Нацаккредцентр включен в Европейский реестрВключение национального агентства в Европейский реестр открывает новые горизонты для российского образования, привлечения иностранных студентов и преподавателей и, главное, признания высокого качества лучших образовательных программ. Просмотров: 459
Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.
ГАРАНТИЯ качества (Quality Assurance) рассматривается в Болонском процессе как ключевой принцип интеграции Европейского пространства высшего образования. Это одна из десяти задач, определенных в Болонском процессе в период 1999-2009 годов и один из важнейших приоритетов ЕПВО в 2010-2020 годах. Это основа и фундамент единого европейского образовательного пространства. Легитимное оформление европейской системы гарантии качества заняло несколько лет. Вопрос гарантии качества образования был постоянно на повестке дня Болонского процесса. Уже в самой Болонской декларации (июнь, 1999) определена задача – «содействовать европейскому сотрудничеству в сфере гарантии качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологии оценки». В 2000 году по инициативе правительственных органов европейских стран, участвующих в апробации процедур оценки качества образования, была создана Европейская сеть агентств гарантии качества (ENQA). В Пражском коммюнике (май, 2001) ENQA было дано поручение – «разработать сценарии для взаимного признания механизмов аккредитации/сертификации и оценки; разработать общие нормы и принципы для систем гарантии качества. В Берлинском коммюнике (сентябрь, 2003) прописаны требования к формированию системы гарантии качества на институциональном, национальном и европейском уровнях: «К 2005 году национальные системы гарантии качества должны включать в себя следующее:
А на европейском уровне министры образования обязали Европейскую сеть гарантии качества высшего образования (ENQA) «разработать согласованные стандарты, процедуры и рекомендации для гарантии качества, методы адекватной оценки систем гарантии качества и аккредитационных агентств». Выполняя обязательства, уже к встрече в Бергене (май, 2005) Европейская сеть агентств разработала и представила на утверждение министрам образования Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG). До настоящего времени этот документ фактически является своего рода манифестом гарантии качества образования в Европе. Документ содержит стандарты и рекомендации для внутривузовских систем качества образования, для внешних систем гарантии качества на национальном уровне (региональном, отраслевом) и требования к аккредитационным агентствам. Наконец, в мае 2007 года на очередной конференции министров образования в Лондоне была поддержана идея создания Европейского реестра аккредитационных агентств (EQAR), получив официальное признание и прямое поручение по его созданию. По мнению министров, EQAR должен способствовать:
EQAR был создан и начал свою работу в 2008 году. В качестве учредителей реестра выступили четыре европейские структуры (Группа Е4): ENQA – Европейская ассоциация агентств гарантии качества в высшем образовании, EUA – Европейская ассоциация университетов, EURASHE – Европейская ассоциация высших учебных заведений, ESU – Европейский союз студентов. Для эффективной работы EQAR Еврокомиссией были подготовлены рекомендации по вопросу формирования европейской модели гарантии качества (2009). Они содержали прямые указания национальным правительствам:
Таким образом, основная задача EQAR – обеспечить высокую степень доверия к качеству высшего образования в европейском пространстве. Любой вуз, находящийся на территории страны, которая участвует в процессе европейской интеграции (в настоящее время 48 стран, включая Республику Беларусь), может пройти аккредитацию в аккредитационном агентстве, зарегистрированном в EQAR, независимо от того, национальное оно или зарубежное. И такая аккредитация образовательных программ вуза, а значит признание их качества, будет учитываться во всех странах европейского пространства. СОЗДАНИЕ Европейского реестра и активизация процедур оценки и признания аккредитационных агентств для включения их в реестр в течение последних пятнадцати лет обеспечили формирование «европейской архитектуры качества образования» (см. схему), включающей четыре основных уровня: институциональный – национальный – инфраструктурный – европейский. Первый уровень – институциональный: вузы несут основную ответственность за качество образования и гарантию качества. В вузе должна быть создана система качества по европейским стандартам, которые прописаны в первой части ESG. Второй уровень – национальный: должны разрабатываться внешние системы гарантии качества (аккредитация, сертификация, аудит и прочие), с помощью которых вузы могли бы продемонстрировать качество своей работы. Внешние системы гарантии качества также должны следовать принципам ESG (часть 2). На национальном уровне должна быть создана соответствующая инфраструктура: агентства гарантии качества (аккредитационные агентства) должны быть независимы как от органов управления образованием, так и от вузов. На их деятельность не должны влиять «третьи стороны». Национальные аккредитационные агентства раз в пять лет сами должны проходить международную экспертизу в Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) по стандартам ESG (часть 3) для включения в Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR). Наконец, на европейском уровне вузы имеют право выбрать для своей аккредитации любое зарубежное или национальное агентство, зарегистрированное в EQAR. Результаты такой аккредитации должны признаваться на уровне страны, где находится вуз, и во всех странахучастницах Болонского процесса. Такая архитектура обеспечивает объективную, прозрачную, независимую оценку качества высшего образования на территории Европы. Образование становится «единой валютой», не требующей конвертации (перезачета курсов, пересдачи экзаменов, демонстрации благонадежности и состоятельности, качества и ответственности). Независимость всей системы обеспечивается множественной зависимостью с привлечением всех европейских структур: правительственных – в лице Еврокомиссии и Конференции министров образования, и общественных – в лице Европейских ассоциаций университетов, признанных национальных аккредитационных агентств, образовательных организаций высшего образования, студенческих союзов и союзов профессиональных объединений. На Генеральной ассамблее в январе 2012 года члены EQAR обозначили две стратегические цели деятельности реестра. Это доверие и международное признание (реестр должен способствовать продвижению доверия и международного признания признанных агентств гарантии качества, их результатов и решений во всем Европейском пространстве высшего образования), а также прозрачность и информирование (EQAR осуществляет свою деятельность прозрачно, отвечает ожиданиям всех заинтересованных сторон и предоставляет достоверную информацию). До настоящего времени в Европейский реестр агентств гарантии качества было включено 40 агентств из 21 страны: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Косова, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Швейцарии, Эстонии. Наибольшее представительство агентств – из Германии (8) и Испании (7). С 1 декабря в EQAR зарегистрирован российский Национальный центр профессионально-общественной аккредитации, тем самым представив Россию в числе стран, имеющих признанное аккредитационное агентство. Процесс вхождения новых членов поддерживается на каждой очередной встрече министров образования. В 2012 году в Бухаресте (Румыния) министры отметили: «Мы приветствуем внешнюю оценку деятельности агентств, проводимую EQAR, и мы поддерживаем агентства гарантии качества в подаче заявок на регистрацию. Мы позволим зарегистрированным в EQAR организациям осуществлять свою деятельность во всем европейском пространстве высшего образования с учетом национальных требований. В частности, мы будем стремиться к признанию решений по гарантии качества зарегистрированных в EQAR агентств о совместных программах и двойных дипломах». На состоявшейся в мае 2015 года в Ереване встрече министров образования было принято новое коммюнике, одно из положений которого содержит обязательство «предоставить возможность высшим учебным заведениям привлекать подходящее аккредитационное агентство, зарегистрированное в EQAR, к проведению процедур внешней гарантии качества». В Декларации VI Болонского политического форума, проведенного в рамках этой встречи министров, в качестве одного из приоритетов прописано: «Развитие сотрудничества в гарантии качества с целью укрепления взаимного доверия между нашими системами образования и их квалификациями. Мы будем поощрять вступление агентств гарантии качества странучастниц в Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR)». Регистрации агентства в реестре предшествует многолетняя работа по подтверждению своей состоятельности: наличия ресурсов, результатов, признания на национальном уровне. А также проведение самообследования, внешней международной экспертизы деятельности агентства, утверждение полноправного членства в Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA). И только после этого – рассмотрение результатов в коллегиальном межправительственном органе и регистрация в EQAR как признание международного статуса. НАЦАККРЕДЦЕНТР, начиная с 2013 года, успешно прошел все этапы по признанию в европейских структурах: в ноябре 2014 года первым из независимых аккредитационных агентств России получил полноправное членство в ENQA, а в ноябре 2015 года – занесен в Европейский реестр. Коллектив Национального центра профессионально-общественной аккредитации имеет большой опыт международной деятельности. Четверо сотрудников центра прошли специальную подготовку в ENQA, получили статус европейских экспертов и принимали участие в экспертизах зарубежных аккредитационных агентств и вузов. Опыт проведения самообследования по требованиям ENQA и прохождения внешней международной экспертизы для сотрудников центра не нов: в составе Национального аккредитационного агентства в сфере образования такая подготовка ими была получена еще в 2008 году. В 2009 году Росаккредагентство обрело статус полноправного члена ENQA, но не было признано в Европейском реестре. Включение Нацаккредцентра в Европейский реестр – это значимое достижение не столько для коллектива центра, сколько для всей системы высшего образования России, поскольку во время экспертизы оценивается не только качество и эффективность деятельности агентства, но и качество аккредитованных им образовательных программ, реализуемых в вузах страны. Оценивается система гарантии качества, сформированная на национальном уровне. В свою очередь, признание аккредитационного агентства обеспечивает признание результатов проводимых им аккредитационных процедур и качества аккредитованных образовательных программ. Именно поэтому регистрация российского Нацаккредцентра в EQAR будет способствовать восстановлению репутации и доверия к качеству образования в России. По мнению директора Нацаккредцентра Владимира Наводнова, включение национального агентства в Европейский реестр открывает новые горизонты для российского образования, привлечения иностранных студентов и преподавателей и, главное, признания высокого качества лучших образовательных программ.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|