К вопросу об образовательной компоненте качества вузаПод рубрикой «Дискуссия» собственную разработку оценивания качества образовательных организаций высшего образования на основе методов квалиметрии, а также инициируют формирование национального рейтинга – Российского рейтинга вузов представляют Г. Азгальдов, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, и А. Костин, начальник управления оценки инновационных проектов ЗАО «Центр передачи технологий». Просмотров: 3411
В указе Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» одним из пунктов предписано «до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности». Сегодня авторы статьи под рубрикой «Дискуссия» представляют собственную разработку оценивания качества образовательных организаций высшего образования на основе методов квалиметрии, а также инициируют формирование национального рейтинга – Российского рейтинга вузов. Общие положенияВ соответствии с директивами Минобрнауки РФ1, а также применительно к практике построения большинства зарубежных и отечественных методик рейтингования вузов, качество функционирования высших учебных заведений может быть представлено в виде «дерева», на первом уровне которого находятся три компоненты (сложные свойства) – как показано на рисунке 1.
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев отечественные и зарубежные разработчики подобных методик (обычно называемых методиками рейтингования вузов) применяют такие алгоритмы количественного оценивания качества функционирования высших учебных заведений2, которые позволяют любую совокупность однородных вузов (однородных по направленности обучения; по характеру финансирования деятельности; по ведущему – образовательному или исследовательскому – направлению их деятельности и др.) проранжировать так, что вузы из этой совокупности можно сопоставить между собой в шкале рангов (шкале порядка) с целью выяснить, какой из них лучше или хуже других. Но не насколько и тем более во сколько раз лучше или хуже (такое сопоставление обеспечивает только шкала отношений). Понятно, что измерение (оценивание) качества вуза в шкале отношений даёт бóльшую и более точную информацию, чем измерение в шкале рангов. Неудивительно, что авторы настоящей статьи для своих исследований по рейтингованию вузов предпочли именно шкалу отношений. Сделаем ещё одно важное замечание. Как известно, методологию и проблематику количественного оценивания качества объектов любой природы (в том числе и в сфере педагогики, а это значит – и при рейтинговании вузов) изучает научная дисциплина квалиметрия. Поэтому здесь и в дальнейшем будем действовать в соответствии с разработанным в теоретической квалиметрии алгоритмом рейтингования качества функционирования вуза (разумеется, с учетом принятой выше шкалы отношений). Применительно к отечественным вузам это рейтингование имеет статус национального (в отличие от глобального, позволяющего сравнивать не только отечественные, но и зарубежные вузы3). С учётом сказанного естественным является предложить ему название Российский рейтинг вузов (РРВ). Основные положения РРВ определяются принятым в квалиметрии алгоритмом проведения квалиметрического анализа. Определение ситуации оценивания качества вузовКогда это не противоречит принципиальным основам квалиметрии, здесь и в дальнейшем будут применяться основополагающие термины из этой области знания. В частности, термины «ранжирование», «рейтинг», «рейтингование» используются в следующей трактовке. Ранжирование (ранжировка) – 1) процесс упорядочения (по возрастанию или убыванию некоторого признака) совокупности объектов4 высшего образования (предметов или процессов) с целью получения информации о месте, занимаемом объектом по этому признаку среди других объектов совокупности; 2) результат упорядочения объектов по возрастанию или по убыванию некоторого признака. Рейтинг5 вуза – место, занимаемое вузом в упорядоченном по убыванию (глобальном, национальном, региональном, отраслевом или др.) ранжированном списке. Причём его порядковый номер несёт количественную информацию о качестве (или о свойствах, составляющих качество) вуза в сравнении с другими вузами списка. Эта информация чаще всего бывает выражена в шкале порядка (в шкале рангов), а при выполнении некоторых условий – даже и в шкале отношений. Рейтингование – процесс вычисления рейтинга вуза. Итак, основные характеристики, определяющие ситуацию оценивания вуза, указаны в таблице 1.
Обычно в мировой практике используются три основные формы анализа функционирования вузов:
С учётом ограничений объёма излагаемого материала здесь и в дальнейшем все необходимые пояснения будут даваться в основном применительно к выбранному для примера государственному вузу инженерной направленности, оцениваемому по принципам одномерного ранжирования. Адаптация излагаемой далее методологии применительно к другим видам вузов или к другим формам ранжировки не должна вызвать у читателя серьёзных затруднений. Как уже отмечалось, описываемая технология анализа качества функционирования вуза в значительной степени опирается на механизм ранжирования. В свою очередь работу этого механизма применительно к задаче рейтингования вузов желательно (как следствие общей тенденции сближения с мировым сообществом) детерминировать согласованием с международной практикой. В этой связи отметим, что приводимый в дальнейшем материал, за небольшим исключением, соответствует духу и букве принятых мировым сообществом дв ух основополага ющих док ументов в области рейтингования вузов . 1. Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений. Приняты на конференции IREG-2 в 2006 году. Определяют требования, которым должны удовлетворять при рейтинговании вузов действия по постановке целей и задач, выбору методологии, определению «весов» критериев, сбору и обработке данных, а также определению формы представления результатов. Соблюдение этих принципов обеспечивает «хорошее ранжирование». 2. Критерии оценки методологий рейтингования «Правила аудита рейтингов» (IREG Ranking Audit Rules). Приняты в мае 2011 года исполнительным комитетом Наблюдательного совета Международной экспертной группы по определению рейтингов университетов (IREG) совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО и Всемирным банком7. Широкая известность и популярность этих двух документов привели к тому, что основанные на них рейтинги, несмотря на непрекращающуюся волну критики, рассматриваются большинством университетов как один из инструментов вхождения в глобальное пространство высшего образования и, по мнению некоторых современных исследователей, приобретают характер «навязчивой идеи» для международного университетского сообщества. Уже к настоящему времени существует как минимум 50 национальных рейтингов, зарегистрированных Обсерваторией по академическому ранжированию и совершенствованию, а также не менее 7 глобальных рейтингов. И их количество постоянно увеличивается. Вообще, рейтинги очень популярны у широкого круга пользователей. Университеты инвестируют значительное количество времени для участия в рейтингах, рассматривая их как один из инструментов маркетинговой политики, повышения конкурентоспособности. А ряд ведущих российских университетов даже поставил в качестве целей реализации программ своего развития вхождение в международные рейтинги. Хотя при этом, согласно данным Европейской ассоциации университетов, международные (глобальные) рейтинги в настоящее время охватывают не более 3 процентов университетов мира (около 17 тыс.). Но вернемся к теме создания Российского рейтинга вузов (РРВ). Главные принципы его методологии разработаны на основе критического анализа 19 зарубежных и международных методологий рейтингования с учетом специфики нашей страны. Данная методология должна обеспечить:
Ключевые характеристики создания и функционирования РРВ изложены ниже в основных положениях методологии РРВ. Основные положения методологии РРВ
После определения ситуации оценивания можно переходить к ключевому разделу статьи – конструированию «дерева показателей». «Дерево показателей»В начале статьи отмечалось, что её цель – правильный выбор тех показателей РРВ, которые дают информацию об образовательной компоненте функционирования вуза. Чаще всего в процессе рейтингования эти показатели бывают представлены в виде одного или нескольких неупорядоченных списков, отражающих образовательную деятельность вуза с разной степенью полноты (в зависимости от того, какая организация составляет рейтинг). В отличие от этого, в методологии квалиметрии, положенной в основу РРВ принят другой принцип формирования учитываемых показателей. А именно:
a) всегда быть представлены в виде «дерева»;
б) иногда (когда допустимо иметь рейтинг, вычисленный в шкале рангов, а не в шкале отношений) иметь структуру в виде неполного (вместо полного) «дерева»;
в) либо допускать немонотонную зависимость между абсолютными и относительными показателями.
На схеме будет показано такое «дерево», синтезированное на основе учёта опыта построения одномерных ранжировок вузов, разработанных самыми известными в мире глобальными и национальными организациями. Но нужно иметь в виду, что большая часть показателей, используемых в этих шести глобальных системах ранжирования, оценивают в основном исследовательскую деятельность вузов. Авторы считают такой подход принципиально неправильным – хотя бы потому, что в РРВ оценивается учебное заведение, а не научно-исследовательское учреждение. Отметим, что «дерево» должно отражать и потребности различных целевых групп, удовлетворяемых вузом. Поэтому здесь должна отражаться информация и о результатах вложений в образование (возможность трудоустройства выпускников вуза или получение ими специальных знаний или навыков; наличие известных в академической среде преподавателей и научных сотрудников или возможность получения дополнительных доходов). Качественные ранжирования также должны предоставлять информацию об условиях потребления услуг (наличие спортплощадок и спортивных залов, студенческого общежития, предприятий питания и медицины). Поскольку для обозначения элементов «дерева» в разных источниках применяются неодинаковые термины-синонимы (например, параметр, индикатор, свойство, показатель и др.), здесь и в дальнейшем, как это принято в квалиметрии, будет использоваться термин «свойство». И, наконец, каждое из этих свойств должно удовлетворять требованиям релевантности8 и валидности9. Для удобства «дерево» РРВ представлено как правосторонне направленное в нестрогой графовой форме (см. рисунок 2).
P.S. Остальные операции РРВ будут описаны в следующих статьях данной серии публикаций.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|