Интервью с Виктором ДёминымИнтервью с президентом Союза директоров ссузов России Виктором Дёминым о V Съезде Союза директоров, проблемах и перспективах профессионального образования, взаимодействии с работодателями и социальными партнерами, государственной политике. Просмотров: 3012
Виктор ДЁМИН: «Союз директоров ссузов России станет сильнее и влиятельнее»
Проведение V съезда Союза директоров ссузов России совпало со знаковым для страны временем. Сложная экономическая ситуация акцентировала внимание государства и общественности на системе профессионального образования, на которую возложены большие надежды, связанные с выходом экономики из пресловутого кризиса. При этом среднему профобразованию отводится далеко не последняя роль, поскольку промышленность испытывает острую потребность в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. В этих условиях Союз директоров ссузов России становится некоей объединяющей силой, представляющей интересы на государственном уровне не только педагогического сообщества, но и миллионов молодых людей, которые в самые ближайшие годы составят кадровый потенциал страны. О ситуации в среднем профессиональном образовании РФ нашему корреспонденту рассказал президент Союза директоров ссузов России Виктор ДЁМИН. Внимание на высшем уровне– Виктор Михайлович, осмелюсь предположить, что впервые за время существования Союза директоров ссузов России руководители учебных заведений собрались в условиях, когда без преувеличения определяется будущее страны. Ощутили ли вы и ваши коллеги то, что вектор дальнейшего развития системы СПО во многом зависит от профессионального сообщества педагогов ссузов? – Несомненно. И подтверждением тому были приветствия, направленные участникам съезда Президентом РФ Дмитрием Медведевым и Председателем Правительства России Владимиром Путиным. Мы расцениваем их как знак высокого внимания, подчеркивающий исключительно важную роль, которую призваны сегодня играть учреждения и начального, и среднего профессионального образования в подготовке кадров для отраслей экономики страны. Профессиональное образование всегда было одним из факторов экономической мощи государства. С учетом нынешнего состояния экономики мы попытались на съезде сформулировать приоритетные, на наш взгляд, направления развития начального и среднего профессионального образования, а также предложить меры по урегулированию ситуации на рынке труда, повышению качества кадрового потенциала, способного повлиять на развитие современной экономики страны. – За десять лет возглавляемый вами союз стал серьезной организацией профессионалов, к мнению которых прислушиваются и учитывают при разработке законодательства в области образования. На съезде прозвучало пожелание представителей начального профобразования присоединиться к Союзу директоров ссузов. Что лично вы ожидаете от такого слияния? – Наш союз станет еще сильнее и влиятельнее. В данный момент он объединяет руководителей, из которых каждый шестой – доктор, а каждый третий – кандидат наук. За эти годы во всех регионах страны созданы советы, работают 15 отраслевых организаций, которые стали составной частью государственнообщественной формы управления образованием. Благодаря решению российской ассоциации учебных заведений начального профессионального образования, наш общий союз объединит более 5 тысяч руководителей учебных заведений НПО и СПО – более 70 процентов директоров. Это позволит ему стать самой многочисленной общественной организацией в сфере образования и повысит статус при участии в формировании и реализации государственной политики в области образования. Отрадно, что многие решения Министерства образования и науки, Рособоразования и Рособрнадзора сформировались при нашем активном участии. Мы уделяем большое внимание вопросам развития законодательства об образовании, проводя конструктивную работу с комитетами Государственной Думы и палатами Федерального Собрания России. Наш союз, войдя в экспертную комиссию, участвует в подготовке законопроектов в области профобразования. Также мы смогли выстроить деловые отношения с представителями рынка труда и работодателями, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой. Сформированы механизмы социального партнерства, отвечающие современному характеру экономики. Будем жить!– В своем выступлении перед участниками съезда вы выразили твердую уверенность в том, что, вопреки некоторым провокационным мнениям, система начального и среднего профобразования в России не умирает, а напротив, фактически получила, если можно так выразиться, второе рождение. Однако оговорились: трудные годы ей действительно пришлось пережить… – Особенно тяжелые времена для профессионального образования пришлись на 90-е годы. Однако директорский корпус взял на себя ответственность, сохранил и обеспечил развитие образовательных систем. Потому мы и объединились, чтобы общими усилиями решать вопросы, возникающие в отрасли. Наш союз заручился поддержкой министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, руководителя Федерального агентства РФ в области образования Николая Булаева, председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Григория Балыхина, которые заняли принципиальную позицию по поддержке и развитию начального и среднего профессионального образования. И результат не заставил себя ждать. Был разработан межведомственный комплекс мер по приоритетному развитию НПО и СПО, а также национальный проект «Образование», в которых объединились усилия государства, работодателей и учебных заведений в стремлении перейти к инновационной подготовке кадров для экономики страны. За последние десять лет наша система претерпела преобразования. Сейчас мы имеем более 150 международных и региональных ресурсных центров, которые стали научно-методическими площадками инновационного развития. Более 20 учебных заведений напрямую работает с зарубежными образовательными учреждениями. С 2003 года впервые в истории российской профессиональной школы наш союз стал полноправным членом Международной ассоциации профессионального образования (IVETA), а многие колледжи – ее коллективными членами. Считаем, что сейчас созданы условия для вхождения России в Копенгагенский процесс. Все это является хорошей основой для дальнейших изменений и для ответа на новые вызовы экономики. – Насколько, по вашему мнению, назрела необходимость изменить подход к кадровой подготовке в образовательных учреждениях? – Скажу вам, что сегодня этот вопрос стоит достаточно остро. Насколько способны учебные заведения, обучающие почти 6 миллионов учащихся и студентов, обеспечить новое качество развития производительных сил, чтобы на выходе из кризиса мы имели квалифицированную и настроенную на модернизацию рабочую силу? Ведь кризис – это время не только потрясений, но и больших возможностей для качественных изменений, в том числе и в профобразовании. Стабильность работающих предприятий напрямую зависит от качества кадрового потенциала. Поэтому неслучайно, руководство страны, наряду с мерами по стабилизации реального сектора экономики, постоянно обращается к проблемам образования. Ситуация на рынке труда подстегнула учебные заведения к инновациям, расширению социального партнерства, особенно по линии службы занятости. Приходит понимание – хотелось бы это особо подчеркнуть, – что при неблагоприятной демографической ситуации в конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто в интересах работодателя первым завоюет рынок. Если во многих секторах экономики нет кризиса перепроизводства, а есть кризис недопроизводства, то в системе профессионального образования мы наблюдаем кризис и перепроизводства, и недопроизводства. Наше предложение не всегда соответствует спросу на рынке труда. Несмотря на то, что он испытывает дефицит рабочих и специалистов среднего звена, неквалифицированные работники остаются невостребованными. Потребность экономики, и особенно в базовых отраслях, только на 30-40 процентов обеспечена кадрами, которые готовят наши учебные заведения. При этом лишь 40 процентов выпускников работают по специальности. – Почему происходит так, что значительная часть выпускников не отвечает запросам работодателей? Только ли дело непосредственно в образовательном процессе? – Есть проблемы и в самой системе, в которой сохраняется деформация структуры и объемов подготовки, и в состоянии ресурсной базы. Все это отрицательно сказывается на технологиях и методах обучения, а в итоге – на качестве выпускников и их компетенции, которая, к сожалению, не всегда работает на опережение. Слаба, надо признать, и научная база развития наших систем. Мы понимаем, что в настоящих условиях говорить о целостной системе изменений не приходится. Вместе с тем, считаем, что необходимо довести до логического завершения работу, начатую в связи с принятием последних постановлений Правительства. Одновременно нужно поддержать и развить новые модели профобразования, направленные на позитивные изменения. Приоритетными могли бы стать меры по совершенствованию воспитательной роли и качества подготовки молодых специалистов, структуры и содержания образования, экономических механизмов и законодательства. По нашему мнению, работа в этих направлениях позволит сделать важнейший шаг в повышении качества подготовки кадров. Воспитательная миссия ссузов– Вы сказали о совершенствовании воспитательной роли в подготовке молодых специалистов. Совсем недавно образовательные учреждения открещивались от обязанности воспитывать учащихся. Времена изменились? – Молодые специалисты – основа развития России. Ежегодно более полутора миллионов выпускников учебных заведений пополняют рынок труда. Продумывая пути повышения качества подготовки кадров, мы на первое место выдвинули задачу профессионального воспитания будущих рабочих и специалистов. Почему так, а не иначе? Во-первых, мы поставили задачу подготовить конкурентоспособного работника, полностью адаптированного к современному рынку труда. Взятый нами на вооружение прагматический подход не должен таить в себе угрозу духовного оскудения наших воспитанников, привнести в их умы вирусы лицемерия и цинизма. Мотивация в профессиональном образовании должна сместиться, по нашему мнению, в плоскость формирования гражданской ответственности молодежи за судьбу страны. Во-вторых, мы видим, что в центре воспитания должна находиться нравственность, а не идейность, и понимаем: учебные заведения должны воспитывать сознательного гражданина, глубоко усвоившего свои гражданские обязанности и гражданские права. Высшими ценностями в нашем обществе есть и будут человек, семья и Отечество. В колледжах, техникумах и училищах воспитывать должна вся атмосфера учебного заведения, проникнутая высшими целями и ценностями, жизненными смыслами, которые должны усвоить молодые люди. Источником этих целей и ценностей должен, конечно же, стать преподаватель, его личный пример, его педагогическая, воспитательная и исследовательская компетенция, культура и манера поведения. При этом должен измениться, на наш взгляд, статус и функционально-нормативный аппарат организации воспитания, его финансово-экономическая основа. – Участники съезда много говорили о поднятии престижа образовательных учреждений НПО и СПО и необходимости ведения активной профориентационной работы в школах, чтобы выпускники хотя бы проявляли интерес к овладению практическим мастерством. Но ведь во многих школах ведется работа по профессиональному ориентированию детей? – Мне кажется, подавляющее большинство таких мероприятий правильнее было бы назвать профессиональным информированием. Мы считаем, что возникла необходимость государственного регулирования направлений дальнейшего обучения выпускников школ. Демографическая ситуация диктует свои условия, в которых должна меняться наша форма работы со школой в рамках профильного обучения. Выпускники школ при поступлении в наши учебные заведения определяются не столько профессиональным интересом, сколько необходимостью смены среды, возможностью коротким путем достичь трудовой социализации. Нужно изменить стереотип общественности о том, что училища, техникумы и колледжи – для девиантной молодежи, выходцев из малообеспеченных семей. И статистика опровергает это, и мы не можем согласиться. Да и самим молодым людям пора начать объяснять, что «успех в жизни» зависит не только от уровня образования, но и от профессионального мастерства. Требования к молодым специалистам на рынке труда растут. В этом году, к сожалению, прогнозируется сокращение в их потребности на 30 процентов, поскольку статус молодого специалиста остается низким. И в этих условиях необходимо радикально изменить качество подготовки выпускника. Вопрос в том, чтобы сократить будущие расходы государства, работодателей и самих граждан на «дообразование» и «переобразование». Нам предстоит изменить ситуацию, повысить конкурентоспособность выпускников. И сделать это можно путем перехода на контрактную подготовку, введения сертификатов качества выпускников и раннего включения работодателей в образовательный процесс. Мы за то, чтобы дать возможность нашим учащимся и студентам в процессе обучения получать две-три смежные профессии и быть мобильными на рынке труда. – Не так давно на заседании президиума Союза директоров ссузов России министр Андрей Фурсенко приводил такую цифру: из всех студентов только 20 процентов фактически, грубо говоря, «пашут» в студенческих аудиториях. Из их числа, вероятнее всего, и будут ребята, которые захотят получить во время учебы несколько профессий. Есть ли необходимость затевать большие преобразования только ради них? – Мы будем создавать условия для того, чтобы талантливые молодые люди, отдающие себя учебе без остатка и творчески относящиеся к поставленным задачам, могли стать лидерами в учебной среде, а затем и на производстве. Пусть именно им в первую очередь будет открыта дорога к перспективным рабочим местам и качественному высшему образованию. Именно для них должна сохраниться система ускоренной подготовки в вузах по профилю обучения. Увидев перспективы, открывающиеся перед теми, кто учится и желает овладеть профессией, на них будут равняться и другие. Ставка не только на лидеров– Виктор Михайлович, на съезде прозвучали противоречивые мнения касательно интеграции учебных заведений в многоуровневые образовательные комплексы: одни представители педагогического сообщества отзываются о них положительно, другие, напротив, говорят об отрицательных результатах таких объединений. Какая точка зрения ближе вам? – Накануне открытия съезда мы с коллегами очень много говорили на эту тему. В частности, о создании многоуровневых и многофункциональных колледжей, которые реализуют различные программы профобразования, в том числе и обучения в течение всей жизни. Мы считаем, нужно идти дальше таким заведениям. Каждый уровень освоения программ должен стать сертифицированным, завершенным, чтобы обучающиеся с учетом собственных пожеланий и способностей могли на любом этапе выходить на рынок труда с соответствующим сертификатом. Это отвечает потребностям и интересам молодежи и работодателей, поднимает имидж учебных заведений в обществе и, несомненно, повысит качество подготовки кадров. Назрела необходимость поднять вопрос о формировании федеральных колледжей, которые – по аналогии с федеральными университетами – могли бы решать важные задачи, стоящие перед нашей системой. Нам нужны лидеры в профобразовании. Получив соответствующий статус и порядок финансирования, они могли бы стать региональными научными и методическими центрами для проведения государственной политики, инноваций и экспериментов. Нами болезненно несколько лет назад была воспринята мера по ускоренному созданию университетских комплексов. Мы попросили работодателей дать ей оценку. Генеральный директор одной из крупных промышленных компаний, например, пожаловался на то, что зачастую выпускники вуза приходят на рабочие должности, и им приходится на производстве осваивать профессии стропальщика, слесаря по ремонту механического и электрического оборудования, электромонтера, которые они не смогли получить в университетском комплексе. – Насколько остра сейчас ситуация с финансированием учреждений среднего профессионального образования? – Современное качество подготовки кадров напрямую связано с проблемой экономики профобразования. В последние годы отмечен значительный рост государственного финансирования, но нынешний ресурс начального и среднего профобразования нуждается в серьезных дополнительных инвестициях, в том числе от частно-государственного и социального партнерства. Реализация национального проекта показала эффективность такого точечного подхода к финансированию подготовки кадров. Средств для переоснащения учебных заведений явно недостаточно, ну а их строительство и реконструкция в последнее время вообще фактически приостановлены. Мы считаем, что ряд вопросов в нынешних условиях можно было бы решить в рамках пересмотра бюджета системы образования, а также программ развития, которые финансируются государством. Мы считаем, что именно государство в условиях недостатка финансов могло бы обратить особое внимание на ту группу учебных заведений, которые в условиях спада экономики отмечают высокий уровень качественной подготовки кадров, способных работать в процессе перепрофилирования на будущую экономику. – Но ведь учреждения СПО получают доходы и от внебюджетной деятельности… – Мы считаем, что рыночные и товарно-денежные отношения, и особенно платное образование, деформируют структуру подготовки кадров, влияя на ее качество. Педагогический менеджмент, к сожалению, уступил место финансовому. Мы не против внебюджетной деятельности, роста доходов, но, к сожалению, плата в образовании часто правит бал. Развивать внебюджетную деятельность необходимо в оказании образовательных услуг, но не в ущерб подготовке кадров. В ожидании Образовательного кодекса– Какие еще меры могли бы стимулировать повышение качества подготовки кадров в российских учреждениях СПО? – Например, государственное регулирование. За последнее время принято более 20 законов о развитии образования. Разумеется, мы поддерживаем законопроекты по квотированию рабочих мест для молодых специалистов, увеличению стипендии, восстановлению льгот по налогам для работодателей. Но и просили бы законодателей ускорить рассмотрение вопроса о включении периода обучения молодежи в страховой пенсионный стаж. Считаем, что дальнейшее изменение закона об образовании требует не постоянной реконструкции, а необходимости принятия нового федерального закона или Образовательного кодекса, работа над которым ведется. Он мог бы учесть и законодательно закрепить уже апробированные изменения, произошедшие на всех уровнях образования, в том числе статус государственнообщественной формы управления. Еще очень важен вопрос о возможности разработки федерального закона о государственной поддержке начального и среднего профессионального образования. Все это повлияет на качество подготовки кадров. Нужны дополнительные меры и для дальнейшего улучшения качественного состава преподавателей и руководителей наших учреждений. Это стратегическая проблема. К сожалению, федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры» не полностью затрагивает наши уровни образования. А вопрос о резерве кадров руководителей, подготовке преподавателей и повышении их квалификации очень актуален. На наш взгляд, необходимо вернуться к практике формирования резерва руководителей и подготовке их на всех уровнях управления образованием. Система повышения квалификации должна быть теснее связана с реальным производством, с включением педагога в конкретную сферу услуг и производственные отношения. Систему же аттестации преподавателей и руководителей нужно переориентировать на оценку результатов, которые выражены в уровне профессиональной компетенции выпускников. – О чем в заключение нашего разговора вы хотели бы сказать коллегам от имени руководства Союза директоров ссузов России? – Нам предстоит решать непростые задачи. Они потребуют профессионализма, больших усилий воли и работоспособности. Нам нужно проявлять максимум мудрости, взаимной лояльности, терпимости, чтобы не обострять противоречия, которые возникают неизбежно. Я уверен в том, что у нас есть огромный потенциал для дальнейшего развития. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|