Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Особенности работы международных отделов зарубежных вузов

В обзоре представлены результаты специального опроса, проведенного в рамках нового проекта издательства «Аккредитация в образовании» – «Higher Education Discovery» (HED).

Просмотров: 125

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

А как у них?

Международные отделы – важные структурные и стратегические единицы, деятельность которых во многом определяет лицо современного вуза. О том, чем живут, как работают и с какими проблемами сталкиваются международные службы зарубежных образовательных организаций, читайте в обзоре.

От Молдовы до Китая

География специального опроса, организованного в рамках нового проекта издательства «Ак-кредитация в образовании» – международного информационно-аналитического журнала «Higher Education Discovery» (HED) , – получилась обширная. В число респондентов вошли представители международных отделов вузов из 15 иностранных государств как ближнего (Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана), так и дальнего зарубежья (Боснии, Дании, Ирана, Кипра, Китая, Румынии, Словакии, Чехии, Швейцарии).

Анализировалась информация о контингенте иностранных студентов, продвижении вуза на международном рынке образовательных услуг, партнерских отношениях, нюансах деятельности. Обозначенные аспекты были рассмотрены с позиций менеджеров высшего (ректоры/проректоры) и среднего (руководители международных отделов) звена, специалистов, экспертов, консультан-тов и преподавателей.

Ответы, полученные в рамках блока «Контингент студентов», позволили выявить несколько важных параметров: соотношение количества своих и иност­ранных обучающихся, источники финансирования студентов-иностранцев, а также инструменты их рекрутинга.

В связи со спецификой участвующих в опросе вузов и законодательными нюансами стран их расположения, пропорции своего и иностранного контингента оказались различными . Например, в университетах Армении при почти одинаковом количестве студентов (более 2 тыс.) в одной образовательной организации обучается всего 15 иностранцев, в другой – 789. В рамках сопоставления вузов Казахстана пропорция «свои – чужие» может составлять 338/223 и 4000/174, Таджикистана – 23072/187 и 3799/32, Молдовы – 2000/0 и 1200/20. Неравные пропорции наблюдаются и при сопоставлении вузов дальнего зарубежья. Например, Кипра – 1200/10 и Щвейцарии – 937/626. Если же сравнивать университеты обеих геополитических зон, то картина вырисовывается не менее контрастная: Таджикистан – 23072/187 и Чехия 20299/3625, Румыния – 5890/634 и Иран – 5000/70. В среднем процент соотношения своих и иностранных студентов на основании полученных данных в ближнем зарубежье составил 4,47, дальнем – 12,45. Самый низкий, нулевой показатель отмечен в Молдове, самый высокий – в Швейцарии (66 %).

При ответе на вопрос «Кто финансирует иностранных студентов?» респонденты выбирали варианты из несколько источников (см. рис. 1). Основная нагрузка (50 и более %) ложится на международные программы мобильности и самих студентов. Менее всего в расходах задействованы принимающие университеты, а также правительственные программы, стипендии и организации-партнеры.

Топ инструментов рекрутинга (см. рис. 2) студентов-иностранцев возглавили программы академической мобильности, а вот сами рекрутинговые агентства оказались востребованы менее всего, что неслучайно. Поиск «хорошего агентства» – одна из проблем, с которой зачастую сталкиваются сотрудники международных отделов зарубежных вузов. Причем это характерно и для России.

Узы сотрудничества

В блоке «Продвижение и партнерство» представители университетов указывали траектории поиска партнерских вузов из других стран и критерии их выбора. Также были приведены сведения об участии в международных выставках и объеме предоставляемых для этих мероприятий средств.

В тройку лидеров ответов на вопрос «Как вы ищете партнерские университеты из других стран?» (см. рис. 3) вошли рекомендации профессоров, конференции и международные выставки. Наименее используемым инст­рументом поиска оказались международные проекты.

Что касается критериев выбора партнеров (см. рис. 4), то в числе наиболее важных респонденты отметили схожий профиль университета, наименее – дату создания вуза. Были указаны и неотраженные в анкете критерии: сотрудничество между представителями ППС и подразделениями вуза, академическая совместимость в части аналогичных учебных программ, «пунктуальные и надежные» сотрудники с хорошими коммуникативными навыками, доступность информации на английском языке, инфраструктура, международная, издательская и проектная деятельность, наличие образовательных и научных инноваций, валидность учебных курсов.

Относительно участия в интернациональных выставках выяснилось, что почти треть опрошенных сотрудников международных отделов вузов присутствует на них два раза в год, чуть более 20 % – один раз, и только 7,4 % выезжают на подобные мероприятия 10 и более раз. Свыше 10 % респондентов в выставках не участвуют вообще, что обусловлено и объемами финансовых средств.

Некоторые из принявших участие в опросе организаций не выделяют на выставки буквально ни копейки: например, в Казахстане, Боснии, Дании. Между тем респонденты из Таджикистана и Чехии указали бюджет в 20 и 30 тыс. евро соответственно. Большая же часть опрошенных на во-прос о размере выставочного бюджета или не ответила вовсе, или же прислала ответы без указания конкретных цифр. Например, фигурировали такие расплывчатые формулировки, как «мы разделяем общие расходы с другими вузами», «бюджет комплектуется из средств нескольких проектов», «не уверены», «не знаю», «нет доступных средств». Другими словами, сплошная коммерческая тайна.

Рабочие будни

В рамках блока «Деятельность международных отделов» участники опроса высказывались по поводу информационного аспекта рабочего процесса и сопутствующих этому процессу проблем.

При ответе на вопрос «Какую информацию вы ищете на работе?» около 85 % опрошенных указали международные выставки, программы мобильности, конференции и доступные гранты (см. рис. 5). Примерно такой же процент (82,5) международных отделов отвечает за размещение и обновление информации о своей деятельности на официальном сайте образовательной организации.

«Рейтинг проблем», с которыми сотрудники международных отделов сталкиваются по долгу службы, ожидаемо возглавили бюрократические препоны. «Мегатонны словесной руды» в виде заполнения форм, отчетов, больших объемов документации забирают «уйму времени и энергии».

Не менее энергозатратны технические, юридические и другие аспекты деятельности. Например, поиск информации, составление предложений о сотрудничестве, прием иностранных делегаций, низкий уровень владения английским языком преподавателей и студентов, разработка программ на английском языке, развитие мобильности сотрудников, визовая процедура, нехватка финансирования.

Трудности также вызывают соответствующие формы работы со студенческим контингентом: информирование, консультирование, размещение, сопровождение и привлечение. В то же время некоторые респонденты сетуют на «все большее число иностранных обучающихся».

Камнем преткновения является и административная работа: процедура контроля, включая финансовые операции в рамках международных проектов, организация мероприятий для иностранных студентов и сотрудников, администрирование международных заявок, «коммуникация с департаментами и участниками мобильности», «финансовые и юридические обязанности, кото-рые мы выполняем в отношении других ведомств».

И, конечно, не обошлось без сложностей, связанных с поиском партнеров, рекрутинговых агентств и международным признанием. Эти и другие проблемы интернационализации любой вуз может решить, присоединившись к международному образовательному онлайн-сообществу HED Сlub и/или написав о себе в журнал «Higher Education Discovery» (HED), объединяющий университеты всего мира.

Людмила СУЛЬДИНА.

[1] Подробнее

[2] Представленные сведения не претендуют на статистические обобщения, а являются иллюстрацией к результатам опроса

[3] Подробнее в статье Красновой Г.А. Лучшие практики рекрутинга иностранных студентов // «Аккредитация в образовании», 2017, № 2 (94), с. 40-42.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-96, высшее образование, международная практика, зарубежный опыт, людмила сульдина

Похожие материалы:
Подведены итоги III Всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ»
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Высшая школа Европы: уроки кризиса
В какие вузы стремятся поступить
Как готовят учителей в Финляндии
Опыт взаимодействия вузов и бизнеса
Плюсы и минусы российского рынка труда
Новые параметры проекта «5-100»
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Аккредитация программ инженерного образования в Канаде

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#104Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов
#102Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
#107Роль РГЭУ (РИНХ) в формировании интеллектуального потенциала региона
#111ДПО: стратегия выживания
#107Учителями Подмосковья опробованы перспективные модели поддержки педагогического роста
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ