Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы

Российские вузы включились в борьбу за иностранных студентов благодаря ежегодному мониторингу эффективности вузов. Теперь региональные вузы должны иметь не менее 0,7 процента, а вузы Москвы и Санкт Петербурга не менее 3 процентов иностранных студентов от общего контингента.

29.01.2014
Просмотров: 1666

Активизация деятельности

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна – проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов, доктор философских наук, профессор. Главный редактор журнала «Вестник РУДН» (серия «Информатизация образования»). Член экспертного совета по международному образованию Госдумы РФ, член координационного совета по информатизации государств СНГ.

Российские вузы включились в борьбу за иностранных студентов благодаря ежегодному мониторингу эффективности вузов. Теперь региональные вузы должны иметь не менее 0,7 процента, а вузы Москвы и Санкт Петербурга не менее 3 процентов иностранных студентов от общего контингента. Фактически этот индикатор принципиально поменял отношение внутри образовательных организаций к международной деятельности, заставил руководство вузов занять активную позицию в привлечении иностранных студентов. Можно даже говорить о революции (в положительном смысле), имея в виду тот факт, что до последнего времени очень часто международная служба вуза рассматривалась как обслуживающее подразделение, которое работало то в режиме туристического бюро, то бюро перевода.

Сейчас от международной службы ждут реальных студентов из ближнего и дальнего зарубежья, а от результатов работы этого структурного подразделения зависит уже вопрос эффективности и неэффективности работы вуза. Неслучайно, в большинстве российских вузов идет реорганизация международных служб и повышение квалификации сотрудников.

Как же в короткий срок в рамках приемной кампании привлечь иностранцев на учебу, а потом еще их удержать? Есть ли такие инструменты? И если да, то какие?

Для начала надо понять, какое число студентов будет составлять то минимальное пороговое значение, которое требуется достичь. Что значит 0,7 или 3 процента от общего контингента, и какие категории иностранных обучающихся в это количество входят. Так, например, стажеры, ординаторы, обучающиеся на подготовительных факультетах, студенты в рамках включенного обучения и даже аспиранты не входят в необходимое количество. Войдут бакалавры, магистры, обучающиеся по очной форме, включая студентов, обучающихся на совместных программах. Очевидно, что расчеты должны быть произведены совместно с подразделением, занимающимся учетом студенческого контингента.

Следующим шагом должно стать маркетинговое экспресс­ исследование. Результатом будет определение списка стран, из которых предполагается набор студентов, и перечень привлекательных специальностей и форм обучения, на которые могут быть привлечены иностранные студенты.

На первом этапе упор важно сделать на страны ближнего зарубежья, то есть СНГ и Балтии. По понятным причинам– это и единое языковое пространство, и традиционно положительное отношение к российскому образованию, и узнаваемость российских вузов в этих странах.

Большая часть абитуриентов из стран СНГ и Балтии принадлежит к так называемому русскоязычному населению, которое путем учебной миграции пытается закрепиться в России. К сожалению, финансовые возможности таких абитуриентов и их семей невелики, поэтому на увеличение контингента можно влиять путем гибкой ценовой политики. Имеется в виду, что для студентов из стран СНГ и Балтии можно установить стоимость обучения, которая будет ниже, чем у граждан РФ, но не ниже норматива затрат, который устанавливается Минобрнауки РФ ежегодно. Вместе с тем чаще всего даже эта стоимость бывает неподъемной для указанной категории абитуриентов, поэтому желательно разработать комплекс мер финансовой поддержки. Возможно, вуз может предоставить студентам бесплатное жилье, материальную помощь из внебюджетных средств, обеспечить талонами на питание и предложить работу внутри кампуса. Конечно, многое зависит от материально-технической базы вуза, но ведь и индикатор необходимо выполнять. Поэтому четкое понимание, сколько студентов-иностранцев должно быть принято ежегодно, позволит рассчитать затраты, которые придется нести на вышеназванные мероприятия.

В рамках маркетингового исследования можно поднять архивы личных дел выпускников советского периода, чтобы понять, из каких республик традиционно обучались студенты, где, возможно, работают выпускники, чтобы их привлечь к приемной кампании вуза.

По итогам 2012-2013 учебного года в блоке оценки «Интернационализация» Рейтинга классических и национальных исследовательских университетов среди 106 отечест­венных вузов Российский университет дружбы народов занимает первое место.

По данным ИА «Интерфакс».

Параллельно необходимо провести ревизию сайта вуза. При необходимости предоставить полную и ясную информацию для абитуриентов из стран СНГ и Балтии по обучению и его стоимости, условиям проживания, различным программам лояльности и другим вопросам.

Следующим шагом должна стать подготовка плана командирования и выставочной деятельности в рамках приемной кампании. Информации о международных выставках во всех странах ближнего и дальнего зарубежья в свободном доступе в интернете много. Важно понять, насколько продуктивна будет экспозиция, в течение какого времени она проводится, сколько посетителей систематически ее посещают, какие вузы и страны представлены. Конечно, не все презентации одинаково эффективны. Однако, если хотя бы два-­три абитуриента после выставки приедут на обучение, считайте, что затраты уже окупились. В период проведения выставки необходимо проработать возможность посещения партнерских вузов или тех, которые рассматриваются как партнерские в будущем. В рамках визита, проработанного заранее, необходимо договориться о презентации, чтении лекции, встрече со студентами выпускных курсов.

Все описанные выше мероприятия понятны, давно известны и их фактически нужно только активизировать, придать новый импульс.

Новые инструменты

Одной из новых форм привлечения студентов является сотрудничество с рекрутинговыми агентствами по набору иностранных студентов. Рекрутинговые агентства можно встретить на международной выставке ICEF (International Conferences and Educational Fairs, www.icef.com). Ее цель и состоит в том, чтобы наладить сотрудничество между образовательными организациями и агентствами по рекрутингу.

Рекрутинговые агентства работают в соответствии с договором, по которому за их деятельность они получают вознаграждение. Как правило, сумма выражается в процентах: в среднем около 15 от стоимости первого года обучения и, возможно, в последующие годы в пределах 1-2 ежегодно. Поскольку деятельность агентства попадает под категорию услуг, то вуз должен провести конкурс, если сумма вознаграждения будет превышать 400 тыс. рублей в квартал. Такого рода конкурсы уже проводятся, а с документацией можно ознакомиться на портале госзакупок (http://zakupki.gov.ru).

Конечно, есть большая опасность репутационных потерь при работе с рекрутинговыми агентствами. Почему? Интересы вуза представляет иностранная кампания, которая, чтобы заполучить абитуриента, может пообещать нереальные вещи. В таком случае по приезду студента ждет разочарование, а международную службу – объяснения. Только внимательный отбор агентства, четкий договор на случай непредвиденных ситуаций помогут избежать проблем.

Расчет с агентством проходит после того, как студенты заехали и оплатили обучение за год по договору с вузом. При этом нужно внимательно прописать сроки оплаты и условия возврата денежных средств студенту. Точнее, нужно прописать, с какого срока денежные средства не возвращаются: от начала учебного года или семестра. В отдельных случаях студенты просят рассрочку платежа, определенный график оплаты: поквартальный, помесячный, семестровый. Все это допустимо, но должно учитываться в расчетах с агентством.

Как выбирать агентство? Вопрос это сложный, но есть некоторые основные критерии: размер агентства, срок его работы на рынке образовательных услуг, репутация. При этом надо иметь в виду, что агентств значительно меньше, чем вузов, желающих получить студентов. Поэтому хорошее агентство придется убеждать работать с конкретным вузом. Работа с агентством требует постоянного внимания, личных встреч и посещения, а также оперативных ответов на вопросы его менеджеров, которым в свою очередь задают вопросы потенциальные абитуриенты.

Без услуг агентства не обойтись при работе с миграционно опасными странами, куда командирование сотрудников международной службы нежелательно, а также со странами, где деятельность по рекрутингу должна быть лицензирована государством в лице национального министерства образования: как, например, в КНР.

Положительным в работе с агентствами является то, что обычно расчет с ними идет после проведения набора студентов, и редко бывает так, что какие-то из них просят авансировать их деятельность.

Хорошая возможность по рекрутингу иностранных студентов – реклама на специализированных сайтах. Принцип их работы следующий: вуз размещает информацию о своих программах по заданному шаблону после оплаты взноса, и потенциальные студенты, обращающиеся к услугам сайта, видят рекламу вуза. Сайтов подобного рода достаточно много, стоимость ежегодного взноса сильно отличается от их известности, количества посетителей и прочих обстоятельств. Есть сайты, которые работают на определенный регион или страну, уровень обучения (только магистратура или краткосрочные курсы), только на иностранных языках.

Работа вуза с подобными сайтами требует существенных вложений, и российские учебные заведения представлены здесь крайне незначительно. Бесплатной может стать реклама вуза в сетевых масс-медиа Facebook, Twitter, G+ и Youtube на английском и других иностранных языках. Большинство вузов мира имеют подобные ресурсы и активно их используют для привлечения абитуриентов.

Конечно, вышеперечисленные основные подходы и инструменты – только первый шаг к построению системы набора иностранных студентов. Но даже они могут дать существенные положительные результаты в самые короткие сроки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: экспорт образования, гульнара краснова, тенденции, ао-69

Похожие материалы:
Трудовые будни WorldSkills Russia
Интернационализация японских университетов
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Китайские студенты за рубежом
Иностранные инвесторы вложили в Калужскую область 960 млн. долларов
Развитие экспорта новозеландского образования
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Эксперт назвал главную причину проблем качества подготовки в вузах
Есть все основания полагать, что недостаточное, а то и полное отсутствие конкуренции является...
Специальный проект "100 бесед о науке"
Южный федеральный университет запускает специальный проект "100 бесед о науке". Как и чем живет...
Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»
В Архангельске прошло выездное заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»...
Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
Комиссия по присуждению премий Алтайского края в области науки и техники объявила об очередном...
Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
С 1 сентября 2017 года в Красноярске на базе Сибирского федерального университета стартует Высшая...
Из журнала
#87Информационная среда как фактор успеха
#83Новости 83
#82Ульяновский госуниверситет развивает международное сотрудничество
#87Пути модернизации профессионального образования
#83Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»