Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О международной компоненте при оценивании качества вуза

В журнале «АО» уже рассматривалась первая из трёх – образовательная (учебная) компонента качества функционирования вуза. В предлагаемой статье описывается следующая – международная деятельность. Кроме того, поясняются некоторые операции, выполнение которых предусмотрено методикой построения Российского рейтинга вузов (РРВ).

Просмотров: 931
Г.Г. АЗГАЛЬДОВ, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, доктор экономических наук
А.В. КОСТИН,
начальник управления оценки инновационных проектов ЗАО «Центр передачи технологий», кандидат экономических наук

Российский рейтинг вузов

В мартовском номере журнала «АО» (№62) в статье «Российский рейтинг вузов. К вопросу об образовательной компоненте качества вузов» была рассмотрена первая из трёх – образовательная (учебная) компонента качества функционирования вуза. В предлагаемой статье описывается следующая – международная деятельность (см. рис. 1). Кроме того, поясняются некоторые операции, выполнение которых предусмотрено методикой построения Российского рейтинга вузов (РРВ)1.

Определение эталонных qэт и браковочных qбр значений абсолютных показателей свойств: основные понятия.

Абсолютный показатель свой­ства Q – количественная характеристика свойства, определяющая степень его выраженности, проявления в специфической для каждого свойства шкале измерения. Например, коли­чество книг в университетской библиотеке на одного студента.

Значение абсолютного показателя свойства q – конкретное числовое значение, которое может принимать показатель  у данного свойства оцениваемого объекта. Например, количество книг в университетской библиотеке на одного студента q = 1000 экз.

Необходимо отметить, что иногда встречаются такие свойства, что значение их показателя q существенным образом зависит от объёма выборки, на основе которой оно определяется. Например, к таким свойствам относятся относительные показатели здоровья студентов вуза, для которых чем больше выборка, тем больше достоверность значений их показателей q (монотонно возрастающая от 0 до 1). Предложенная в статье [1] соответ­ствующая модель рекомендуется также и для оценивания качества изменяющихся во времени знаний, получаемых в вузе. Подход к потроению этой модели основан на сочетании формального аппарата теории графов и теории неаксиоматической логики [2].

В тех случаях, когда вместо цифр применяются буквы, значение показателя выражается малой буквой q (в отличие от показателя, обозначаемого большой буквой Q).

Эталонное значение абсолютного показателя свойств qэт – наилучшее достигнутое в мире значение абсолютного показателя свойства (на период, когда производится оценивание качества, применительно к аналогичным объектам, выпускаемым где-то в мире). Например, скорость вычислений на ПЭВМ: qэт = 200 млн. опер./сек.

Допустимое значение абсолютного показателя свойства qдоп – наихудшее, но все же допустимое значение абсолютного показателя свойства (на период, когда производится оценивание качества, применительно к аналогичным объектам, выпускаемым где-то в мире). Например, в 30-е – 60-е годы прошлого века нигде в мире ни в нормах проектирования, ни в архитектурной практике не допускалась высота жилой комнаты в городском жилом доме меньшая, чем 2,25 м. Значит, для того периода можно принять qдоп = 2,25 м.

Браковочное значение абсолютного показателя свойства qбр – ближайшее к qдоп, но худшее значение показателя свойства. Применительно к примеру о высоте служебной комнаты, qбр = 2,20 м.

Рисунок 1.

Увеличить изображение

Порядок определения эталонных и браковочных значений абсолютных показателей свойств.

Как уже говорилось, эталоные qiэт и браковочные qiбр значения абсолютных показателей свойств – специфические квалиметрические показатели, означающие самое лучшее значение абсолютного показателя и самое худшее, но допустимое его значение для каждого из i-х свойств на «дереве свойств». Они используются в квалиметрии при переводе значений абсолютных показателей свойств в значения относительных показателей свойств (см. разделы ниже). При этом применяются две группы методов:

  • экспертные (наиболее часто);
  • документальные (менее часто).

При использовании экспертного метода (э.м.) нужно ориентироваться на материал, изложенный выше, для случая, когда применяется упрощенный метод квалиметрии и численность экспертной группы не превышает 10 человек. Если же обстоятельства требуют более точных экспертных оценок, а потому и большей численности экспертной группы (э.г.), можно воспользоваться материалом, изложенным в монографии [3, стр. 156-169] и определить требуемую численность э.г.

Эталоные qiэт и браковочные qiбр значения абсолютных показателей свойств определяются только для тех свойств, которые на «поддереве свойств» (см. рис. 1) имеют номер не выше 72 и, таким образом, не простираются выше 6-го яруса. Эти крайние значения показателей абсолютных свойств определяются с помощью таблицы 1, где абстрактно проиллюстрирован пример порядка определения значений qiэт и qiбр.

Определение значений qэт и qбр для показателей свойств, не имеющих физических единиц измерения.

К подобным свойствам в полном «дереве» относятся, например, эстетические или некоторые эргономические свойства. А в неполном «дереве» – и любые другие сложные свойства.

Для таких свойств организационная группа (ОГ) назначает:

qбр = 0% и qэт = 100%.

Здесь и в дальнейшем qэт и qбр определяются только для свойств, находящихся на последнем, то есть самом высоком ярусе «дерева»).

Документальный метод определения qэт и qбр.

Из свойств, оставшихся на последнем ярусе «дерева», ОГ определяет те, для которых существуют документальные данные, позволяющие определить qэт и qбр.

Эти данные могут содержаться в книгах, отчетах по НИР, обзорах, проектно-конструкторской документации, каталогах продукции, выставочных проспектах, технических условиях и т.д. Понятно, что чем больше таких документов, тем точнее будут определены значения qэт и qбр.

Пусть ОГ нашла m документов, в которых содержатся данные, помогающие определить qэт или qбр. Тогда принцип их определения выражается формулами:

qiэт = sup { qij , j = 1,m}, где:
i – номер свойства по дереву;
j – номер документа, из которого получено значение qij;
sup (супремум) – оператор выделения самого лучшего значения из всего их множества.

Например, для общих площадей четырехомнатных квартир для преподавателей в университетском кампусе документальным методом получены наибольшие значения qij (в м2):

sup {250; 280; 190; 270; 200 } = 280 м2.
Аналогично: qдоп = inf {qij}, где:
inf (инфимум) – оператор выделения самого плохого значения из всего их множества.

Зная qiдоп, ОГ легко определяет qiбр.

Экспертный метод определения qэт и qбр.

Этот метод должен применяться только по отношению к тем свойствам, для которых вообще нельзя было применить документальный метод или его применение оказалось нецелесообразным (из-за слишком больших затрат труда или времени на поиск документальных данных по qэт или qдоп).

Технология экспертного определения qэт и qдоп сходна с технологией экспертного определения значений коэффициентов важности gi (опрос проводится в один тур или, если расхождения в оценках экспертов после первого тура больше 25 процентов, в два тура). Затем определяются средние по всем экспертам эталонные и браковочные значения показателя для всех свойств, находящихся на последнем ярусе «дерева». Эти средние значения и принимаются в качестве искомых значений.

Отличие от технологии определения значений коэффициентов важности: здесь свойства в анкете располагаются не группами, а каждое в отдельности. И, в отличие от технологии определения значений коэффициентов важности, при определении эталонных и браковочных значений показателей в анкету заносятся только свойства последнего яруса «дерева» свойств.
В следующем номере «АО» будет рассмотрена исследовательская компонента при оценивании качества функционирования вуза.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Everitt B. Medical Statistics from A to Z: A Guide for Clinicians and Medical Students. Cambridge University Press, 2006.
  2. Wang P. From Inheritance Relation to Non-Axiomatic Logic // International Journal of Approximate Reasoning, 1994. Vol. 7, pp.1-74.
  3. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии. – М., Экономика, 1982.
  4. Квалиметрия для всех: Учеб. пособие/ Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. – М.: ИнформЗнание, 2012. – 166 с. – http://www.labrate.ru/kostin/064571.pdf.

1 Дерево свойств «Качество образования в вузе (рейтинг вуза)» – http://www.labrate.ru/kostin/quality-edu-tree.html. Источник: стр.157-159, Квалиметрия для всех: Учеб. пособие/ Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. – М.: ИнформЗнание, 2012. – 166 с.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: экспертиза качества, зао центр передачи технологий, российская академия образования, дискуссия, ао-65, рейтинги, качество образования

Похожие материалы:
Национальное академическое ранжирование вузов Казахстана
Юг России оставят без инженеров?
Рейтинги университетов: построить или построиться?
Национальная модель аккредитации Казахстана
Александр Климов о государственной образовательной политике
Минобрнауки создаст систему рейтингов образовательных программ вузов
К вопросу об исследовательской компоненте качества вуза
Студенты составят свой рейтинг отечественных вузов
Сертификация квалификаций: начало большого пути
К вопросу об образовательной компоненте качества вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Из журнала
#104Филиал ОмГПУ в г. Таре реализует стратегические проекты
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#101Контент-фильтр ИКС обеспечивает безопасность школьников в интернете
#95Объединение университетов снижает конкурентоспособность
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку