Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В какие вузы стремятся поступить

Каким специальностям отдавали предпочтение абитуриенты в 2017 году? В каких вузах наблюдался самый большой конкурс? Читайте в нашем обзоре.

Просмотров: 266

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

Высшее образование: БУМ-2?

Итоги приемной кампании-2017 показали – очередь в российские университеты только растет…

Вступительные экзамены позади, вчерашние школьники стали студентами и приступили к занятиям. А в министерстве образования и российских вузах подвели предварительные итоги приемной кампании. Каким специальностям отдавали предпочтение поступающие в этом году? В каких высших учебных заведениях наблюдался самый большой конкурс? Да и вообще – чем они запомнятся, абитуриенты 2017 года?

​«Наиболее значимая тенденция, которая начала прослеживаться в последние несколько лет, – это более осознанный подход к выбору профессии», – заявил ректор Российского эконо-мического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин.

Парадокс демографической ямы

В 2017 году российские школы окончили 716 тыс. выпускников . Это абсолютный минимум за последние двенадцать лет. «Мы подготовили аналитику: в 2017 году наблюдается самая глубокая демографическая яма. По сравнению с 2005 годом произошло уменьшение практически в два раза, – тогда было 1,3 млн. человек», – рассказала проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Брюховецкая. Однако ожидаемого уменьшения потока абитуриентов в вузы не произошло. Наоборот, во многих университетах в этом году количество поступающих даже увеличилось. Причем как на бюджетные места, так и на коммерческие. Например, число «платников» в крупнейшем российском вузе, Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», в 2017 году выросло на 30 % по сравнению с прошлым годом.

Всего в России на бесплатное обучение в вузах этим летом поступили 408 тыс. абитуриентов.

Проходной балл:планка растет

Благодаря улучшившимся, по сравнению с прошлым годом, результатам ЕГЭ – вдвое уменьшилось количество проваливших экзамены, отмечен рост средних баллов по ряду предметов, – выросли и проходные баллы в вузы: в целом по стране средний проходной балл составил 68,2 – это выше уровня прошлого года на 1,6. В вузах Москвы и Санкт-Петербурга средний балл составил 76,2 и 75,8 соответственно.

​В 2017 году российские школы окончили 716 тыс. выпускников. Это абсолютный минимум за последние двенадцать лет. По сравнению с 2005 годом произошло уменьшение количества вы-пускников практически в 2 раза, тогда было 1,3 млн. Средний проходной балл в вузы в среднем по России составил 68,2 – это выше уровня про-шлого года на 1,6. В вузах Москвы и Санкт-Петербурга средний балл составил 76,2 и 75,8 соответственно.

Ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов рассказал, что из 47 направлений подготовки, на которые принимал университет, средние баллы ЕГЭ выросли по 37 специальностям, причем по 18 из них более чем на 10 баллов. Средний балл поступивших значи-тельно вырос и в Московском педагогическом государственном университете. По самым попу-лярным специальностям (филология, медиакоммуникации) средний балл на один предмет ЕГЭ составил 80-90.

Призовое бюджетное место

По данным Минобрнауки РФ, в среднем по стране конкурс на обучение за счет государства составил 8,2 заявления на место. Самым высоким он стал в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской и Новосибирской областей, а также Республики Татарстан. Число заявлений, поданных на одно место в вузах этих регионов, оказалось больше средних показателей по стране в полтора, а где-то и в 4,5 раза.

Лидерами среди вузов с самым большим конкурсом на бюджетные места стали НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Самые популярные – экономика, медицина, политология

Наиболее востребованными среди абитуриентов в 2017 году оказались специальности, связанные с экономикой, политическими и международными отношениями и работой в СМИ. Максимальный конкурс для поступающих на экономику составил 21 человек на место. Для подававших документы на специальности в сфере политики и международных отношений – 20,5 человека на место. На программы, связанные с медиа, – 19,4 человека на одно бюджетное место.

На инженерно-технические специальности подавали в среднем 7,2 заявления на одно место, на педагогические – 7,3, на медицинские – от 8,5 до 16,1.

Проректор по учебной работе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Татьяна Литвинова отметила, что в этом году, как и в предыдущие, наибольший интерес абитуриенты проявляли к специальностям «лечебное дело», «стоматология» и «педиатрия». «Конкурс в этом году стабильно высокий. На «лечебное дело» порядка 30 человек на место. На «стоматологию» – 36 человек на место». Также представитель университета сообщила, что каждый пятый абитуриент пришел в этот вуз после обучения в специализированном медико-биологическом классе.

По словам ректора Национального исследовательского технологического университета «МИ-СиС» Алевтины Черниковой, очевидным трендом этого года стал рост популярности специально-стей в области материаловедения, IT- и нанотехнологий. По итогам приемной кампании 2017 года они стали самыми популярными направлениями среди абитуриентов этого вуза, конкурс на неко-торые из них превысил 50 человек на место.

На что нацелены целевики

В общем, по России доля целевых студентов в 2017 году составила 13,6 % от общего количества принятых студентов. При этом их средний балл ЕГЭ вырос на 1,3 и стал равен 64,4 балла. Более всего целевиков поступило на специальности и направления, входящие в следующие группы: кли-ническая медицина, образование и педагогические науки, техника и технологии наземного транспорта, электроника, радиотехника и системы связи, авиационная и ракетно-космическая техника.

В вузы поступили и все подавшие документы победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, чемпионы и призеры Олимпийских и Паралимпийских игр. Их доля от общего количества зачисленных в вузы в 2017 году составила 2,2 %, или 6202 человека (в 2016 году – 2 %).

​Самые востребованные специальности 2017 года связаны с экономикой (конкурс – 21 чел. на бюджетное место), политическими и международными отношениями (20,5 чел. на место) и работой в медиа (19,4 чел. на место).

«Новое вино» поколения Z

«Наиболее значимая тенденция, которая начала прослеживаться в последние несколько лет, – это более осознанный подход к выбору профессии, – поделился своими наблюдениями ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин. – Это видно по тому, какие вопросы задают абитуриенты во время приемной кампании. Несмотря на то, что по-прежнему выбор тесно связан с представлениями родителей, где главными показателями в подавляющем большинстве случаев являются условная «престижность» специальности и потенциальный уровень заработной платы, Поколение Z все же не делает выбор исключительно по материальным критериям». Он отметил, что абитуриенты стали чаще задаваться вопросами о возможности дальнейшей самореализации, трудоустройства, о вариантах продолжения учебы и прохождения стажировок.

Итак, приемная кампания-2017 окончена, а эксперты уже дают прогнозы на будущее. По их словам, в следующем году предыдущий тренд на снижение количества выпускников школ сме-нится на противоположный. И поскольку значительного увеличения бюджетных мест в вузах не ожидается, то, скорее всего, конкурс в российских университетах будет расти. Так что подросшему и вступающему во взрослую жизнь Поколению Z предстоит серьезно побороться за право полу-чить качественное высшее образование.

Инна АБРАМЗОН.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Процессы оптимизации российской высшей школы
Новые параметры проекта «5-100»
Как учить поколение Z
Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
Какие студенты пришли в образовательные организации
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
К чему ведет глобальная автоматизация профессий СПО?
Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Плюсы и минусы российского рынка труда

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ