Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспорт образования в России и мире

Эксперты Академии народного хозяйства считают, что в нашей стране экспорту образования необходимо решать две задачи одновременно: привлекать средства в экономику и талантливых иностранцев для последующей работы в России.

Просмотров: 4997

От экспорта сырья к экспорту образования

В странах Запада экспорт образования не всегда рассматривается только как отрасль, которая может принести экономике серьезные доходы. В последнее время перед ним часто ставят и задачу иного толка – привлечь в образование, науку и экономику таланты из-за рубежа. Как считают российские эксперты, в нашей стране экспорту образования необходимо решать эти две задачи одновременно – по привлечению и средств в экономику, и талантливых иностранцев для последующей работы в России.

У нас товар, у вас - купец

Ни для кого не секрет, что в действительности грамотное решение вопроса об экспорте образования может дать стране-экспортеру не только очень серьезный источник доходов и возможность привлечь в образование, науку и экономику умы со всего мира. В глобальном масштабе экспорт образовательных услуг может рассматриваться и как способ «мягкого» влияния на зарубежные государства. Например, за счет распространения русского языка, достижений наших науки и культуры, а также российских ценностей.

Такое влияние успешно использовалось в Советском Союзе, славившемся масштабами подготовки иностранных специалистов в учебных заведениях на своей территории. И если раньше СССР по экспорту образования занимал второе место после США, то на сегодня мы располагаемся в конце первой десятки.

На мировом рынке экспорта образовательных услуг РФ имеет скромные 2%, тогда как, например, США обучает 20% студентов. Наша доля, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в период с 2004 по 2007 год сократилась на 1%. То есть, на треть. Несмотря на то, что в это время внутренний рынок образовательных услуг в России продолжал развиваться, доля их экспорта упала.

Кто же нынешние лидеры в экспорте образования? США со своими 20% ушли в серьезный отрыв даже от следующей за ней Великобританией, принимающей только 12% иностранных студентов. Далее в списке лидеров Германия с 9% студентов и Франция – с долей в размере 8%. В Австралии обучается 7% студентов, в Канаде – 4 и даже островная Япония смогла заполучить 4% рынка.

К сожалению, показательны для нас и мировые рейтинги вузов. Так, в 2008 году в самые популярные из них – Шанхайский рейтинг университетов и рейтинг «Times Higher Education» – смогли попасть только два российских вуза

– Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, занявшие в них далеко не лидирующие позиции.

Четыре формы экспорта

На сегодняшний день у нас разработана «Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 2011–2020 гг.». Она обсуждалась как во властных структурах, так и в профессиональном сообществе. В конце прошлого года Академия народного хозяйства при Правительстве РФ принимала научно-практическую конференцию, посвященную вопросам повышения конкурентоспособности российских образовательных услуг. На ней представители научного и образовательного сообществ рассмотрели концепцию, на основе которой предполагается разработать стратегию экспорта образовательных услуг. В нее предполагается заложить возможность использования четырех основных форм экспорта образования, к которым относятся «трансграничная поставка», «потребление за рубежом», «коммерческое присутствие» и «перемещение физических лиц».

Трансграничное образование может быть обеспечено с помощью франчайзинга, валидации или аккредитации зарубежного университета, программ совместных дипломов, корпоративных университетов, международных и оффшоринговых институтов, а также зарубежных филиалов образовательных учреждений и дистанционного обучения.

Потребление образовательной услуги за рубежом, как правило, подразумевает обучение студентов в зарубежном вузе. Эта форма экспорта образования нам близка еще со времен СССР. Наиболее яркий ее представитель – Российский университет дружбы народов.

Коммерческое присутствие тоже относительно активно используется в России. Оно реализуется через организацию филиалов или кампусов за рубежом, что наиболее присуще, например, МГУ им. М.В.Ломоносова. Кстати, коммерческое присутствие можно назвать одним из самых распространенных способов поставки услуг.

И замыкает четверку форм образовательного экспорта, близких России, так называемое «перемещение физических лиц», когда наши преподаватели работают в зарубежных университетах.

Лимит «выбирается» не полностью

Еще недавно Россия обучала за собственный счет 7 тысяч иностранцев. Сегодня на бюджетные места в российские вузы могут поступить 10 тысяч иностранных студентов, рассказал заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов. И этот лимит «выбирается» не полностью. На учебу в Россию иностранцы попадают через систему отбора, которую ведут за рубежом посольства, а также ассоциации русского языка и соотечественников. В первую очередь они стремятся в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Даже абитуриенты из Китая и Малайзии. Больших трудов стоит распределить их по региональным вузам.

Проректор Высшей школы экономики Исаак Фрумин поделился результатами изучения программы одного из университетов, участвовавших в конкурсе на присвоение категории национального исследовательского. Так, в своих планах вуз обозначил к 2018 году долю иностранных студентов в общем контингенте довести до 18%. Но если обозначенный в программе вуза доход от обучения иностранных студентов разделить на их число, то получается совсем небольшая цифра. Оказывается, иностранные студенты за свое обучение будут платить всего по 20 тысяч рублей в год. Возможно, в расчеты вкралась какая-то ошибка. Однако ситуация симптоматичная для российского образования. Серьезной «погоды» иностранцы в нем не делают.

– Получается, что пока непонятно, чего мы хотим, – рассуждает Исаак Фрумин, – то ли хотим заработать, то ли привлечь таланты. Нашей стране нужны оба – и средства, и таланты. Но второе – гораздо больше. Особенно с учетом демографической ситуации. Конкуренция за таланты мне представляется наиболее важной, чем конкуренция за деньги. И, если мы говорим о привлечении талантов, то 10 тысяч грантов, раздающихся в основном российскими центрами международного сотрудничества в зарубежных странах, а не университетами на конкурсной основе – это несерьезно.

Если взглянуть на долю иностранных студентов в ведущих зарубежных университетах, то в качестве показательного можно выделить пример Кембриджа. В нем обучается – 50 процентов студентов из других стран. Как считает, Исаак Фрумин, принципиальная задача, которая стоит перед этим университетом, – привлечение талантов. Если рассматривать Японию, которая имеет 4 процента от общего рынка экспорта образования, то в ней вообще половина иностранных студентов учится – по грантам японского правительства.

Язык до Москвы доведет

Одной из главных проблем развития экспорта российского образования ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау называет языковой барьер. Несмотря на то, что в мире интерес к русскому языку просыпается, на нем говорят, если не учитывать страны СНГ, немногие. В российских же вузах без знания «великого и могучего» объективно делать нечего. Показателен пример Китая, который даже с учетом активного распространения по миру китайского языка, делает «реверанс» в пользу английского. В этой стране до 15 процентов программ преподается на английском языке. Тем самым Китай обеспечивает интерес к своему образованию со стороны иностранных студентов. Все больше экспертов приходят к мнению о том, что и в российских вузах необходимо в ближайшее время вводить программы, которые будут преподаваться на английском языке.

Исаак Фрумин приводит в пример Испанию и Францию, которые очень трепетно относятся к своим языковым традициям. Но даже в этих странах открываются образовательные программы на английском языке. И преподавание по этим программам, кстати, ведут сами испанцы и французы. Все это направлено на то, чтобы в аудитории университетов приходили иностранные студенты.

Но языковая проблема – это лишь верхушка айсберга. Есть и другие причины, которые сдерживают наплыв в Россию студентов из-за рубежа. Иностранцев очень волнуют бытовые проблемы и безопасность.

Заместитель Департамента внешнеполитического планирования МИД России Василий Поспелов приводит данные опроса иностранных студентов, проведенного в 2008 году. Их спрашивали о препятствиях для обучения в нашей стране. Наибольшее число голосов касалось незнания русского языка. Далее по убыванию следовали проблемы, связанные со студенческим бытом в России, наш климат и высокий уровень национализма. Справедливости ради нужно отметить, на четвертом месте значится ответ студентов, которые совсем не испытывают трудностей на чужбине. Как видно, из четырех оставшихся проблем безнадежно нерешимым видится только климатический вопрос. В лидерах же – чужой язык, суждения о котором так часто звучали на конференции.

Одним из вариантов преодоления языкового барьера было предложено дать талантливым студентам, поступающим в нашу магистратуру, своеобразные льготы для изучения русского языка.

Вполне естественным видится для роста объемов экспорта российских образовательных услуг и повышение его качества. В свете последних событий, происходящих в сфере образования нашей страны, формирование сетей федеральных и национальных исследовательских университетов явно послужит повышению ее привлекательности для иностранцев. Университеты нового поколения уже имеют и будут иметь средства для закупки современнейшего оборудования, для ремонта и строительства общежитий. Такие меры не могут не повлиять на увеличение контингента студентов, в том числе, и иностранных.

Перспектива поступления в российские вузы по результатам единого государственного экзамена тоже испугала потенциальных иностранных студентов. Согласно правилам приема в вузы РФ, иностранные граждане имеют право сдавать экзамены либо в традиционной форме, либо в форме ЕГЭ. Как одну из вполне реальных в Министерстве образования и науки РФ рассматривают возможность принимать ЕГЭ через Интернет. Но это пока в планах на будущее. Есть время выучить русский язык, чтобы правильно ответить на вопросы тестов.

Начинаем почти с нуля

Заместитель директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки РФ Лариса Ефремова напомнила о том, что некогда разветвленная система привлечения иностранных студентов и отправки преподавателей, действовавшая в СССР, прекратила существование вместе со страной. Первые документы, регламентировавшие экспорт нашего образования, появились только в середине 90-х годов. Сейчас уже трудно представить, что был период, когда иностранные студенты перестали приезжать на учебу в наши вузы в прежних, без преувеличения огромных, масштабах. Чтобы возобновить свое влияние на мировом рынке образовательных услуг, пришлось возрождать систему практически с исходного состояния. Первых иностранных студентов, приглашенных учиться в новую Россию, было примерно 3500 человек. Теперь больше, но с прежними временами все равно несравнимо мало.

Чтобы начать движение вперед, нужно было провести своеобразную разведку. Прежде чем разрабатывать проект концепции экспорта российских образовательных услуг, Министерство образования и науки РФ провело мониторинг Болонского процесса и анализ подобных концепций других стран.

Директор Международного института образовательных инноваций Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Наталья Гороховатская рассказала о результатах изучения национальных стратегий экспорта образования других стран, которые, как правило, называются «стратегиями интернационализации». По ее мнению, интернационализация коррелирует с экспортом образования.

Итак, в мире принято рассматривать три типа интернационализации высшего образования, ориентированных на импорт, на экспорт, а также на импорт и экспорт одновременно. Например, Китай считает себя страной, которая использует стратегию импорта образования, а Финляндия практикует вариант, сочетающий импорт и экспорт.

Выделяют четыре подхода в интернационализации образования:

  1. Согласованный, предполагающий создание академических партнерств в развитии программ международной мобильности. Он присущ Мексике и Южной Корее.
  2. Привлекающий квалифицированную рабочую силу, когда страны отбирают талантливых студентов и исследователей, предусматривают систему стипендиальных программ и упрощение визового режима. Такой подход характерен для Германии, Франции, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии.
  3. Расширяющий возможности страны в мировом пространстве и приносящий доход. Такой подход направлен на укрепление и расширение образовательного потенциала страны. Типичным примером может быть Китай.
  4. Нацеленный на получение дохода. Взят на вооружение Австралией, США и Великобританией.

России, прежде чем строить стратегии, было бы полезным не только определить приоритеты позиционирования на международной арене. Основных задач, стоящих перед нашей страной, как считает ректор АНХ Владимир Мау, три: обеспечить приезд в РФ иностранных студентов и слушателей, организовать экспорт российских программ за границу (включая филиальную сеть наших вузов) и отладить схему, по которой российские профессора смогут преподавать в иностранных университетах. Естественно, что наше образование будет иметь хорошие показатели по экспорту только в том случае, если будет конкурентоспособным.

А для этого ему, уверен заместитель министра образования и науки Владимир Фридлянов, должны быть присущи пять основных характеристик: непрерывность, индивидуализация, использование новых образовательных технологий, соответствие международным стандартам качества и возможность конкурировать на глобальном рынке. При этом, чтобы достигнуть успеха по последнему пункту, необходимо обеспечить наличие предшествующих четырех. Возрастание объемов экспорта российского образования будет прямым свидетельством повышения его качества.

Страна дешевых дипломов?

По мнению исполнительного директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марка Аграновича, количество иностранцев, приезжающих к нам за образованием, все же растет – и довольно быстрыми темпами. Все больше студентов учится в России из дальнего зарубежья, а не из классических для нас стран СНГ и Организации экономического сотрудничества и развития. Однако темпы роста интернационализации российского высшего образования таковы, что свою долю мирового образовательного «пирога» мы продолжаем терять. И, по последним прогнозам, к 2015 году она при нынешних тенденциях снизится до 1,8 процента.

– Россия вообще очень мало тратит на образование, – высказал свою точку зрения Марк Агранович. – А ведь чем больше средств страна вкладывает в свою систему образования, тем больше у нее и иностранных студентов. Между этими показателями можно проследить зависимость.

О том, что в нынешних условиях нельзя поднимать стоимость обучения для иностранных студентов высказалась директор Центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ Татьяна Клячко. Сегодня Россия является поставщиком дешевого образования, и увеличение стоимости обучения может отпугнуть потенциальных студентов от наших вузов. По мнению Татьяны Клячко, в этом случае они поедут учиться в Европу.

– Мы не знаем, зачем студенты к нам приезжают, – считает Татьяна Львовна. – Например, в Китае существуют очень жесткие правила приема в вузы после единого государственного экзамена. Можно предположить, что поэтому молодые люди, не поступившие в Китае, отправляются за образованием в Россию. Так, китайцы едут к нам за дешевым дипломом, а казахи, получив деньги на обучение от своего правительства, перестали приезжать в нашу страну. Вообще, нужны ли России иностранные студенты, которых интересуют только дешевые дипломы?

Не стать обездоленными

Вопросов при обсуждении столь важной для России проблемы, как развитие экспорта образования, возникало и продолжает возникать немало. Но конкретная цель разработанного проекта концепции в области образования определена. Она направлена на достижение стратегических задач государственной политики – повышения качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном пространствах; обеспечения эффективного участия России в глобальном и важнейших региональных процессах развития образования; повышения доли экспорта образовательных услуг в российском ВВП.

Предполагается, что решение комплекса задач, обозначенных в концепции, позволит к 2020 году увеличить долю российского образования на мировом рынке с нынешних двух до семи процентов. Должны изменить своим присутствием российские университеты и показатели в ведущих мировых рейтингах. В первую сотню должны попадать не менее 10 наших вузов. Также намечено увеличить в структуре доходов вузов и системы образования доли средств от экспорта образовательных услуг – до 10 процентов от объема бюджетного финансирования.

Концепция экспорта образовательных услуг, обсуждавшаяся в АНХ при Правительстве РФ и одобренная участниками конференции, пока по-прежнему существует в проекте. В каком виде ей быть – остаться концепцией или же превратиться в стратегию, вопрос остается открытым. Ясно одно – перспектив перед российским образованием на мировом рынке только две: либо увеличивать свою долю, либо терять ее, оставляя себе все меньше шансов когда-либо наверстать упущенные с развалом СССР позиции.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски
Образование в течение жизни в России и мире
Влияние кризиса на систему образования России
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Международная практика организации профессиональной ориентации
Экспорт российского образования: кто «даст добро»?
Экспорт образования: дайджест мировых тенденций
Проблемы качества современного начального образования
Слагаемые успеха высшего образования Китая

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ