Слагаемые успеха высшего образования КитаяНаш собеседник – вице-президент Шанхайского института оценки образования, профессор Фэн Хуэй. В интервью уделено внимание высшей школе в Китае, в том числе главным успехам в образовательной сфере последнего времени. По мнению эксперта, улучшение качества и инновации – основные цели развития высшего образования в КНР. Просмотров: 3469
Улучшение качества и инновации – цели развития высшего образования в КНР
В рамках проекта Азиатско-тихоокеанской сети агентств гарантии качества (APQN) реализуется программа обмена между аккредитационными агентствами. недавно директор национального центра общественно-профессиональной аккредитации, профессор Владимир Наводнов побывал в Китайской Народной Республике – в городе Шанхай, где находится Шанхайский центр оценки образования. С ответным визитом в мае Йошкар-Олу посетил вице-президент Шанхайского агентства, профессор Фэн Кoрреспондент «АО» встретился с китайским экспертом и задал ему ряд вопросов.
– Господин Фэн, чем вам как вице-президенту Шанхайского института оценки образования интересно сотрудничество с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации? – Между Россией и Китаем складывается все более тесное сотрудничество в различных областях, в том числе и в сфере образования. Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (NCPA, Россия) и Шанхайский институт оценки образования (Shanghai Educational Evaluation Institute, SEEI, Китай) являются влиятельными, высокопрофессиональными агентствами в сфере оценки качества образования в своих странах. Взаимодействие, несомненно, принесет пользу не только самим организациям, но и народам наших стран в целом, способствуя интернациональной гармонизации образовательных систем – прежде всего, высшего профессионального образования. Поскольку NCPA и SEEI подписали меморандум о понимании (MOU), будут последовательно предприниматься шаги, направленные на реализацию его положений. В частности, мы хотели бы делиться оперативной информацией о семинарах, мастер-классах и конференциях, проводимых нашими агентствами, оказывать содействие друг другу в назначении и приглашении экспертов, а также обмениваться специалистами для прохождения практики в обеих компаниях. Посещение Нацаккредцентра в Йошкар-Оле позволило мне в полной мере «прочувствовать» точки соприкосновения взаимных интересов. Хотел бы углубить наше взаимовыгодное сотрудничество настолько, насколько смогу. – С чем связано значительное увеличение числа поступающих в вузы в Китае в последние десять лет? – Динамичное социально-экономическое развитие КНР определило потребность в значительном увеличении квалифицированных специалистов – выпускников высших учебных заведений. Сегодня стало очевидным, что повышение производительности труда невозможно без адекватного уровня образования трудовых ресурсов. В то же время, стремясь окончить вузы, граждане нашей страны рассчитывают получить бóльшие возможности для улучшения качества своей жизни. – Назовите три-пять обязательных критериев, которым должны соответствовать китайские вузы, чтобы считаться учреждениями, дающими высокое качество образования? – В первую очередь это правильно выбранные миссия и цель деятельности. Далее – соответствие определённому уровню образования, лучшему зарубежному опыту, высоко развитая академическая культура и среда, в которой нормой являются преданность и интерес к академическим проблемам. А также инновации в преподавании – такие, например, как тематические исследования и семинары. Наконец, изучение потребностей студентов как приоритет деятельности. – Какие самые новые, перспективные, с вашей точки зрения, тенденции в оценивании образования в Китае сегодня обсуждаются профессиональным сообществом? – Самое обсуждаемое – оценка по классификациям. Обсуждаются также различные критерии и стандарты, которые будут применяться в оценке качества высшего образования. Отмечается, в частности, что в своем профессиональном развитии агентства по гарантии качества образования должны уделять больше внимания бренд-билдингу. Этот фактор, несомненно, будет способствовать расширению международного сотрудничества. Китайские эксперты признают, что сегодня необходимо гибко комбинировать экспертную оценку и мониторинг на регулярной основе. Экспертная оценка, полагают они, непременно обретет «новую жизнь» в результате более специфического обучения экспертов. Объективность оценки также будет «прирастать» бóльшим числом информационных технологий, используемых в мониторинге на регулярной основе. – Известно, что 37 процентов китайских вузов – технической направленности. В каких кадрах высшей квалификации сегодня более всего нуждаются и будут нуждаться в ближайшее время китайские экономика и общество? – Китай – самая большая развивающаяся страна в мире. Быстрое развитие общества и экономики требует выпускников вузов, имеющих инженерные и технические специальности, которым под силу решение задач непосредственного улучшения производительности китайских предприятий (техническое образование превалирует в Китае – выпуск в год составляет около 650 тыс. человек, для сравнения – 220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС. – Прим. ред.). Однако логика дальнейшего развития общества и экономики такова, что сектор обслуживания будет играть все большую роль. В результате выпускники высших учебных заведений со степенями в области финансов, юриспруденции, управления и торговли будут все более востребованными. – Назовите, пожалуйста, главные успехи последнего времени в образовательной сфере. – В основу системы образования в Китае была положена популяризация знаний, а планомерное развитие качества станет следующим шагом. Важно упомянуть, что Шанхай (первый по численности населения город мира. – Прим. ред.), впервые участвуя в 2009 году в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, сразу стал лидером. Аналитиками было отмечено здесь высокое качество основного общего образования. (Именно в связи с тем, что китайские территории заняли лидирующие позиции, президент США Барак Обама отметил, что результаты исследования PISA сравнимы с запуском искусственного спутника. – Прим. ред.). Высшее образование в Китае вошло в период массификации (massification) с более чем 30-процентным зачислением [коэффициент (валовой) зачисления (в учебные заведения)] – количество учащихся, зачисленных в учебные заведения определенного уровня (начального, среднего или высшего), в процентах от количества населения в той возрастной группе, которая официально соответствует этому уровню обучения. – Прим ред.1). Улучшение качества и инновации – цели развития высшего образования в Китайской Народной Республике. Назовем последние по времени достижения системы образования Китая. Это создание самой большой системы образования в мире, которая сегодня демонстрирует свою открытость для внешнего мира; популяризация основного общего образования; скачок в развитии профессионального образования; массификация высшего образования; улучшение системы гарантии качества. Следует подчеркнуть, что правительство КНР уделяет повышенное внимание системе образования. В частности, в период с 2009 по 2012 годы финансирование образования в Шанхае было увеличено более чем на 10 млрд. долларов. Шанхай – единственный город в мире с такими высокими государственными инвестициями в систему образования.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|