Развивая экономику, открывать новые техникумыВ авторской статье председателя Совета директоров учреждений НПО и СПО Чеченской Республики А.Я. Гайрабекова представлены данные, подтверждающие, что в республике не только нельзя сокращать количество действующих вузов, техникумов и колледжей – наоборот, необходимо открывать новые, особенно в сельских районах. Просмотров: 3315
После реформирования сеть учреждений профессионального образования Чеченской Республики включает 9 училищ, 15 учреждений среднего профобразования и 3 высших учебных заведения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года (№ 2413-р) 3 бывших федеральных ссуза переданы в ведение региона. Это Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий, Грозненский политехнический техникум и Серноводский аграрно-технический колледж. Учреждения начального профобразования уже третий год обеспечиваются из местного бюджета. В Чеченской Республике разработана Комплексная программа развития профессионального образования на 2012-2016 годы, нацеленная на удовлетворение потребности населения в получении профессий и специальностей, востребованных на рынке труда и получении качественных образовательных услуг. В октябре 2011 года по распоряжению правительства республики 6 учреждений НПО рерганизованы в техникумы. И теперь вместо профессионального лицея № 3, профессиональных училищ № 2, 4, 8, 13, 17 нужных специалистов выпускают Чеченский технологический техникум, Гудермесский железнодорожный техникум, Калиновский техникум механизации сельского хозяйства, Грозненский технологический техникум сервиса, строительно-технический и гуманитарно-технический техникумы. Правильность мер, предпринимаемых Министерством образования и науки Чеченской Республики по расширению сети учреждений среднего профобразования, подтверждает статистика. По данным за 2010 год, в республике на 10 тыс. человек населения приходилось лишь 103 студента ссузов. Показательными являются и приведенные ниже таблицы. Статистические данные в таблицах 1 и 2 свидетельствуют о том, что в республике не только нельзя сокращать количество действующих вузов, техникумов и колледжей, наоборот, необходимо открывать новые, особенно в сельских районах. Для этого можно использовать также и материально-техническую базу действующих и реорганизуемых учреждений начального профобразования. Перспективы социально-экономического развития республики диктуют необходимость строительства как минимум 3, а то и пяти новых учреждений профессионального образования и расширения учебных площадей функционирующих ссузов. Недопустимо, что в таких крупных районах, как Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Ножай-Юртовский, нет ни одного учебного заведения начального и среднего звена. А в трех расположенных по Тереку районах – Наурском, Надтеречном и Шелковском – есть только одно учреждение профобразования – Калиновское училище № 17. Профессиональные учебные заведения в основном сосредоточены в городе Грозном и не имеют общежитий. В результате лишь те выпускники из отдаленных районов, кто имеет возможность жить у родственников или арендовать жильё, имеют доступ к профессиональному образованию. А как быть сельской молодежи из малообеспеченных семей?
Учреждения СПО при небольшой модернизации готовы взять на себя роль организатора непрерывного профессионального образования в республике. Они уже сейчас являются своеобразным ядром в этом отношении, поскольку ведут подготовку по рабочим профессиям, отличаются сравнительно высоким уровнем преподавательского состава и имеют профильную учебно-материальную базу (в том числе компьютерную). Однако проблема заключается не только в увеличении числа учебных заведений, но и в их техническом оснащении, обеспечении специальной литературой, создании лабораторной базы, мастерских, общежитий для иногородних. Именно поэтому Министерством образования и науки Чеченской Республики издан приказ от 20 декабря 2011 года о создании на базе учреждений НПО и СПО 9 ресурсных центров, специализирующихся в следующих областях: электроэнергетика и сварочное дело; металлообработка, электронные приборы и устройства; сельское хозяйство и землеустройство; туризм и гостиничный бизнес; компьютерные технологии, системы и комплексы; подготовка водителей; техническое обслуживание автотранспорта и организация перевозок на автотранспорте; железнодорожный транспорт; жилищно-коммунальное хозяйство. В итоге расширился диапазон услуг, предоставляемых учреждениями СПО. В училищах и лицеях, реорганизованных в техникумы, с 2012 года началась подготовка кадров по профильным для них специальностям: «Сварочному производству», «Релейной защите и автоматизации электроэнергетических систем», «Бурению нефтяных и газовых скважин», «Техническому обслуживанию и ремонту радиоэлектронной техники», «Технической эксплуатации подвижного состава железных дорог», «Гостиничному бизнесу», «Туризму» и другим. В некоторых регионах Российской Федерации колледжи и техникумы задыхаются из-за отсутствия абитуриентов, а в Чеченской Республике в 2012 году новый набор завершился успешно. Анализ результатов прогноза потребности в кадровом обеспечении показал, что в перспективе нужно налаживать подготовку специалистов для нефтяной отрасли, пищевой промышленности, строительства, транспорта, ЖКХ, образования, здравоохранения, сельского хозяйства. В ближайшее время будут востребованы специалисты СПО по таким направлениям, как «Химия и биотехнология», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника». Но введение новых профильных специальностей не должно происходить за счет уменьшения контрольных цифр приема по начальному профобразованию. Модернизация систем НПО и СПО, создание ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, введение новых специальностей и профессий, повышение квалификации педагогических работников, решение задач по переходу к новым федеральным государственным образовательным стандартам на одном энтузиазме осуществить невозможно. Реализация Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы требует целевого финансирования из федерального и республиканского бюджетов. Учебные заведения СПО готовы к расширению и реализации программ переобучения безработных и высвобождаемой рабочей силы. Если Министерство труда, занятости и социального развития РФ направит львиную долю федерального финансирования, предназначенного для решения проблемы трудоустройства населения в государственные бюджетные учреждения СПО, то производственный сектор экономики республики получит квалифицированных рабочих, а учебные заведения – дополнительную возможность для стимулирования труда педагогических работников и совершенствования своей учебно-материальной базы. В связи с этим в очередной раз хотелось бы подчеркнуть, что для вузов республики настало время осуществлять прием выпускников техникумов и колледжей, поступающих по профилю избранной специальности, для обучения в сокращенные сроки. При огромной трудоизбыточности региона в нем ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы по многим специальностям и профессиям. Мал приток кадров в отрасли, которые не престижны с точки зрения молодежи, и в научно-технические учреждения. Задача состоит в том, чтобы сбалансировать подготовку специалистов высшего, среднего и особенно начального профобразования. Основными проблемами в деле подготовки квалифицированных рабочих кадров являются отсутствие единой политики по отношению к СПО и нехватка квалифицированных мастеров производственного обучения, а также современного оборудования и технологий в профессиональных училищах, техникумах и колледжах. Еще в 2008 году уровень безработицы среди имеющих высшее образование по Российской Федерации составлял 11,3 процента, а по Чеченской Республике – 6,5; среди имеющих среднее профессиональное образование и неполное высшее образование – соответственно 20,9 процента и 11,8; начальное профессиональное образование – 18,3 и 4,6 процента. Это означает, что население, имеющее профессиональное образование, успешнее решает проблему занятости. Учебные программы НПО и СПО по новым федеральным государственным образовательным стандартам необходимо адаптировать к современным потребностям рынка труда, содействовать сотрудничеству учебных заведений с предприятиями и учреждениями республики. Система профессионального образования должна восстанавливаться и функционировать на принципах опережающего развития. Основным направлением модернизации российского образования является достижение его более высокого качества путем реализации идеи компетентностного подхода. А современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетенций. Вот почему в новом учебном году учреждения НПО и СПО планируют уделить особое внимание олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства по всем профессиям и специальностям, причем как внутри учебных заведений, так и на республиканском и федеральном уровнях. Опыт есть, и надо его развивать. Например, в мае 2012 года Лиана Магомедова из Грозненского колледжа экономики и информационных технологий завоевала диплом победителя в номинации «За волю к победе» во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства студентов СПО по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». А в апреле представители республики достойно выступили на Всероссийской дистанционно-заочной олимпиаде по банковскому делу. В прошедшем учебном году тоже были победы на региональных и всероссийских конкурсах. Одна из актуальных задач, решению которых совет директоров республики посвящает свою деятельность, – вовлечение преподавателей и студентов в научно-техническую и инновационную деятельность. В феврале 2012 года было проведено расширенное заседание, посвященное этому вопросу. В нем участвовали Республиканское агентство по инвестиционной и инновационной политике Минэкономразвития и Совет молодых ученых и специалистов Чеченской Республики. На заседании состоялся широкий обмен мнениями по проблеме выявления талантливой молодежи и ее участия в общероссийских и международных салонах, конкурсах рационализаторов и изобретателей, движении НТТМ. Участники приняли обращение к молодежи республики, в котором призвали преподавателей учебных заведений, лидеров студенческого самоуправления и молодежных организаций всемерно содействовать выявлению и направлению в плодотворное русло творческих способностей юношей, девушек и подростков. Студенты учреждений высшего и среднего профобразования республики ежегодно участвуют в традиционном смотре-конкурсе проектов и программ «Чеченская молодежь XXI века» комитета по делам молодежи. В октябре 2012 года на территории республики впервые состоится конкурс инновационных проектов по программе «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В настоящее время создан экспертный совет для отбора победителей, в состав которого вошли два представителя ссузов. Чтобы студенты активнее участвовали в инновационной деятельности в учебных заведениях создаются советы молодых ученых и специалистов. Сегодня в учреждениях НПО и СПО работают достаточно квалифицированные педагоги, в том числе и с учеными степенями. Только в Грозненском колледже экономики и информационных технологий насчитывается 6 кандидатов наук и еще 5 готовятся к защите диссертаций в ближайшие год-два. Много молодых педагогов, поэтому на заседаниях совета директоров неоднократно обсуждался вопрос о возрождении деятельности республиканских методических объединений преподавателей. Решено, что с 2012-2013 учебного года их будет 11. Для каждого методического объединения определены базовые учебные заведения. Расширение обмена опытом будет способствовать внедрению новых государственных образовательных стандартов и повышению педагогического мастерства. Совет директоров считает достижением и проведение республиканских конкурсов «Мастер года» и «Преподаватель года», проходящих под руководством отдела профессионального образования и науки Минобрнауки Чеченской Республики. Сегодня все согласны с тем, что заработная плата мастеров производственного обучения и преподавателей должна быть выше, чем в тех отраслях, для которых они готовят специалистов. Тогда колледжи, техникумы, училища смогут открывать подготовку по востребованным специальностям и профессиям. Ведь не секрет, что введение новой специальности или профессии напрямую зависит от наличия и квалификации педагогических кадров. А кто из специалистов, работающих в отрасли, захочет перейти на преподавательскую работу с мизерной заработной платой? Система начального и среднего профобразования является наиболее подготовленной для постоянного обновления профессиональных знаний. Гибкая и близкая к производству, она способна при незначительных преобразованиях обеспечить решение задачи, которая ставится во всем мире, – образование и обучение в течение всей жизни. Поэтому необходимо комплексное решение проблем профессионального образования на государственном уровне. Думается, реализация Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы позволит министерству образования и науки региона при финансовой поддержке федерального центра и Правительства Чеченской Республики завершить структурную модернизацию профессионального образования всех уровней, внедрить новые механизмы управления качеством, решить задачи по совершенствованию учебно-материальной базы заведений НПО и СПО и повышению заработной платы педагогических работников. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|