Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

НСОТ: первые итоги

Интервью с заместителем председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ Куприяновой Татьяной о результатах первого мониторинга эффективности НСОТ в образовательных региональных и муниципальных учреждениях России.

Просмотров: 4250
КУПРИЯНОВА Татьяна Викторовна – заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ

С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ). В № 26 «АО» этой теме было посвящено интервью с
председателем Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галиной Меркуловой. Мы решили вновь вернуться к обсуждению вопроса, поскольку по инициативе работников профсоюза был проведен первый мониторинг эффективности НСОТ в образовательных региональных и муниципальных учреждениях России.

О его результатах мы беседуем с заместителем председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяной КУПРИЯНОВОЙ.

– Каковы итоги мониторинга эффективности НСОТ в образовательных учреждениях, и какие проблемы были выявлены? Можно ли сказать, что, в целом, новая система оплаты труда положительно сказывается на качестве образования?

– По данным мониторинга, средняя заработная плата учителей по России в январе 2009 года составляла 11,2 тыс. рублей. При этом проявились значительные различия в её размерах по субъектам страны – от 5,5 до 22,9 тыс. рублей и более, что зависит, в первую очередь, от уровня бюджетной обеспеченности регионов. Так, даже при введении новых систем оплаты труда в центральных регионах России средняя заработная плата не превышает 7-8 тыс. рублей.

Существенно осложнила задачу повышения заработной платы и обеспечения дифференциации в оплате труда работников образовательных учреждений при введении новых систем оплаты труда необходимость реализации с 1 января 2009 года федерального закона о новом минимальном размере оплаты труда – 4330 рублей. На эти цели не было выделено дополнительных ассигнований из федерального и, как правило, из региональных и муниципальных бюджетов.

Различия в принципах формирования условий и размеров оплаты труда учителей проявляются, например, в том, что в одних регионах стаж педагогической работы дает право учителям на повышение уровня оплаты труда, а в других – этот показатель игнорируется. И это несмотря на то, что стаж работы является одним из критериев увеличения размера оплаты труда государственных и муниципальных служащих, а также общепризнан в мировой практике.

Кроме того, в трети регионов России заработная плата учителей, по мнению профсоюза, неоправданно – особенно в условиях демографического спада – поставлена в зависимость от количества обучающихся в классах. Тогда как в других регионах такой принцип оплаты труда не применяется, поскольку комплектование классов в функциональные обязанности учителей не входит. При этом в ряде таких субъектов не соблюдаются нормы трудового законодательства по применению ставок заработной платы для исчисления зарплаты учителей в качестве фиксированных размеров оплаты за установленные нормы часов педагогической работы. Нарушается и федеральный порядок регулирования рабочего времени учителей.

В одних регионах размер оплаты труда учителей ранжируется в зависимости от преподаваемого предмета, в других – такие различия обоснованно не предусматриваются, учитывая, что реализация федерального государственного образовательного стандарта предполагает всестороннее развитие личности обучающихся.

В регионах наблюдается, к сожалению, общая тенденция относительного уменьшения оплаты труда учителей за исполнение ими должностных обязанностей, с одной стороны, и, соответственно, увеличения оплаты за дополнительные виды работ – с другой. Это приводит к интенсификации труда, не сопровождаемой адекватным увеличением материального вознаграждения. Кроме того, эти виды работ в целом ряде случаев не связаны ни с должностными обязанностями, ни с требованиями обеспечения образовательного процесса, не влияют на качество и результаты работы, не отвечают принципам прозрачности и понятности для всех при распределении стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений. Все это является, по мнению профсоюза, недопустимым.

– Сделаны ли какие-то шаги к улучшению ситуации?

– Участники Пленума ЦК Профсоюза по итогам встречи 25 марта 2009 года с группой лидеров первичных профсоюзных организаций из разных регионов России и в связи с ранее данным поручением Председателя Правительства России В.В. Путина проанализировать ситуацию с введением НСОТ вышли с конкретными предложениями:

  • Правительству Российской Федерации установить базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников бюджетных учреждений в качестве государственных гарантий по оплате труда за исполнение должностных обязанностей, которые могли бы быть привлекательными для пополнения образовательных учреждений молодыми кадрами;
  • определить единые принципы и условия при формировании фиксированных размеров ставок заработной платы (окладов) работников региональных и муниципальных образовательных учреждений за исполнение должностных обязанностей при применении к ним повышающих коэффициентов в зависимости от квалификации, а также при стимулировании труда работников с учетом качества и результатов труда;
  • безотлагательно утвердить новые квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений, определяющих их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации, так как все ранее действовавшие нормативные правовые акты по этим вопросам в сфере образования Минздравсоцразвития России поспешило отменить;
  • ограничить требования по представлению учителями и другими педагогическими работниками разного рода сводок и справок, регулярных, в том числе ежедневных письменных отчетов об их деятельности, поскольку вал бумажной работы, захлестнувший образовательные учреждения, привел к резкому сокращению времени у педагогических работников на повышение квалификации и самообразование;
  • исключить зависимость размеров оплаты труда учителей от количества обучающихся в пределах нормативной наполняемости классов с целью преодоления практики неоправданного возложения на учителей ответственности за демографическую ситуацию в стране;
  • не использовать в практике исчисления заработной платы учителей дифференциацию уровней оплаты их труда на основе ранжирования учебных предметов по принципу сложности;
  • определить и систематизировать критерии и показатели оценки деятельности учителей, не допуская применения критериев и показателей, которые не могут служить объективной оценкой результатов педагогической деятельности всех учителей;
  • исключить практику стимулирования труда руководителей образовательных учреждений за счет средств, направляемых на поощрение всех работников учреждения;
  • осуществлять действенный контроль над соблюдением федерального трудового законодательства, не допуская принятия нормативных правовых актов на уровне субъектов России, устанавливающих параллельное правовое регулирование, противоречащее федеральному законодательству, в ходе проводимых экспериментов в области оплаты, нормирования труда и аттестации работников;
  • учитывать положительные результаты мер, осуществляемых в регионах-участниках КПМО, по повышению заработной платы работников региональных и муниципальных образовательных учреждений с учетом результативности и качества их труда при оценке выполнения принятых этими регионами обязательств по введению НСОТ, независимо от применяемых методик формирования и распределения фондов оплаты труда.

– Какие меры, по мнению профсоюза, следовало бы принять в условиях финансового кризиса для поддержания реального содержания заработной платы работников образования в связи с ростом цен и тарифов и сокращения количества бедных среди работающих в этой сфере?

– По данным мониторинга, проведенного профсоюзом, доля работников сферы образования, заработная плата которых не превышает утвержденного на федеральном уровне МРОТ, достигает в целом ряде регионов 50-60 процентов. Поэтому мы посчитали крайне необходимым включить в антикризисную программу Правительства ряд мер, направленных на сокращение числа бедных среди работающего населения. Это:

  • индексация в 2009 году заработной платы работников образовательных учреждений в размере не ниже реального уровня инфляции с обеспечением соответствующего механизма оказания финансовой помощи из федерального бюджета в случае отсутствия необходимых средств на эти цели в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований;
  • выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ с учетом уровня их бюджетной обеспеченности на восполнение расходов, связанных с выполнением федерального закона об установлении с 1 января 2009 года МРОТ в размере 4330 рублей;
  • внесение изменений и дополнений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ с целью изменения состава МРОТ для восстановления в бюджетных учреждениях дифференциации в оплате труда между работниками, занятыми трудом, не требующим квалификации, и специалистами высокой квалификации, а также для восстановления дифференциации в оплате труда работников с учетом климатических условий проживания;
  • способствование безусловному обеспечению нормативного порядка финансирования образовательных учреждений, чтобы преодолеть в условиях резкого сокращения налоговых поступлений в региональные и муниципальные бюджеты расширяющуюся практику уменьшения размеров заработной платы работников из-за сокращения фондов оплаты труда.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Николай Володин: о реформах медицинского образования
Внеучебная деятельность как аккредитационный показатель
Перспективы модернизации образования в России
Система художественного образования в современных условиях
Интеграция в европейское образовательное пространство
Экспресс-форум: НСОТ как мотив для инноваций в системе СПО
Проблемы и перспективы школьного образования
Студенческое самоуправление – инструмент обратной связи
Концепция нового закона об образовании
Российское и зарубежное медицинское образование

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ