Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Интернационализация японских университетов

Только два японских университета присутствуют в настоящее время в международных рейтингах: Токийский университет и Университет Киото. Эти низкие показатели связаны с низкими оценками по ряду критериев, в том числе по небольшой доле зарубежных преподавателей и иностранных студентов, а также в связи с отсутствием преподавания на английском языке.

Просмотров: 120

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор

А.А. КРАСНОВА, магистрант Университетского колледжа Лондона


Продолжается публикация серии статей, представляющих зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: первая – «Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов» («АО», № 77, 2015), вторая – «Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования» («АО», № 78, 2015). В этом номере размещена третья составляющая цикла, посвященная опыту интернационализации японских университетов, а также инициативам правительства этой страны по привлечению иностранных студентов.

В 2012 году японское правительство приняло стратегию возрождения страны до 2020 года, в рамках которой в 2013 году начала реализовываться стратегия развития человеческих ресурсов и интернационализации высшего образования. Цель – повышение глобализации японских высших учебных заведений, которые показали неудовлетворительные результаты в международных университетских рейтингах.

Только два японских университета присутствуют в настоящее время в международных рейтингах: Токийский университет и Университет Киото. Эти низкие показатели связаны с низкими оценками по ряду критериев, в том числе по небольшой доле зарубежных преподавателей и иностранных студентов, а также в связи с отсутствием преподавания на английском языке.

Целевые установки

«Международный студенческий план: 300 000» был объявлен премьер-министром Японии Ясуо Фукуда на 169-м заседании Сейма 18 января 2008 года. План был подготовлен на основе исследования контингента иностранных студентов, в том числе выпускников школ, обучающихся в университетах, колледжах, специализированных училищах Японии и образовательных организациях, реализующих подготовительные учебные программы для поступления в японские университеты.

Рождаемость в Японии продолжает сокращаться и необходимость удовлетворить все более возрастающую потребность в высококвалифицированных иностранных специалистах в дополнение к продвижению активного участия молодежи и женщин в обществе крайне важна для экономического развития страны. В рамках «Стратегии возрождения Японии» и «Второго базового плана по развитию образования» было решено увеличить количество иностранных студентов до 300 тыс. человек к 2020 году1. В 2012 году число иностранных студентов, обучающихся в университетах Японии, составило лишь 137 750 человек, то есть фактически их количество должно быть увеличено к обозначенному сроку в два раза.

По результатам исследования сделаны выводы, что привлечение на обучение иностранных студентов будет не только способствовать формированию человеческого капитала страны, но и лучшему пониманию японскими студентами других культур, а также стимулировать академические обмены студентов и преподавателей, обогащать среду обучения и вносить значительный вклад в глобализацию японских университетов. Увеличение количества иностранных студентов, проживающих в Японии, способных говорить по-японски, позволит увеличить число людей, лучше понимающих японскую культуру и обычаи, специалистов по Японии и лояльных к Японии лиц во всем мире. Одновременно будет происходить совершенствование международных отношений, что, в конечном счете, ведет к устойчивому развитию страны.

Руководствуясь экономическими и политическими целями, США и другие страны активно продвигают политику привлечения иностранных студентов на обучение. Ближайшие соседи Японии, Китай и Южная Корея, также принимают активные меры по увеличению количества иностранных студентов в рамках реформ образования. Планируется, что к 2020 году количество иностранных студентов в Китае возрастет до 500 тыс. человек, а в Южной Корее – до 200 тыс.

В рамках исследования проанализированы основные факторы для принятия решения студентами и их родителями об обучении за рубежом. Особое внимание было

уделено условиям проживания в конкретной стране в период обучения. Учитывая конкуренцию на мировом образовательном рынке, обеспечение комфортной образовательной и безопасной окружающей среды, создание достаточного количества мест в общежитиях играют решающую роль в привлечении иностранных студентов на обучение в зарубежные университеты, в том числе и японские.

Учитывая конкуренцию на мировом образовательном рынке, обеспечение комфортной образовательной и безопасной окружающей среды, создание достаточного количества мест в общежитиях играют решающую роль в привлечении иностранных студентов на обучение в зарубежные университеты, в том числе и японские.

Ключевой фактор

По предоставлению жилья иностранным студентам Япония сильно отстает от других стран как по количественным, так и по качественным показателям. Исследование показало, что 33 процента из числа опрошенных иностранных студентов, проживающих в частном секторе, обращались с запросами к руководству университета об обеспечении жильем на территории кампуса. Примерно столько же (36,5 процентов) не обращались, заведомо зная, что университет не имеет возможности предоставить им жилье. Таким образом, большинство иностранных студентов сталкивается со сложной ситуацией по поиску места проживания на период обучения в Японии.

Основываясь на результатах исследования, японские университеты обратились к правительству с просьбой принять государственные меры, направленные на создание студенческого жилья для иностранных студентов. По мнению руководства вузов, в сложившихся условиях нельзя пассивно ждать талантливых иностранных студентов. Государство должно принять решительные меры по созданию фонда студенческого жилья для иностранных студентов.

Япония признала, что для успешной реализации «Международного студенческого плана: 300 000» не имеет достаточного фонда студенческого жилья для иностранцев и необходимо этот фонд создать. Профильным министерствам, университетам и предприятиям было рекомендовано сотрудничать в решении этого вопроса, принимая во внимание все факторы.

В соответствии с базовой концепцией по реализации «Международного студенческого плана: 300 000» разработан перечень конкретных мер, а именно:

  • создание фонда студенческого жилья для проживания иностранных студентов и реализации программ академического обмена студентов на средства государства;
  • поддержка предоставления жилья в рамках лизинга частных квартир японских университетов, в том числе отдельных корпусов для иностранных студентов, обучающихся по краткосрочным программам;
  • подготовка предложений и разработка рекомендаций по созданию фонда студенческого жилья с учетом различных форм и методов, включая использование долгосрочных финансовых вложений;
  • подготовка инструкций и рекомендаций по созданию фонда студенческого жилья в рамках сотрудничества университетов и частного сектора;
  • обеспечение простоты и прозрачности процедуры аренды иностранными студентами жилья в частном секторе, оказание существенной всеобъемлющей компенсации собственникам жилья, предоставляющим жилье иностранным студентам, включая компенсации за ущерб от огня и несчастных случаев, снижение бремени совместного поручительства;
  • содействие интернационализации университетского корпуса через создание толерантной среды, где будут совместно обучаться и проживать японские и иностранные студенты и, таким образом, знакомиться с культурами разных стран в повседневной жизни;
  • содействие интеграции иностранных студентов в японское общество, содействие академическому студенческому обмену;
  • распространение информации об усилиях правительства Японии в этом направлении с целью привлечения иностранных студентов в японские университеты;
  • оказание финансовой помощи иностранным студентам через субсидии;
  • эффективное использование «международных домов», а именно: использование их для совместного проживания студентов нескольких университетов, а также для проживания японских и иностранных студентов, имеющих высокие академические достижения, создание объединений иностранных выпускников японских университетов, проживавших в «международных домах», использование «международных домов» в качестве площадки для общения иностранных студентов, в том числе проживающих в частном секторе, и японских студентов, а также для поддержки занятости студентов.

Кроме того, правительство принимает меры по обеспечению иностранных студентов жильем с помощью Агентства по возрождению городов и фонда жилья, которым управляет данное агентство. Ассоциация помощи бизнеса иностранным студентам, координирующая «Программу принятия иностранных студентов в общежития компании», стимулирует компании к поддержке иностранных студентов, обеспечению их проживания в общежитиях компании на тех же условиях, что и сотрудников компании.

В итоге происходит не только повышение эффективности использования имеющихся, но и строительство новых «международных домов», восстановление значительного количества жилых объектов в университетских кампусах и создание фонда государственного жилья иностранных студентов.

Сила традиций

Однако с момента объявления «Международного студенческого плана: 300 000» резкого увеличения количества иностранных студентов в Японии не произошло. Не изменился и качественный состав контингента: азиатские студенты составляют более 93 процентов от общего числа иностранных студентов – в основном из Китая и Южной Кореи.

Конкретные шаги, предложенные министерством образования в рамках стратегии интернационализации высшего образования страны, предполагают реформу управления университетами, увеличение количества онлайн курсов в интернете, развитие более тесного сотрудничества между научными учреждениями и промышленными предприятиями, расширение преподавания на английском языке в японских университетах.

Результаты принимаемых правительством мер пока еще не проявились. Сможет ли Япония привлечь иностранных студентов в желаемых ею масштабах – остается вопросом. Острая региональная конкуренция за иностранных студентов с Китаем и Южной Кореей, единичные образовательные программы на английском языке в японских университетах, консерватизм системы образования являются сдерживающими факторами на пути реализации стратегии рекрутинга иностранных студентов.

1. Постановление Кабинета министров Японии от 14 июня 2013 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, тенденции, япония, гульнара краснова, высшее образование

Похожие материалы:
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Академическая мобильность индийских студентов
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Развитие академической мобильности французских студентов
Модель экспорта образования: онлайн-обучение
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
Цифровая трансформация в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#103Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия
#102Зимовниковский педагогический колледж готовит кадры новой формации
#99Свердловскому художественному училищу им. И.Д. Шадра исполнилось 115 лет
#99Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
#108Дайджест № 108 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани