Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Интернационализация высшего образования: вызовы и реалии

О глобализации и интернационализации сейчас принято говорить практически во всех отраслях человеческой деятельности. Не обошла эта тенденция и сферу высшего образования, где в силу специфики самой системы высшего образования интернационализация приобрела свои характерные черты и особенности.

Просмотров: 3064
АЛЕКСАНКОВ Андрей Михайлович – директор Департамента международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат экономических наук, доцент.

Все последние годы тема международной деятельности российских вузов остается одной из важных для профессионального сообщества, а утверждение в 2012 году Примерного перечня критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, безусловно, добавило к обсуждению новые акценты. Вопросы интернационализации российской высшей школы стали предметом внимания и на Санкт-Петербургском образовательном форуме-2013.

В ряду выступлений, вызвавших особый интерес участников встречи, находится доклад директора Департамента международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрея АЛЕКСАНКОВА, к которому редакция «АО» обратилась с просьбой ознакомить читателей с основными тезисами его выступления.

О глобализации и интернационализации сейчас принято говорить практически везде и практически во всех отраслях человеческой деятельности. Не обошла эта естественная тенденция развития и сферу высшего образования, где в силу специфики самой системы высшего образования интернационализация приобрела свои характерные черты и особенности.

Что же понимать под этим достаточно очевидным, на первый взгляд, термином? Более «европейский» подход, основанный на интуитивно уважаемом равенстве, с одной стороны, и генетически утвердившейся в сознании людей необходимости конкурентной борьбы, с другой, выражается в определении, данном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Интернационализация – это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию [internationalization at home] и «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование».

Российские подходы основываются на другом психологическом восприятии термина «интернационализация» и чаще всего в различных интерпретациях определяются как «включение международного аспекта (компонента) в образовательную и научную деятельность» университета.

Разница в подходах видна невооруженным взглядом: если европейский подход делает акцент на совершенствовании самого образовательного и научного продукта с точки зрения международных подходов и стандартов (акцент на свой продукт), то российское понимание акцентировано на заимствовании дополнительно приобретенной ценности во внешней среде (акцент вовне).

Российские подходы основываются на другом психологическом восприятии термина «интернационализация» и чаще всего в различных интерпретациях определяются как «включение международного аспекта (компонента) в образовательную и научную деятельность» универ­ситета.

Так что же реально дает и что меняет интернационализация в жизни университета? Очевидно, что замкнутость неизбежно будет приводить к вымиранию в современном глобальном мире. Тезис о советском высшем образовании как самом лучшем образовании в мире остался в прошлом. Этот факт приходится признавать, хотя и с естественным сожалением. В то же время попытки все «разрушить до основания» и построить «новый светлый мир» не выдерживают никакой критики. Если в этом контексте говорить об интернационализации в российских вузах, то попытки реализовать какие-либо мероприятия при отсутствии четкого и ясного понимания целей этих мероприятий и использовании заимствованных, неадаптированных механизмов достижения этих целей приводят к очевидно отрицательному результату. И таких примеров достаточно: например, при разработке и реализации программ двойных дипломов или программ академической мобильности.

Да, в условиях демографического кризиса в России развитие экспорта образовательных услуг как составной части интернационализации отчасти может способствовать решению проблем набора студентов на программы вуза. (Тем более что спрос на программы российских университетов, в особенности в странах СНГ, остается на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами и регионами.) Однако такое преимущество не перекрывает и не решает существа проблемы, а именно: неадаптированное внедрение зарубежных моделей, форм и механизмов интернационализации, ведет как минимум к неоптимальному результату. Тогда логично возникают вопросы: а какой путь интернационализации наиболее оптимален для российских вузов, и какие результаты он может дать? Определим некоторые основные моменты, позволяющие, на наш взгляд, российской высшей школе выйти на оптимальный путь интернационализации.

В ведущих зарубежных университетах прошли апробацию и активно используются новые технологии, формы и методики обучения. Причем в настоящее время они представляют собой комбинацию различных подходов, как правило, объединенных совершенно особой парадигмой образования. И следует признать, что в большинстве случаев зарубежный опыт далеко превосходит отечественную практику по использованию электронных средств обучения часто именно не по качеству технических средств, а по самой внутренней философии ее использования. Изучение зарубежного опыта именно в этом контексте и внедрение его в отечественную практику могут дать реальные результаты интернационализации российских вузов как в отечественной, так и европейской трактовке. Это первый момент.

Далее. Очевидно, что глобализация промышленного производства и интернационализация бизнеса приводят к востребованности специалистов с соответствующими знаниями и умениями, которые помогают быстро и с наименьшими издержками адаптироваться к любым новым условиям и национальным особенностям. И, поскольку в последние годы наличие международного опыта у выпускников становится все более важным фактором их успешного позиционирования на рынке труда, способность вуза предоставить широкие возможности по прохождению стажировок или даже части обучения за рубежом рассматривается абитуриентом как весомое преимущество вуза. В свою очередь, это усиливает мотивацию вузов по развитию конкурентоспособности за счет наличия зарубежных связей. Иначе говоря, критерий интернационализации становится весьма существенным в конкурентной борьбе за выпускника школы или бакалавриата. Это второй момент.

Третий момент успешности интернационализации связан с восстановлением и развитием научно-технической базы российских университетов. И хотя по-прежнему в некоторых областях зарубежные вузы превосходят отечественные и по оснащенности, и по ресурсному обеспечению, и, что немаловажно, по степени внедрения полученных результатов в практические коммерческие разработки, именно кооперация российских университетов с зарубежными партнерами в научно-исследовательском секторе позволяет получать результаты на высоком профессиональном уровне. Что, несомненно, способствует развитию отечественной научной школы в целом.

Также остается возможность получения дополнительного финансирования из внешних международных источников, хотя в последние годы для российских университетов эти возможности несколько уменьшились. Можно перечислить еще целый ряд причин необходимости развития интернационализации как важной составляющей всего комплекса университетской деятельности.

Таким образом, становится очевидным, что – несмотря на некоторый существующий в образовательных кругах скепсис в отношении процессов интернационализации, в особенности среди старшего поколения преподавателей – эти процессы становятся неотъемлемой частью жизни университетов. И самое главное – такие процессы реально способствуют развитию университета, повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг и научных исследований. Осознание этого факта, по нашему мнению, произойдет достаточно быстро на уровне университетского менеджмента, и интернационализация в ближайшее время из модного течения превратится в действенный инструмент развития учебных заведений, во всяком случае крупных российских университетов.

Позиция Минобрнауки РФ как проводника государственной политики в сфере образования в целом созвучна с позицией университетов и международного образовательного сообщества. Основными приоритетами в последнее время становятся получение международного признания российского высшего образования – за счет вхождения российских университетов в международные рейтинги, развитие научных исследований и образовательных программ – за счет интегрированного международного участия в различных формах. Вполне обоснованным формализованным итогом такого подхода стало появление индикаторов международной деятельности вуза (в совокупности с другими показателями эффективности деятельности высших учебных заведений). В их числе наличие иностранных студентов, международных образовательных программ, в том числе с преподаванием на иностранных языках и программ двойных дипломов, количество иностранных ППС, количество ППС и студентов, участвующих в программах академической мобильности, некоторые другие показатели. Но при этом возникает вопрос о том, в какой степени реальные потребности конкретного, расположенного в том или ином российском регионе вуза в сфере интернационализации коррелируют с достижением формально необходимого уровня эффективности по показателям Минобрнауки РФ? Да, в целом можно утверждать, что ориентация на выполнение индикаторов, несомненно, способствует развитию интернационализации высших учебных заведений. Однако необходимо учитывать некоторые специфические особенности. Так, например, риск попасть в разряд «неэффективного вуза» по количеству иностранных студентов заставляет некоторые небольшие региональные университеты искать их вне зависимости от мотивации, платежеспособности, успеваемости… Не говоря о том, что обучение иностранных студентов требует развитой инфраструктуры, включающей наличие общежития, соответствующего деканата, служб безопасности, паспортно-визовой службы и прочего. В отношении программ двойных дипломов и иностранных преподавателей может сложиться аналогичная ситуация. В таком случае внедряемый министерством способ оценки эффективности по формализованным показателям в реальности может и не достичь своей цели – повышения качества и развития образовательного учреждения.

Вполне возможно, что в этих ситуациях чаще всего могут оказываться узкоспециализированные региональные вузы, решающие в большинстве своем (и часто успешно) задачи регионального характера. И распыление усилий на выполнение индикаторов интернационализации, не учитывающих ту или иную специфику вуза, может приводить к негативному эффекту.

В целом можно констатировать, что, несмотря на некоторые издержки, интернационализация становится необходимым и существенным ресурсом развития отечественных вузов, повышения качества образовательной деятельности и научных исследований.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Достигнуты первые соглашения
О проекте профессионального стандарта педагога
Дагестанский педагогический университет: учить по кодексу любви
Публикационным марафоном открылась «Неделя науки СПбПУ»
Вопросы международной аккредитации образования обсудили на конференции в ДВФУ
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Санкт-Петербургский политех создаст представительство в Шанхае
СПбПУ расширяет сотрудничество с регионами Италии
Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ