Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование в течение жизни в России и мире

Образование взрослых (образование в течение жизни) в настоящее время является ареной интенсивного международного сотрудничества, которое осуществляется по эгидой ЮНЭСКО.

Просмотров: 5556

Где и как учиться взрослым?

Неформальное образование в России и мире

Н.П. Литвинова, заместитель директора по международным связям Института образования взрослых РАО, профессор Санкт-Петербургского института
гуманитарного образования, доктор экономических наук

Под эгидой ЮНЕСКО

Образование взрослых в настоящее время является ареной интенсивного международного сотрудничества, которое осуществляется под эгидой ЮНЕСКО. Эта организация добивается постепенного осуществления доступности образования для всех, независимо от расы, пола или каких-либо социальноэкономических различий.

С момента основания ЮНЕСКО организовала шесть крупных конференций, определяющих прогресс в развитии образования взрослых. Ведущие идеи были сформулированы на V Гамбургской конференции, состоявшейся летом 1997 года и собравшей более 1,5 тыс. представителей министерств образования, правительственных и неправительственных организаций, благотворительных фондов и исследовательских центров. На этом мероприятии рассматривался широкий круг важных проблем:

  • образование взрослых и демократия: проблемы и вызовы XXI века;
  • улучшение условий и качества образования взрослых;
  • равенство полов, расширение образовательных возможностей для женщин;
  • экономика образования взрослых;
  • усиление международного сотрудничества и единства действий.

Делегаты предложили более 400 решений по разработке новой стратегии и две важные акции. Одна – проводить Неделю образования взрослых. Эта акция зародилась в Великобритании в 1992 году. Главный ее смысл – преодолеть ограниченное представление об образовании как посещении университетов и колледжей, добиться, чтобы общество признало необходимость создания условий для образования взрослых.

Другая акция – «Один час в день на обучение», – по мнению Генерального секретаря Европейской ассоциации образования взрослых П. Федеричи, означает коренной поворот в мировой образовательной политике. В итоге, она даст людям возможность управлять своим будущим.

В Гамбургской декларации подчеркивалось, что образование взрослых становится больше, чем правом, – это ключ к XXI веку.

Итогом работы конференции стала программа «Планы на будущее», детально излагающая новые обязательства участников по вопросам развития образования взрослых и конкретизированная в трех международных проектах: «Неделя образования взрослых» под эгидой ЮНЕСКО, «Один час в день на обучение» для взрослых и Декада грамотности взрослых для Африки.

Третья акция, хотя официально адресована Африке, актуальна, к сожалению, для всех стран, в том числе и для России. А что касается Недели образования взрослых, в настоящее время опыт англичан используется более чем в 60 странах, в том числе уже свыше десяти лет – в России. И там, где проходила Неделя образования взрослых, подготовка к акции стимулировала структурирование разрозненных инициатив и выявляла активных провайдеров среди предприятий различных форм собственности, учебных заведений и общественных организаций. Поскольку они, как правило, относились к разным структурам управления, контакты налаживались на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия.

Бразильская конференция, она же КОНФИТЕА VI

В бразильском городе Белен 4 декабря 2009 года завершила работу VI Международная конференция «Жить и учиться ради благополучного будущего: важность образования взрослых» (сокращенно КОНФИТЕА VI). В ней приняли участие представители 156 стран. КОНФИТЕА VI преследовала цели содействия более широкому признанию обучения и образования взрослых и обновления политических подходов и обязательств государств, с тем чтобы создать механизмы их практической реализации.

На конференции было проанализировано выполнение принятых в 1997 году обязательств и отмечен определенный прогресс и наличие инноваций в данной области. Но, в целом, национальные доклады и основанный на них Глобальный доклад, показали, что надежды на перестройку и укрепление обучения и образования взрослых не вполне оправдались, и даже в странах Европы и Северной Америки образование взрослых не является национальным приоритетом.

На пленарном заседании КОНФИТЕА VI была принята резолюция «От риторики к действию». В ней, в частности, говорится, что все правительства должны использовать максимум возможностей, для того чтобы обучение стало доступным для всех людей на территории данной страны, и способствовать частным инвестициям. «Все работодатели должны инвестировать, как минимум, один процент фонда зарплаты в образование и обучение. Все ресурсы должны использоваться, для того чтобы самые обездоленные группы, особенно женщины, использовали это право»1. Помимо этого, в резолюции отмечено, что гражданское общество является равноправным партнером правительства в развитии политики образования взрослых на практике.

Несовершенство статистики

Предпринимая значительные меры по расширению участия взрослого населения в образовательных программах, все страны отмечают несовершенство статистического наблюдения за этим процессом. Таким образом, первой задачей становится получение достоверной информации о том, что реально происходит в сфере образования взрослых.

В западных странах в последние годы, наряду с многолетними статистическими наблюдениями за влиянием уровня образования на заработную плату, занятость, мобильность и т.п., стали использоваться и другие показатели, связанные с реализацией идеи образования на протяжении всей жизни. Так, были введены некоторые новые индикаторы в международный ежегодный мониторинг развития образования. Кроме того, появились показатели охвата обучением взрослого населения различными видами образования за пределами формального (extra formel education). По последним данным, опубликованным ОЕСД, в скандинавских странах и Швейцарии гражданам предлагается от 3500 до 3800 часов обучения по различным краткосрочным программам муниципального, гражданского, общего и художественного образования, предназначенным для развития и адаптации личности к быстро меняющейся социально-экономической обстановке. Это равно университетскому объему часов. Средняя величина данного показателя по развитым странам – 1700 часов.

В нашей стране крайне актуальная в условиях демографического спада и перехода общества к экономике знаний статистическая информация о масштабах, направлениях, периодичности, формах и видах образования взрослых является неполной, фрагментарной и несопоставимой с международной. В статистических сборниках ЮНЕСКО, ОЭСР, в международных сравнительных исследованиях по образованию взрослых данные по России приводятся далеко не всегда.

Понятия «образование» и «обучение»

В Глобальном докладе (КОНФИТЕА VI) в ряде таблиц ситуация в России охарактеризована с помощью тех показателей, которые содержались в Национальном докладе Министерства образования и науки РФ. Это позволяет рассмотреть ряд важных для оценки образования взрослых параметров развития. Но имеются факторы, которые затрудняют сравнение – это использование различной терминологии и различных классификаций форм образования взрослых. Так, и в названии доклада, и по всему тексту фигурируют два понятия – «образование», и «обучение». Этим подчеркивается значение не только академических форм овладения знаниями, но и признание важности знаний, полученных в практической деятельности.

В российской педагогической литературе «образование» в большинстве случаев используется как более широкое, всеобъемлющее понятие, чем обучение. А обучение взрослых, по определению исследователей этой проблемы В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева, понимается как деятельность, способствующая освоению социального опыта, имеющегося в той или иной области жизни общества, обычно направленная на выполнение тех или иных практических задач и акцентированная на нововыработанный опыт. Она подразделяется на два вида: педагогически организованную деятельность в специализированных учреждениях и передачу опыта в процессе повседневной жизнедеятельности (составная часть информального образования)2.

Что касается классификаций, то в различных странах они основаны на целевых группах (например, образование мигрантов) или связаны с провайдерами: допустим, коммунальными (муниципальными) центрами образования взрослых. А поскольку категорий взрослого населения и провайдеров много, в Северной Америке, Европе и некоторых странах Азии используется самая распространенная среди специалистов классификация: формальное, неформальное и информальное образование. Она же применяется и в документах КОНФИТЕА VI. Также широко используется еще два термина: «свободное образование» (на западе) и «дополнительное образование» (в России).

В законе Российской Федерации о дополнительном образовании выделено два вида деятельности.

  • Общее дополнительное образование – дополнительное образование, направленное на развитие личности.
  • Профессиональное дополнительное образование – дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц3.

Но российские исследователи выделяют еще одну разновидность образовательной деятельности – свободное учение, главными принципами которого являются свобода выбора времени, места, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования4. Лучшим примером такого типа обучения и образования служит банковская система академических кредитов в Республике Корея.

Верить ли данным по России?

До последнего времени достоверно сравнивать уровни охвата образованием взрослых было практически невозможно. Но вот в статистическом ежегоднике «Образование в Российской Федерации: 2007» появился раздел по непрерывному образованию, который включает и статистику образования взрослых (табл. 1).

Как видно из таблицы, в России непрерывным образованием охвачено 22,4 процента взрослого населения. Но достоверность этой цифры вызывает сомнения по нескольким основаниям.

  1. В Национальном докладе на КОНФИТЕА VI приводятся другие данные. Там сказано, что всеми формами образования взрослых охвачено около 30 процентов населения России5.
  2. Все показатели, имеющие отношение к нашей стране, за исключением формального образования, примерно в два раза ниже средневропейских и в три-четыре раза отстают от лидирующей группы. Обращение к Методологическим комментариям по разделу «Непрерывное образование» выявило, что по европейским странам представлены данные Евростата за 2003 год (http://epp.eurostat.ec.europa.eu), а по России – данные исследования «Непрерывное образование», проведенного ГУ-ВШЭ в 2006 году, следовательно, отставание еще более серьезное.
  3. Классификация форм образования не совпадает с той, которую использует EUROSTAT. Четко выделенное дополнительное профессиональное образование, значительный объем которого сертифицирован и, в соответствии с нашим законодательством, завершается выдачей государственных документов, должно быть отнесено к формальному, а самообразование – к информальному. Но самообразование в нашей стране трактуется как неформальное индивидуальное обучение, которое, в отличие от формального и дополнительного образования, не удостоверяется получением диплома или иного документа.

Не повторим чужих ошибок

Не следует думать, что европейская статистика идеальна. Как раз по той категории людей, с которыми сегодня имеют дело высшие народные школы, дело обстоит неблагополучно. По мнению, например, итальянских экспертов, методология сбора данных об образовании взрослых, принятая в EUROSTATе некорректна, так как европейские статистические данные ограничены активным взрослым населением и игнорируют опыт обучения пенсионеров и пожилых людей. Фактически большое число людей в Европе не только работают в возрасте старше шестидесяти пяти лет, но также посещают образовательные курсы и принимают участие в разнообразных культурных мероприятиях. И год от года эта часть населения будет увеличиваться.

Европейские методы сбора данных следуют критериям однородности, которые применимы в различных странах, но они не принимают во внимание некоторые важные данные национального характера. Если конкретнее, из статистики исключаются образовательные действия так называемого «неформального сектора», ввиду наличия множества различных региональных особенностей, которые с трудом вписываются в бюрократическую систему аккредитации образовательных учреждений. Министерства просвещения (образования и науки) европейских стран ежегодно собирают и издают официальные данные, имеющие отношение к стационарным учебным заведениям, университетам, но тысячами неформальных учебных курсов, народных университетов и университетов «третьего возраста» статистика пренебрегает. Конференции, семинары, симпозиумы, посещения учреждений культуры, а также другие формы обучения, отличающиеся новизной и творческим потенциалом, проходят мимо нее. Информация об участниках данных мероприятий выявляется только через косвенные оценки.

Критика в адрес EUROSTATа должна учитываться и при формировании статистики в нашей стране. Наблюдение надо вести за всеми действующими структурами образования взрослых – как самостоятельными, так и в составе предприятий и организаций, а также за структурами, реализующими образовательные сопутствующие или эпизодические программы. Необходимо учитывать и смешанные (интегрированные) и иные виды образования.

Охват населения различными формами обучения можно измерить только на межведомственной и межотраслевой основе.

Образцовая Канада

Не останавливая внимания на совершенно очевидном факте коммерциализации европейского образования, обратимся к опыту государства другого континента – Канаде. Эта страна служит примером глубокого понимания задач неформального образования взрослых, последовательности в реализации принятых мировым сообществом концепций развития, отличается хорошо организованным статистическим наблюдением за всеми видами образования – формальным, неформальным и информальным, причем в одних случаях отражаются результаты, в других – наличие условий или процесс. Показатели обучения длиною в жизнь распределяются здесь по четырем категориям (основаниям).

  1. ОБУЧЕНИЕ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАТЬ. Предполагает развитие навыков и знаний, необходимых для существования в мире (грамотность, способность к количественному мышлению, критическое мышление и общие знания).
  2. ОБУЧЕНИЕ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ. Направлено на приобретение практических навыков, которые часто связаны с профессиональным успехом: например, знание компьютера, управленческая подготовка, ученичество.
  3. ОБУЧЕНИЕ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ. Включает признание разнообразия жителей Канады и развитие уважения и интереса к другим, социальных и межличностных навыков.
  4. ОБУЧЕНИЕ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ. Способствует развитию тела, сознания и духа человека. Навыки в этой сфере включают саморазвитие и творчество и могут приобретаться посредством чтения, использования Интернета, занятий спортом или искусством.

Для расчета сводного индекса обучения населения используется 17 индикаторов и 25 особых оценок. Вот, например, как выглядят индикаторы по третьему основанию «Обучение, для того чтобы жить вместе». Это доступ к учреждениям сообщества (среднее время на дорогу до библиотек, среднее время на дорогу до бизнес-, гражданских и социальных ассоциаций, среднее время на дорогу до религиозных организаций); участие в социальных клубах или организациях (доля домохозяйств, тратящих средства на социальные клубы или другие организации); обучение через другие культуры (доля канадцев, общающихся с представителями других культур на регулярной основе) и волонтерство (доля канадцев, вовлеченных в неоплачиваемую работу как часть группы или организации).

Раскроем показатель, приведенный последним. Для канадцев волонтерство – один из способов поддерживать друг друга и сообщества, в которых они живут. Его проявление усиливает социальную основу, культивирует понимание других и заботу о них и объединяет людей в достижении общих целей. Министерство статистики Канады раз в три года публикует обзор пожертвований, волонтерства и участия, в котором отражается доля людей, занимающихся неоплачиваемой деятельностью. Этот показатель отражает уровень обязательств граждан в социальных делах и делах сообществ. Согласно названному обзору около 12 млн. канадцев в возрасте свыше 15 лет работали в 2004 году волонтерами в общей сложности почти 2 млрд. часов, что эквивалентно 1 млн. рабочих мест при полной занятости.

Добровольцы давно знают, что их работа помогает не только другим, но и им самим, так как расширяет перспективы занятости. Согласно обзору 2000 года, 66 процентов волонтеров сообщили об улучшении навыков общения и 62 процента почувствовали, что расширили общие знания в различных областях.7

В признание важной роли, которую волонтерство играет во всем мире, ООН объявляла 2001 год Международным годом волонтеров. А 2011 год является Годом волонтерского движения в Европе.

Признание неформального и свободного обучения

В образовании взрослых постепенно начинают использоваться эффективные инструменты и системы признания, сертификации и аккредитации обучения, включая органы и процедуры для обеспечения качества. Однако есть особый вопрос, который имеет отношение не только к России. Это признание неформального и свободного обучения. Многие считают, что его положительное решение будет полезно для продвижения идеи образования на протяжении всей жизни. Кроме того, признание будет способствовать созданию более эффективного и соответствующего потребностям рынка труда обучения. А индивиду это позволит снизить традиционно присутствующие затраты (время, плата за обучение, транспортные расходы и т.д.) и возможные убытки от формального обучения (упущенный заработок), не говоря уже о том, что у него будут документы о квалификации.

Идея оценки свободного обучения популярна во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития, а в особенности – в Европе и Скандинавских странах, где наблюдается постепенный поворот от обсуждений и экспериментирования к принятию решений на национальном уровне.

Взаимосвязь между формальным, неформальным и информальным образованием приводит к синергетическому эффекту, поскольку позволяет оптимальным образом использовать имеющиеся ресурсы, знания и опыт. В рамках образовательной политики многие страны пытаются установить связь между формальной квалификацией и признанием неформального и свободного обучения, главным образом потому, что, соединяя эти две категории, можно сократить затраты на обучение и приобретение квалификации и мотивировать индивидуумов обучаться всю жизнь.

Равнение на Францию и Корею

Самой передовой европейской страной в области идентификации, оценки и признания неформального обучения можно считать Францию, где еще в 1985 году была введена система регистрации компетентностей (знаний и навыков), которая содействовала как профессиональному росту работников, так и использованию их компетентности внутри предприятия.

Вторым важным шагом можно считать признание компетентностей, полученных вне официальных учебных заведений. По закону от 20 июля 1992 года каждый, кто осуществлял профессиональную деятельность, соответствующую квалификации, на которую он претендует, может освобождаться от сдачи квалификационных экзаменов на основании наличия опыта. Введя это право, Министерство образования официально признало, что работа сама по себе ведет к получению навыков и знаний, которые дает официальное образование.

Третья инициатива была реализована в 2002 году, когда признание дипломов и свидетельств, подтверждающих профессиональные навыки и знания, полученные путем свободного и неформального обучения, закрепили законом о социальной модернизации. Французская торгово-промышленная палата установила процедуры и стандарты для оценки квалификации, независимо от системы официального образования и обучения.8 Таким образом, подтверждение неформального и свободного обучения стало во Франции частью существующей системы формального образования и подготовки и помогает людям найти альтернативные пути для получения квалификации.

Интересен также опыт Республики Корея, где имеется хорошо структурированная, открытая для всех Банковская система академических кредитов. Она позволяет человеку учиться в любое время и в любом месте, а также с любой скоростью, поскольку зачет идет по кредитам. В настоящее время в данную систему входят 495 образовательных учреждений различных типов. Это центры непрерывного образования, работающие по договорам с университетами (таких 129) и колледжами (их 100), колледжи (34), частные профессиональные институты (65), технические частные институты (38), военные школы (27) и другие. Вузовские программы осваивают 360 тыс. обучающихся разного возраста, в том числе и пенсионного. Подготовка бакалавров ведется по 24 направлениям, магистров – по 14. И Банковская система академических кредитов – путь к созданию общества, обучающегося на протяжении всей жизни.

  1. См. полный текст на www.fisc2009.org
  2. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. СПб., Воронеж, 1995, с. 10.
  3. Закон РФ «О дополнительном образовании». Принят Государственной Думой РФ 12 июля 2001 года. М.,.2001, с..1.
  4. С.И. Змеёв. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. PerSe, Москва, 2007, с. 35.
  5. Развитие и состояние дел в области образования взрослых//Национальный доклад РФ. http://www.unesco.org/es/ confinteavi/national-reports/europe-and-north-america, с. 2
  6. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007. – С. 458-459. (Данные по европейским странам за 2003 г., по России – за 2006 г.)
  7. См. подробнее www.ccl-cca.ca/cli //Сводный индекс обучения 2008 года // Оценка достижений Канады в области обучения длиною в жизнь.
  8. См. Литвинова Н.П. Создание оптимальной модели управления системой образования взрослых.// Образование взрослых – глобальный диалог, СПБ, 2003, с. 20-24.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слагаемые успеха высшего образования Китая
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Международная практика организации профессиональной ориентации
В ПВГУС создан Центр образования третьего возраста
МГУ им. Н.П. Огарёва: формируя гибкую образовательную среду
Украина: реальность и надежды образования взрослых
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски
Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ