Реструктуризация образовательной системы ТатарстанаИнтервью с председателем Совета директоров ссузов Республики Татарстан, Валерием Сохабеевым о реструктуризации и оптимизации региональной сети ссузов, проблемах и тенденциях, рынке труда и социальных партнерах. Просмотров: 3327
Аргументы политики реструктуризации
В системе профессионального образования Татарстана наблюдается немало изменений, о которых было бы интересно узнать читателям нашего – Валерий Михайлович, в октябре прошлого года информационное агентство Татаринформ со ссылкой на заявление министра труда, занятости и социальной защиты Айрата Шафигуллина опубликовало в Интернете следующие данные: из 96 учреждений начального и среднего профессионального образования через год в республике останется только 45. Впечатляющая цифра! Если она верна, сами собой напрашиваются вопросы, почему в Татарстане остановились именно на таком количестве учреждений начального и среднего звена? Кого и по какому принципу закрывают, или объединяют? Каковы, по вашему мнению, плюсы, а может быть, и минусы такой политики? – Наш министр говорил об оптимизации профессиональных учреждений, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Сколько их сохранить, определялось, исходя из потребностей реального сектора экономики, и, думаю, на сегодняшний день установленное число оправдано. Основным путем реструктуризации министерство выбрало объединение профессиональных лицеев и создание на их базе двухуровневых (НПО+СПО) учебных заведений. Уменьшение количества учреждений идет поэтапно. Сейчас их осталось 7 , из них 25 имеют статус колледжа, остальные входят в систему НПО, у которой свой совет директоров. Кроме упомянутых выше, в республике существует мощная сеть педагогических, сельскохозяйственных, технических, нефтехимических, строительных и других учреждений среднего звена. Совет директоров средних специальных учебных заведений Республики Татарстан объединяет 70 ссузов: 20 – федерального подчинения, 7 – республиканского и 3 негосударственных. Относительно плюсов и минусов политики реструктуризации можно сказать следующее: да, сегодня учреждения НПО существенно недогружены. В республике стараются с этим бороться. Однако время оптимизации выбрано, по-моему, не совсем удачно, так как мы находимся на максимуме демографического спада. Дать однозначный ответ на вопрос, как отразятся нынешние реформы на будущем состоянии дел в профобразовании, невозможно. Именно поэтому, мне кажется, необходимо относится к реструктуризации более осторожно и осмотрительно. – Привело ли сокращение сети учебных заведений к улучшению качества преподавательского состава колледжей и техникумов? – Как и во всей стране, педагогические коллективы учреждений НПО и СПО возрастные. Может, поэтому мы не почувствовали существенного влияния проведенных структурных изменений на кадровый состав техникумов и колледжей. Многие преподаватели просто воспользовались своим правом на заслуженный отдых. Остальные, как правило, нашли себе другую работу. Качество педагогического состава профессиональных учебных заведений в первую очередь зависит от того, кто преподает специальные дисциплины и практическую подготовку. Всем ясно, на таких местах должны находиться специалисты из реального сектора экономики: инженеры, врачи, агрономы и т.д. Но ни объединения, ни сокращения учреждений профобразования не помогут их привлечь. Эту проблему надо решать отдельно. – Как в ходе реформирования системы СПО изменилась структура подготовки специалистов? В какой степени, на ваш взгляд, она сейчас соответствует требованиям рынка труда региона и экономической политике государства? – В республике идет постоянная работа по улучшению структуры подготовки кадров. Постановлением Кабинета министров установлен порядок, который обязывает образовательные учреждения согласовывать планы приема студентов с учредителем, профильными министерствами, а также с министерством труда, занятости и социальной защиты. На этапе согласования происходит регулирование структуры и объемов подготовки специалистов. Хотелось бы сказать, что у нас сохранилась достаточно здоровая структура системы СПО. Так, 23 ссуза готовят специалистов технического профиля, 7 – сельскохозяйственного, 12 – медицинских работников, 10 – педагогов, 8 – музыкантов и артистов, 5 – работников торговли и 5 – юристов, экологов и других специалистов. Колледжи, созданные на базе учреждений НПО лишь начинают осваивать специальности СПО, поэтому рано говорить об их влиянии на структуру подготовки специалистов среднего звена. В республике проводится политика перевооружения производства, внедрения прогрессивных технологий и строительства новых, оснащенных по последнему слову науки и техники предприятий. При этом требуются кадры новой формации: высококвалифицированные рабочие, специалисты среднего звена. Объемы подготовки кадров для наукоемких производств расширяются год от года. – В настоящее время главной задачей, которая ставится перед учреждениями СПО, является обновление содержания среднего образования и усиление его практической направленности. Как решается эта задача? Создается ли для этого необходимая база? – Абсолютно с вами согласен, что для подготовки специалиста новой формации требуется обновление содержания среднего профессионального образования, и оно должно быть направлено на усиление практической подготовки. В республике всячески способствуют этому, в частности поддерживают учебные заведения, которые участвуют в конкурсе инновационных образовательных программ, учрежденном в рамках приоритетного национального проекта «Образование». При этом создается широкая сеть ресурсных центров – профессиональных учреждений, оснащенных современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием. Президент и правительство республики в 2007 году оказали финансовую поддержку ссузам, в 2008 году – 1 , а в 2009 году – 7. Думаю, такого нет ни в одном другом регионе России. Ресурсная база будет развиваться и впредь. Инновационные образовательные программы позволили не только обновить и усовершенствовать материально-техническую базу учебных заведений среднего звена. В работе учреждений СПО возникли новые направления и апробируются новые формы обучения. Так, в Казанском авиационно-техническом колледже имени П.В. Дементьева совместно с базовыми авиационными заводами внедрена дуальная форма обучения. Студенты старших курсов совмещают учебу в колледже с реальной работой на предприятии: сначала за станком, затем на конкретном рабочем месте – мастером на производственном участке, механиком в цехе или конструктором в отделе. Получается, что специалистов готовят не только педагоги, но и инженерно-технические работники завода. При этом выпускникам не нужен адаптационный период, они лучше закрепляются на производстве. Работодатели, несмотря на новые заботы, поддерживают дуальную форму обучения. В республике есть и другие примеры инноваций в организации образовательного и воспитательного процессов. В немалой степени этому способствует Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, возглавляемый академиком Г.В. Мухаметзяновой и расположенный в Казани. Налажены партнерские отношения со многими ссузами республики, активизирована исследовательская и инновационная работа в учреждениях СПО. – В соответствии с региональной концепцией развития профессионального образования в Татарстане, созданы образовательные кластеры, которые должны консолидировать усилия бизнес-сообщества и профессиональных учебных заведений всех уровней образования. Оправдал ли надежды такой подход? Удается ли с помощью кластеров осуществлять подготовку кадров среднего звена, соответствующих конкретным требованиям производства?
– В республике имеется 1 кластеров, объединяющих профильные предприятия и профессиональные образовательные учреждения всех трех уровней и курируемых соответствующими министерствами. Для их создания потребовалась колоссальная работа. Она стала мощным толчком к установлению партнерских отношений между учебными заведениями разных уровней, учебными заведениями и предприятиями, а также обнажила проблему несоответствия объемов и структуры подготовки кадров реальным потребностям экономики республики и поставила все заинтересованные инстанции перед необходимостью решить ее. Уже одно это является большим плюсом. К сожалению, вмешавшийся в дело кризис не позволил завершить формирование экономических взаимоотношений А что касается подготовки кадров с ориентацией на требования производства, то сейчас в республике, по инициативе Президента М.Ш. Шаймиева, создана комиссия по разработке комплексной программы развития системы образования на 2010-2015 годы. После ее первого заседания стало ясно, что скоро прозвучит новое слово в подходах к реформированию образования. Если говорить коротко, концепция программы базируется на следующем посыле: достичь успехов и в общем, и профессиональном образовании можно лишь тогда, когда удастся завлечь туда учителя нового типа. Преподавательской деятельностью должны заниматься лучшие люди общества. А чтобы это стало реальностью, будут создаваться такие условия, которые станут привлекательными даже для самых взыскательных из них. Вот тогда в техникумах и колледжах захотят работать лучшие специалисты с производства. Выгоду получат все: республика, заводы, студенты, учебные заведения. Мы с энтузиазмом встретили такую инициативу президента республики и надеемся на скорейшую разработку программы и ее реализацию. – Как отразился кризис на системе СПО республики, и что рекомендует совет директоров средним учебным заведениям для минимизации его последствий? – У нас уменьшились внебюджетные средства, так как платежеспособность родителей упала, и сократился прием на платное обучение. Скромнее стали поступления от предприятий, и это тоже отразилось на возможностях учебных заведений. Но все же можно сказать, что кризис обошел нас стороной, поскольку основой финансирования ссузов является бюджет, а он, как всем известно, исполняется. Особых антикризисных планов мы не разрабатывали. – В Татарстане активно апробируются возможности, предоставляемые бюджетным организациям законом об автономных учреждениях, идет процесс организации автономных образовательных учреждений среднего звена. Что показывает опыт: насколько жизнеспособна и востребована данная организационно-правовая форма? Будет ли в республике продолжен переход колледжей и техникумов в статус автономных учреждений? – Действительно, процесс автономизации у нас в республике идет активно. В системе СПО уже 37 учреждений новой организационно-правовой формы и планируется повышение их числа. Но все новое нельзя сразу, не имея опыта, сделать идеальным. И в деле автономизации есть как плюсы, так и минусы. Сама по себе идея хорошая, но при ее реализации иногда проявляется излишняя регламентация деятельности. Мы надеемся, что совместными усилиями сделаем автономные учреждения наиболее продвинутыми и успешными учебными заведениями республики. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|