Опыт Японии в привлечении иностранных студентовРазрушить преграды на пути к успешной интернационализации высшего образования может помочь опыт других стран, сталкивающихся с аналогичными сложностями. Просмотров: 557
Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017. Интернационализация высшего образования в Японии: проблемы, опыт, стратегии В современных реалиях интернационализация играет ключевую роль в развитии мировых систем и учреждений высшего образования. Для многих стран проблема привлечения студентов из-за рубежа является животрепещущей по той или иной причине, и Россия не исключение. Разрушить преграды на пути к успешной интернационализации высшего образования и усовершенствовать процесс поиска иностранных студентов нам может помочь опыт других стран, сталкивающихся с аналогичными сложностями. Одной из таких стран является Япония, которой приходится преодолевать ряд серьезных социальных и культурных барьеров, препятствующих развитию интернационализации. Какие трудности встают на пути японских университетов в процессе привлечения зарубежных студентов в течение последних лет? Какие меры принима-ются для улучшения ситуации?
Причины проблемы и пути решения За последние двадцать лет в Японии значительно уменьшилось число восемнадцатилетних граждан, то есть молодых людей, которые собираются получить высшее образование: приблизи-тельно с 2 млн. до 1,2 млн. Более 40 % частных университетов не способны заполнить свои квоты исключительно за счет японских студентов, поэтому сосредоточились на привлечении большего количества иностранных студентов. В 2008 году Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (MEXT) совместно с другими подведомственными подразделениями японского правительства объявило о разработке плана по увеличению количества зарубежных студентов от 140 тыс. до 300 тыс. к 2020 году. Но ситуация осложнялась относительным ухудшением репутации университетов страны, ослабившим влияние Японии на международную научно-исследовательскую деятельность. Это отразилось и в мировых рейтингах. К тому же выяснилось, что Япония несколько отстает в плане глобализации, в том числе из-за недостаточно ответственного отношения к изучению иностранных языков, поставив японцев в крайне невыгодное положение на мировой арене. Студенты-иностранцы, понимая, что университетские кампусы и обучающиеся в Японии не готовы к международной коммуникации на надлежащем уровне, могли принять решение не тратить время и ре-сурсы на обучение в такой среде. В такой атмосфере родился проект Global 30 с целью стимулирования интернационализации японского высшего образования. Разработкой программ высшего образования, предполагающих обучение на английском языке, занимаются 13 лучших университетов-участников проекта, создавая благоприятную почву для зарубежных студентов. Кроме того, университеты делают все возможное для развития у студентов-японцев языковых способностей, гибкости и креативности – качеств, которые позволят взаимодействовать, а в дальнейшем и конкурировать с зарубежными сверстниками на равных.
В конце 2011 года на фоне непрекращающихся социально-экономических проблем – таких как демографическая яма и сокращение рабочих кадров – состоялся круглый стол по вопросам при-влечения иностранных студентов в Японию для получения образования и работы. Среди спикеров значились президент Университета образования в Хоккайдо Кэндзи Хонма, генеральный директор компании NEC Soft Йохеи Отани, исполнительный директор организации YMCA в Токио Нам-Кун Сун Ил, главный исполнительный директор компании Urban Connections Ларри Гринберг и президент компании Heart Connections Кейко Ивата. В ходе обсуждения были выявлены следующие связанные с образованием проблемы: потребность в привлечении кадров мирового уровня во все государственные университеты, отсутствие прилежания у японских студентов по сравнению с прошлыми периодами, возвращение иностранных студентов на родину после окончания университета с неоправдавшимися ожиданиями, слишком высокая плата за обучение, недостаточное взаимодействие государственного, промышленного и частного секторов в Японии, потеря японцами уверенности в себе и своей стране. Участники круглого стола пришли к выводу, что развитие интернационализации высшего образования может осуществляться за счет привлечения большего числа способных студентов из-за рубежа, оказания финансовой поддержки талантливым студентам, которые не могут оплатить образование в Японии, поиска высококвалифицированных сотрудников за границей. Также призна-на необходимость консолидации официальной системы поддержки иностранных студентов и предоставления карьерных возможностей выпускникам-иностранцам. Господин Ларри Гринберг отметил, что для повышения привлекательности страны в глазах иностранцев необходимо ярче рассказать всему миру о таких замечательных, свойственных японцам качествах, как ответственность, здравый смысл и внимание к чувствам других людей. В результате предпринятых мер по обеспечению эффективной реализации проекта Global 30 количество иностранных студентов в Японии к 2015 году возросло от 140 тыс. до 200 тыс. Однако большинство из них представляло Китай (45 % в 2015 году), что создавало значительный дисбаланс. Для достижения реальной разнородности студенческого контингента, которая в конечном итоге должна улучшить конкурентные позиции японских вузов на мировом уровне, необходимо проводить активную реализацию возможностей рекрутинга студентов не только в регионах Азии, но и во всем мире. Промежуточные итоги В настоящее время, когда общий уровень интернационализации значительно улучшился, стало возможным подведение некоторых итогов достигнутого и определение перспектив развития международного сотрудничества и усовершенствования политики рекрутинга зарубежных студен-тов. В 2017 году Исследовательский институт проблем высшего образования в Хиросиме провел национальный опрос среди 744 руководителей университетов, ответственных за международную деятельность, с целью исследования их взглядов на проблему интернационализации. Рассмотрим его результаты, обобщенные Хуаном Футао, участником программы исследований по вопросам развития глобального пространства высшего образования, реализуемой Центром глобального высшего образования.
Прежде всего следует отметить, что более половины японских университетов (58,6 %) полагают, что интернационализация является важным вопросом повестки дня на институциональном уровне. Наиболее часто упоминаемые цели интернационализации включают повышение уровня и улучшение качества научно-исследовательской деятельности (34,3 %), повышение престижа и укрепление репутации университета (31,4 %), повышение уровня подготовки сотрудников (30,8 %). Данные опроса показывают, что руководители государственных вузов гораздо чаще называют интернационализацию неотъемлемой частью жизни университета (93 %) по сравнению со своими коллегами из местных общественных (43,4 %) или частных (43,1 %) учебных заведений. В то время, как государственные и местные общественные университеты делают упор на улучшение качества научно-исследовательской деятельности (80,6 % и 41,7 % соответственно), основной целью частных университетов является повышение своего престижа и укрепление репутации (21,4 %).
Национальные университеты принимают участие во многих из представленных видов деятельности, а частные университеты, напротив, уделяют большое внимание академическому обмену студентами и сотрудниками с зарубежными партнерами – в частности, приглашению иностранных студентов в свои кампусы. Преимущества интернационализации, по мнению руководителей вузов, включают международные перспективы для студентов (95,9 %) и сотрудников (90,7 %) и развитие международного сотрудничества и партнерства (89,5 %). Несмотря на то, что японские университеты в целом оценивают интернационализацию высше-го образования как очевидно выгодный и значимый с практической точки зрения процесс, они все же выделяют ряд связанных с ней рисков. Что касается международного статуса японских университетов, 54,1 % респондентов полагают, что эффективность научного труда университетов Японии соответствует международным стандартам, но местные общественные университеты выражают меньшую уверенность по этому поводу (41,7 %). Аналогично менее половины респондентов считают, что образовательная деятельность уже достигла международных стандартов. Руководители университетов подчеркивают, что интернационализация оказывает положительное влияние на международные перспективы студентов и преподавателей и развитие партнерских отношений с зарубежными университетами. Более того, по сравнению с такими странами, как Австралия, Великобритания и США, японские университеты в большей степени отличаются некоммерческим подходом к интернационализации. Это особенно очевидно в случае государственных университетов.
Данное исследование также демонстрирует значительные различия в подходах к интернационализации по образовательным секторам. В целом государственные университеты достигли более высокого уровня интернационализации по сравнению с местными общественными и частными университетами, особенно в области повышения качества учебной работы и эффективности научного труда. И напротив, частные университеты, по всей видимости, ставят во главу угла расширение образовательной деятельности и привлечение студентов-иностранцев в коммерческих целях. Результаты опроса дают основание полагать, что рост конкуренции в мировой академической среде заставил университеты Японии осознать потребность в усилении своей конкурентоспособности на международной арене посредством интернационализации, в частности, в области преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Роль частных университетов Хотя, согласно данным вышеприведенного опроса, роль частных университетов в развитии научно-исследовательской деятельности и повышении качества преподавания несколько недооце-нивается и делается акцент на их коммерческом подходе к интернационализации, эти образова-тельные учреждения представляют собой неотъемлемую часть современной японской системы высшего образования, внося значительный вклад в развитие международного сотрудничества и партнерства.
Как отмечает президент Университета Киндай, профессор Хитоши Шиозаки, в 2015 году из 779 четырехлетних университетов в Японии 604 являлись частными. Это демонстрирует, насколько важную роль играют частные университеты в Японии. Более того, три четверти студентов японских университетов (около 2,1 млн.) посещают учебные заведения этого типа. Хотя нельзя отрицать, что коммерческая выгода является важным фактором, стимулирующим их деятельность, некоторые частные образовательные учреждения склонны чувствовать большую ответственность за предоставление образования высокого качества и развитие навыков общения, необходимых для успешной общественной деятельности будущих специалистов. Среди частных образовательных учреждений можно выделить вышеупомянутый Университет Киндай, известный высокими стандартами обучения и достижениями в научно-исследовательской деятельности, а именно в области медицины. Эти достижения отражаются в международных рейтингах. Для дальнейшего улучшения своего положения в мировых рейтингах университет, помимо прочего, должен заниматься разработкой новых программ обучения на ино-странном языке, решать вопросы приема иностранных студентов и улучшать соотношение количества студентов и преподавателей. Все эти задачи являются общими для многих японских университетов. Кристина ПАРУЛАВА. ЛИТЕРАТУРА 1. Futao, Huang (18.08.2017). How do university leaders view internationalisation? Centre for Global Higher Education. [Электронныйресурс] Available URL: http://www.researchcghe.org/blog/2017-08-18-how-do-university-leaders-view-internationalisation/ [Датаобращения 1.09.2017]. 2. Round table on attracting foreign students. Experts look at ways to entice overseas talent to study in Japan. The Japan Times. A guide to Japanese universities and colleges. [Электронный ресурс] Available URL: http://info.japantimes.co.jp/universities/japanese_universities_s2.html [Дата обращения 1.09.2017]. 3. QS Asia (by Prof Hitoshi Shiozaki) (июнь, 2017). The transition of the Japanese higher education market and the role of private universities. QS Wownews. [Электронный ресурс] Available URL: http://www.qswownews.com/2017/06/01/transition-japanese-higher-education-market-role-private-universities/ [Дата обращения 1.09.2017]. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|