Качество воспитательной деятельностиГоворя о качестве воспитательной деятельности, имеет смысл подумать о воспитании воспитателей, поэтому неслучайно, Концепция поддержки развития педагогического образования – один из самых популярных проектных документов системы образования в настоящее время. Просмотров: 903
От осинки не растут апельсинкиТак сначала любить, потом – учить?.. Или Ян Амос Коменский несколько «погорячился»? Любовь может быть и слепой, и безответной. Для хорошего воспитания подобные варианты, на наш взгляд, исключаются. Воспитанию присущи не столько любовь, сколько уважение, причем взаимное, и ясно выраженные требования. Плюс нельзя сбрасывать со счетов генетический задел, который – конечно, не фатально – определяет развитие личности и имеет очень большое значение. Потенциал воспитательной системы образовательной организации велик, но только если это система, а не набор отдельных мероприятий. Как оценить качество воспитательной деятельности? В № 50 «АО» на этот вопрос отвечали руководитель педагогического института Южного федерального университета, доктор педагогических наук, профессор В.И. Мареев и заместитель руководителя по социальной и воспитательной работе, доктор философских наук, профессор М.В. Финько. Материал имел большой резонанс и до сих пор находится в числе лидеров по количеству просмотров в электронной версии журнала на портале akvobr.ru. Со временем условия меняются, требования возрастают, и на тот же самый вопрос возникают всё новые и новые ответы. Говоря о качестве воспитательной деятельности, имеет смысл подумать о воспитании воспитателей, поэтому неслучайно, Концепция поддержки развития педагогического образования – один из самых популярных проектных документов системы образования в настоящее время. Он размещен на сайтах ряда ведущих российских педагогических вузов, а также общественное обсуждение проходит на портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (www.fgosvo.ru). В указанном документе выделяется три группы проблем, решение которых является предметом рассмотрения. Проблемы входа в профессию:
Проблемы подготовки:
Проблемы удержания в профессии:
Как решать эти проблемы? Предполагается, что варианты будут найдены в ходе реализации концепции и апробации новой модели непрерывного профессионального образования педагогических кадров на базе 20-25 пилотных площадок, в число которых войдут педагогические и непедагогические образовательные организации, реализующие программы подготовки педагогических кадров. Начало этой работы запланировано на сентябрь 2014 года. Проблемы современного педагогического образования лежат в разных плоскостях: и в системе образования, и вне её. Среди внешних проблем центральная – низкий престиж профессии. Каково положение педагогов на рынке труда? Результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют, что профессия учителя, по мнению россиян, уступает по критерию доходности, престижности и перспективности профессиям политика, госслужащего, предпринимателя и ряду других. Зато доверяют педагогам больше. Кредит доверия – сильный инструмент. На что еще можно опереться? Или на кого? Имеет ли высшая школа адекватные инструменты для воспитания молодежи? В настоящее время на сайте журнала «Аккредитация в образовании» идет опрос на эту тему. Результаты не внушают оптимизма. Менее трети респондентов дают положительный ответ, примерно треть – отрицательный, около четверти участников опроса считают, что существующие инструменты воспитания устарели, а часть утверждает, что воспитание вообще не является задачей современной высшей школы. Имеет ли высшая школа адекватные инструменты для воспитания молодежи?
Конечно, основы воспитания закладываются на более ранних уровнях образования, и еще до формальных институтов. Все мы помним, что яблоко от яблони недалеко падает, и, бесспорно, от осинки не растут апельсинки. Однако на сколько всё предопределено? Что родилось, то и выросло? Или возможны варианты? По большому счету человек воспитывается всю жизнь, только со временем воздействие внешнее всё более переходит во внутреннее. И когда мы говорим о воспитании молодежи, имея в виду молодежь студенческую, то речь идет уже не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. А ещё точнее – о создании условий для саморазвития личности. Создание педагогических условий для саморазвития и самореализации личности, проектирование креативной образовательной среды – актуальные задачи для любого уровня и профиля образования. Каким образом их решать? Один из ведущих отечественных специалистов в области разработки образовательных ресурсов, профессор кафедры управления персоналом и экономики труда Дальневосточного федерального университета, доктор педагогических наук К.Г. Кречетников разработал концепцию проектирования креативной образовательной среды вуза на основе информационных технологий. По К.Г. Кречетникову среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности, потенциальной многовариантностью и принципиальной незавершённостью. Неопределенность – мобилизует обучающихся на активный поиск собственных ориентиров, а не на пассивное принятие готовых, многовариантность – обеспечивает возможность их нахождения, незавершённость – стимулирует развитие воображения, фантазии, проективных начал. Креативная образовательная среда должна обладать большой степенью свободы. Свобода является специфической формой активности. Однако креативная образовательная среда должна не только предоставлять свободу для реализации и развития творческих способностей личности, но и способствовать преодолению внутренней несвободы обучающегося. Внутренняя несвобода людей проявляется, во-первых, в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, во-вторых, в отсутствии ориентации в жизни, в метаниях из стороны в сторону и, в-третьих, в нерешительности, неспособности переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ними происходит. Таким образом, мало дать личности свободу – нужно ещё и научить её действовать в свободной среде, иначе она при всей внешней свободе окажется несвободной внутренне1. Креативность может быть своеобразным индикатором нравственности. Выдающийся российский ученый, профессор, директор Института содержания образования Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», доктор психологических наук В.Д. Шадриков считает, что нравственность является органичным свойством креативного человека2. С другой стороны, личность творческая, разрушая стереотипы, может заодно разрушить и границы морали. Какие новые парадигмальные основания высшего образования будут способствовать созданию оптимальных условий для позитивной социализации? Приглашаем к диалогу наших читателей.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|