Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Реструктуризация образовательной системы Татарстана

Интервью с председателем Совета директоров ссузов Республики Татарстан, Валерием Сохабеевым о реструктуризации и оптимизации региональной сети ссузов, проблемах и тенденциях, рынке труда и социальных партнерах.

Просмотров: 3255

Аргументы политики реструктуризации

Валерий СОХАБЕЕВ, директор Казанского авиационно-технического колледжа

В системе профессионального образования Татарстана наблюдается немало изменений, о которых было бы интересно узнать читателям нашего
журнала. С просьбой ответить на ряд вопросов мы обратились к председателю Совета директоров средних специальных учебных заведений республики, директору Казанского авиационно-технического колледжа Валерию СОХАБЕЕВУ.

Валерий Михайлович, в октябре прошлого года информационное агентство Татаринформ со ссылкой на заявление министра труда, занятости и социальной защиты Айрата Шафигуллина опубликовало в Интернете следующие данные: из 96 учреждений начального и среднего профессионального образования через год в республике останется только 45. Впечатляющая цифра! Если она верна, сами собой напрашиваются вопросы, почему в Татарстане остановились именно на таком количестве учреждений начального и среднего звена? Кого и по какому принципу закрывают, или объединяют? Каковы, по вашему мнению, плюсы, а может быть, и минусы такой политики?

– Наш министр говорил об оптимизации профессиональных учреждений, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Сколько их сохранить, определялось, исходя из потребностей реального сектора экономики, и, думаю, на сегодняшний день установленное число оправдано. Основным путем реструктуризации министерство выбрало объединение профессиональных лицеев и создание на их базе двухуровневых (НПО+СПО) учебных заведений. Уменьшение количества учреждений идет поэтапно. Сейчас их осталось 7 , из них 25 имеют статус колледжа, остальные входят в систему НПО, у которой свой совет директоров.

Кроме упомянутых выше, в республике существует мощная сеть педагогических, сельскохозяйственных, технических, нефтехимических, строительных и других учреждений среднего звена. Совет директоров средних специальных учебных заведений Республики Татарстан объединяет 70 ссузов: 20 – федерального подчинения, 7 – республиканского и 3 негосударственных.

Относительно плюсов и минусов политики реструктуризации можно сказать следующее: да, сегодня учреждения НПО существенно недогружены. В республике стараются с этим бороться. Однако время оптимизации выбрано, по-моему, не совсем удачно, так как мы находимся на максимуме демографического спада. Дать однозначный ответ на вопрос, как отразятся нынешние реформы на будущем состоянии дел в профобразовании, невозможно. Именно поэтому, мне кажется, необходимо относится к реструктуризации более осторожно и осмотрительно.

– Привело ли сокращение сети учебных заведений к улучшению качества преподавательского состава колледжей и техникумов?

– Как и во всей стране, педагогические коллективы учреждений НПО и СПО возрастные. Может, поэтому мы не почувствовали существенного влияния проведенных структурных изменений на кадровый состав техникумов и колледжей. Многие преподаватели просто воспользовались своим правом на заслуженный отдых. Остальные, как правило, нашли себе другую работу. Качество педагогического состава профессиональных учебных заведений в первую очередь зависит от того, кто преподает специальные дисциплины и практическую подготовку. Всем ясно, на таких местах должны находиться специалисты из реального сектора экономики: инженеры, врачи, агрономы и т.д. Но ни объединения, ни сокращения учреждений профобразования не помогут их привлечь. Эту проблему надо решать отдельно.

– Как в ходе реформирования системы СПО изменилась структура подготовки специалистов? В какой степени, на ваш взгляд, она сейчас соответствует требованиям рынка труда региона и экономической политике государства?

– В республике идет постоянная работа по улучшению структуры подготовки кадров. Постановлением Кабинета министров установлен порядок, который обязывает образовательные учреждения согласовывать планы приема студентов с учредителем, профильными министерствами, а также с министерством труда, занятости и социальной защиты. На этапе согласования происходит регулирование структуры и объемов подготовки специалистов. Хотелось бы сказать, что у нас сохранилась достаточно здоровая структура системы СПО. Так, 23 ссуза готовят специалистов технического профиля, 7 – сельскохозяйственного, 12 – медицинских работников, 10 – педагогов, 8 – музыкантов и артистов, 5 – работников торговли и 5 – юристов, экологов и других специалистов. Колледжи, созданные на базе учреждений НПО лишь начинают осваивать специальности СПО, поэтому рано говорить об их влиянии на структуру подготовки специалистов среднего звена.

В республике проводится политика перевооружения производства, внедрения прогрессивных технологий и строительства новых, оснащенных по последнему слову науки и техники предприятий. При этом требуются кадры новой формации: высококвалифицированные рабочие, специалисты среднего звена. Объемы подготовки кадров для наукоемких производств расширяются год от года.

– В настоящее время главной задачей, которая ставится перед учреждениями СПО, является обновление содержания среднего образования и усиление его практической направленности. Как решается эта задача? Создается ли для этого необходимая база?

– Абсолютно с вами согласен, что для подготовки специалиста новой формации требуется обновление содержания среднего профессионального образования, и оно должно быть направлено на усиление практической подготовки. В республике всячески способствуют этому, в частности поддерживают учебные заведения, которые участвуют в конкурсе инновационных образовательных программ, учрежденном в рамках приоритетного национального проекта «Образование». При этом создается широкая сеть ресурсных центров – профессиональных учреждений, оснащенных современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием. Президент и правительство республики в 2007 году оказали финансовую поддержку ссузам, в 2008 году – 1 , а в 2009 году – 7. Думаю, такого нет ни в одном другом регионе России. Ресурсная база будет развиваться и впредь.

Инновационные образовательные программы позволили не только обновить и усовершенствовать материально-техническую базу учебных заведений среднего звена. В работе учреждений СПО возникли новые направления и апробируются новые формы обучения. Так, в Казанском авиационно-техническом колледже имени П.В. Дементьева совместно с базовыми авиационными заводами внедрена дуальная форма обучения. Студенты старших курсов совмещают учебу в колледже с реальной работой на предприятии: сначала за станком, затем на конкретном рабочем месте – мастером на производственном участке, механиком в цехе или конструктором в отделе. Получается, что специалистов готовят не только педагоги, но и инженерно-технические работники завода. При этом выпускникам не нужен адаптационный период, они лучше закрепляются на производстве. Работодатели, несмотря на новые заботы, поддерживают дуальную форму обучения. В республике есть и другие примеры инноваций в организации образовательного и воспитательного процессов. В немалой степени этому способствует Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, возглавляемый академиком Г.В. Мухаметзяновой и расположенный в Казани. Налажены партнерские отношения со многими ссузами республики, активизирована исследовательская и инновационная работа в учреждениях СПО.

– В соответствии с региональной концепцией развития профессионального образования в Татарстане, созданы образовательные кластеры, которые должны консолидировать усилия бизнес-сообщества и профессиональных учебных заведений всех уровней образования. Оправдал ли надежды такой подход? Удается ли с помощью кластеров осуществлять подготовку кадров среднего звена, соответствующих конкретным требованиям производства?

– В республике имеется 1 кластеров, объединяющих профильные предприятия и профессиональные образовательные учреждения всех трех уровней и курируемых соответствующими министерствами. Для их создания потребовалась колоссальная работа. Она стала мощным толчком к установлению партнерских отношений между учебными заведениями разных уровней, учебными заведениями и предприятиями, а также обнажила проблему несоответствия объемов и структуры подготовки кадров реальным потребностям экономики республики и поставила все заинтересованные инстанции перед необходимостью решить ее. Уже одно это является большим плюсом. К сожалению, вмешавшийся в дело кризис не позволил завершить формирование экономических взаимоотношений
между участниками кластеров и получить тот эффект, на который рассчитывала республика. Но все же, кластерный подход имеет будущее и, предполагается, будет совершенствоваться по окончании кризиса.

А что касается подготовки кадров с ориентацией на требования производства, то сейчас в республике, по инициативе Президента М.Ш. Шаймиева, создана комиссия по разработке комплексной программы развития системы образования на 2010-2015 годы. После ее первого заседания стало ясно, что скоро прозвучит новое слово в подходах к реформированию образования. Если говорить коротко, концепция программы базируется на следующем посыле: достичь успехов и в общем, и профессиональном образовании можно лишь тогда, когда удастся завлечь туда учителя нового типа. Преподавательской деятельностью должны заниматься лучшие люди общества. А чтобы это стало реальностью, будут создаваться такие условия, которые станут привлекательными даже для самых взыскательных из них. Вот тогда в техникумах и колледжах захотят работать лучшие специалисты с производства. Выгоду получат все: республика, заводы, студенты, учебные заведения. Мы с энтузиазмом встретили такую инициативу президента республики и надеемся на скорейшую разработку программы и ее реализацию.

– Как отразился кризис на системе СПО республики, и что рекомендует совет директоров средним учебным заведениям для минимизации его последствий?

– У нас уменьшились внебюджетные средства, так как платежеспособность родителей упала, и сократился прием на платное обучение. Скромнее стали поступления от предприятий, и это тоже отразилось на возможностях учебных заведений. Но все же можно сказать, что кризис обошел нас стороной, поскольку основой финансирования ссузов является бюджет, а он, как всем известно, исполняется. Особых антикризисных планов мы не разрабатывали.

– В Татарстане активно апробируются возможности, предоставляемые бюджетным организациям законом об автономных учреждениях, идет процесс организации автономных образовательных учреждений среднего звена. Что показывает опыт: насколько жизнеспособна и востребована данная организационно-правовая форма? Будет ли в республике продолжен переход колледжей и техникумов в статус автономных учреждений?

– Действительно, процесс автономизации у нас в республике идет активно. В системе СПО уже 37 учреждений новой организационно-правовой формы и планируется повышение их числа. Но все новое нельзя сразу, не имея опыта, сделать идеальным. И в деле автономизации есть как плюсы, так и минусы. Сама по себе идея хорошая, но при ее реализации иногда проявляется излишняя регламентация деятельности. Мы надеемся, что совместными усилиями сделаем автономные учреждения наиболее продвинутыми и успешными учебными заведениями республики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: оптимизация сети оу, союз директоров ссузов, валерий сохабеев, СПО, республика татарстан, точка зрения, ао-33

Похожие материалы:
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Оптимизация лесного образования
НТК: преимущества промышленного центра
Кадры для КАМАЗа
Автономное учреждение: плюсы и минусы
Дополнительное образование – гарантия самореализации
Особенности нижегородского профессионального образования
Образовательный центр для нефтяников
Содержание профессиональной подготовки педагогов
Обзор системы СПО Республики Дагестан

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
#94Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
#110Навстречу столетнему юбилею
#104В Педагогическом колледже им. Н.К.Калугина создан ресурсный центр для детей с ОВЗ
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний