Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва

Годовую потребность страны в специалистах рабочих профессий система профессионального образования обеспечивает примерно наполовину. В целом это соответствует ситуации в других странах, где соотношение пятьдесят на пятьдесят распределяется между отраслью образования и, соответственно, системой подготовки рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий.

Просмотров: 4683
В.Н. ДУДИН, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Годовую потребность страны в специалистах рабочих профессий, составляющую по прогнозу на 2015 год около 2 млн. человек, система профессионального образования обеспечивает примерно наполовину. В целом это соответствует ситуации в других странах, где соотношение пятьдесят на пятьдесят распределяется между отраслью образования и, соответственно, системой подготовки рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий.

Первые шаги

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в октябре прошлого года Д.А. Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает».

К сожалению, до последнего времени российская система «настройки рабочих рук» находилась в тяжёлом положении. Молодых людей готовили без учёта реальных кадровых потребностей, весьма приблизительным было ориентирование на рынок труда, выпускники колледжей и техникумов обычно работали не по специальности, отсутствовали у них и практический опыт, и реальное знание производства. В последние годы правительство страны эту ситуацию старается исправить.

В рамках национального проекта «Образование» решалась задача адаптации профессионально‑технического образования к потребностям конкретных отраслей и регионов, максимального приближения обучения к производству. В то время материальная поддержка оказывалась учебным заведениям, успешно внедряющим современные программы. В общей сложности с 2007 по 2009 год было выделено около 9 млрд. рублей из федерального бюджета и почти столько же привлечено регионами на условиях софинансирования, причем средства работодателей в этом процессе составили 63 процента.

За период реализации национального проекта государственную поддержку получили 32 лучшие региональные комплексные программы развития профобразования по десяти приоритетным отраслям экономики. Системным эффектом этих усилий стало то, что на сегодняшний день во всех краях, областях и республиках страны разработаны и внедряются собственные программы развития системы профессионального образования. Для подготовки рабочих кадров и специалистов были созданы новые элементы образовательной инфраструктуры, ставшие точками роста в местных системах профобразования. Сформировано 400 ресурсных центров и 12 межрегиональных отраслевых ресурсных центров, объединяющих 333 техникума и колледжа почти из 70 регионов России.

Субъект становится объектом

Новые подходы к решению проблемы намечены в федеральной целевой программе развития образования на 2011‑2015 годы, причём главный акцент сделан на государственной поддержке региональных систем профессионального образования. Правительство исходит из того, что все эти учебные заведения всё‑таки должны быть региональными, и только регионы могут чувствовать, как обстоят дела, как выравнивать диспропорции на рынке труда и обладать реальным прогнозом потребности в кадровых ресурсах.

Сегодня создание современной системы профессиональной подготовки стало зоной совместной ответственности и партнёрства государства, бизнес‑сообщества и образовательных организаций.

Правительство РФ в 2014 и 2015 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» продолжит государственную поддержку региональных программ развития профобразования. На эти цели предусмотрено ежегодное выделение не менее 1 млрд. рублей. Основными здесь являются следующие элементы:

  • достижение соответствия квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики (по каждому региону будет обеспечена высокая доля выпускников, устроившихся на работу по специальности);
  • консолидация ресурсов бизнеса и государственных образовательных организаций для реализации программ развития, следовательно, обязательным условием станет софинансирование;
  • обеспечение многообразия программ формирования профессиональных квалификаций, предоставляемых различным категориям населения, в том числе и взрослому на протяжении всей трудовой деятельности.

Для дальнейшей модернизации необходимо создание условий по успешной социализации обучающихся. Минобрнауки РФ считает принципиально важным, чтобы в каждом субъекте страны, который получит субсидию на поддержку своей программы развития профобразования, был детализирован, уточнён прогноз потребности в рабочих кадрах на десятилетие в разрезе профессий и объёмов подготовки, а сеть образовательных организаций и их профиль приведены в соответствие с этими перспективами. В 2014-2015 годах будет осуществлена поддержка 45 региональных программ развития.

Пилотные проекты

Формирование модельных организаций профобразования министерство планирует осуществить в соответствии с проектом «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов», разработанным вместе с Минэкономразвития, Минфином РФ и Международным банком реконструкции и развития. Временные рамки охватывают 2014-2018 годы, в десятке регионов поддержат пилотные проекты для распространения на всю страну лучшей практики, типовых решений, учебно-методических материалов и тренажёров. Предусматривается создание около 50 соответствующих самым современным требованиям организаций профобразования, в которых будут разработаны или обновлены модульные программы подготовки рабочих кадров, отводящие практической подготовке на территории предприятия или учебно-производственном участке не менее 50 процентов времени.

В пилотных регионах предполагается сформировать и современные инфраструктурные единицы сети профобразования, которые обеспечат взаимодействие рынка труда и образовательных организаций, подготовку студентов к участию в межрегиональных, национальных и международных конкурсах профмастерства, учебно-методическое сопровождение деятельности региональной сети по всей России, обучение и повышение квалификации по рабочим профессиям с помощью коротких адресных программ. Планируемый объём финансирования проекта за счёт займа Всемирного банка составит 12,8 млрд. рублей. Задача совершенствования системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена связана с развитием её гибкости в реагировании на вызовы инновационной экономики в условиях глобализации, улучшением качества в соответствии с приоритетами экономического развития регионов, расширением возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Перспективными направлениями в региональных программах модернизации профобразования должны стать следующие: формирование новой инфраструктуры профессионального образования и обучения (ППО), концентрация и оптимизация ресурсов для подготовки кадров; развитие содержания и технологий; усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы ППО; обеспечение общедоступности и социальной защищенности обучающихся.

Министерство образования и науки РФ видит две первоочередные задачи.

Во-первых, оптимизация сети образовательных учреждений НПО и СПО.

В последние годы сложились два типа образовательных учреждений:

  • монопрофильные многоуровневые учреждения, отличающиеся большой степенью специализации, поскольку ориентированы на потребности определенного заказчика, например, учебные заведения по подготовке кадров для авиационной, металлургической или химической промышленности;
  • многопрофильные учебные заведения в регионах, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей, отличающиеся высокой гибкостью программ, в том числе ДПО, способностью быстро менять содержание образования под потребности рынка и созданные, как правило, в результате реорганизации нескольких образовательных учреждений (и это тоже результат оптимизационных процессов в сфере СПО и подготовки рабочих кадров), либо техникумы и колледжи, расположенные в малых городах, сельской местности и выполняющие значение социокультурных центров.

Федеральный закон № 273 позволяет на базе обоих типов образовательных учреждений создавать вместе с работодателями гибкую инфраструктуру подготовки кадров по так называемым коротким и длинным программам.

Это могут быть кафедры и структурные подразделения на предприятиях, ресурсные центры, центры коллективного доступа, многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Второй важнейшей целью является повышение кадрового потенциала. В учреждениях профобразования работает 220 тыс. педагогических работников, в том числе 40 тыс. мастеров производственного обучения. Многие из них не имеют педагогического образования. А такие реалии, как введение ФГОС, задача расширения категорий обучающихся граждан, требуют непрерывного совершенствования педагогической квалификации. Поэтому важно развитие методической сети в системе профтехобразования, создание городских, региональных научно-методических центров, формирование межрегиональных советов по профессиональному образованию.

Не следует забывать и о старении педагогических коллективов. В учреждениях НПО и СПО более 50 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения находятся в возрасте от 36 до 59 лет, еще около 10 процентов перешагнули 60-летний рубеж. Решить задачу повышения качества кадрового потенциала можно только совместными усилиями образовательных учреждений и работодателей. Это может быть привлечение в систему СПО педагогов из реального сектора экономики, повышение квалификации и стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения.

В соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2012 года зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения СПО будет доведена до средней по экономике только к 2018 году. По итогам мониторинга 2012 года в системе НПО она составила в среднем 62 процента от заработной платы в экономике в целом, а у работников учреждений СПО – 80 процентов.

О центрах прикладных квалификаций

Указом Президента РФ «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования в такие центры существующих учреждений НПО и СПО. Исполнение указа должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.

Что же это за центры? Они представляют собой организации или структурные подразделения организаций, осуществляющие деятельность по реализации коротких интенсивных практикоориентированных программ. Их развитие позволит обеспечить охват всех возрастных групп населения от 15 лет, гибко и оперативно реагировать на обновление технологий. Минобрнауки РФ направлены в органы исполнительной власти субъектов федерации методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Приоритетом деятельности центра является подготовка кадров, способных трудиться на высокопроизводительных рабочих местах, в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики страны и её субъектов. Квалификация, получаемая выпускниками после завершения учебы по таким программам, как правило, соответствуют третьему‑шестому уровням.

Решения о создании центров органами исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющими управление в сфере образования, принимаются исходя из анализа стратегий (программ) экономического развития региона, потребностей рынка труда в высококвалифицированных кадрах, а также возможностей удовлетворения этих потребностей существующей сетью профобразования.

Важным фактором, способным повлиять как на решение об открытии центра, так и на выбор механизмов его создания, является готовность организаций – потенциальных потребителей кадров к тем или иным формам участия в его создании и деятельности.

Как правило, субъектом Российской Федерации центры формируются на базе существующих подведомственных организаций НПО и СПО, выбор которых осуществляется с учетом их соответствия таким основным требованиям, как развитое взаимодействие с работодателями и их объединениями, оснащение современным оборудованием, необходимым для практикоориентированной подготовки, обеспечивающий ее подготовку кадровый потенциал.

Учебный центр профессиональной квалификации как самостоятельная организация может быть создан либо путем учреждения новой организации, либо путем реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений НПО и СПО, либо путем внесения изменений в устав существующих учреждений этого уровня профессионального образования.

Новые возможности

Каким же образом предполагает сконцентрировать свои усилия министерство?

1. Создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений, в том числе путем:

  • более активного перевода образовательных учреждений в автономные;
  • обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно‑правовых форм.

2. Способствовать снижению инвестиционных рисков при вложениях в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления профобразованием, к которым относятся наблюдательные и попечительские советы.

3. Предоставить возможности для повышения эффективности управления образовательными учреждениями.

Министерство разрабатывает целый пакет инициатив в сфере расширения частно‑государственного партнерства и повышения финансовой устойчивости образовательных учреждений. В них ставятся вопросы о субсидировании процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров, о предоставлении права заключать концессионные соглашения на имущество, принадлежащее государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.

Рассматривается и возможность предоставления права образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, быть учредителями и участниками – в том числе совместно с другими лицами – хозяйственных обществ, среди которых могут быть учебно‑производственные тренировочные центры и малые молодежные предприятия.

Внедрение новых экономических механизмов требует совершенно иной квалификации руководящего состава образовательных учреждений. Следует организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей техникумов и колледжей, организовать в регионах работу по формированию кадрового резерва и назначению руководителей ссузов с учетом мнения работодателей.

Горизонты развития

Минобрнауки РФ подготовлена и размещена на официальном сайте Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года. На коллегии министерства этот проект рассмотрен и в целом одобрен.

Важнейшей целью воплощения документа в жизнь является создание в стране современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную и эффективную подготовку в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально‑экономические изменения и вызовы инновационной экономики, предоставлять широкие возможности для различных категорий граждан в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Одной из основ эффективности образовательной организации сегодня является востребованность выпускников на рынке труда. Этот критерий в прошлом году вошел в мониторинг эффективности вузов. Но стоит отметить, что он не менее важен и для учреждений среднего профессионального образования.

Основным постулатом, который заложен Минобрнауки РФ в стратегию, является обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики. Потребности работодателей в трудовых ресурсах должны реализовываться в связке с образовательными организациями.

Для достижения этой цели планируется провести ряд мероприятий, направленных на консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Проект стратегии предусматривает актуализацию региональных программ развития профессионального образования с учетом введения в действие закона «Об образовании в Российской Федерации».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Минобрнауки, профсоюз работников народного образования, вадим дудин, СПО, компетентно, ао-69

Похожие материалы:
Социально-профессиональный портрет педагога
Точки роста рабочих компетенций
Развитие профессионального образования в Республике Алтай
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
СПО: Деньги в обмен на обязательства
Интегрированный закон: что волнует СПО?
Минобрнауки актуализирован проект приказа об изменениях в Перечне профессий СПО
Подготовка кадров для строительной отрасли и ЖКХ
Подходы к формированию практикоориентированных программ
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#109Будущее рынка труда в России и мире
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#102Новосибирский профессионально-педагогический колледж развивает инклюзивное образование
#110Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионате WorldSkills
#101Модель экспорта образования: совместные образовательные программы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ