Проблемы и перспективы НПО и СПОВниманию читателей предлагаются наиболее значимые фрагменты доклада президента Союза директоров СПО России Виктора Демина. Оценка результатов ПНП «Образование». Перспективы, проблемы и приоритеты СПО и НПО. Просмотров: 12053
НПО и СПО: пора ответить на вопросы
В Академии народного хозяйства при Правительстве РФ 11 декабря 2008 года состоялась Всероссийская конференция по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» в системах НПО и СПО. С экспертной оценкой возможностей использования инновационных программ выступил Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров средних учебных заведений России. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые фрагменты его доклада. Основной моментИнновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы систем НПО и СПО требуют формирования современной государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития начального и среднего профессионального образования. В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль НПО и СПО в подготовке кадров. Одновременно профессиональное образование ощущает явную поддержку государства и становится важнейшей сферой социальной политики. Доказательством служат парламентские слушания в Государственной Думе, посвященные проблемам законодательного обеспечения развития НПО и СПО, которые состоялись в конце 2008 года, а также создание экспертных советов при Комитете по образованию Госдумы, включающих представителей педагогического сообщества, ученых, работодателей. В ходе подготовки к слушаниям члены экспертного совета, президиум Союза директоров средних учебных заведений России обсудили состояние системы СПО и существующие в ней проблемы. Отмечено, что Министерство образования РФ, Рособразование взяли курс на развитие учебных заведений среднего звена и, что радует, сформировали его при нашем активном участии. Правительство России утвердило комплекс межведомственных мер по поддержке и развитию учреждений НПО и СПО и включило эти учреждения в приоритетный национальный проект. Таким образом, модернизация была объединена с инновационной деятельностью. Оценка национального проекта «Образование»Конференция по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» – новая возможность определить пути дальнейшего развития систем СПО и НПО на основе положительного опыта. Национальный проект явился мощным сигналом для работодателей, призывающим выявлять и поддерживать инновационные учебные заведения и на паритетных началах обеспечивать финансирование их программ по подготовке современных рабочих и специалистов среднего звена. Впервые в истории российского образования за два года почти 150 учебных заведений СПО и НПО получили от государства и работодателей более чем 10 млрд. рублей. Эти деньги пошли на создание базы для подготовки необходимых экономике специалистов, обновление учебной базы. Многие из инновационных образовательных учреждений стали «точками роста» для всего начального и среднего профессионального образования. Проект позволил:
Кроме того, благодаря реализации национального проекта, формируется современная государственно-общественная система оценки качества образования и современные механизмы государственно-частного партнерства базовых предприятий и учебных заведений, развивается информационная база управления и обучения, происходит ориентация на перспективы развития рынка труда. В работе учебных заведений начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, обучение граждан в течение всей жизни. Формируется ресурсная база обучения. Ряд учреждений, участвующих в осуществлении национального проекта, превратился в региональные, межрегиональные и международные инновационные ресурсные центры профессионального образования. При поддержке полномочных представителей Президента России, губернаторов и с привлечением работодателей повсеместно разработаны программы по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена. Национальный проект позитивно повлиял на удовлетворение запросов работодателей, рынка труда и результаты деятельности систем НПО и СПО. За последние два года устранена нехватка кадров по 17 специальностям. В целом, именуемые «точками роста» учебные заведения вписались в рыночные отношения. Они начали очень серьезно относиться к своему развитию и изменениям в системе СПО, глубже осознавать ответственность перед сегодняшними и будущими студентами, экономикой страны, ориентироваться на результат – потребности личности, рынка труда. Иновационность превратилась в самостоятельный вид их деятельности. А это привлекает как молодежь, так и работодателей. При активной роли Министерства образования и науки РФ, Рособразования, Национального фонда образования, обеспечивших управление национальным проектом, его устойчивое финансирование, мониторинг реализации, трансляцию зарождающегося опыта, происходят позитивные изменения не только на инновационных площадках, но, что еще важнее, во всей системе профессионального образования. Масштабная информатизация, открытость, изменение содержания, независимая оценка качества, непрерывное образование, международное сотрудничество, социальное партнерство и другие направления формируют современный облик начального и среднего профессионального образования новой России. Меняются мотивация и качество работы преподавателей. Перспективы НПО и СПОВ последнее время в обществе все настойчивее звучат вопросы, каким быть в перспективе системам НПО и СПО и что необходимо дополнительно предпринять для их более эффективного развития? В связи с этим мы выдвигаем ряд предложений. 1. Продлить национальный проект как форму и условие инновационного развития начального и среднего профессионального образования, качественной подготовки рабочих и специалистов. 2. При формировании проекта и новой модели профессионального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу обеспечить:
3. В условиях экономических трудностей рассмотреть возможность увеличения объемов софинансирования программ со стороны государства, а со стороны работодателей – уменьшения и расширения статьи их затрат, в том числе по линии уплаты налогов. 4. Поддержать и развить позитивные результаты реализации проекта: функционирование ресурсных центров, учебных заведений нового типа; возможность реализации программ технологического бакалавриата; использование современных технологий обучения и т.п. Включить все это в новые модели развития систем НПО и СПО. Проблемы СПО и НПОПозитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Во-первых, спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения по объемам, структуре и содержанию подготовки специалистов среднего звена. По этому поводу достаточно сказать, что пока только 15 процентов студентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей. Во-вторых, актуальна проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения НПО и СПО. Если ситуацию не изменить, программы строительства и реконструкции учебных зданий и общежитий могут быть свернуты. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, а это значит, что в долгосрочной перспективе страна не получит необходимое количество востребованных экономикой кадров. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики. В-третьих, требуют совершенствования экономика и система налогообложения учебных заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене – самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, новая система оплаты труда должна быть лучше адаптирована к нуждам системы СПО. Кроме того, необходимо развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений. И тогда расширится их самостоятельность, улучшится внебюджетная деятельность, будут создаваться условия для перехода на новую организационную форму – автономное учреждение. В-четвертых, в техникумах и колледжах медленнее, чем это нужно сегодня, растут, а иногда и остаются на прежнем уровне качество кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы. Собственный научный потенциал этих учреждений мог бы развиваться скорее, если бы вузы научились готовить преподавателей инновационного типа, а экономическая, правовая и организационная поддержка их научной деятельности улучшились. Кроме того, нужно поднимать уровень научного анализа проблем подготовки рабочих и специалистов, активнее производить изменения в системе повышения квалификации и предусмотреть надбавки за ученые степени и звания, для преподавателей и специалистов с предприятий и организаций, работающих в учебных заведениях СПО. Без всего этого не решить современные задачи подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, особенно для высокотехнологичных отраслей экономики. Хотелось бы также, чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, а школы настраивались не только на решение задач высших учебных заведений, но и помнили о том, что экономика в большей степени нуждается в кадрах среднего звена. Общий результат наличия названных проблем: уже в прошлом году прием в техникумы и колледжи только по техническим специальностям на бюджетной основе сократился почти на 10 процентов, а на платной – на 30. В будущем – сегодняшний дефицит студентов станет дефицитом производственных кадров. А любая переподготовка молодых специалистов под потребности наукоемких производств обернется для государства и работодателей дополнительными затратами. ОжиданияНа наш взгляд, для устранения существующих проблем необходимо принять государственную концепцию развития НПО и СПО. Именно она на основе научного предвидения и сложившейся практики, а также с учетом европейских тенденций определит роль и место современных систем НПО и СПО в развитии производительных сил страны, их связь с экономикой и рынком труда. Эта концепция должна закрепить позитивные тенденции и направления инновационного развития и модернизации образования и вместе с тем ответить на ряд вопросов. Сохранится ли за системами СПО и НПО их роль социального лифта для молодежи, или они будут нацелены исключительно на прагматичные задачи подготовки кадров? Следует ли объединять эти системы или лучше включить учебные заведения среднего звена в состав вузов? Какова будущность малокомплектных учебных заведений на селе? Ожидаемая концепция должна снять противоречия в процессах оптимизации сети учебных заведений, формирования университетских комплексов, в бюджетной политике. Она должна способствовать установлению объемов, направлений и подготовки рабочих и специалистов, расширению перечня специальностей, решить вопрос о статусе федеральных и региональных учебных заведений и, наконец, определиться с вопросом о присоединении России к Копенгагенскому процессу. Концепция призвана обеспечить:
Следует отметить, что эти мероприятия предполагают тесное взаимодействие с бизнесом, создание новых типов и видов учебных заведений, преемственность методики, особенно практического обучения, использование модульной технологии и многоступенчатой формы обучения. В целом, концепция может очертить логику, приоритеты и этапы необходимых изменений, которые должны быть системными и понятными не только педагогическому сообществу и работодателям, но и каждому члену российского общества. Союз директоров средних учебных заведений России готов с участием работодателей, органов управления образования, руководителей учебных заведений страны, законодателей подготовить проект концепции, обсудить ее на своем предстоящем расширенном съезде – его предполагается провести осенью 2009 года – и представить свои предложения органам государственной власти и управления. ПриоритетыЧто относит Союз директоров средних учебных заведений России к приоритетным мерам как условиям прорыва в профессиональном образовании?
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|