Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Интернационализация японских университетов

Только два японских университета присутствуют в настоящее время в международных рейтингах: Токийский университет и Университет Киото. Эти низкие показатели связаны с низкими оценками по ряду критериев, в том числе по небольшой доле зарубежных преподавателей и иностранных студентов, а также в связи с отсутствием преподавания на английском языке.

24.04.2015
Просмотров: 31

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор

А.А. КРАСНОВА, магистрант Университетского колледжа Лондона


Продолжается публикация серии статей, представляющих зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: первая – «Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов» («АО», № 77, 2015), вторая – «Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования» («АО», № 78, 2015). В этом номере размещена третья составляющая цикла, посвященная опыту интернационализации японских университетов, а также инициативам правительства этой страны по привлечению иностранных студентов.

В 2012 году японское правительство приняло стратегию возрождения страны до 2020 года, в рамках которой в 2013 году начала реализовываться стратегия развития человеческих ресурсов и интернационализации высшего образования. Цель – повышение глобализации японских высших учебных заведений, которые показали неудовлетворительные результаты в международных университетских рейтингах.

Только два японских университета присутствуют в настоящее время в международных рейтингах: Токийский университет и Университет Киото. Эти низкие показатели связаны с низкими оценками по ряду критериев, в том числе по небольшой доле зарубежных преподавателей и иностранных студентов, а также в связи с отсутствием преподавания на английском языке.

Целевые установки

«Международный студенческий план: 300 000» был объявлен премьер-министром Японии Ясуо Фукуда на 169-м заседании Сейма 18 января 2008 года. План был подготовлен на основе исследования контингента иностранных студентов, в том числе выпускников школ, обучающихся в университетах, колледжах, специализированных училищах Японии и образовательных организациях, реализующих подготовительные учебные программы для поступления в японские университеты.

Рождаемость в Японии продолжает сокращаться и необходимость удовлетворить все более возрастающую потребность в высококвалифицированных иностранных специалистах в дополнение к продвижению активного участия молодежи и женщин в обществе крайне важна для экономического развития страны. В рамках «Стратегии возрождения Японии» и «Второго базового плана по развитию образования» было решено увеличить количество иностранных студентов до 300 тыс. человек к 2020 году1. В 2012 году число иностранных студентов, обучающихся в университетах Японии, составило лишь 137 750 человек, то есть фактически их количество должно быть увеличено к обозначенному сроку в два раза.

По результатам исследования сделаны выводы, что привлечение на обучение иностранных студентов будет не только способствовать формированию человеческого капитала страны, но и лучшему пониманию японскими студентами других культур, а также стимулировать академические обмены студентов и преподавателей, обогащать среду обучения и вносить значительный вклад в глобализацию японских университетов. Увеличение количества иностранных студентов, проживающих в Японии, способных говорить по-японски, позволит увеличить число людей, лучше понимающих японскую культуру и обычаи, специалистов по Японии и лояльных к Японии лиц во всем мире. Одновременно будет происходить совершенствование международных отношений, что, в конечном счете, ведет к устойчивому развитию страны.

Руководствуясь экономическими и политическими целями, США и другие страны активно продвигают политику привлечения иностранных студентов на обучение. Ближайшие соседи Японии, Китай и Южная Корея, также принимают активные меры по увеличению количества иностранных студентов в рамках реформ образования. Планируется, что к 2020 году количество иностранных студентов в Китае возрастет до 500 тыс. человек, а в Южной Корее – до 200 тыс.

В рамках исследования проанализированы основные факторы для принятия решения студентами и их родителями об обучении за рубежом. Особое внимание было

уделено условиям проживания в конкретной стране в период обучения. Учитывая конкуренцию на мировом образовательном рынке, обеспечение комфортной образовательной и безопасной окружающей среды, создание достаточного количества мест в общежитиях играют решающую роль в привлечении иностранных студентов на обучение в зарубежные университеты, в том числе и японские.

Учитывая конкуренцию на мировом образовательном рынке, обеспечение комфортной образовательной и безопасной окружающей среды, создание достаточного количества мест в общежитиях играют решающую роль в привлечении иностранных студентов на обучение в зарубежные университеты, в том числе и японские.

Ключевой фактор

По предоставлению жилья иностранным студентам Япония сильно отстает от других стран как по количественным, так и по качественным показателям. Исследование показало, что 33 процента из числа опрошенных иностранных студентов, проживающих в частном секторе, обращались с запросами к руководству университета об обеспечении жильем на территории кампуса. Примерно столько же (36,5 процентов) не обращались, заведомо зная, что университет не имеет возможности предоставить им жилье. Таким образом, большинство иностранных студентов сталкивается со сложной ситуацией по поиску места проживания на период обучения в Японии.

Основываясь на результатах исследования, японские университеты обратились к правительству с просьбой принять государственные меры, направленные на создание студенческого жилья для иностранных студентов. По мнению руководства вузов, в сложившихся условиях нельзя пассивно ждать талантливых иностранных студентов. Государство должно принять решительные меры по созданию фонда студенческого жилья для иностранных студентов.

Япония признала, что для успешной реализации «Международного студенческого плана: 300 000» не имеет достаточного фонда студенческого жилья для иностранцев и необходимо этот фонд создать. Профильным министерствам, университетам и предприятиям было рекомендовано сотрудничать в решении этого вопроса, принимая во внимание все факторы.

В соответствии с базовой концепцией по реализации «Международного студенческого плана: 300 000» разработан перечень конкретных мер, а именно:

  • создание фонда студенческого жилья для проживания иностранных студентов и реализации программ академического обмена студентов на средства государства;
  • поддержка предоставления жилья в рамках лизинга частных квартир японских университетов, в том числе отдельных корпусов для иностранных студентов, обучающихся по краткосрочным программам;
  • подготовка предложений и разработка рекомендаций по созданию фонда студенческого жилья с учетом различных форм и методов, включая использование долгосрочных финансовых вложений;
  • подготовка инструкций и рекомендаций по созданию фонда студенческого жилья в рамках сотрудничества университетов и частного сектора;
  • обеспечение простоты и прозрачности процедуры аренды иностранными студентами жилья в частном секторе, оказание существенной всеобъемлющей компенсации собственникам жилья, предоставляющим жилье иностранным студентам, включая компенсации за ущерб от огня и несчастных случаев, снижение бремени совместного поручительства;
  • содействие интернационализации университетского корпуса через создание толерантной среды, где будут совместно обучаться и проживать японские и иностранные студенты и, таким образом, знакомиться с культурами разных стран в повседневной жизни;
  • содействие интеграции иностранных студентов в японское общество, содействие академическому студенческому обмену;
  • распространение информации об усилиях правительства Японии в этом направлении с целью привлечения иностранных студентов в японские университеты;
  • оказание финансовой помощи иностранным студентам через субсидии;
  • эффективное использование «международных домов», а именно: использование их для совместного проживания студентов нескольких университетов, а также для проживания японских и иностранных студентов, имеющих высокие академические достижения, создание объединений иностранных выпускников японских университетов, проживавших в «международных домах», использование «международных домов» в качестве площадки для общения иностранных студентов, в том числе проживающих в частном секторе, и японских студентов, а также для поддержки занятости студентов.

Кроме того, правительство принимает меры по обеспечению иностранных студентов жильем с помощью Агентства по возрождению городов и фонда жилья, которым управляет данное агентство. Ассоциация помощи бизнеса иностранным студентам, координирующая «Программу принятия иностранных студентов в общежития компании», стимулирует компании к поддержке иностранных студентов, обеспечению их проживания в общежитиях компании на тех же условиях, что и сотрудников компании.

В итоге происходит не только повышение эффективности использования имеющихся, но и строительство новых «международных домов», восстановление значительного количества жилых объектов в университетских кампусах и создание фонда государственного жилья иностранных студентов.

Сила традиций

Однако с момента объявления «Международного студенческого плана: 300 000» резкого увеличения количества иностранных студентов в Японии не произошло. Не изменился и качественный состав контингента: азиатские студенты составляют более 93 процентов от общего числа иностранных студентов – в основном из Китая и Южной Кореи.

Конкретные шаги, предложенные министерством образования в рамках стратегии интернационализации высшего образования страны, предполагают реформу управления университетами, увеличение количества онлайн курсов в интернете, развитие более тесного сотрудничества между научными учреждениями и промышленными предприятиями, расширение преподавания на английском языке в японских университетах.

Результаты принимаемых правительством мер пока еще не проявились. Сможет ли Япония привлечь иностранных студентов в желаемых ею масштабах – остается вопросом. Острая региональная конкуренция за иностранных студентов с Китаем и Южной Кореей, единичные образовательные программы на английском языке в японских университетах, консерватизм системы образования являются сдерживающими факторами на пути реализации стратегии рекрутинга иностранных студентов.

1. Постановление Кабинета министров Японии от 14 июня 2013 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, тенденции, япония, гульнара краснова, высшее образование

Похожие материалы:
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Иностранные инвесторы вложили в Калужскую область 960 млн. долларов
Поколение учащихся за рубежом
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Академическая мобильность индийских студентов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Китайские студенты за рубежом
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Образование длиною в жизнь

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#88Интернационализация как фактор конкурентоспособности классического университета
#87Региональный инновационный интегратор
#83Обучение под задачи будущего
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники