Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."

Сложившаяся ситуация отрицательно скажется на воспитательной работе, поскольку в вузах учится много инициативных студентов, активно занимающихся общественной, культурно-массовой, научной и спортивной деятельностью. Творчески работающим преподавателям далеко не безразлична нравственная составляющая будущих выпускников, но этот труд не получает оценки.

Просмотров: 1722

Уйти от эпохи забвения

В сентябре в Москве прошел I Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе учреждений высшего профессионального образования. Своими мнениями о работе этого съезда и развитии воспитательной работы в вузах поделились проректор по работе со студентами Российского университета дружбы народов, кандидат технических наук Александр ГЛАДУШ и проректор по внеучебной и социальной работе Брянского государственного технического университета, кандидат психологических наук Галина ГАРБУЗОВА.

– В перечень аккредитационных показателей деятельности вузов в настоящее время не вошли результаты воспитательной деятельности. По вашему мнению, каким образом это может сказаться на работе со студентами?

А.Г.: Возможно, контролирующим органам в ходе разовой проверки непросто оценить результаты воспитательного процесса, происходящего в учебном заведении. Кроме того, полагаю, существуют определенные сложности при формализации аккредитационных показателей этого вида деятельности, поэтому в перечень критериев они не вошли.

При этом не стоит забывать, что образование является целенаправленным и взаимосвязанным процессом воспитания и обучения. Оно может принимать разные формы, тем или иным образом связанные с управлением и контролем этого процесса. Я работаю в вузе, где ни у нынешнего ректора, ни у его предшественника не было сомнений в необходимости воспитательной работы, поэтому вне зависимости от форм оценки этого вида образовательной деятельности она будет проводиться.

Воспитание не начетничество, а умение слушать студента и реагировать на все волнующие его проблемы. В университете проходят десятки встреч ректора со студентами, причем на уровне этих бесед мы узнаем о вопросах, которые еще не вышли на поверхность, а коснулись, может быть, только одного молодого человека, но со временем они могут разрастаться, поэтому требуют решения с позиции настоящего момента. Это тоже одна из граней воспитания – жить интересами студентов, воспитывать их так, как мы воспитываем в семье своих детей. Повседневная работа с людьми, на мой взгляд, и есть воспитание, где крайне необходима среда позитивного воздействия.

Вторым аспектом является привлечение студентов ко всему происходящему. В РУДН созданы комиссии по качеству обучения, и студенты осуществляют независимый контроль, пусть пока еще не очень активно, но со временем придет большее понимание, что их мнение важно для деканата, для анализа учебной работы. Общественная активность приводит к взаимному видению перспектив, потому что студент – это еще и ресурс, его нужно отбирать не только по профессиональным качествам, но и по личностным, а как их педагог может оценить, если не в процессе общения.

Г.Г.: Отсутствие таких аккредитационных показателей отрицательно скажется на воспитательной работе, поскольку в вузах учится много инициативных студентов, активно занимающихся общественной, культурно-массовой, научной и спортивной деятельностью. Творчески работающим преподавателям далеко не безразлична нравственная составляющая будущих выпускников, но этот труд не получает оценки.

В учебном процессе формирование личностных качеств студентов затрагивается не в полной мере, поэтому основная доля формирования духовных, гражданских основ личности приходится на внеучебную деятельность. Нынешнее состояние морального облика студента требует коррекции, и надо предоставить возможность тем, кто умеет и хочет заниматься этим делом.

– Под воспитательную деятельность необходимо подводить финансовую основу, поскольку любое мероприятие требует определенных денежных средств.

А.Г.: Конечно, существовала эпоха забвения очевидной истины, что ресурсами следует обеспечивать любую работу. В каждый московский вуз приезжают учиться молодые люди из других регионов, и им хочется больше узнать о Москве и России. То же самое можно сказать об иностранцах, которыми, впрочем, сейчас никого не удивишь.

В прежние годы на проведение экскурсий по так называемой 18-й статье выделялись деньги для знакомства иностранцев с советским образом жизни. Они могли поехать даже во Владивосток.

Была еще одна прекрасная форма изучения страны – стройотряды. Руководство РУДН добивалось, чтобы все строительные отряды были выездными, и не потому, что студенты могли больше заработать, а чтобы они увидели свою страну. Для российских граждан тоже очень важно знать свою родину. Знать ее, видеть, чувствовать.

Есть другие проекты, программы, требующие финансирования. Было бы замечательно, если б Министерство образования и науки РФ каким-то образом регламентировало статью по культмассовой работе. В прошлом ее формирование происходило из расчета двух месячных стипендий на одного студента. Деньги не очень большие, но, главное, эта статья должна быть защищенной.

Г.Г.: Статьи расходов учебного заведения предполагают финансовую основу организации и проведения спортивных, культурно-массовых мероприятий. Гораздо сложнее обстоят дела с приобретением необходимого оборудования для улучшения качества проводимых проектов.

Кроме финансовой составляющей, следует, во-первых, утвердить единый для всех вузов перечень нормативных документов. Во-вторых, разработать систему критериев и показателей оценки воспитательной работы в вузе. В-третьих, для согласования работы  учебных заведений региона необходимо создать координационный совет по воспитательной работе, поскольку вузы часто разрознены, каждый работает сам по себе, и не просматривается единое направление внеучебной деятельности. Кроме того, требуется серьезная подготовка и переподготовка специалистов, работающих с молодежью.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Качество воспитательной деятельности
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Дуальная система как катализатор адаптации
Новый подход к выбору лучших программ
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
Национальная модель аккредитации Казахстана
СПО: сентябрьские тезисы
Три этапа развития аккредитации в России
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ