной культурной и спортивной жизнью. Можно проявить все свои таланты. Буквально на днях наши студенты участвовали во Всемирной неделе предпринимательства, которая проходила на Дону, и завоевали призы. Каждый год наши ребята становятся лауреатами Губернаторской премии. Победителем Х Международного конкурса студентов «Будущие асы компьютерного 3D моделирования форума АСКОН «Будь инженером», в котором участвовали 103 вуза России, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Украины, стал студент АЧГАА Александр Коваленко. Проект «Зерноуборочный комбайн ACROS 560». Шутливым лозунгом конкурса был «Без хороших инженеров мы вернулись бы в пещеры». АЧГАА является первым партнёром АСКОН по сертифицированному обучению среди вузов Ростовской области.

Мы будем отстаивать самостоятельность нашей академии

Кстати, определяя уровень эффективности учебного заведения, Минобрнауки почему-то не учло главный критерий любого вуза - процент трудоустроенности выпускников. У АЧГАА этот показатель один из самых высоких в России. Сегодня бывшие студенты академии возглавляют сельхозпредприятия по всему Югу страны - Краснодарский и Ставропольский края, Калмыкия, Волгоградская область. А также занимают высокие руководящие должности - от министров до глав районов. В Ростовской области (и не только) главы многих районов и их заместители - выпускники АЧГАА, а прежде АЧИМСХа. Многие удостоены звания Героев Социалистического труда, Заслуженных деятелей науки, Заслуженного работников сельского хозяйства, Заслуженного и Почётных работников РАО ЕЭС, избраны академиками Российской академии наук.

Реорганизация вуза неминуемо приведёт к закрытию диссертационных советов при академии, что нанесёт огромный ущерб аграрной науке.

Европейские стандарты высшего образования

В 2008 году академия прошла сертификационную процедуру в международном образовательном сообществе IES (Лондон) и получила сертификат Европейской организации качества (ЕОК), в 2010 году зарегистрирована в Национальном реестре «Ведущее образовательное учреждение России - 2009» и в этом же году включена в Федеральный реестр «Всероссийская Книга почёта», занесена во Всероссийский национальный регистр «Сто лучших вузов России», в рубрике «Элита образования России». По итогам опросов потребителей, проведёных НИИ

«Статэксперт» (г. Москва) в основных городах ЮФО, АЧГАА признан лауреатом конкурса «Лучшие вузы ЮФО - 2012»

Настоящей глупостью можно считать претензии чиновников к качеству образовательного процесса в академии, о чём они судят по более низким проходным баллам ЕГЭ. Но ведь известно, что уровень образования в городе и сельской местности разный. А в аграрные вузы поступают до 90 % сельской молодёжи. АЧГАА всегда готовила специалистов из села и для работы на селе. В этом и есть залог востребованности академии в масштабах ЮФО. Из городов в деревню жить и работать специалисты не едут. А вот тот, кто родился и вырос в сельской местности, охотно возвращается домой после учёбы уже дипломированным специалистом, для которого есть работа.

Похоже, чиновников совсем не заботит судьба российского села с его кадровым голодом. Если и правда стране не нужны такие вузы, как АЧГАА, то село действительно вымрет. А кто же будет нас кормить, реализовывать государственную программу развития АПК Ростовской области и страны на период до 2020 года. Чиновников уж точно в поля и на фермы не загонишь.

Более чем странным является критерий Минобрнауки РФ по наличию иностранных студентов. Известно же, что наш аграрный сектор отстаёт от стандартов развитых стран. Это наших студентов надо посылать на учёбу за границу, чтобы они возвращались с новыми агротехнологиями в свои родные сёла.

В АЧГАА всегда считали приоритетом организацию обучения и производственной практики российских студентов в развитых странах, а не привлечение абитуриентов из слаборазвитых стран. И эту функцию АЧГАА уже выполняет многие годы. Студенты академии каждый год проходят агростажировки в Германии. Работают на самой лучшей в мире технике, осваивая современные технологии, и с богатым опытом возвращаются на Родину.

Для страны именно такие международные связи гораздо полезнее, чем число мест для обучения студентов из Африки и Азии. А международное признание у Азово-Черноморской академии есть, что подтверждено сертификатом образовательного сообщества IES (Лондон) с присвоением статуса «Ведущее образовательное учреждение с опытом международных отношений» А также академия получила сертификат Европейской организации качества (ЕОК).

Кстати, чиновникам в Москве совсем невдомёк, что АЧГАА располагает современными учебно-производственной и материально-технической базами одними из лучших в стране. Имеется и учебно-опытное фермерское хозяйство, где студенты проходят практику. В составе академии функционирует Институт агроинженерных проблем, где создано более 60 единиц сельскохозяйственных машин и оборудование, из них 42 машины запущено в серийное производство. Учёные академии являются инициаторами создания Инновационного центра сельскохозяйственной направленности в Ростовской области, своего рода Агро-Сколково.

Министерсто образования и науки РФ опубликовало на своем сайте материалы к заседанию Межведомственной комиссии по мониторингу вузов, Академия отнесена к группе вузов, нуждающихся в реорганизации. Правильно было бы отнести АЧГАА к группе, имеющей признаки неэффективности в связи со спецификой агроинженерной деятельности. Вузы этой группы предлагается укреплять экономически, а если посмотреть на финансирование академии, то выясняется, что для подготовки инженерных кадров выделяется 50% необходимых средств (на подготовку одного студента-инженера Минобром выделяется 120 тыс. рублей в год, а Минсельхозом РФ 60 тыс. рублей).

У Зернограда и АЧГАА одна судьба на двоих

Что ждёт в ближайшее время АЧГАА, пока неясно. Двум ведущим аграрным вузам Ростовской области предлагают объединение. Но этот шаг смерти подобен для двух учебных заведений. Вот с каким заявлением выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия РО: «Поставленные задачи по модернизации и инновационному развитию АПК невозможно решить без качественно подготовленных специалистов. Объединение ДонГАУ и АЧГАА приведёт не только к увеличению финансовых затрат за счёт организационных и транспортных расходов, но и будет иметь существенные социальные последствия для жителей г. Зернограда и п. Персиановский, так как расположенные в них вузы выполняют важные социальные функции, по существу являясь градообразующими учреждениями».

Новость о возможной реорганизации АЧГАА в Зернограде уже вызвала панику. Если из города уедут студенты, а преподаватели лишатся работы, то город будет парализован безработицей. Благодаря студенчеству в Зернограде развиваются и торговля, и сфера обслуживания, и транспорт.

Собрание депутатов города Зернограда и Зерноградского района уже сделало заявление о недопустимости реорганизации академии и о сохранении её целостным вузом. Студенты, педагогический коллектив, огромная армия выпускников и вся общественность Зернограда просит губернатора Василия Юрьевича Голубева, а также Представительство Президента в Южном федеральном округе сохранить АЧГАА как самостоятельный вуз, который не прекращал готовить инженеров даже в годы Великой Отечественной войны. А сегодня селу нужны квалифицированные кадры не чуть не меньше, чем в военное время. Ведь продовольственная безопасность - дело государственной важности.

Предполагаемому объединённому вузу предлагается в течение года выйти из приписанного кризиса. В аграрных вузах Ростовской области никакого кризиса до сих пор не существовало. Хотя после сомнительной оценки эффективности вузов кризис весьма вероятен.

«Реорганизация» погубит аграрное высшее образование в Ростовской области. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.

Ознакомиться со статьей можно в газете АиФ на Дону №48, 2012г.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: АЧГАА, рейтинги, Минобрнауки, качество образования

Похожие материалы:
РГГУ не будет присоединен в Высшей школе экономики
Опубликован список вузов и филиалов, нуждающихся в оптимизации и реорганизации
К вопросу об исследовательской компоненте качества вуза
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
На пути вхождения в мировую элиту
Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году
Олег Сергеев о мониторинге эффективности вузов
Минобрнауки создаст систему рейтингов образовательных программ вузов
В Минобрнауки одобрили новые подходы к оценке вузов
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#112Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы
#105Ростовский педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#110Навстречу столетнему юбилею
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ