Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Качество образования определяет содержание

Оценка качества образования остается одной из самых сложных тем, находящихся в центре внимания профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Примечательно, что Программы международной оценки качества предполагают оценку компетенций студента как "мыслящего гражданина".

Просмотров: 2506

Оценка качества образования, – несомненно, одна из самых сложных тем, остающихся в центре внимания международного профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Потому что качество – категория субъективная (в том смысле, что это характеристика субъекта, личности). А как и чем измерить личность? Отсюда и сложности в поисках адекватных технологий оценки. Недаром, цель Программы международной оценки студентов (ПМОС), используемой сегодня в странах ОЭСР, – оценка компетенций студента как «мыслящего гражданина». Обратите внимание, какова формулировка: «мыслящий гражданин»!1 А не просто удачно заточенный «винтик» под будущую сферу профессиональной деятельности.

В этом контексте у общественно-профессиональной аккредитации, система которой сейчас выстраивается в России, куда больше возможностей и поля для маневра с ее методами «интервью» со студентами, преподавателями, экспертными опросами и другими субъективными подходами… Поскольку они и позволяют более подробно увидеть внутренние горизонты «мыслящего гражданина».

Знаете, иногда очень полезно взглянуть на современность через призму истории. Есть замечательная книга – «Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917)». Среди прочего опубликованы в книге прелюбопытные письма студента МГУ Василия Ключевского своему другу, однокласснику по Пензенской духовной семинарии Порфирию Гвоздеву. Вот как вспоминает выдающийся в будущем русский историк о своем поступлении на историко-филологический факультет лучшего российского университета: «Первый экзамен был письменный. Тема «Мое воспитание». «Господа, – сказал профессор, – пишите прямо дело, без философских умствований и предисловий». «Господа, – продолжал г. Буслаев (один из самых ярких и любимых студентами того времени преподавателей университета. – Прим. ред.) речь этого профессора, – обратите особенное внимание на правописание: одна орфографическая ошибка отнимает право на поступление в университет».

Вот так вот – всего лишь одна орфографическая ошибка… Ну, а сама тема первого вступительного экзамена – «Мое воспитание»? Каково? Интересно, хоть где-нибудь практикуются ли сочинения на подобные темы в современных российских учебных заведениях? (Не говорим уж о такой попутной мелочи, как обращение именитых профессоров к «зеленым» абитуриентам не иначе как «господа»).

Какие же вступительные экзамены практиковались в университете середины позапрошлого века? Василий Ключевский тоже о них вспоминает: письменный экзамен (тему см. выше), «русская словесность и закон Божий», «история и география», «математика и физика», далее – экзамен по классической древности (латинский и древнегреческий языки) и, наконец, заключительный экзамен по иностранным языкам – немецкому и французскому. Заметьте, сдавал всю эту прорву предметов выпускник провинциальной семинарии, где, видимо, весьма неплохо учили.

Переводя эти строки в плоскость современности, напрашивается вывод о важнейшей составляющей качественного образования – его содержании. Но когда в российских общеобразовательных школах вводят третий урок физкультуры за счет сокращения часов литературного чтения (и не только), когда в новоиспеченных учебниках с горделивой биркой «ФГОС» встречаются грубейшие ошибки, когда программа одного школьного предмета не согласуется с программой другого предмета, очень сложно сказать, какого абитуриента, какого «мыслящего гражданина» заполучит даже МГУ, остающийся одним из лучших отечественных университетов в первой четверти XXI века.

И еще один фрагмент из письма Василия Ключевского невозможно не процитировать: «Вот я вывел тебе некоторых корифеев не только университетской, но и всей русской науки. Буслаев, Ешевский, Сергиевский – разве не вся Россия знает их, как самых смелых бойцов науки и образования?».

Это, как читатель понимает, к вопросу о престиже преподавательской профессии. Пока о своих «самых смелых бойцах» науки и образования вновь не будет знать «вся Россия», о взращивании и воспитании «мыслящего гражданина» можно забыть. Измерять и оценивать просто будет нечего.

Подготовила Марина Брылякова.

1 См: «Обзоры ОЭСР по инновационной политике: Российская Федерация», 2011 г.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: марина брылякова, качество образования, акцент, ао-51

Похожие материалы:
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
Будущее университетов: желаемое и возможное
Медицинское образование: ключевое слово – качество
Высшая школа Европы: уроки кризиса
ЯГТУ: Путь развития и движения к успеху
Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Качество образования определяет содержание

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#94Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
#97Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#99Новости образования «АО-99»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний