Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации

В статье рассматриваются актуальные аспекты модернизации системы среднего профессионального образования: реорганизация сети образовательных учреждений, внедрение современных механизмов обеспечения качества подготовки специалистов.

Просмотров: 3166

Е.А. СТЕПАНОВА, секретарь Совета директоров образовательных учреждений СПО Челябинской области

Система среднего профессионального образования Челябинской области включает 78 образовательных учреждений, из них 29 – федерального подчинения, 39 – областного, 10 – негосударственных и 16 структурных подразделений вузов, реализующих программы СПО.

Государственно-общественным органом управления деятельностью этой системы является совет директоров. Его работа организована по принципу кустовых объединений, которых на территории области 5: Миасское, Горнозаводское, Челябинское, городов Троицка и Магнитогорска. Руководители кустовых советов, в свою очередь, входят в состав президиума совета директоров.

Президиум – это орган, который планирует, организует и анализирует работу системы СПО в целом, совета директоров, областных методических объединений преподавателей, создает и внедряет систему признания и стимулирования инициативы и участия руководителей, сотрудников и преподавателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена. Кроме того, президиум осуществляет нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений и обеспечивает их эффективное взаимодействие с работодателями, службами занятости и органами государственного управления.

Главная задача, которую решает совет директоров, исходя из Концепции модернизации российского образования до 2010 года и комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года, – совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена с учетом потребностей развития региона. Реализация этой задачи предполагает:

  • улучшение менеджмента в образовательных учреждениях как важнейшего условия повышения качества подготовки специалистов путем изучения и удовлетворения потребностей работодателей;
  • обогащение содержания и методики обучения в соответствии с современными достижениями науки, техники и технологии;
  • совершенствование экономико-правового механизма предоставления образовательных услуг;
  • достижение более высокого уровня воспитательной работы как необходимого условия успешной профессиональной самореализации личности;
  • изучение и обобщение практики внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, пропаганды здорового образа жизни и обеспечение безопасности студентов, преподавателей и сотрудников;
  • обеспечение социально-правовой поддержки студентов, преподавателей и сотрудников;
  • участие членов совета директоров и экспертных групп из состава областных методических объединений в процедуре лицензирования и аккредитации образовательных учреждений СПО области.

На заседаниях совета обсуждается широкий спектр актуальных вопросов, направленных на модернизацию образования. Среди них такие, как анализ трудоустройства выпускников, опыт участия образовательных учреждений СПО в реализации национального проекта «Образование», современные подходы к воспитательному процессу и многие другие.

Вот последний по времени пример. 14 апреля 2009 года состоялось очередное заседание Совета директоров образовательных учреждений СПО Челябинской области. В его работе приняли участие министр образования и науки Челябинской области В.В. Садырин и руководители 67 образовательных учреждений. Собравшиеся обсуждали вопросы, связанные с дальнейшим развитием системы СПО, поиском путей решения актуальных для нее вопросов. Был организован обмен передовым опытом.

Открывший заседание министр образования и науки В.В. Садырин отметил, что за период реформ системы НПО и СПО претерпели значительные изменения, которые связаны с реорганизацией образовательных учреждений и оптимизацией сети в целом. При этом особое внимание уделялось интеграционным процессам, направленным на более рациональное построение многоуровневого, многоступенчатого образования, эффективное использование трудовых, материальных и информационных ресурсов.

В настоящее время, в соответствии со стратегией развития экономики Челябинской области до 2020 года, структура подготовки кадров меняется: больший упор делается на выпуск специалистов и рабочих для высокотехнологичных производств. На современном этапе весьма актуален и вопрос трудоустройства, поэтому министерство сосредоточило свои усилия на изучении проблем молодежного рынка труда и закреплении выпускников на производстве. В свою очередь, учебные заведения стремятся активнее взаимодействовать с работодателями, добиваются повышения заинтересованности предприятий различных форм собственности в подготовке, переподготовке, повышении квалификации специалистов и рабочих кадров, а также в решении социальных вопросов.

Большой интерес у собравшихся вызвало выступление председателя совета директоров, директора Челябинского монтажного колледжа И.И. Тубера, посвященное современным методам подготовки специалистов на основе модульнокомпетентностного подхода. Он сообщил, что в колледже в рамках реализации национального проекта «Образование» и с учетом требований работодателей было построено несколько моделей специалистов, которые послужили как системообразующие для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе. Кроме того, благодаря участию в проекте, приобретено современное учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, что дало возможность применить новые педагогические технологии, повысить квалификацию преподавателей и в рамках существующих стандартов апробировать элементы модульного обучения.

Модульная технология позволяет более гибко организовать учебный процесс, оптимизировать содержание образования, реализовать межпредметные связи. Так как модули ориентированы на формирование умений и навыков, из которых складываются профессиональные компетенции, их содержание определялось с учетом требований производства. Работа в этом направлении будет продолжена.

Поскольку сегодня в практику образовательных учреждений активно внедряются системы менеджмента качества (СМК) как процессные модели управления качеством подготовки специалистов, то на совещании уделялось большое внимание этому вопросу. Челябинский монтажный колледж – первое учебное заведение СПО Южно-Уральского региона, получившее сертификат соответствия СМК применительно к требованиям ГОСТ Р ИСО 90012001. Было это в 2005 году. Внедрение системы менеджмента качества позволило описать все этапы основных и вспомогательных процессов, выстроить «ландшафт» процессной модели, внедрить сбалансированную систему показателей результативности процессов, разработать алгоритм распределения ответственности всех сотрудников.

Для повышения эффективности и результативности СМК в колледже введена система внутренних аудитов, регулярно проводится самооценка деятельности в области качества, ежегодно – исследование удовлетворенности требований всех категорий потребителей. Ведется анализ выявленных проблем, который помогает определить области улучшения, своевременно произвести предупреждающие и корректирующие действия, мотивирует к поиску новых организационных ресурсов и методов управления, активизирует развитие учебного заведения по всем направлениям.

Сертифицированная система менеджмента качества позволяет:

  • непрерывно улучшать качество образовательного процесса и его результатов;
  • эффективно управлять собственными ресурсами;
  • результативно внедрять современные образовательные технологии;
  • ориентироваться на запросы рынка труда;
  • удовлетворять требования всех категорий потребителей и заинтересованных сторон;
  • укреплять имидж учебного заведения.

В 2008 году Челябинский монтажный колледж признан дипломантом Всероссийского конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Кроме И.И. Тубера, опытом создания СМК поделились и руководители еще четырех учебных заведений, имеющих сертификаты соответствия требованиям стандартов. Директор Челябинского автотранспортного техникума, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник СПО РФ А.В. Гришин отметил позитивные стороны нововведения. Директор Челябинского юридического колледжа, доктор юридических наук, профессор, действительный член РАЕН Д.Н. Крюков сделал акцент на создании единой информатизационной базы, позволяющей результативно и эффективно управлять образовательным процессом не только в головном образовательном учреждении, но и в 13 филиалах. Директор Челябинского юридического техникума, кандидат исторических наук, доцент А.П. Большаков остановился на подробностях внедрения системы зачетных единиц и ее влиянии на качество обучения студентов в системе СПО. Заместитель директора по учебной работе Златоустовского индустриального колледжа им. П.П. Аносова С.Б. Сандалова осветила вопрос повышения качества деятельности преподавателя в условиях действующей системы менеджмента качества.

Немаловажную роль в модернизации профессионального образования сыграла финансовая поддержка образовательных учреждений НПО и СПО, участвующих в приоритетном национальном проекте «Образование». В области 7 учреждений – победителей федеральных конкурсов инновационных программ 2007 и 2008 годов. На совещании руководители нескольких учебных заведений, поделившись опытом реализации проекта, отметили, что он стал катализатором системных изменений в сфере СПО, способствующих повышению конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда, установлению активных форм сотрудничества с организациями и предприятиями, для которых готовятся специалисты.

В заключение участники совета приняли решение, в котором содержатся рекомендации директорам учебных заведений, позволяющие повысить эффективность развития системы профессионального образования области.

Совет директоров направляет, координирует и поддерживает деятельность 14 областных методических объединений (заместителей директоров по учебной работе; работников библиотек; педагогов-психологов, преподавателей информатики; математики; иностранных языков и других дисциплин), созданных для реализации поставленных задач. Заседания методических объединений, в которых участвует около 350 преподавателей, проводятся более 40 раз в год и дают возможность повысить квалификацию в области новых (педагогических, информационных) технологий, методов и форм обучения и активизации познавательной деятельности студентов.

Методические объединения при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области, совета директоров и Ассоциации образовательных учреждений СПО проводят такие мероприятия, как научно-практические конференции, олимпиады по общеобразовательным и специальным дисциплинам, смотр-конкурс музеев, спартакиада студентов «Юность России». Только в текущем учебном году состоялось 17 олимпиад, в которых приняли участие более 240 студентов техникумов и колледжей.

Анализ результатов проведенных мероприятий является основой для выстраивания рейтинга учебных заведений, позволяет наметить перспективы и задачи работы на очередной учебный год.

Существенную помощь совету директоров оказывает Ассоциация образовательных учреждений СПО области, созданная в 1991 году. В то нестабильное время была очень необходима организация, способствующая реализации мероприятий по обеспечению высокого качества подготовки специалистов среднего звена в новых условиях, стимулированию инициатив, обеспечению финансовой поддержки образовательных учреждений. Эти задачи остаются актуальными и по сей день.

Членами ассоциации является большая часть учебных заведений среднего звена: 51 из 78. Деятельность этой организации способствует созданию правовых, экономических, организационных и методических условий для функционирования и развития профессионального образования области. Кроме того, за счет ее средств осуществляются:

  • оплата предусмотренных планом работы Совета директоров мероприятий;
  • приобретение призов и подарков для награждения победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п;
  • подготовка и издание методических сборников;
  • проведение семинаров, смотров, выставок с приглашением ученых и ведущих специалистов по различным направлениям деятельности;
  • чествование юбиляров.

В заключение, необходимо отметить, что действующая система СПО Челябинской области является одной из ведущих в России, а результаты работы образовательных учреждений по внедрению современных механизмов обеспечения качества подготовки конкурентоспособных специалистов, управления этими процессами неоднократно отмечены дипломами и наградами конкурсов и выставок разного уровня.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Психологическая служба в системе учебного заведения
Конференции и конкурсы – значимые и полезные
Интервью с Виктором Дёминым
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Совет директоров ссузов Красноярского края
Объединение систем НПО и СПО
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа
Время «Ч» для ФГОС нового поколения
Проблемы модернизации профессионального образования
Совет директоров как инструмент развития системы СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ