Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы и перспективы НПО и СПО

Вниманию читателей предлагаются наиболее значимые фрагменты доклада президента Союза директоров СПО России Виктора Демина. Оценка результатов ПНП «Образование». Перспективы, проблемы и приоритеты СПО и НПО.

Просмотров: 12053

НПО и СПО: пора ответить на вопросы

Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров средних учебных заведений России

В Академии народного хозяйства при Правительстве РФ 11 декабря 2008 года состоялась Всероссийская конференция по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» в системах НПО и СПО. С экспертной оценкой возможностей использования инновационных программ выступил Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров средних учебных заведений России. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые фрагменты его доклада.

Основной момент

Инновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы систем НПО и СПО требуют формирования современной государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития начального и среднего профессионального образования.

В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль НПО и СПО в подготовке кадров. Одновременно профессиональное образование ощущает явную поддержку государства и становится важнейшей сферой социальной политики. Доказательством служат парламентские слушания в Государственной Думе, посвященные проблемам законодательного обеспечения развития НПО и СПО, которые состоялись в конце 2008 года, а также создание экспертных советов при Комитете по образованию Госдумы, включающих представителей педагогического сообщества, ученых, работодателей.

В ходе подготовки к слушаниям члены экспертного совета, президиум Союза директоров средних учебных заведений России обсудили состояние системы СПО и существующие в ней проблемы. Отмечено, что Министерство образования РФ, Рособразование взяли курс на развитие учебных заведений среднего звена и, что радует, сформировали его при нашем активном участии. Правительство России утвердило комплекс межведомственных мер по поддержке и развитию учреждений НПО и СПО и включило эти учреждения в приоритетный национальный проект. Таким образом, модернизация была объединена с инновационной деятельностью.

Оценка национального проекта «Образование»

Конференция по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» – новая возможность определить пути дальнейшего развития систем СПО и НПО на основе положительного опыта.

Национальный проект явился мощным сигналом для работодателей, призывающим выявлять и поддерживать инновационные учебные заведения и на паритетных началах обеспечивать финансирование их программ по подготовке современных рабочих и специалистов среднего звена. Впервые в истории российского образования за два года почти 150 учебных заведений СПО и НПО получили от государства и работодателей более чем 10 млрд. рублей. Эти деньги пошли на создание базы для подготовки необходимых экономике специалистов, обновление учебной базы. Многие из инновационных образовательных учреждений стали «точками роста» для всего начального и среднего профессионального образования.

Проект позволил:

  • в политическом плане – сформировать долгосрочную инновационную устойчивую государственную политику в сфере профессионального образования, привлечь к ее реализации широкий круг работодателей и органы власти и управления в регионах, на основе социального партнерства создать механизмы для качественного развития кадрового потенциала и рынков труда;
  • в экономическом плане – обеспечить целевую и эффективную финансовую поддержку учебных заведений, осуществляемую государством и работодателями и направленную на подготовку современных рабочих и специалистов для инновационной экономики;
  • в образовательном плане – определить подходы:
    • к решению самых актуальных и назревших проблем, сдерживающих прорыв в подготовке кадров для экономики инновационного типа;
    • к изменению структуры, объемов профилей, содержания подготовки кадров, технологии обучения, привлечь к этому работодателей;
    • к созданию нового поколения стандартов, основанных на профессиональных компетенциях.

Кроме того, благодаря реализации национального проекта, формируется современная государственно-общественная система оценки качества образования и современные механизмы государственно-частного партнерства базовых предприятий и учебных заведений, развивается информационная база управления и обучения, происходит ориентация на перспективы развития рынка труда. В работе учебных заведений начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, обучение граждан в течение всей жизни. Формируется ресурсная база обучения. Ряд учреждений, участвующих в осуществлении национального проекта, превратился в региональные, межрегиональные и международные инновационные ресурсные центры профессионального образования.

При поддержке полномочных представителей Президента России, губернаторов и с привлечением работодателей повсеместно разработаны программы по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Национальный проект позитивно повлиял на удовлетворение запросов работодателей, рынка труда и результаты деятельности систем НПО и СПО. За последние два года устранена нехватка кадров по 17 специальностям. В целом, именуемые «точками роста» учебные заведения вписались в рыночные отношения. Они начали очень серьезно относиться к своему развитию и изменениям в системе СПО, глубже осознавать ответственность перед сегодняшними и будущими студентами, экономикой страны, ориентироваться на результат – потребности личности, рынка труда. Иновационность превратилась в самостоятельный вид их деятельности. А это привлекает как молодежь, так и работодателей.

При активной роли Министерства образования и науки РФ, Рособразования, Национального фонда образования, обеспечивших управление национальным проектом, его устойчивое финансирование, мониторинг реализации, трансляцию зарождающегося опыта, происходят позитивные изменения не только на инновационных площадках, но, что еще важнее, во всей системе профессионального образования. Масштабная информатизация, открытость, изменение содержания, независимая оценка качества, непрерывное образование, международное сотрудничество, социальное партнерство и другие направления формируют современный облик начального и среднего профессионального образования новой России. Меняются мотивация и качество работы преподавателей.

Перспективы НПО и СПО

В последнее время в обществе все настойчивее звучат вопросы, каким быть в перспективе системам НПО и СПО и что необходимо дополнительно предпринять для их более эффективного развития? В связи с этим мы выдвигаем ряд предложений.

1. Продлить национальный проект как форму и условие инновационного развития начального и среднего профессионального образования, качественной подготовки рабочих и специалистов.

2. При формировании проекта и новой модели профессионального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу обеспечить:

  • финансирование его мероприятий (в том числе за счет средств региональных бюджетов);
  • создание условий, позволяющих не только транслировать накопленный опыт лучших учебных заведений, преподавателей, внедряющих инновационные образовательные программы, но и его практическое применение;
  • финансовую поддержку преподавателей, внедряющих инновационные образовательные программы, мастеров-новаторов, талантливых студентов;
  • активное привлечение общественности к рассмотрению и решению различных задач проекта.

3. В условиях экономических трудностей рассмотреть возможность увеличения объемов софинансирования программ со стороны государства, а со стороны работодателей – уменьшения и расширения статьи их затрат, в том числе по линии уплаты налогов.

4. Поддержать и развить позитивные результаты реализации проекта: функционирование ресурсных центров, учебных заведений нового типа; возможность реализации программ технологического бакалавриата; использование современных технологий обучения и т.п. Включить все это в новые модели развития систем НПО и СПО.

Проблемы СПО и НПО

Позитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

Во-первых, спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения по объемам, структуре и содержанию подготовки специалистов среднего звена. По этому поводу достаточно сказать, что пока только 15 процентов студентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей.

Во-вторых, актуальна проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения НПО и СПО. Если ситуацию не изменить, программы строительства и реконструкции учебных зданий и общежитий могут быть свернуты. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, а это значит, что в долгосрочной перспективе страна не получит необходимое количество востребованных экономикой кадров. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики.

В-третьих, требуют совершенствования экономика и система налогообложения учебных заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене – самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, новая система оплаты труда должна быть лучше адаптирована к нуждам системы СПО. Кроме того, необходимо развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений. И тогда расширится их самостоятельность, улучшится внебюджетная деятельность, будут создаваться условия для перехода на новую организационную форму – автономное учреждение.

В-четвертых, в техникумах и колледжах медленнее, чем это нужно сегодня, растут, а иногда и остаются на прежнем уровне качество кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы. Собственный научный потенциал этих учреждений мог бы развиваться скорее, если бы вузы научились готовить преподавателей инновационного типа, а экономическая, правовая и организационная поддержка их научной деятельности улучшились. Кроме того, нужно поднимать уровень научного анализа проблем подготовки рабочих и специалистов, активнее производить изменения в системе повышения квалификации и предусмотреть надбавки за ученые степени и звания, для преподавателей и специалистов с предприятий и организаций, работающих в учебных заведениях СПО. Без всего этого не решить современные задачи подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, особенно для высокотехнологичных отраслей экономики.

Хотелось бы также, чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, а школы настраивались не только на решение задач высших учебных заведений, но и помнили о том, что экономика в большей степени нуждается в кадрах среднего звена.

Общий результат наличия названных проблем: уже в прошлом году прием в техникумы и колледжи только по техническим специальностям на бюджетной основе сократился почти на 10 процентов, а на платной – на 30. В будущем – сегодняшний дефицит студентов станет дефицитом производственных кадров. А любая переподготовка молодых специалистов под потребности наукоемких производств обернется для государства и работодателей дополнительными затратами.

Ожидания

На наш взгляд, для устранения существующих проблем необходимо принять государственную концепцию развития НПО и СПО. Именно она на основе научного предвидения и сложившейся практики, а также с учетом европейских тенденций определит роль и место современных систем НПО и СПО в развитии производительных сил страны, их связь с экономикой и рынком труда. Эта концепция должна закрепить позитивные тенденции и направления инновационного развития и модернизации образования и вместе с тем ответить на ряд вопросов.

Сохранится ли за системами СПО и НПО их роль социального лифта для молодежи, или они будут нацелены исключительно на прагматичные задачи подготовки кадров?

Следует ли объединять эти системы или лучше включить учебные заведения среднего звена в состав вузов? Какова будущность малокомплектных учебных заведений на селе?

Ожидаемая концепция должна снять противоречия в процессах оптимизации сети учебных заведений, формирования университетских комплексов, в бюджетной политике. Она должна способствовать установлению объемов, направлений и подготовки рабочих и специалистов, расширению перечня специальностей, решить вопрос о статусе федеральных и региональных учебных заведений и, наконец, определиться с вопросом о присоединении России к Копенгагенскому процессу.

Концепция призвана обеспечить:

  • переход на общеевропейские стандарты содержания обучения, основанные на профессиональных компетенциях, критерии и методики независимой оценки качества образования;
  • сопоставимость и прозрачность уровней квалификационных категорий и документов, фиксирующих результаты обучения, в том числе объемы содержания образования и сроки обучения;
  • признание и учет в оценке результатов профессионального обучения и подготовке кадров неформального и открытого образования;
  • обучение в течение всей жизни.

Следует отметить, что эти мероприятия предполагают тесное взаимодействие с бизнесом, создание новых типов и видов учебных заведений, преемственность методики, особенно практического обучения, использование модульной технологии и многоступенчатой формы обучения.

В целом, концепция может очертить логику, приоритеты и этапы необходимых изменений, которые должны быть системными и понятными не только педагогическому сообществу и работодателям, но и каждому члену российского общества.

Союз директоров средних учебных заведений России готов с участием работодателей, органов управления образования, руководителей учебных заведений страны, законодателей подготовить проект концепции, обсудить ее на своем предстоящем расширенном съезде – его предполагается провести осенью 2009 года – и представить свои предложения органам государственной власти и управления.

Приоритеты

Что относит Союз директоров средних учебных заведений России к приоритетным мерам как условиям прорыва в профессиональном образовании?

  1. Создание должных экономических условий и государственных гарантий, позволяющих бизнесу более активно инвестировать средства в инновационное развитие системы профессионального образования. Прежде всего, принятие закона – «О профессиональном образовании» или «О социальном партнерстве», – подобного тем, которые успешно реализуются во многих странах Европы. Такой закон может стать правовой основой и организационно-экономическим механизмом взаимодействия государства и бизнеса, позволит развивать благотворительность в сфере профессионального образования.
  2. Расширение перечня специальностей и их профилей, ориентированных на подготовку специалистов для критических и высоких технологий, для чего потребуется соответствующее решение Правительства РФ.
  3. Крупномасштабные инвестиции. В настоящее время финансирование СПО не является приоритетным, осуществляется по остаточному принципу и не работает на инновационное развитие. Темпы роста бюджетного финансирования систем НПО и СПО значительно уступают другим уровням образования.
  4. Законодательная поддержка ресурсных центров. Это позволит создать в регионах «точки роста» передового опыта в реализации самых современных образовательных технологий обучения.
  5. Решение вопроса о возможности проведения и финансирования научно-методической работы в учреждениях СПО.
  6. Распространение положений по установлению надбавок за ученые степени и звания, действующих в высшей школе, на преподавателей и специалистов с предприятий и организаций, работающих в учреждениях СПО.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Объединение систем НПО и СПО
Развивая экономику, открывать новые техникумы
СПО: приемная кампания - 2013
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Интервью с Виктором Дёминым
Интегрированный закон: что волнует СПО?
Современные тенденции развития профессионального образования России
Союз директоров ссузов России: пути развития
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Светлана Незарегистрированный пользователь
Проблемы: 1 Отсутствие практикоориентированных учебников в соответствии с примерными программами. 2 Отсутствие повышения квалификации по специальности (стажировка не является качественным повышением квалификации и ее не оплачивают). Повышение педагогической квалификации ловко перевели в дистант - теперь днем работаем, учимся по ночам бесплатно. 3 Отсутствие современного оборудования кабинетов и, даже, элементарного ремонта. 4 Бессмысленность ежемесячного заполнения вороха бумаг - особенно выполнение критериев. Составляем не для уроков, а для отписок. Пишем ежемесячно методички, тесты, статьи, составляем презентации, электронные учебники, снимаем видео - для чего? Какое может быть качество? Регулярно переписываем программы.

2021-10-27 23:46:39 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ