Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции

По данным ЮНЕСКО Франция занимает третье место в мире по количеству принимаемых иностранных студентов: 7 процентов от общего количества иностранных студентов в мире. В 2013-2014 годах здесь обучалось чуть более 295 тыс. иностранных граждан по программам третичного образования, что на 2 процента выше показателей предыдущего года.

26.06.2015
Просмотров: 70

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор

Ш.В. ТАГИРОВА, директор по международным связям НИУ «Высшая школа экономики», кандидат политических наук


По данным ЮНЕСКО Франция занимает третье место в мире по количеству принимаемых иностранных студентов: 7 процентов от общего количества иностранных студентов в мире. В 2013-2014 годах здесь обучалось чуть более 295 тыс. иностранных граждан по программам третичного образования[1], что на 2 процента выше показателей предыдущего года. Из них около 218 тыс. человек (74 процента) являются учащимися университетов[2]. Количество иностранных студентов во Франции ежегодно растет.

Стабильный рост

Положительная динамика количества иностранных студентов во французских вузах наблюдается уже шестое десятилетие. Если в 1960 году число студентов в национальных вузах составляло 310 тыс. человек, то в сентябре 2013 года насчитывалось 2 422 900[3]. Из них доля иностранных составила 12 процентов, а аспирантов – 41 процент[4]. В 2014 году также отмечался рост общего количества студентов: по сравнению с 2013 годом, на 1,5 процента – 2 466 500 человек[5]. К 2025 году Франция планирует увеличить количество иностранных студентов вдвое[6].

Более половины иностранных студентов, обучающихся во Франции, являются гражданами Марокко, Китая, Алжира, Туниса и Сенегала. В целом географическое разнообразие в процентах выглядит следующим образом: представители Африки – 43, Европы – 26, Азии – 19, Америки – 8, Ближнего Востока – 4[7].

На протяжении многих лет наиболее крупным контингентом иностранных студентов являются представители Королев-ства Марокко. Однако существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы студенты из Китая могут их потеснить. Сейчас Франция занимает шестое место в мире по приему китайских граждан на обучение, и интерес к французскому высшему образованию среди них неуклонно растет.

Во Франции отсутствуют официально опубликованные списки приоритетных стран набора иностранных студентов, а также приоритетные направления по их приему[8]. Тем не менее особое внимание уделяется привлечению ино­странных студентов из франкоязычных стран Азии и Афри­ки, Египта, Индии, Европы и Средней Азии[9].

Кроме того, в течение двух лет предполагается увеличить втрое количество индийских студентов, в особенности на долгосрочных программах, ведущих к получению университетской степени (в настоящее время индийские студенты во Францию прибывают в основном для прохождения кратко-срочных и среднесрочных программ)[10]. Эксперты отмечают, что предпочтение при наборе иностранных студентов отдается поступающим на программы магистерского и особенно докторского уровней, при этом поощряется увеличение мобильности в рамках межвузовского партнерства[11].

Повышение привлекательности

Продвижение французского высшего образования за рубежом главным образом возложено на агентство КампюсФранс (франц. – CampusFrance), которое располагает широкой сетью представительств по всему миру[12]. Его финан­сирование осуществляется из государственного бюджета. Деятельность агентства направлена на повышение привлекательности французской системы высшего образования за рубежом, оказание содействия иностранным студентам в выборе учебных программ и учебных заведений, предоставление консультаций об административных процедурах при поездке на учебу во Францию[13].

В 2013-2014 годах доход государственного бюджета Франции от иностранных студентов составил около 4,65 млрд. евро, из них 3 250 млн. приходится на ежедневное потребление товаров и услуг, 563 млн. – на регистрационный сбор в вузах при зачислении, 364 млн. – прибыль авиакомпаний страны от продажи билетов студентам из зарубежья и 466 млн. – расходы граждан, прибывающих с целью навестить родных и близких, обучающихся во французских вузах[14].

Для сохранения высоких позиций национальной системы высшего образования на международном образовательном рынке 22 июля 2013 года во Франции был принят закон № 2013-660 о высшем образовании и научных исследованиях. Документ ознаменовал начало официальных реформ системы высшего образования Франции, которые привели к существенным структурным изменениям, включая реформирование механизма управления на разных уровнях системы образования, расширения экспорта образовательных услуг, повышения привлекательности обучения во французских вузах для иностранных граждан.

Новый закон предусматривает введение квот на дипломы техников высшей квалификации (франц. – Le brevet de technicien supérieur, BTS) и университетские дипломы технологов (франц. – Le diploma universitaire de technologie, DUT), подписание соглашений между подготовительными отделениями и университетами, открытие новых отделений бакалавриата, изменение управленческой структуры университетов, интеграцию стажировок в учебные программы, предписание учебным заведениям, предлагающим дипломы о высшем образовании (технические дипломы, подготовительные отделения CPGE), публикации статистики об успеваемости своих студентов на выбранных ими специальностях, а также о дальнейшем образовании и трудоустройстве после окончания вуза.

Особый акцент делается на развитии цифровых технологий в образовании. В соответствии со ст. 16 Закона о выс­шем образовании и научных исследованиях вузы должны «выкладывать в свободный доступ электронные версии учебных программ в случае, если данные дисциплины позволяют это сделать».

Еще одним важным нововведением стало разрешение французским вузам вести преподавание не только на французском языке, но и на иностранном, в случае, если курс читается приглашенным зарубежным профессором. Эта мера направлена на увеличение предложения образовательных программ на английском языке. С момента принятия Закона о высшем образовании и научных исследованиях от 2013 года во французских вузах было запущено более тысячи англоязычных программ.

Указанный документ внес также важные изменения в законодательную часть Кодекса о въезде и пребывании иностранцев и праве на проживание, в результате чего миграционные процедуры для студентов и исследователей упростились[15]. Кроме того, изменился доступ на рынок труда для студентов, имеющих степень магистра или эквивалентную ей, через авторизацию на временное проживание, а также условия для предоставления многолетнего вида на жительство. Исследователи в случае непредвиденной потери работы не по их воле в соответствии с новым законом уже не теряют вид на жительство. Законом предусмотрена подача заявок на временный вид на жительство. Причем не только в префектурах, но и в университетах, подписавших с ними соглашения. В 2013 году было открыто 25 таких пунктов заявок и планируется дальнейшее увеличение их количества до полного охвата всех вузов.

Рядом французских университетов внедрена система «единого окна поддержки иностранных студентов» (далее – «единое окно») – оказание всяческого содействия в адаптации и интеграции прибывших на обучение иностранных граждан в университетскую жизнь и жизнь французского общества. А именно: предоставление необходимой информации о студенческой жизни в вузе, оказание помощи в приобретении медицинской страховки, продлении учебной визы, поиске жилья, встрече в аэропорту и многое другое. Данный перечень – это всего лишь незначительная часть услуг, предоставляемых «единым окном» университета. Каждый вуз самостоятельно устанавливает функционал для своего «единого окна»[16].

В рамках предварительных консультаций до парламентских дебатов было проведено обсуждение по видам на жительство для иностранных студентов, имеющих начальное профессиональное образование и опыт работы. В ходе дебатов в Сенате и Национальном Собрании было выдвинуто несколько идей, которые могли бы усилить миграционную политику привлекательности Франции для иностранных студентов и молодых квалифицированных специалистов. Министр высшего образования и научных исследований предложил – с целью содействия перехода иностранных студентов на рынок труда в статусе наемных работников продлить срок действия разрешения на предварительный вид на жительство и пересмотреть трудовое законодательство, а также статус таких иностранных граждан.

Летом 2013 года министерства внутренних дел и высшего образования направили в префектуры циркуляр, касающийся проблемы многолетних видов на жительство для студентов, обучающихся во французских вузах по программам магистратуры. В документе повторяются условия, изложенные в Кодексе о въезде и пребывании иностранцев и праве на проживание, подробно изложены и методы работы по их реализации.

Несмотря на воплощение целенаправленной государственной политики по привлечению иностранных студентов, заявленной четко на государственном уровне стратегии по этому направлению во Франции нет[17]. Вместе с тем реформы высшего образования в части его экспорта позволяют сохранять позиции французских университетов в привлечении иностранных студентов и способствуют неуклонному ежегодному приросту их числа.

[1] L’essentiel des chiffres clés № 9, Septembre 2014. CampusFrance. http://ressources.campusfrance.org/publi_institu/etude_prospect/chiffres_cles/fr/chiffres_cles_n9_essentiel.pdf
[2] Там же.
[3] La Stratégie Nationale De L’enseignement Supérieur (Stranes). Rapport d’étape du Comité StraNES. http://www.sup­recherche.org/images/pdf_divers/Rapport_etape_StraNES_8_juillet_­_17h04_339053.pdf
[4] Там же.
[5] Официальный сайт Министерства национального образования, выс­шего образования и науки Франции. http://www.enseignementsup­recherche.gouv.fr
[6] La Stratégie Nationale De L’enseignement Supérieur (Stranes). Rapport d’étape du Comité StraNES. http://www.strategie.gouv.fr/sites/strategie.gouv.fr/files/archives/CGSP_rapport_Etudiants_etrangers_web.pdf
[7] Au­delà de l’influence: l’apport économique des étudiants étrangers en France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_Economique_des_Etudiants_etrangers_­_Campus_France_Version_Finale_cle0fd785.pdf
[8] Ткач Г.Ф., Филиппов В.М. Организационно­правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг. – М., РУДН, 2014.
[9] См.: Rapport d’activite 2010. Agence CampusFrance // resources.campusfrance. org/agence_cf7rapports_activites/fr/rapport_activite2010.pdf
[10] Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов. Организационно­правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг. – М., РУДН, 2014.
[11] Там же.
[12] КампюсФранс. Официальный сайт http://www.campusfrance.org
[13] Там же.
[14] Au-delà de l’influence: l’apport économique des étudiants étrangers en France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_Economique_des_Etu­diants_etrangers_­_Campus_France_Version_Finale_cle0fd785.pdf
[15] Annual Policy Report 2013. French National Contact Point for the European Migration Network (EMN).
[16] Accueil des étudiants étrangers en France. http://www.france.fr/etudier­en­france/accueil­des­etudiants­etrangers­en­france.html
[17] Ткач Г.Ф., Филиппов В.М. Организационно­правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг. – М., РУДН, 2014.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-80, тенденции, экспорт образования, Франция, гульнара краснова

Похожие материалы:
Развитие экспорта новозеландского образования
Поколение учащихся за рубежом
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Академическая мобильность индийских студентов
Интернационализация японских университетов
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Китайские студенты за рубежом
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Из журнала
#83Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
#88ФИЭБ: новые возможности
#89Слово редактора к №89
#84Паспорт региона: Пермский край
#89Академическая мобильность индийских студентов
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»