Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."

Сложившаяся ситуация отрицательно скажется на воспитательной работе, поскольку в вузах учится много инициативных студентов, активно занимающихся общественной, культурно-массовой, научной и спортивной деятельностью. Творчески работающим преподавателям далеко не безразлична нравственная составляющая будущих выпускников, но этот труд не получает оценки.

Просмотров: 1723

Уйти от эпохи забвения

В сентябре в Москве прошел I Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе учреждений высшего профессионального образования. Своими мнениями о работе этого съезда и развитии воспитательной работы в вузах поделились проректор по работе со студентами Российского университета дружбы народов, кандидат технических наук Александр ГЛАДУШ и проректор по внеучебной и социальной работе Брянского государственного технического университета, кандидат психологических наук Галина ГАРБУЗОВА.

– В перечень аккредитационных показателей деятельности вузов в настоящее время не вошли результаты воспитательной деятельности. По вашему мнению, каким образом это может сказаться на работе со студентами?

А.Г.: Возможно, контролирующим органам в ходе разовой проверки непросто оценить результаты воспитательного процесса, происходящего в учебном заведении. Кроме того, полагаю, существуют определенные сложности при формализации аккредитационных показателей этого вида деятельности, поэтому в перечень критериев они не вошли.

При этом не стоит забывать, что образование является целенаправленным и взаимосвязанным процессом воспитания и обучения. Оно может принимать разные формы, тем или иным образом связанные с управлением и контролем этого процесса. Я работаю в вузе, где ни у нынешнего ректора, ни у его предшественника не было сомнений в необходимости воспитательной работы, поэтому вне зависимости от форм оценки этого вида образовательной деятельности она будет проводиться.

Воспитание не начетничество, а умение слушать студента и реагировать на все волнующие его проблемы. В университете проходят десятки встреч ректора со студентами, причем на уровне этих бесед мы узнаем о вопросах, которые еще не вышли на поверхность, а коснулись, может быть, только одного молодого человека, но со временем они могут разрастаться, поэтому требуют решения с позиции настоящего момента. Это тоже одна из граней воспитания – жить интересами студентов, воспитывать их так, как мы воспитываем в семье своих детей. Повседневная работа с людьми, на мой взгляд, и есть воспитание, где крайне необходима среда позитивного воздействия.

Вторым аспектом является привлечение студентов ко всему происходящему. В РУДН созданы комиссии по качеству обучения, и студенты осуществляют независимый контроль, пусть пока еще не очень активно, но со временем придет большее понимание, что их мнение важно для деканата, для анализа учебной работы. Общественная активность приводит к взаимному видению перспектив, потому что студент – это еще и ресурс, его нужно отбирать не только по профессиональным качествам, но и по личностным, а как их педагог может оценить, если не в процессе общения.

Г.Г.: Отсутствие таких аккредитационных показателей отрицательно скажется на воспитательной работе, поскольку в вузах учится много инициативных студентов, активно занимающихся общественной, культурно-массовой, научной и спортивной деятельностью. Творчески работающим преподавателям далеко не безразлична нравственная составляющая будущих выпускников, но этот труд не получает оценки.

В учебном процессе формирование личностных качеств студентов затрагивается не в полной мере, поэтому основная доля формирования духовных, гражданских основ личности приходится на внеучебную деятельность. Нынешнее состояние морального облика студента требует коррекции, и надо предоставить возможность тем, кто умеет и хочет заниматься этим делом.

– Под воспитательную деятельность необходимо подводить финансовую основу, поскольку любое мероприятие требует определенных денежных средств.

А.Г.: Конечно, существовала эпоха забвения очевидной истины, что ресурсами следует обеспечивать любую работу. В каждый московский вуз приезжают учиться молодые люди из других регионов, и им хочется больше узнать о Москве и России. То же самое можно сказать об иностранцах, которыми, впрочем, сейчас никого не удивишь.

В прежние годы на проведение экскурсий по так называемой 18-й статье выделялись деньги для знакомства иностранцев с советским образом жизни. Они могли поехать даже во Владивосток.

Была еще одна прекрасная форма изучения страны – стройотряды. Руководство РУДН добивалось, чтобы все строительные отряды были выездными, и не потому, что студенты могли больше заработать, а чтобы они увидели свою страну. Для российских граждан тоже очень важно знать свою родину. Знать ее, видеть, чувствовать.

Есть другие проекты, программы, требующие финансирования. Было бы замечательно, если б Министерство образования и науки РФ каким-то образом регламентировало статью по культмассовой работе. В прошлом ее формирование происходило из расчета двух месячных стипендий на одного студента. Деньги не очень большие, но, главное, эта статья должна быть защищенной.

Г.Г.: Статьи расходов учебного заведения предполагают финансовую основу организации и проведения спортивных, культурно-массовых мероприятий. Гораздо сложнее обстоят дела с приобретением необходимого оборудования для улучшения качества проводимых проектов.

Кроме финансовой составляющей, следует, во-первых, утвердить единый для всех вузов перечень нормативных документов. Во-вторых, разработать систему критериев и показателей оценки воспитательной работы в вузе. В-третьих, для согласования работы  учебных заведений региона необходимо создать координационный совет по воспитательной работе, поскольку вузы часто разрознены, каждый работает сам по себе, и не просматривается единое направление внеучебной деятельности. Кроме того, требуется серьезная подготовка и переподготовка специалистов, работающих с молодежью.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Национальная модель аккредитации Казахстана
Качество воспитательной деятельности
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Три этапа развития аккредитации в России
Новый подход к выбору лучших программ
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Внеучебная деятельность как аккредитационный показатель
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ