Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сертификация квалификаций: начало большого пути

Формирование инфраструктуры сертификации квалификаций и разработка технологии оценки знаний и навыков – довольно сложные и многоплановые задачи. Как они решаются в нашей стране? Ответу на этот вопрос был посвящен круглый стол «Независимая система оценки качества образования. Создание центров сертификации квалификаций».

Просмотров: 1571

Формирование инфраструктуры сертификации квалификаций и разработка технологии оценки знаний и навыков – довольно сложные и многоплановые задачи. Как они решаются в нашей стране?

Ответу на этот вопрос был посвящен круглый стол «Независимая система оценки качества образования. Создание центров сертификации квалификаций», организованный по инициативе Рособрнадзора в Ростове-на-Дону.

В анализе проблемы приняли участие руководители Южного агентства развития квалификаций, экспериментального Экспертно-методического центра отрасли железнодорожного транспорта, сертифицированные эксперты по разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций, а также студенты одного из железнодорожных вузов. Опытом регулирования профессиональной деятельности в странах Евросоюза поделилась Петра Новакова, доктор экономики и доктор юриспруденции из города Острава Чешской Республики.

Обсуждение сосредоточилось на нескольких направлениях и, прежде всего, на формировании профессиональных стандартов.

В выступлениях отмечалось, что профессиональная компетенция – это всеобъемлющее понятие, которое, помимо знаний и навыков, необходимых для ведения того или иного вида профессиональной деятельности, включает три дополнительных параметра. Первый – психофизиологические особенности организма человека. В экономике в целом этим особенностям уделяется недостаточно внимания, но в авиации, железнодорожной, атомной и некоторых других отраслях их учитывают в обязательном порядке. Второй параметр – внутренняя мотивация, от нее зависит, добьется ли человек успеха (кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причину). Третий – самооценка специалиста. Если она завышенная или заниженная, человек не сможет быть абсолютно успешным. «Сегодня важно создать инструменты и механизмы формирования именно профессиональных компетенций, а не набора знаний и навыков», – считает генеральный директор Южного агентства развития квалификаций Валерий Садовов. По его мнению, понятия «профессиональный стандарт» и «профессиональная компетенция» нельзя отделять друг от друга. Но именно это произошло на законодательном уровне. Понятие «профессиональный стандарт» в правовое поле введено, а «профессиональная компетенция» – нет.

В формировании профессиональных стандартов должны участвовать две стороны: бизнес и образовательное сообщество. Перечень трудовых функций и их содержание задает работодатель, а описывает знания, умения и навыки, соответствующие этим функциям, образовательное сообщество, владеющее технологиями оценки. В противном случае определить соответствие стандарту будет невозможно, стандарт получится неизмеримым.

Второй важный аспект обсуждавшейся темы – формирование инфраструктуры сертификации квалификаций. Начиная с 2005 года, Министерство образования и науки РФ активно взаимодействует с Российским союзом промышленников и предпринимателей. В результате создан общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования. Коммуникативной площадкой для представителей РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ и всех заинтересованных министерств и ведомств служит также Агентство стратегических инициатив, созданное в 2011 году. Рабочая группа агентства сформировала дорожную карту «Создание национальной системы компетенций и квалификаций». Предполагается, что в ближайшее время ее утвердит наблюдательный совет, после чего она будет запущена в реализацию с помощью соответствующего правового акта Правительства РФ. Затем Агентство стратегических инициатив создаст пилотную версию программного продукта, основанную на электронных технологиях, именуемых облачными. И тогда можно будет в интерактивном режиме обсуждать и корректировать профессиональные стандарты, проводить процедуры тестирования, вести реестры профессиональных стандартов и реестр сертифицированных специалистов.

Основная цель дорожной карты – перейти к такой системе образования, которая позволит постоянно совершенствовать профессиональные компетенции специалистов. Это обеспечит конкурентоспособность российской экономики в целом и конкретной отрасли в частности, что в конечном итоге окажет влияние на качество жизни всего народа и каждого человека в отдельности.

Формирование инфраструктуры, а именно создание центров сертификации квалификаций по отраслевым направлениям – одно из основополагающих направлений дорожной карты. Пионером в этой области является индустрия питания и гостеприимства. Профессиональные стандарты, разработанные Федерацией рестораторов и отельеров, были апробированы в Москве и Московской области и готовы к тиражированию в других субъектах РФ. Это важно для регионов, которые будут задействованы в проведении зимних Олимпийских игр 2014 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года, так как именно там в первую очередь потребуется соответствующий уровень качества сервиса и гостеприимства.

В Ставропольском крае на базе колледжа «Интеграл» будет организован центр сертификации квалификаций в сельском хозяйстве. Перечень компетенций, необходимых для работников этой отрасли, уже имеется, его подготовила Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств.

Еще одно продуктивное направление – финансы. На сегодняшний день созданы условия для проведения профессионального тестирования сотрудников банков.

Пожалуй, наилучшим, по мнению участников круглого стола, можно считать результат формирования профессиональных стандартов управляющих. Под руководством РСПП Ассоциация независимых директоров, Гильдия управляющих и другие профессиональные объединения топ-менеджеров разработали восемь квалификационных уровней менеджмента, вплоть до корпоративного директора. На сегодняшний день центры сертификации управляющих действуют на Урале, в Башкирии, Астрахани, Москве и других регионах РФ.
Некоторые сложности возникают при формировании профессиональных стандартов в строительной отрасли, где одновременно действуют закон о саморегулируемых предприятиях и жесткие ограничения Ростехнадзора.

Отдельно участники круглого стола обсудили опыт работы железнодорожного транспорта. В этой отрасли от качества управления зависят бесперебойная работа всей системы и безопасность движения, а малейшее нарушение правил приводит к огромному материальному ущербу и человеческим потерям. Учитывая уровень ответственности, «Российские железные дороги» определили комплекс корпоративных компетенций для персонала, требующий от специалиста результатов в организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской области и в области проектирования и ремонта локомотивов, а также выпустили новое положение о порядке проведения профессионального обучения и повышения квалификации на базе Ростовского государственного университета путей сообщения. В ходе реализации проекта стало ясно: чтобы охватить все названные сферы, человеческой жизни не хватит. Пришлось изменить формулировки компетенций и значительно усилить практическую направленность профессиональных стандартов.

Оценка знаний и навыков – довольно сложная и многоплановая задача. Участники круглого стола сошлись во мнении, что в существующей нормативной базе имеется пробел, который необходимо заполнить. Он связан с подтверждением компетенций. Не установлено, как это осуществлять на практике. И еще: в образовательном сообществе не сложился единый методический подход к оценке компетенций.

Национальная система компетенций и квалификаций должна обеспечить межотраслевую, а в перспективе международную мобильность, поэтому при разработке профессиональных стандартов очень важно ориентироваться на смежные отрасли, в которых человек может работать в рамках того же квалификационного уровня. Например, набор трудовых функций слесаря по ремонту подвижного состава достаточно широк и может применяться в разных секторах экономики. Следовательно, наработки профессиональных стандартов можно использовать в других отраслях.

Доктор юриспруденции Петра Новакова (г. Острава, Чешская Республика) ознакомила участников круглого стола с особенностями правового регулирования профессиональной деятельности в Евросоюзе. Она рассказала, что законодательная база общеевропейского пространства гармонизирована, поэтому гражданин Чехии может заниматься профессиональной деятельностью в любой стране Европейского Союза при условии соответствия базовым требованиям, в составе которых главным считается образование. Так, чтобы открыть свой бизнес, нужно получить торговую лицензию. Прежде чем ее выдать, государственные органы должны убедиться в наличии соответствующего сертификата об образовании. Когда речь идет об экономической или технической сферах, все страны Европейского Союза признают сертификаты и дипломы, выданные в государствах, входящих в состав этой организации.

Но в области юриспруденции требования отличаются. Например, желающие вести адвокатскую практику, должны сдать соответствующий экзамен. Профессиональные стандарты для адвокатов устанавливает независимая ассоциация, которая взаимодействует как с учебными заведениями, так и с государственными органами, в частности, с министерством юстиции. После окончания вуза и получения диплома, студенты в течение трех лет проходят практику и только затем приступают к самостоятельной деятельности. В дальнейшем, став членами профессиональной ассоциации, они регулярно проходят курсы переподготовки и повышения квалификации. При этом государственные органы и независимые центры оценки квалификации имеют обратную связь с образовательными учреждениями и совместными усилиями организуют оптимальную работу по сертификации специалистов.

Российские студенты и специалисты должны понимать, что диплом об образовании – далеко не последняя точка на их пути к высокой квалификации. Знания, полученные в вузе, придется подтверждать неоднократно.

По материалам коммуникационного агентства АГТ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Подписан закон о запрете рекламы услуг по написанию диссертаций
Эксперимент Рособрнадзора
CEENQA: развитие аккредитационных практик
Учебный процесс глазами студентов
Слагаемые успеха высшего образования Китая
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Национальное академическое ранжирование вузов Казахстана
Эксперимент Рособрнадзора: студенты СВФУ сдали экспериментальный тест
О международной компоненте при оценивании качества вуза
Рособрнадзор проводит конкурс проектов по оценке качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ