Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развивая экономику, открывать новые техникумы

В авторской статье председателя Совета директоров учреждений НПО и СПО Чеченской Республики А.Я. Гайрабекова представлены данные, подтверждающие, что в республике не только нельзя сокращать количество действующих вузов, техникумов и колледжей – наоборот, необходимо открывать новые, особенно в сельских районах.

Просмотров: 3254
ГАЙРАБЕКОВ Аюб Якубович – директор Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий, председатель Совета директоров учреждений НПО и СПО Чеченской Республики, кандидат исторических наук.
Родился в 1955 году в Казахстане. Образование высшее историческое и экономическое. В сфере профессионального образования работает более тридцати лет. С 1992 года – директор колледжа. Доцент кафедры отечественной истории Чеченского государственного педагогического института.
Научные интересы: история образования и культуры.
Заслуженный учитель Чеченской Республики.

После реформирования сеть учреждений профессионального образования Чеченской Республики включает 9 училищ, 15 учреждений среднего профобразования и 3 высших учебных заведения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года (№ 2413-р) 3 бывших федеральных ссуза переданы в ведение региона. Это Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий, Грозненский политехнический техникум и Серноводский аграрно-технический колледж. Учреждения начального профобразования уже третий год обеспечиваются из местного бюджета.

В Чеченской Республике разработана Комплексная программа развития профессионального образования на 2012-2016 годы, нацеленная на удовлетворение потребности населения в получении профессий и специальностей, востребованных на рынке труда и получении качественных образовательных услуг. В октябре 2011 года по распоряжению правительства республики 6 учреждений НПО рерганизованы в техникумы. И теперь вместо профессионального лицея № 3, профессиональных училищ № 2, 4, 8, 13, 17 нужных специалистов выпускают Чеченский технологический техникум, Гудермесский железнодорожный техникум, Калиновский техникум механизации сельского хозяйства, Грозненский технологический техникум сервиса, строительно-технический и гуманитарно-технический техникумы.

Правильность мер, предпринимаемых Министерством образования и науки Чеченской Республики по расширению сети учреждений среднего профобразования, подтверждает статистика. По данным за 2010 год, в республике на 10 тыс. человек населения приходилось лишь 103 студента ссузов.

Показательными являются и приведенные ниже таблицы.

Статистические данные в таблицах 1 и 2 свидетельствуют о том, что в республике не только нельзя сокращать количество действующих вузов, техникумов и колледжей, наоборот, необходимо открывать новые, особенно в сельских районах. Для этого можно использовать также и материально-техническую базу действующих и реорганизуемых учреждений начального профобразования. Перспективы социально-экономического развития республики диктуют необходимость строительства как минимум 3, а то и пяти новых учреждений профессионального образования и расширения учебных площадей функционирующих ссузов. Недопустимо, что в таких крупных районах, как Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Ножай-Юртовский, нет ни одного учебного заведения начального и среднего звена. А в трех расположенных по Тереку районах – Наурском, Надтеречном и Шелковском – есть только одно учреждение профобразования – Калиновское училище № 17. Профессиональные учебные заведения в основном сосредоточены в городе Грозном и не имеют общежитий. В результате лишь те выпускники из отдаленных районов, кто имеет возможность жить у родственников или арендовать жильё, имеют доступ к профессиональному образованию. А как быть сельской молодежи из малообеспеченных семей?

Учреждения СПО при небольшой модернизации готовы взять на себя роль организатора непрерывного профессионального образования в республике. Они уже сейчас являются своеобразным ядром в этом отношении, поскольку ведут подготовку по рабочим профессиям, отличаются сравнительно высоким уровнем преподавательского состава и имеют профильную учебно-материальную базу (в том числе компьютерную). Однако проблема заключается не только в увеличении числа учебных заведений, но и в их техническом оснащении, обеспечении специальной литературой, создании лабораторной базы, мастерских, общежитий для иногородних. Именно поэтому Министерством образования и науки Чеченской Республики издан приказ от 20 декабря 2011 года о создании на базе учреждений НПО и СПО 9 ресурсных центров, специализирующихся в следующих областях: электроэнергетика и сварочное дело; металлообработка, электронные приборы и устройства; сельское хозяйство и землеустройство; туризм и гостиничный бизнес; компьютерные технологии, системы и комплексы; подготовка водителей; техническое обслуживание автотранспорта и организация перевозок на автотранспорте; железнодорожный транспорт; жилищно-коммунальное хозяйство.

В итоге расширился диапазон услуг, предоставляемых учреждениями СПО. В училищах и лицеях, реорганизованных в техникумы, с 2012 года началась подготовка кадров по профильным для них специальностям: «Сварочному производству», «Релейной защите и автоматизации электроэнергетических систем», «Бурению нефтяных и газовых скважин», «Техническому обслуживанию и ремонту радиоэлектронной техники», «Технической эксплуатации подвижного состава железных дорог», «Гостиничному бизнесу», «Туризму» и другим.

В некоторых регионах Российской Федерации колледжи и техникумы задыхаются из-за отсутствия абитуриентов, а в Чеченской Республике в 2012 году новый набор завершился успешно. Анализ результатов прогноза потребности в кадровом обеспечении показал, что в перспективе нужно налаживать подготовку специалистов для нефтяной отрасли, пищевой промышленности, строительства, транспорта, ЖКХ, образования, здравоохранения, сельского хозяйства. В ближайшее время будут востребованы специалисты СПО по таким направлениям, как «Химия и биотехнология», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника».

Но введение новых профильных специальностей не должно происходить за счет уменьшения контрольных цифр приема по начальному профобразованию.

Модернизация систем НПО и СПО, создание ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, введение новых специальностей и профессий, повышение квалификации педагогических работников, решение задач по переходу к новым федеральным государственным образовательным стандартам на одном энтузиазме осуществить невозможно. Реализация Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы требует целевого финансирования из федерального и республиканского бюджетов.

Учебные заведения СПО готовы к расширению и реализации программ переобучения безработных и высвобождаемой рабочей силы. Если Министерство труда, занятости и социального развития РФ направит львиную долю федерального финансирования, предназначенного для решения проблемы трудоустройства населения в государственные бюджетные учреждения СПО, то производственный сектор экономики республики получит квалифицированных рабочих, а учебные заведения – дополнительную возможность для стимулирования труда педагогических работников и совершенствования своей учебно-материальной базы. В связи с этим в очередной раз хотелось бы подчеркнуть, что для вузов республики настало время осуществлять прием выпускников техникумов и колледжей, поступающих по профилю избранной специальности, для обучения в сокращенные сроки.

При огромной трудоизбыточности региона в нем ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы по многим специальностям и профессиям. Мал приток кадров в отрасли, которые не престижны с точки зрения молодежи, и в научно-технические учреждения. Задача состоит в том, чтобы сбалансировать подготовку специалистов высшего, среднего и особенно начального профобразования.

Основными проблемами в деле подготовки квалифицированных рабочих кадров являются отсутствие единой политики по отношению к СПО и нехватка квалифицированных мастеров производственного обучения, а также современного оборудования и технологий в профессиональных училищах, техникумах и колледжах.

Еще в 2008 году уровень безработицы среди имеющих высшее образование по Российской Федерации составлял 11,3 процента, а по Чеченской Республике – 6,5; среди имеющих среднее профессиональное образование и неполное высшее образование – соответственно 20,9 процента и 11,8; начальное профессиональное образование – 18,3 и 4,6 процента. Это означает, что население, имеющее профессиональное образование, успешнее решает проблему занятости.

Учебные программы НПО и СПО по новым федеральным государственным образовательным стандартам необходимо адаптировать к современным потребностям рынка труда, содействовать сотрудничеству учебных заведений с предприятиями и учреждениями республики. Система профессионального образования должна восстанавливаться и функционировать на принципах опережающего развития.

Основным направлением модернизации российского образования является достижение его более высокого качества путем реализации идеи компетентностного подхода. А современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетенций. Вот почему в новом учебном году учреждения НПО и СПО планируют уделить особое внимание олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства по всем профессиям и специальностям, причем как внутри учебных заведений, так и на республиканском и федеральном уровнях. Опыт есть, и надо его развивать. Например, в мае 2012 года Лиана Магомедова из Грозненского колледжа экономики и информационных технологий завоевала диплом победителя в номинации «За волю к победе»  во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства студентов СПО по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». А в апреле представители республики достойно выступили на Всероссийской дистанционно-заочной олимпиаде по банковскому делу. В прошедшем учебном году тоже были победы на региональных и всероссийских конкурсах.

Одна из актуальных задач, решению которых совет директоров республики посвящает свою деятельность, – вовлечение преподавателей и студентов в научно-техническую и инновационную деятельность. В феврале 2012 года было проведено расширенное заседание, посвященное этому вопросу. В нем участвовали Республиканское агентство по инвестиционной и инновационной политике Минэкономразвития и Совет молодых ученых и специалистов Чеченской Республики. На заседании состоялся широкий обмен мнениями по проблеме выявления талантливой молодежи и ее участия в общероссийских и международных салонах, конкурсах рационализаторов и изобретателей, движении НТТМ. Участники приняли обращение к молодежи республики, в котором призвали преподавателей учебных заведений, лидеров студенческого самоуправления и молодежных организаций всемерно содействовать выявлению и направлению в плодотворное русло творческих способностей юношей, девушек и подростков.

Студенты учреждений высшего и среднего профобразования республики ежегодно участвуют в традиционном смотре-конкурсе проектов и программ «Чеченская молодежь XXI века»  комитета по делам молодежи. В октябре 2012 года на территории республики впервые состоится конкурс инновационных проектов по программе «У.М.Н.И.К.»  Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В настоящее время создан экспертный совет для отбора победителей, в состав которого вошли два представителя ссузов. Чтобы студенты активнее участвовали в инновационной деятельности в учебных заведениях создаются советы молодых ученых и специалистов.

Сегодня в учреждениях НПО и СПО работают достаточно квалифицированные педагоги, в том числе и с учеными степенями. Только в Грозненском колледже экономики и информационных технологий насчитывается 6 кандидатов наук и еще 5 готовятся к защите диссертаций в ближайшие год-два. Много молодых педагогов, поэтому на заседаниях совета директоров неоднократно обсуждался вопрос о возрождении деятельности республиканских методических объединений преподавателей. Решено, что с 2012-2013 учебного года их будет  11. Для каждого методического объединения определены базовые учебные заведения. Расширение обмена опытом будет способствовать внедрению новых государственных образовательных стандартов и повышению педагогического мастерства.

Совет директоров считает достижением и проведение республиканских конкурсов «Мастер года»  и «Преподаватель года», проходящих под руководством отдела профессионального образования и науки Минобрнауки Чеченской Республики.

Сегодня все согласны с тем, что заработная плата мастеров производственного обучения и преподавателей должна быть выше, чем в тех отраслях, для которых они готовят специалистов. Тогда колледжи, техникумы, училища смогут открывать подготовку по востребованным специальностям и профессиям. Ведь не секрет, что введение новой специальности или профессии напрямую зависит от наличия и квалификации педагогических кадров. А кто из специалистов, работающих в отрасли, захочет перейти на преподавательскую работу с мизерной заработной платой?

Система начального и среднего профобразования является наиболее подготовленной для постоянного обновления профессиональных знаний. Гибкая и близкая к производству, она способна при незначительных преобразованиях обеспечить решение задачи, которая ставится во всем мире, – образование и обучение в течение всей жизни. Поэтому необходимо комплексное решение проблем профессионального образования на государственном уровне.

Думается, реализация Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы позволит министерству образования и науки региона при финансовой поддержке федерального центра и Правительства Чеченской Республики завершить структурную модернизацию профессионального образования всех уровней, внедрить новые механизмы управления качеством, решить задачи по совершенствованию учебно-материальной базы заведений НПО и СПО и повышению заработной платы педагогических работников.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: союз директоров ссузов, чеченская республика, СПО, НПО, актуально, ао-59

Похожие материалы:
Зеленый свет кластерной политике
Дни профессионального образования в Москве
Проблемы модернизации профессионального образования
Бизнес и образование – вместе к общей цели
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Интервью с Виктором Дёминым
Современные тенденции развития профессионального образования России
Потенциал человека во многом определяется образованием
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Калужская область - эффективная система СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98Система менеджмента качества Альметьевского политехнического техникума
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#102Новочебоксарский химико-механический техникум дает достойное образование
#94Омский государственный технический университет отметил юбилей
#98Развитие сетевого взаимодействия в школе
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний