Внеучебная деятельность как аккредитационный показательС 2004 года внеучебная деятельность входит в перечень важнейших показателей государственной аккредитации образовательных учреждений. В рамках экспертизы этого показателя учебными заведениями проводится социологический опрос студентов. Просмотров: 2721
Внеучебная деятельность – на «четверку»С 2004 года внеучебная деятельность входит в перечень важнейших показателей государственной аккредитации образовательных учреждений. В рамках экспертизы этого показателя, начиная с 2005 года, учебными заведениями проводится социологический опрос студентов с целью оценки материально-технического обеспечения организации воспитательной работы, кураторства, общественных студенческих организаций, социально-психологической службы учебного заведения и т.д. Накопленные за эти годы данные позволяют сделать некоторые выводы и обозначить тенденции состояния и развития воспитательной деятельности в системе профессионального образования России.*
АУДИТОРИЯ. Число студентов, принимающих участие в анкетировании по вопросам организации воспитательной работы, увеличивается с каждым годом. Так, в 2006 году данные социологического опроса студентов предоставили 507 вузов, в 2007 году – 545, в 2008 году – уже 766. Причем, заметно выросла активность филиалов: если в 2006 году данные анкетирования предоставили 163 филиала, то в прошлом году их количество увеличилось практически в три раза – до 484. Исходя из целей анкетирования, можно выделить три категории вузов, предоставивших данные анкетирования. Во-первых, образовательные учреждения, проходящие очередную государственную аккредитацию. Во-вторых, прошедшие анкетирование в рамках консалтинга деятельности вуза. В-третьих, учебные заведения, осуществляющие внутренний аудит воспитательной деятельности. Общее количество проанализированных анкет – свыше 247 тысяч в 2007 году, более 367 тысяч – в 2008 году. Основными респондентами стали студенты вторых-четвертых курсов, что соответствует рекомендациям по организации и проведению анкетирования студенческой аудитории. Несколько иная тенденция просматривается в системе СПО. Если в 2007 году данные студенческого анкетирования предоставили 204 ссуза, то в 2008 – 154.
АКТИВНОСТЬ. Практически во всех учебных заведениях, принявших участие в анкетировании, созданы студенческие общественные организации. В их работе в 2006 году приняли участие 73 процента респондентов, в 2007 – 84 процента. В 2008 году «пик» студенческойактивности несколько снизился: до 75 процентов респондентов. «Высоко» и «очень высоко» деятельность студенческих организаций оценили лишь около 32 процентов опрошенных. Кстати, наиболее популярным видом деятельности студентов во внеучебное время является спорт – 27 процентов респондентов. Второе по массовости участия место занимает культурно-массовая работа – 13 процентов. Научно-исследовательской деятельностью занимается 11 процентов опрошенных, техническим творчеством – 5 процентов. И, увы, 18 процентов студентов – почти пятая часть – ответили, что во внеучебное время «не занимаются ничем».
КУРАТОРЫ. Вообще, студенты отмечают достаточно высокий уровень влияния их мнения на организацию внеучебной работы в своих alma mater: свыше 70 процентов дали оценку «выше среднего», а 20 процентов оценили такое влияние как «высокое» и «очень высокое». Безусловно, большую роль в налаживании «обратной связи» между студентами и профессорско-преподавательским составом, руководством вузов играет возрождающийся в учебных заведениях институт кураторства. Так, 79 процентов опрошенных студентов отметили, что в их учебных группах есть куратор, причем более 40 процентов оценили работу кураторов «высоко» и «очень высоко».
ПРОФИЛАКТИКА. Учитывая актуальность темы здорового образа жизни, антинаркотической пропаганды и борьбы с правонарушениями в молодежной среде, с недавнего времени в вузах проводится и анализ специальной профилактической работы. По данным студенческих опросов, 9 процентов респондентов ответили, что знают в своем вузе студентов, которые употребляют наркотики. Причем этот показатель остается неизменным на протяжении трех последних лет. Правда, несколько снижается число утвердительных ответов о наличии правонарушений среди сверстников – знают о таких случаях 17 процентов опрошенных. В целом, стоит отметить значительную положительную динамику оценки студентами организации профилактической работы в вузе: если в 2006 году «выше среднего» такую работу оценили лишь 35 процентов студентов, то в 2008 году – уже более 80 процентов опрошенных. ПОДДЕРЖКА. Судя по результатам анкетирования, две трети опрошенных знают о существовании социально-психологической службы в своем учебном заведении. Однако за помощью туда обращались лишь 14 процентов респондентов. Тем не менее, все обращавшиеся за необходимой консультацией оценили работу служб в своих образовательных учреждениях «выше среднего», а треть – даже «высоко» и «очень высоко».
ОЦЕНКИ. Интересно сравнить оценки разных аспектов внеучебной деятельности студентов и экспертов. По некоторым показателям различия между такими оценками достаточно существенны. Например, студенты достаточно высоко оценивают условия, созданные в образовательном учреждении для занятий внеучебной деятельностью. Эксперты же наиболее высоким совокупным баллом оценивают наличие целевых установок в воспитательной деятельности. Студенты в большей степени отмечают недостатки в информационном обеспечении организации и проведении внеучебной деятельности: совокупно оценку «ниже среднего» поставили 8,5 процента обучающихся, в то время как среди экспертов – лишь чуть более 1 процента. Эксперты же наиболее критично оценили систему управления воспитательной деятельностью в вузе. Различны оценки студентов и экспертов работы студенческих общественных организаций: 8 процентов студентов отметили данное направление деятельности в вузе «ниже среднего», и только 2,7 процента экспертов с ними согласились. Менее значительно расхождение в оценке уровня материально-технического обеспечения внеучебной работы. Интересна ситуация в оценке деятельности службы социально-психологической помощи в вузе: если ответы «ниже среднего» в процентном отношении почти совпадают (19/18,8 процентов), то в наиболее высоких оценках разница очень существенна: наивысшие баллы поставили работе служб лишь около 13 процентов экспертов (студенты, повторимся, более трети). Такая разница объясняется тем, что структуру положительных ответов сформировали именно те студенты, которые обращались в данные службы непосредственно и действительно получили необходимую помощь. В оценке остальных аспектов мнения экспертов и студентов отличаются несущественно. В целом, анализ данных опросов показывает, что подавляющее большинство ответов на поставленные вопросы как у экспертов, так и студентов группируется в секторе оценок «средний уровень» и «выше среднего». Кстати, студенты более категоричны в выставлении как низких, так и высоких оценок. Среди них средние баллы выставило лишь чуть более половины от общего числа опрошенных, в то время как 70 процентов экспертов «предпочитают» средние баллы. * По данным Центрального банка данных государственной аккредитации. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|