Особенности работы международных отделов зарубежных вузовВ обзоре представлены результаты специального опроса, проведенного в рамках нового проекта издательства «Аккредитация в образовании» – «Higher Education Discovery» (HED). Просмотров: 464
Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017. А как у них? Международные отделы – важные структурные и стратегические единицы, деятельность которых во многом определяет лицо современного вуза. О том, чем живут, как работают и с какими проблемами сталкиваются международные службы зарубежных образовательных организаций, читайте в обзоре. От Молдовы до Китая География специального опроса, организованного в рамках нового проекта издательства «Ак-кредитация в образовании» – международного информационно-аналитического журнала «Higher Education Discovery» (HED) , – получилась обширная. В число респондентов вошли представители международных отделов вузов из 15 иностранных государств как ближнего (Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана), так и дальнего зарубежья (Боснии, Дании, Ирана, Кипра, Китая, Румынии, Словакии, Чехии, Швейцарии). Анализировалась информация о контингенте иностранных студентов, продвижении вуза на международном рынке образовательных услуг, партнерских отношениях, нюансах деятельности. Обозначенные аспекты были рассмотрены с позиций менеджеров высшего (ректоры/проректоры) и среднего (руководители международных отделов) звена, специалистов, экспертов, консультан-тов и преподавателей. Ответы, полученные в рамках блока «Контингент студентов», позволили выявить несколько важных параметров: соотношение количества своих и иностранных обучающихся, источники финансирования студентов-иностранцев, а также инструменты их рекрутинга. В связи со спецификой участвующих в опросе вузов и законодательными нюансами стран их расположения, пропорции своего и иностранного контингента оказались различными . Например, в университетах Армении при почти одинаковом количестве студентов (более 2 тыс.) в одной образовательной организации обучается всего 15 иностранцев, в другой – 789. В рамках сопоставления вузов Казахстана пропорция «свои – чужие» может составлять 338/223 и 4000/174, Таджикистана – 23072/187 и 3799/32, Молдовы – 2000/0 и 1200/20. Неравные пропорции наблюдаются и при сопоставлении вузов дальнего зарубежья. Например, Кипра – 1200/10 и Щвейцарии – 937/626. Если же сравнивать университеты обеих геополитических зон, то картина вырисовывается не менее контрастная: Таджикистан – 23072/187 и Чехия 20299/3625, Румыния – 5890/634 и Иран – 5000/70. В среднем процент соотношения своих и иностранных студентов на основании полученных данных в ближнем зарубежье составил 4,47, дальнем – 12,45. Самый низкий, нулевой показатель отмечен в Молдове, самый высокий – в Швейцарии (66 %). При ответе на вопрос «Кто финансирует иностранных студентов?» респонденты выбирали варианты из несколько источников (см. рис. 1). Основная нагрузка (50 и более %) ложится на международные программы мобильности и самих студентов. Менее всего в расходах задействованы принимающие университеты, а также правительственные программы, стипендии и организации-партнеры. Топ инструментов рекрутинга (см. рис. 2) студентов-иностранцев возглавили программы академической мобильности, а вот сами рекрутинговые агентства оказались востребованы менее всего, что неслучайно. Поиск «хорошего агентства» – одна из проблем, с которой зачастую сталкиваются сотрудники международных отделов зарубежных вузов. Причем это характерно и для России. Узы сотрудничества В блоке «Продвижение и партнерство» представители университетов указывали траектории поиска партнерских вузов из других стран и критерии их выбора. Также были приведены сведения об участии в международных выставках и объеме предоставляемых для этих мероприятий средств. В тройку лидеров ответов на вопрос «Как вы ищете партнерские университеты из других стран?» (см. рис. 3) вошли рекомендации профессоров, конференции и международные выставки. Наименее используемым инструментом поиска оказались международные проекты. Что касается критериев выбора партнеров (см. рис. 4), то в числе наиболее важных респонденты отметили схожий профиль университета, наименее – дату создания вуза. Были указаны и неотраженные в анкете критерии: сотрудничество между представителями ППС и подразделениями вуза, академическая совместимость в части аналогичных учебных программ, «пунктуальные и надежные» сотрудники с хорошими коммуникативными навыками, доступность информации на английском языке, инфраструктура, международная, издательская и проектная деятельность, наличие образовательных и научных инноваций, валидность учебных курсов. Относительно участия в интернациональных выставках выяснилось, что почти треть опрошенных сотрудников международных отделов вузов присутствует на них два раза в год, чуть более 20 % – один раз, и только 7,4 % выезжают на подобные мероприятия 10 и более раз. Свыше 10 % респондентов в выставках не участвуют вообще, что обусловлено и объемами финансовых средств. Некоторые из принявших участие в опросе организаций не выделяют на выставки буквально ни копейки: например, в Казахстане, Боснии, Дании. Между тем респонденты из Таджикистана и Чехии указали бюджет в 20 и 30 тыс. евро соответственно. Большая же часть опрошенных на во-прос о размере выставочного бюджета или не ответила вовсе, или же прислала ответы без указания конкретных цифр. Например, фигурировали такие расплывчатые формулировки, как «мы разделяем общие расходы с другими вузами», «бюджет комплектуется из средств нескольких проектов», «не уверены», «не знаю», «нет доступных средств». Другими словами, сплошная коммерческая тайна. Рабочие будни В рамках блока «Деятельность международных отделов» участники опроса высказывались по поводу информационного аспекта рабочего процесса и сопутствующих этому процессу проблем. При ответе на вопрос «Какую информацию вы ищете на работе?» около 85 % опрошенных указали международные выставки, программы мобильности, конференции и доступные гранты (см. рис. 5). Примерно такой же процент (82,5) международных отделов отвечает за размещение и обновление информации о своей деятельности на официальном сайте образовательной организации. «Рейтинг проблем», с которыми сотрудники международных отделов сталкиваются по долгу службы, ожидаемо возглавили бюрократические препоны. «Мегатонны словесной руды» в виде заполнения форм, отчетов, больших объемов документации забирают «уйму времени и энергии». Не менее энергозатратны технические, юридические и другие аспекты деятельности. Например, поиск информации, составление предложений о сотрудничестве, прием иностранных делегаций, низкий уровень владения английским языком преподавателей и студентов, разработка программ на английском языке, развитие мобильности сотрудников, визовая процедура, нехватка финансирования. Трудности также вызывают соответствующие формы работы со студенческим контингентом: информирование, консультирование, размещение, сопровождение и привлечение. В то же время некоторые респонденты сетуют на «все большее число иностранных обучающихся». Камнем преткновения является и административная работа: процедура контроля, включая финансовые операции в рамках международных проектов, организация мероприятий для иностранных студентов и сотрудников, администрирование международных заявок, «коммуникация с департаментами и участниками мобильности», «финансовые и юридические обязанности, кото-рые мы выполняем в отношении других ведомств». И, конечно, не обошлось без сложностей, связанных с поиском партнеров, рекрутинговых агентств и международным признанием. Эти и другие проблемы интернационализации любой вуз может решить, присоединившись к международному образовательному онлайн-сообществу HED Сlub и/или написав о себе в журнал «Higher Education Discovery» (HED), объединяющий университеты всего мира. Людмила СУЛЬДИНА. [2] Представленные сведения не претендуют на статистические обобщения, а являются иллюстрацией к результатам опроса [3] Подробнее в статье Красновой Г.А. Лучшие практики рекрутинга иностранных студентов // «Аккредитация в образовании», 2017, № 2 (94), с. 40-42. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|