Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов

Еще десять лет назад государственная образовательная политика в Китае была направлена на обучение за рубежом лучших студентов из числа граждан КНР. Правительство было заинтересовано в изучении опыта их обучения в ведущих зарубежных университетах. В последние несколько лет ситуация изменилась.

Просмотров: 1633

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор
А.А. КРАСНОВА, магистрант Университетского колледжа Лондона

Еще десять лет назад государственная образовательная политика в Китае была направлена на обучение за рубежом лучших студентов из числа граждан КНР. Правительство было заинтересовано в изучении опыта их обучения в ведущих зарубежных университетах. В последние несколько лет ситуация изменилась. Страна приступила к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты.

Стратегические приоритеты

В Национальном плане по среднесрочному и долгосрочному реформированию и развитию образования, опубликованном Министерством образования КНР в 2010 году, были обозначены следующие стратегические приоритеты в части экспорта образования:

  • увеличение числа иностранных студентов в Китае;
  • увеличение числа китайских государственных стипендий для иностранных студентов;
  • субсидирование исследований, проводимых в Китае студентами из развивающихся стран;
  • увеличение числа программ высшего образования, преподаваемых на ино­странных языках в китайских университетах;
  • повышение качества образования;
  • реализация Плана обучения за рубежом китайских граждан за счет средств государственного бюджета в целях повышения международной мобильности студентов.

Кроме того, были приняты количественные показатели: китайское правительство поставило задачу привлечь на обучение в национальные университеты 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году, из них 150 тыс. по программам высшего образования, а также сделать Китай азиатской страной номер один по числу иностранных студентов.

В настоящее время в Китае обучается менее 10 процентов от всех ино­странных студентов в мире1. В марте 2015 года Министерство образования КНР опубликовало официальную статистику по количеству иностранных студентов в китайских университетах, откуда следует, что, по сравнению с 2013 годом, количество их увеличилось на 5,7 процента2. Всего в КНР обучается 377 054 ино­странных студента из 203 стран мира. Особенно выросло количество студентов из Африки – 41 677 человек (рост составил 24,93 процента за год) и Океании – 6 272 человека (рост – 32,24 процента за год), в то время как студентов из Север-ной и Южной Америки стало меньше на 2,45 процента3.

Большинство иностранцев обучается на краткосрочных курсах по изучению китайского языка, это около 60 процентов всех иностранных студентов в стране4. По программам высшего и послевузовского образования обучаются
40 процентов всех иностранных студентов, и их количество постоянно увеличивается. При этом 80 процентов иностранных студентов обучаются по программам бакалавриата. Самые популярные из них – китайский язык, изобразительное искусство и медицина. В то же время растет популярность естественных наук, бизнеса и менеджмента. На английском языке в университетах Китая преподаются в основном курсы по бизнес-администрированию и управлению. Их стоимость значительно выше, чем плата за обучение на китайском языке, как для местных, так и для иностранных студентов.

Стипендии для иностранцев

Китайское правительство оказывает значительную финансовую поддержку иностранным студентам. На данный момент государство предоставляет несколько типов стипендий, которые выделяются 279 китайским университетам для обучения иностранных студентов по всем уровням, включающим следующие академические программы: естественные науки, инженерия, сельское хозяйство, медицина, право, экономика, менеджмент, гуманитарные науки (философия, история и изобразительное искусство). Стипендии делятся на семь категорий: двусторонние совместные программы, китайская университетская программа, программа «Великая стена» (англ. – Great Wall), программы Европейского Союза, программа Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, программа Форума тихоокеанских островов и программа Всемирной метеорологической организации. Иностранные студенты обучаются в 465 высших учебных заведениях Китая, которые были выбраны правительством как подходящие для приема иностранных студентов с учетом оценки качества образования в этих вузах.

В апреле 2012 года министерство увеличило число стипендий для иностранных студентов. В результате стипендиальный фонд на 2012-2013 учебный год составил около 1,5 млрд. юаней (примерно 238 млн. долларов). Правительство Китая расширило объем стипендиальной поддержки иностранных студентов из стран Азии, ЕС и Океании, а также аспирантов вне зависимости от страны гражданства. В период между 2010 и 2020 годами планируется выделить 10 тыс. государственных стипендий студентам из стран Юго-Восточной Азии для обучения в Китае.

Китайское правительство предлагает иностранным студентам, планирующим обучаться на бакалаврских программах в Китае по государственной программе, стипендии, годовую программу бакалавриата по изучению китайского языка для приобретения необходимых знаний и навыков, чтобы начать то или иное обучение по образовательной программе на китайском языке. Министерство также разработало тест на знание китайского языка для подготовки иностранных студентов.

Безусловно, стипендиальная поддержка иностранных студентов оказывает существенное влияние на привлекательность обучения в Китае. В то же время стоимость обучения в китайских университетах относительно невысока для иностранных студентов и колеблется в диапазоне от 1,6 тыс. до 2,9 тыс. евро – для программ бакалавриата, от 2 тыс. до 3,4 тыс. евро – за магистерские программы и от 2,5 тыс. до 3,8 тыс. евро – за программы докторантуры. Необходимо отметить, что цены на обучение для иностранных студентов в Китае не устанавливаются централизованно, поэтому стоимость различается между вузами и программами. С учетом вышеуказанного количество студентов, обучающихся на условиях самофинансирования, также ежегодно увеличивается.

Соглашения с зарубежными странами

Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании квалификаций и степеней по меньшей мере с 34 странами мира. Значительным шагом вперед для КНР в признании квалификаций стало подписание в 2011 году Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования5.

За последние годы расширилось сотрудничество и обменные программы студентами приблизительно со 188 странами мира (в том числе и со странами ЕС). Например, Китай и Франция договорились увеличить количество французских студентов, обучающихся в Китае, до 10 тыс. в ближайшие пять лет. У Правительства КНР нет утвержденного перечня зарубежных стран целевого набора, но Минобразования Китая на своем официальном сайте заявляет, что Китай «принимает основные страны; соседние страны – как страны первостепенного значения; развивающиеся страны – как базу»6. Под основными странами, хотя они и не определены, можно предположить, имеются в виду США7, Россия и Индия. В отношении «соседних стран» в 2010 году государственный советник Лю Яньдун заявила8, что Китай и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии должны изучить возможность региональной образовательной интеграции для развития регионального студенческого обмена. Цель Китая к 2020 году – принять по академическому обмену 100 тыс. студентов из стран АСЕАН и столько же отправить в страны АСЕАН китайских студентов.

Студенты из Америки и Европы составляют лишь четверть иностранных студентов, отправляющихся на учебу в Китай. Две трети от всех иностранных студентов приезжают из Азии: в частности, из Южной Кореи и Японии.

Китайское правительство также создало широкий спектр программ по обмену студентами из африканских стран, что является частью более широкой программы экономического сотрудничества со странами Африки. Официально Китай поощряет обучение африканских студентов по тем специальностям, которые больше всего нужны в Африке, что в то же время способствует укреплению «мягкой силы» Китая на африканском континенте. В 2012 году Китай принял более 27 тыс. студентов из Африки, к концу 2013 – уже более 35 тыс. африканских студентов9.

В целом Китай последовательно расширяет диапазон стран для привлечения иностранных студентов, и китай­ские стипендиальные программы правительства предоставляются студентам из стран Европы, Латинской Америки, Канады и Австралии.

Кроме того, почти в 80 странах мира10 функционируют 305 институтов Конфуция и китайских школ, которые популяризируют изучение китайского языка и культуры за рубежом, способствуя привлечению иностранных студентов для обучения и проведения исследований в Китае.

​В целом Китай последовательно расширяет диапазон стран для привлечения иностранных студентов, и китайские стипендиальные программы правительства предоставляются студентам из стран Европы, Латинской Америки, Канады и Австралии.

Открытие совместных кампусов

Текущий план реформы образования Китая направлен на интернационализацию образования, стимулирование сотрудничества с университетами мирового класса и научно-исследовательскими организациями. Правительство Китая поощряет престижные зарубежные университеты открывать свои кампусы в Китае в сотрудничестве с китайскими университетами. Среди прочего такие кампусы являются способом привлечения не только китайских студентов, но и иностранных.11 В то время как в Китае функционируют тысячи совместных программ, существует совсем немного совместных учреждений, имеющих кампусы,12 созданные при участии китайских и зарубежных университетов. Например, таких как Ноттингемский университет и Университет Ванли в Нинбо, Сианьский университет и Ливерпульский университет в Сучжоу, Китайско-британский колледж в Шанхае, созданный консорциумом девяти британских университетов, Университет Монаш и Юго-Восточный университет также в Сучжоу, Университет Дьюка и Уханьский университет в городе Куньшань.

Совместные учреждения являются достаточно новым явлением в Китае и жестко контролируются национальными, провинциальными и местными органами власти. Они предоставляют, в основном, обучение по программам высшего образования для китайских студентов на месте, чтобы китайская молодежь имела шанс получить международно признанный диплом без необходимости покидать страну. Для иностранных студентов, обучающихся в подобных университетах, важным фактором является и то, что получение такого диплома в Китае стоит намного дешевле, чем в Великобритании и других странах Европы.

Один из успешных примеров совместных учреждений – кампус Ноттингемского университета в Нинбо, в котором в настоящее время обучается более 8 тыс. студентов из России, Казахстана и Индонезии, а также из большинства европейских, южноамериканских и североамериканских стран. Учитывая обменный курс, стоимость проживания и обучения в Китае, студенты тратят значительно меньше финансовых средств по сравнению с обучением в Великобритании, что является для них крайне привлекательным. Среди причин выбора кампуса Ноттингемского университета в Китае иностранные студенты указывают следующие: получение британской степени и диплома, возможность провести время в Китае, высокое качество обучения.13

Лучшие китайские университеты – как Чжэцзян, Пекинский и Цинхуа – принимают около 3 тыс. иностранных студентов ежегодно. Количество иностранных студентов из неазиатских стран в этих университетах каждый год растет. Хотя все три вуза ведут преподавание по отдельным программам на английском языке, большинство иностранных студентов в них обучается на китайском языке, и их число увеличивается.

Пекинскому университету было предоставлено государственное финансирование на открытие летней школы в сотрудничестве с Лондонской школой экономики, Оксфордским университетом, Кембриджским университетом, Австралийским национальным университетом, Университетом Калифорнии и, до этого года, с Йельским университетом. Летняя школа работает два месяца в году – в июле и августе – и позволяет привлечь студентов из ведущих университетов мира в Пекинский университет на летний семестр.

В марте 2015 года Стэндфордский университет открыл новый исследовательский центр в Пекине как новую площадку для дальнейшего сотрудничества и академических обменов между Пекинским университетом и Стэндфордским университетом. Но не все проекты имеют успех. Совместная программа бакалавриата Пекинского и Йельского университетов, стартовавшая в 2008 году, была приостановлена в 2014-м в связи с тем, что необходимое количество студентов из Йельского университета не набралось: вместо 15 студентов только 4 изъявили желание поехать в Пекинский университет. В связи с этим в Йельском университете было решено не продолжать программу.

Региональная интерпретация национальных правил

В Китае разработка и реализация национальной политики в области образования возложена на министерство образования. Каждая провинция или муниципалитет имеют
комиссию образования, которая подчиняется министерству.14 Эти комиссии реализуют национальную политику на региональном уровне и отвечают за управление образованием в регионе и за университеты, расположенные в регионе. У каждого из городов и провинций есть собственные бюро или комиссии, которые реализуют региональную политику и являются ответственными за школы и вузы. Каждый уровень управления может иметь свою интерпретацию национальных правил, которые могут отличаться друг от друга относительно реализации государственной политики, в том числе по рекрутингу иностранных студентов.

Примечательно, что каждая провинция Китая имеет контрольные цифры приема иностранных студентов, и в соответствии с ними осуществляются финансирование и планирование приема иностранных студентов. Например, муниципалитет Шанхая ожидает, что количество иностранных студентов в городе возрастет до 70 тыс. до конца 2015 года.15 Для поощрения выдающихся студентов, переезжающих сюда на учебу, в соответствии с Планом комиссии по развитию образования в Шанхае на период 2011-2015 годов, создана комплексная система стипендий. Согласно этому документу город увеличил количество собственных стипендий. Кроме того, власти Шанхая поощряют университеты, предприятия и организации учреждать их соб­ственные стипендии для иностранных студентов. Усилия муниципалитета дали свои результаты: количество иностранных студентов в городе в последние годы постоянно растет. В 2011 году около 47,7 тыс. иностранных студентов обучалось в Шанхае, из них треть была зачислена на основные университетские программы. Целью плана муниципалитета является увеличение числа студентов в вузах Шанхая до 70 процентов.

В Шанхае была создана Международная студенческая деревня Tohee (англ. – Tohee International Student Village),16 которая объединила несколько университетов города, став одним из крупнейших международных студенческих общежитий. Здесь создан Международный фонд сервиса для иностранных студентов. Фонд покрывает аренду квартир студентами на период четырехгодичного обучения, помогает обучающимся из малоимущих семей и поощряет имеющих высокие академические результаты.

В Университете Фудань обучается более 4 тыс. иностранных студентов из 118 стран мира. Ежегодно Университет Фудань выделяет около 1,5 млн. юаней для своих иностранных студентов. Преимущество имеют те, которые обучаются на технических специальностях и занимаются исследованиями. Среди курсов, предлагаемых университетом Фудань и являющихся популярными у иностранных студентов, – история и культура Китая, социальная наука, политика, экономика и управление.

Власти Шанхая в рамках своей политики поощряют развитие международных программ обмена для привлечения иностранных студентов, проведение летних школ в городе, приглашение иностранных лекторов в университеты. Так, в 2012 году в Шанхайский университет Цзяо Тун были приглашены более 80 зарубежных профессоров и ученых для чтения лекций в течение четырёхнедельных летних курсов, запущенных в том же году.

В качестве оказания помощи иностранным студентам в адаптации к жизни и обучению в Китае город планирует учредить подготовительную школу, где у молодых людей будет возможность начать учить китайский язык и приобрести навыки работы на компьютере. Согласно плану в Шанхае создадут несколько сервисных центров для иностранных студентов, которые будут помогать находить жилье иностранным студентам, изучать китайский язык и организовывать образовательные туры. Кроме того, здесь появятся 10 центров китайской культуры для иностранных студентов, чтобы помочь им лучше понять страну, ее историю и культуру.

Студенческий кампус существует и в Пекине.17 Три года назад на территории Пекинского университета открылась Глобальная деревня (англ. – Peking University’s Zhong Guanxinyuan Global Village). Здесь размещаются иностранные студенты Пекинского университета, признанного лидером в Китае. Условия проживания иностранных и китайских студентов крайне отличаются. Причем последние время от времени жалуются, что условия для иностранцев намного лучше, чем для местных. К сожалению, китайские студенты не могут проживать в таких общежитиях ввиду введенных ограничений на проживание там только иностранцев, даже несмотря на согласие оплатить свое пребывание в таком общежитии.

По мнению Чжао Янже, декана и директора Международного образовательного центра в Дунбэйском университете финансов и экономики в Даляне, региональные университеты могут работать лучше с близлежащими странами Азии, если получат больше автономии (с учетом, что такие китайские провинции, как Юньнань и Гуанси, разделяют образ жизни с соседними юго-восточными азиатскими странами).18

​Примечательно, что каждая провинция Китая имеет контрольные цифры приема иностранных студентов, и в соответствии с ними осуществляются финансирование и планирование приема иностранных студентов.

Высокая конкуренция

Стратегия привлечения иностранных студентов в китайские университеты является частью политики «мягкой силы» Китая в целом. Бесспорно, Китай стремится стать одним из основных игроков международного образования не только в Азии, но и мире. Но в настоящее время большинство иностранных студентов в Китае обучается не по долгосрочным программам, а в основном по языковым и культурным. Пока даже лучшие национальные университеты, входящие в Топ-100 мировых рейтингов, не могут привлечь лучших студентов из-за рубежа для получения высшего образования в КНР. По мнению экспертов, Китаю будет сложно достичь своих амбициозных целей без значительных финансовых стимулов в виде стипендий и финансовых фондов университетов.

Очевидно, что привлечение иностранных студентов в страну требует значительных финансовых вложений китайского правительства в стипендиальную поддержку. В этой ситуации создание совместных университетов, объединяющих зарубежные и местные учебные заведения, оказывается менее затратным способом привлечения иностранных студентов.

Реализация стратегии Китая по привлечению иностранных студентов осложняется высокой конкуренцией за иностранных студентов в этом регионе в целом. Например, Тайвань планирует увеличить количество иностранных студентов до 150 тыс. человек к 2020 году, Малайзия – до 200 тыс. Даже учитывая рост международной мобильности студентов в мире в целом и в Азии, количественные показатели Китая по достижению 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году достаточно высоки, а такие страны, как Гонконг, Сингапур и Малайзия, предлагают более качественные университетские программы, в том числе в филиалах зарубежных университетов.

Эксперты, анализируя стратегии китайского правительства по привлечению иностранных студентов, считают, что на данный момент в Китае наблюдается «чувство срочности». По мнению экспертов, «привлечение иностранных студентов происходит с такой скоростью», что нет уверенности в продуманности всего этого до конца.19 Отрицательные отзывы иностранных студентов связаны с отсутствием гибкости образовательного процесса в китайских университетах, низкими языковыми компетенциями преподавателей, преподающих на английском языке, невозможностью работать по студенческой визе в период обучения, запретом на проживание вне кампуса университета для студентов, обучающихся по государственным стипендиям правительства Китая. Китайская система образования часто подвергается критике со стороны родителей, студентов из-за фокусирования на механическом запоминании.20

Старший советник президента Института международного образования Пегги Блюменталь отмечает, что «важность Китая – как второй по величине экономической державы в мире, а также страны с долгой историей, явно обращает внимание студентов и преподавателей по всему миру. Они понимают важность КНР и хотят узнать больше об этой стране и о состоянии научных связей китайских университетов». Китай должен объективно оценить это и действовать. Посольства страны и консульства по всему миру должны иметь «студенческие столы» для облегчения въезда иностранных студентов на летние курсы, семестр или год, бакалавр или аспирантуру.

Проблемы и вызовы

В 2015 году число выпускников китайских вузов было рекордным – 7,5 млн. человек. При этом большинство китай­ских студентов возвращается на родину после обучения за рубежом.

Рост безработицы среди выпускников стал причиной инициации правительством Китая исследований по изучению специальностей и направлений подготовки, выпускники которых по статистике имеют самые высокие показатели по безработице после окончания вуза. По результатам исследований был опубликован список из 15 направлений подготовки, включая маркетинг, менеджмент туризма и дизайн, и правительство КНР приступило к сокращению числа студентов, обучающихся на этих специальностях.21

В докладе «Студенческая мобильность и интернационализация высшего образования»22 отмечается, что в последние годы доля образовательного рынка ведущих стран-экспортеров уменьшается, но при этом все больше новых стран вовлекается в экспорт образования.23 Проблема «утечки мозгов» уже стоит не так остро, поскольку отношения между направляющими и принимающими странами перестают быть однонаправленными и превращаются в динамичный и взаимный обмен. Азиатские страны, в том числе Китай, сталкиваются с целым рядом вызовов: таких как увеличить мощность систем высшего образования, чтобы обеспечить надлежащие возможности для растущего населения студенческого возраста, разместить всех желающих иностранных студентов и поддержать международное сотрудничество в области образования, необходимого в современном, глобальном и конкурентном мире. И именно от того, как на эти вызовы ответит Правительство Китая, будет зависеть реализация амбициозных планов Китая по привлечению иностранных студентов в национальные университеты.

  1. Andrys Onsman. Why do international students go to China? //University world news/ 25.10.2013. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr1 (Дата обращения: 29.09.2015).
  2. Официальный сайт Министерства образования КНР: Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr2a (Дата обращения: 29.09.2015).
  3. Официальный сайт Study in China. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr3 (Дата обращения: 29.09.2015).
  4. Yojana Sharma. CHINA: Ambitious plans to attract foreign students. // University world news/ 13.03. 2011. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr4 (Дата обращения: 29.09.2015).
  5. Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr5 (Дата обращения: 30.09.2015).
  6. Rosa Becker and Renze Kolster. International Student Recruitment: Policies and Development in Selected Countries. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr6 (Дата обращения: 02.10.2015).
  7. В настоящее время достигнута договоренность между правительствами Китая и США об обучении 100 тыс. американских студентов в китайских университетах. Для США основанием для спонсирования обучения американских студентов является увеличение числа американских граждан, которые знают Китай и говорят по-китайски, чтобы, по-видимому, сбалансировать количество китайских студентов, обучающихся в Соединенных Штатах, говорящих по-английски и знающих Америку. Проект по академическим обменам в рамках краткосрочных и магистерских программ между США и Китаем начал осуществляться в 2010 году.
  8. Rosa Becker and Renze Kolster. International Student Recruitment: Policies and Development in Selected Countries. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr8 (Дата обращения: 02.10.2015).
  9. African Students Face Challenges in China//Voice of America/ 23.07.2014. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr9 (Дата обращения: 01.10.2015).
  10. Rosa Becker and Renze Kolster. International Student Recruitment: Policies and Development in Selected Countries. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr10 (Дата обращения: 02.10.2015).
  11. Andrys Onsman. Why do international students go to China? //University world news/ 25.10.2013. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr1 (Дата обращения: 02.10.2015).
  12. Там же (Дата обращения: 29.09.2015).
  13. Там же (Дата обращения: 29.09.2015).
  14. China. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr15 (Дата обращения: 01.10.2015).
  15. Incentives to attract foreign students// China Daily 30.08.2012. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr16 (Дата обращения: 01.10.2015).
  16. Tohee International Student Village. Электронный доступ: http://www.tohee.com (Дата обращения 01.10.2015).
  17. Yojana Sharma. Foreign students are part of ‘soft power’, but targets are ambitious. // University world news/ 14.08.2012. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr18 (Дата обращения: 30.09.2015).
  18. Там же (Дата обращения: 02.10.2015).
  19. Там же.
  20. Patti Waldmeir. China education model faces criticism at home/China/ 3.12. 2013. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr21 (Дата обращения: 01.10.2015).
  21. They're flooding in, so open the gates //China Daily. Электронный доступ: http://bit.ly/AO84Kr22 (Дата обращения: 29.09.2015).
  22. Там же.
  23. Там же.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Поколение учащихся за рубежом
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Россия и Китай: дорога с двусторонним движением
Китайские студенты за рубежом
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ