Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов

Германия является одной из самых популярных стран для обучения иностранных студентов, наряду с Австралией, Великобританией, США, Францией и Японией. Студенческая миграция здесь составляет основную долю от общей иммиграции граждан третьих стран.

Просмотров: 626

Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор
С.В. ПАРФЕНОВА, директор института международных программ Российского университета дружбы народов


Германия является одной из самых популярных стран для обучения иностранных студентов, наряду с Австралией, Великобританией, США, Францией и Японией. Студенческая миграция здесь составляет основную долю от общей иммиграции граждан третьих стран1.

Подобно своим европейским соседям, Германия способствует интернационализации деятельности немецких вузов, а также созданию соответствующих правовых основ, проведению мероприятий, улучшающих популярность страны для обучения иностранных студентов.

Другим важным направлением работы является сохранение пребывания в стране после окончания учебных заведений выпускников-­иностранцев как квалифицированных кадров для немецкого рынка труда. Иностранные студенты считаются важным ресурсом, который мог бы облегчить нехватку высокообразованных специалистов, существующую в некоторых отраслях и регионах и имеющую тенденцию к росту в будущем из­за демографической ситуации.

Законодательная база миграционной политики

На фоне демографических изменений, влекущих старение трудоспособного населения в ближайшем будущем и усугубляющих нехватку квалифицированных работников, во всех экономически развитых странах идут дискуссии в отношении эффективного найма трудящихся мигрантов. Иностранные студенты в этом смысле представляют собой ценный человеческий капитал и потенциально могут быть интегрированы в немецкий рынок труда.

Изменения в законодательной базе, произведенные в последние годы были направлены, во­первых, на развитие большей мобильности иностранных студентов и, во­вторых, на улучшение доступа к немецкому рынку труда иностранных выпускников. В контексте политической дискуссии о более легком доступе к рынку труда и инициативе «Зеленая карта»2 иностранные студенты в 2000 году были определены в качестве будущих квалифицированных рабочих. Чтобы упростить трудоустройство выпускников иностранных университетов, в 2005 году были внесены изменения в законы о пребывании и занятости. Успешные выпускники получили право в течение одного года найти работу и, после заключения трудового договора, получить вид на жительство.

Это позволило преобразовать студенческий вид на жительство в вид на жительство для поиска работы или на работу. Ранее в соответствии с законом об иностранцах 1990 года иностранные выпускники должны были покинуть страну по завершению обучения.

Поправки к закону об иммиграции 2011 года продлили сроки для поиска работы иностранным выпускникам немецких вузов с 12 до 18 месяцев. В этот период иностранные выпускники могут работать без ограничений. А иностранные студенты получили разрешение работать 120 полных дней в году или 240 дней при частичной занятости в течение года во время учебы. Ранее им можно было работать 90 полных дней в году или 180 дней соответственно при частичной занятости. Закон о пребывании предусматривает, что работа должна быть «соразмерной» университетскому диплому и быть связанной с получаемой профессией.

Если иностранный выпускник немецкого вуза проживал в Германии не менее двух лет и имеет работу по своей квалификации, ему предоставляется вид на жительство как резиденту. Для положительного решения по предоставлению вида на жительство необходимо не менее 24 месяцев обязательных или добровольных взносов в пенсионный фонд. Выпускники иностранных университетов, имеющие степень или квалификацию, сравнимые с немецкими квалификациями, могут находиться в стране до 6 месяцев с целью трудоустройства, при условии, что в течение этого периода будут в состоянии себя обеспечивать. Таким образом, реализуется стратегия привлечения квалифицированных специалистов на работу в Германию.

Для получения вида на жительство иностранные студенты, в соответствии с законом о пребывании, должны быть приняты на обучение в аккредитованное высшее учебное заведение: университет, музыкальное училище, художественное училище, колледж образования, университет прикладных наук или профессионально-­техническую академию по очной форме обучения. Иностранные граждане, принятые на заочную форму обучения, не могут претендовать на получение вида на жительство.

Существует пять различных видов на жительство в рамках иммиграции с целью обучения для студентов, иностранных граждан, обучающихся на довузовских курсах для поступления в немецкий университет, ищущих работу иностранных выпускников немецких вузов, а также для студентов языковых курсов и школ. Общий срок пребывания для обучения, в том числе для поэтапного обучения в магистратуре и докторантуре, не должен превышать 10 лет. Вид на жительство может быть продлен на 2 года при наличии достаточных финансовых средств, наличие которых подтверждено документально.

Особые правила установлены для докторантов. При приеме на полную ставку научного сотрудника в период обучения в докторантуре иностранный гражданин может иметь вид на жительство и как обучающийся, и как работающий в соответствии с его решением. Срок вида на жительство определяется продолжительностью программы обучения. Если докторант работает на полставки научного сотрудника, то вид проживания является предметом переговоров. Если докторант участвует в исследовательском проекте, то по его завершению он не имеет права на получение вида на жительство с целью поиска работы в соответствии с законом о пребывании.

​Увеличение числа иностранных студентов в Германии в последние годы происходит благодаря увеличению числа студентов из стран, не входящих в ЕС. При этом число студентов из государств­-членов ЕС остается практически неизменным. Предполагается, что ослабление миграционного законодательства и целенаправленные меры по привлечению этой группы студентов, позволили обеспечить увеличение числа иностранных студентов в немецких вузах.

После успешного завершения учебы в немецком вузе все иностранные студенты имеют право оставаться на территории Германии до 18 месяцев. Заявка на продление вида на жительство после завершения обучения должна быть подана незамедлительно после окончания вуза. Это продление является поощрительной мерой для иностранных студентов по поиску работы по специальности, полученной в немецком высшем учебном заведении. Прямой переход от статуса студента к статусу квалифицированного иностранного специалиста также возможен, если на момент окончания учебного заведения выпускник уже имеет трудовой договор. Однако могут быть исключения. Например, если иностранный выпускник воссоединяется с семьей. Если он покинул Германию по истечении определенного законом времени, то может еще раз единожды обратиться за получением вида на жительство с целью поиска работы, даже находясь за пределами Германии.

В соответствии с разделом 19 закона о проживании, экономической деятельности и интеграции иностранцев на территории Германии категория «высококвалифицированный», в частности, включает ученых с особыми экспертными знаниями, преподавателей и научных сотрудников. Эти лица получают вид на жительство даже без разрешения Федерального агентства занятости. Предполагается, что этой категории лиц не требуется государственная помощь, и они могут самостоятельно трудоустроиться и интегрироваться.

Иностранные граждане, имеющие «Голубую карту ЕС» в соответствии с разделом 19а закона о проживании, экономической деятельности и интеграции иностранцев и завершившие обучение за рубежом или имеющие сопоставимый профессиональный опыт, а также имеющие трудовой договор с годовым окладом не менее 44,8 тыс. евро в год, в первую очередь могут получить вид на жительство на 4 года. Порог минимально необходимой заработной платы ниже у специальностей, по которым проявляется нехватка квалифицированных работников особенно остро, в том числе инженеров, математиков, врачей и ИТ­специалистов.

Плата за обучение

Все вузы, которые финансируются частными организациями, фондами и предприятиями, взимают плату за обучение со студентов. Федеральный конституционный суд объявил введение платы за обучение для государственных высших учебных заведений в 2005 году. Стоимость обучения в Германии примерно около 1 тыс. евро – в зависимости от места расположения вуза. Решение о взимании платы за обучение было отменено в семи федеральных землях после смены правительства в 2012 году, затем ещё в пяти.

Иностранные студенты в немецких вузах платят ту же стоимость за обучение, что и немецкие студенты. В Баварии иностранные студенты могут быть освобождены от платы за обучение по заявлению, в случае, если есть двусторонние или международные соглашения, соглашения в области высшего образования, гарантирующие такое освобождение. Высшие учебные заведения в Нижней Саксонии могут давать стипендии на обучение для студентов, имеющих специальные достижения или высокую степень профессиональной пригодности.

Получение учебной визы

При подаче документов на учебную визу иностранному гражданину необходимо предоставить согласие учебного заведения и доказательства о достаточности финансовых средств для обеспечения проживания в течение года. Если студент получил грант на обучение и покрытие медицинского страхования в размере не менее 670 евро, то он должен предоставить доказательства наличия финансовых средств на проживание в течение года в размере не менее 8 040 евро.

Шенгенская виза выдается для краткосрочного и длительного пребывания иностранных граждан для сдачи экзаменов или нескольких недель обучения в рамках учебных программ на один семестр. Кроме того, виза для обучения категории D может быть предоставлена для обучения на языковых и подготовительных курсах для поступления в вуз, вводных курсах для иностранных студентов. Послабления в визовой процедуре также распространены на стипендиатов Китайского совета по стипендиям.

Случаи злоупотребления в получении вида на жительство касаются продолжительности пребывания в рамках обучения. Их предотвращение может быть гарантировано ежегодными интервью. В группу риска входят граждане Австралии, Израиля, Канады, Новой Зеландии, США, Южной Кореи и Японии, а также граждане Андорры, Гондураса, Монако и Сан Марино, которые не хотят трудоустраиваться на полный рабочий день. В целом систематических злоупотреблений на территории Германии не обнаружено.

Злоупотребления наблюдаются среди представителей Вьетнама, Китая и Монголии. С 1999 года значительно выросло число китайских претендентов на учебу в Германии. При этом многими претендентами были представлены фальшивые документы об образовании и подтверждении языковых компетенций. Конференция министров культуры и образования считает, что риск фальсификации документов требует их более тщательного изучения, чем ранее.

С этой целью были созданы специальные центры – эвалюэйшин (англ. – Evaluation Centers). Первый появился в Китае в июле 2001 года для поддержки работы визового отдела посольства Германии в Пекине. Эвалюэйшин центр является сервисным подразделением отдела культуры посольства Германии в Пекине и в сотрудничестве с Германской службой академических обменов контролирует подлинность представленных документов. Другие подобные были созданы для Монголии в Улан­-Баторе в июле 2006 года и для Вьетнама в Ханое в январе 2007 года. Претенденты на обучение из этих государств допускаются к подаче документов на учебную визу только при наличии свидетельства, выданного соответствующим эвалюэйшин центром.

​Исследования показывают, что трудовая занятость студентов в период обучения является для них крайне важным фактором. Так, из опрошенных иностранных студентов 54 процента полагаются на частичную занятость, чтобы оплачивать свое обучение, 44 процента – на финансовую поддержку, 25 процентов студентов – на стипендию, 12 – на свои сбережения и 10 – на поддержку со стороны партнера. Таким образом, более половины студентов предполагают оплачивать свое обучение благодаря работе.

Трудовая деятельность иностранных студентов

Исследования показывают, что трудовая занятость студентов в период обучения является для них крайне важным фактором. Так, из опрошенных иностранных студентов 54 процента полагаются на частичную занятость, чтобы оплачивать свое обучение, 44 процента – на финансовую поддержку, 25 процентов студентов – на стипендию, 12 – на свои сбережения и 10 – на поддержку со стороны партнера. Таким образом, более половины студентов предполагают оплачивать свое обучение благодаря работе.

Одной из возможностей по привлечению большего числа студентов из третьих стран может стать увеличение срока разрешений на жительство. В настоящее время 60 процентов всех разрешений на жительство, выданных иностранным студентам, дается на срок менее 18 месяцев, а остальные 40 процентов – на срок менее года. Предполагается, что это ведет к нервозности студентов в отношении их дальнейшего пребывания. Вряд ли можно ожидать злоупотреблений в случае выдачи разрешений студенческих видов на жительство на весь срок обучения. Выдача таких разрешений может уменьшить финансовое бремя студентов, если плата за разрешения будет повышена. Кроме того, Германское бюро академических обменов предложило внести изменения в закон о пребывании, продлив максимальный период пребывания для иностранных студентов с 10 до 15 лет с начала их учебы в Германии – от программ бакалавриата до докторантуры.

Увеличение числа иностранных студентов в Германии в последние годы происходит благодаря увеличению числа студентов из стран, не входящих в ЕС. При этом число студентов из государств­членов ЕС остается практически неизменным. Предполагается, что ослабление миграционного законодательства и целенаправленные меры по привлечению этой группы студентов, позволили обеспечить увеличение числа иностранных студентов в немецких вузах.

Результаты исследования отсева студентов показывают, что иностранные студенты, также как немецкие, отчисляются по разным причинам, но бывают отчислены гораздо чаще. В связи с этим всем заинтересованным сторонам следует продолжать и активизировать свои усилия по поддержке иностранных студентов для успешного окончания ими обучения. Федеральным землям предписывается помогать университетам в предоставлении индивидуальной поддержки иностранным студентам.

Международное сотрудничество

Федеральное правительство, федеральные земли, высшие учебные заведения и посреднические организации ведут сотрудничество с зарубежными странами, международными организациями и учреждениями с целью содействия академическим обменам студентов. С 2010 года иностранным студентам из стран, не входящих в Европейский Союз, разрешено участвовать в программе Erasmus Mundus по программам обмена.

По данным сайта Международной мультимедийной компании Германии, в 2014 году в вузах страны впервые обучалось более 300 тыс. иностранцев. Как следует из совместного доклада Немецкой академической службы обменов (DAAD) и Немецкого центра исследований в сфере науки и высшего образования (DZHW), количество иностранных студентов в Германии, по сравнению с 2013 годом, выросло на 19 тыс. и достигло 301 350 человек. По словам федерального министра образования Йоханны Ванки (Johanna Wanka), каждый девятый, получающий высшее образование в Германии, приехал из­за границы – передает агентство AFP. По популярности среди иностранных студентов Германия занимает третье место в мире – после США и Великобритании. При этом наиболее востребованными являются технические науки. Согласно прогнозам немецких властей, к 2020 году число учащихся из-­за рубежа вырастет в Германии до 350 тыс.3

Анализ инициатив Германии по привлечению иностранных студентов показывает, что они важны для немецкого общества. По общему мнению, их присутствие содействует международному обмену знаниями и межкультурными компетенциями, а следовательно, улучшает качество немецкого образования. Иностранные выпускники еще более важны как высококвалифицированные специалисты, владеющие немецким языком, знающие культуру и методы работы в Германии, обладающие навыками, которые могут значительно ускорить их социальную и экономическую интеграцию в немецкое общество.

  1. Annual Policy Report 2013 by the German National Contact Point for the European Migration Network (EMN) [Ежегодный доклад за 2013 год Немецкого национального контактного пункта Европейской миграционной сети] [Электронный ресурс] // Federal Office for Migration and Refugees. – 2014. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/migrant-integration/index.cfm?action=furl.go&go=/librarydoc/germany-emn-annual-policy-report-2013 свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 15.05.2015).
  2. Инициатива «Зеленая карта» (англ. – Green Card initiative) осуществляется в Германии с 2000 года. Ее суть в выдаче разрешений на работу гражданам стран, которые не входят в Европейский Союз, являющихся высококвалифицированными специалистами по востребованным для национального рынка труда квалификациям и специальностям.
  3. Источник: http://www.dw.com/ru/число-иностранных-студентов-в-германии-впервые-превысило-300-тысяч/a-18602768 (Дата обращения: 27.11.2015).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспорт образования: опыт Германии
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Китайские студенты за рубежом
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Поколение учащихся за рубежом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ