Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Калужская область - эффективная система СПО

Калужская область – регион, в котором разработана наиболее эффективная модель территориально-отраслевой организации ресурсов системы СПО. Характеристике и особенностям деятельности, получившей высокую оценку Минобрнауки РФ, посвящено интервью министра образования и науки Калужской области Александра Аникеева.

Просмотров: 3484

Ресурсы, которые мы развиваем

Калужская область – регион, в котором разработана наиболее эффективная модель территориально-отраслевой организации ресурсов системы СПО. Такой вывод был сделан на прошедшем в сентябре Всероссийском совещании руководителей региональных органов управления образования.

Характеристике и особенностям деятельности, получившей высокую оценку Министерства образования и науки РФ, посвящено интервью министра образования и науки Калужской области Александра АНИКЕЕВА.

– Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какие проекты осуществляются в экономике области в настоящее время, какие запланированы на будущее, и как на это реагирует система СПО– НПО Калужской области.

– Приоритетные направления развития области определены в стратегии социально-экономического развития до 2030 года, представляющей обширную программу, которая предусматривает взаимодействие государства, бизнеса и общества по широкому кругу вопросов.

Основные перспективы развития региона связаны с промышленным производством: автомобиле- и машиностроением, медико-биологической и фармацевтической промышленностью, приборостроением, информационными системами и технологиями и некоторыми другими отраслями. В связи с этим основной акцент в системе начального и среднего профессионального образования делается на создание организационно-управленческих форм, направленных на ее улучшение и повышение качества подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Для реализации этого направления в регионе сформированы отраслевые образовательные кластеры, создаются модели сетевого взаимодействия учебных заведений, формируется многоканальная система финансирования.

Выделены основные задачи по улучшению региональной системы начального и среднего профессионального образования. Их три. Во-первых, нужно привести сеть учебных заведений в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы области и повысить качество и эффективность ее работы. Во-вторых, необходимо развивать и совершенствовать региональную государственно-общественную систему оценки качества профессионального образования, доводить ее до современного уровня. В-третьих, продолжать работу по созданию многопрофильных учреждений путем объединения или присоединения.

– Давайте рассмотрим, как решается первая из названных вами задач. Что предпринимается в системе СПО, для того чтобы приблизиться к требованиям рынка труда?

– Согласно прогнозу потребности отраслей экономики Калужской области в кадрах 28 процентов специалистов должны иметь среднее профессиональное образование, а около 50 процентов работников – начальное профессиональное, причем значительную часть из них будут составлять рабочие для развивающихся отраслей промышленности: слесари, станочники, сварщики и прочие.

Сегодня открываются новые перспективные специальности и профессии в образовательных учреждениях среднего звена – например, «Сервис на транспорте», «Техническая эксплуатация автотранспорта», «Кабельная и конденсаторная техника» – и уменьшается объем подготовки по профессиям, которые не востребованы на рынке труда.

Аналогичная работа проводится в вузах, где за последние три года существенно увеличилось количество специальностей, необходимых предприятиям и фирмам области. Это «Лечебное дело», «Медицинская физика», «Клиническая психология», «Информационные системы и технологии», «Биомедицинская инженерия, мехатроника и робототехника» и другие. В связи с реализацией федеральной целевой программы подготовки кадров для ядерной медицины и формированием фармацевтического кластера Калужской области в некоторых учебных заведениях высшего звена были созданы кафедры фармацевтической и радиофармацевтической химии и радионуклидной медицины. Ученые этих вузов ведут научные исследования по современным радиофармацевтическим технологиям, радиоизотопной диагностике и терапии, а обучение студентов осуществляется по программам, разработанным совместно с работодателями: Обнинской химико-фармацевтической компанией, фирмой «Хемофарм», НИИ фармакологии им. В.В. Закусова РАМН. Программы являются  уникальными, других таких в учебных заведениях высшего звена нет.

Большая доля новых специальностей ВПО приходится на ведущие вузы области: Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского и Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Совершенствование системы профессионального образования предполагает объединение усилий образования, науки и производства с помощью создания и поддержки интегрированных научно-производственно-образовательных структур, университетских комплексов. Эта задача решается путем реализации двух целевых программ – «Развития системы начального и среднего профессионального образования на 2010-2012 годы» и «Модернизации системы начального и среднего профессионального образования» на 2011-2015 годы. Обе рассчитаны на то, чтобы укрепить и расширить учебно-материальную базу учреждений НПО и СПО, привлечь работодателей к активному сотрудничеству с учебными заведениями, сбалансировать структуру и объемы подготовки специалистов и потребности регионального рынка труда и обеспечить соответствие уровня квалификации инженерно-педагогического состава колледжей и техникумов техническому и технологическому уровню современного производства.

В 2011 году Калужская область стала победителем двух конкурсных отборов региональных программ развития профессионального образования, произведенных в рамках федеральной целевой программы развития образования по направлениям «Фармацевтика» и «Машиностроение», и получила субсидии на реализацию своих мероприятий, доказав тем самым качественную проработку механизмов модернизации профессионального образования.

– Основой эффективной модели организации ресурсов СПО служит сотрудничество системы образования с работодателями. Какие направления партнерства образовательных учреждений и бизнеса наиболее перспективны, с вашей точки зрения?

– В Калужской области активно используется система дуального обучения. В 2010 году с целью подготовки кадров для предприятий компании «Фольксваген групп рус» в Калужском колледже информационных технологий и управления были открыты две новые специальности по направлениям «Мехатроника» и «Автомехатроника». Сегодня по программам дуального обучения готовятся специалисты по пяти направлениям, причем не только для «Фольксваген груп рус», но и для автомобильного предприятия «ПСМА Рус». Новые специальности адаптированы к существующим российским, однако имеют свои особенности, требуя большего количества практических часов.

Программы дуального обучения разрабатывались при участии работодателей и с учетом их предложений и рекомендаций. Кроме того, руководство автомобильных заводов заключило договоры, в соответствии с которыми во время занятий предприятие обеспечивает студентов питанием, спецодеждой, а также ежемесячной стипендией в размере МРОТ.

Работодатели оказывают помощь в улучшении материально-технической и лабораторной базы училищ и техникумов, осуществляющих дуальное обучение. Но в целом хотелось бы более активных действий со стороны бизнеса.

К сожалению, пока нет нормативно-правовой базы по стимулированию работодателей, и взаимодействие строится только на добровольной основе.

Калужская область имеет достаточно большой опыт по созданию ресурсных центров. Например, уже в течение нескольких лет в регионе работает центр подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности, созданный на базе Калужского колледжа информационных технологий и управления. В 2012 году здесь был введен в эксплуатацию новый модуль. В центре размещены лаборатории и учебные кабинеты для подготовки специалистов по направлениям «Логистика», «Покраска», «Контроль качества», «Конвейерная сборка», «Техобслуживание автомобилей». Характерной особенностью центра, как и других аналогичных структур, является стопроцентная ориентация на потребности рынка труда и обеспечение предприятий кадрами.

В настоящее время создается еще один ресурсный центр, который будет работать на базе Детчинского аграрного колледжа. Создание его связано с появлением в Калужской области таких крупнейших предприятий по производству сельскохозяйственной техники, как «Grimme», «Lemken», «Wolf System», «Big Dutchman» и российской компании «Эко-Нива», расположенных на территории поселка Детчино.

– Подключать к развитию системы образования представителей частного бизнеса и общественности позволяют институты общественного участия. Какие элементы таких институтов созданы в системе образования области и участвуют ли в настоящее время представители предприятий и компаний в управляющих органах типа наблюдательных и попечительских советов?

– Во всех учреждениях профессионального образования и в каждом муниципальном районе имеются наблюдательные советы, которые рассматривают на заседаниях вопросы подготовки кадров и модернизации материально-технической базы учреждений профессионального образования. Работодатели ведущих предприятий принимают активное участие в их деятельности. Кроме того, при министерстве образования и науки области создан государственно-общественный координационный совет по развитию учреждений НПО и СПО, разрабатывающий предложения по интеграции процессов в сфере начального и среднего профессионального образования, по инновационной деятельности учебных заведений, повышению качества предоставляемых образовательных услуг, поддержке талантливой молодежи, а также рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе реструктуризации. В структуру центра тоже входят представители предприятий.

– Два взаимосвязанных проблемных, но так до конца и не решенных во всей России вопроса: комплектование учреждений НПО и СПО кадрами новой формации и повышение квалификации мастеров и педагогов. Что конкретно предпринимается органами управления образования вашей области, чтобы улучшить ситуацию в этой сфере?

– Для разработки, экспертизы и адаптации основных профессиональных образовательных программ, базирующихся на федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в области создана региональная учебно-методическая комиссия по 9 укрупненным группам профессий начального и специальностям среднего профессионального образования. Координировать деятельность комиссий будет экспертный совет, главной задачей которого является формирование единых стандартов и показателей качества для всех учреждений СПО и НПО. В состав совета, кроме специалистов Министерства образования и науки Калужской области, включены представители ведущих учебных, научных и общественных организаций и работодателей.

Чтобы сохранить опытных преподавателей и мастеров и вовлечь в педагогические коллективы учреждений СПО молодежь, в 2012 году в области увеличена зарплата работников учреждений начального и среднего профессионального образования. В настоящее время ее размер составляет примерно 85 процентов от средней по региону, а к 2018 году должен сравняться с ней.

Кроме того, в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы предусмотрена стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения за рубежом, но пока это только планы. О реализации проекта можно будет говорить только в 2013 году.

– Что вы считаете самым важным в выстраивании системы надзора и контроля оценки качества образования: модель, систему индикаторов, инструментарий? Что, по-вашему, позволит наиболее полно выявить картину качества СПО в регионе?

– Совсем недавно на октябрьской коллегии нашего министерства принята Концепция региональной оценки качества образования Калужской области, в которой сделан акцент на образовательном учреждении. Именно конкретное учебное заведение должно гарантировать качество преподавания, образовательных программ, управления образовательными процессами и, как следствие, качество подготовки специалистов, их востребованность на рынке труда.

Что необходимо сделать для этого? Во-первых, планируется внедрить систему менеджмента качества во все учебные заведения СПО, во-вторых, сертифицировать их деятельность. Будут разработаны нормативные документы, регламентирующие процессы внедрения СМК, и организовано повышение квалификации педагогических работников в области оценки качества образования.

Начало выполнению плана уже положено. Экспертный совет при Министерстве образования и науки Калужской области приступил к общественно-профессиональной экспертизе программ профессионального образования. А независимый центр сертификации «Русский регистр» провел сертификацию системы менеджмента качества в Калужском колледже информационных технологий и управления, являющемся лидером и в области работы по внедрению СМК.

Основной проблемой в оценке качества образования учреждений НПО и СПО является отсутствие стандартизированных сертифицированных контрольно-оценочных средств, позволяющих определить фактический уровень освоения образовательных программ и подтвердить достижение различных образовательных результатов, в том числе факт сформированности компетенций и готовности к определенным видам деятельности.

В ближайшее время предполагается разработать инструментарий и процедуры оценки качества профессионального образования, апробировать их в учреждениях СПО и затем внедрять в практику.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Перечень профессий СПО: исключить нельзя оставить
Формирование новой оценочной практики педагогов
Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО
Сестринское образование: проблемы и перспективы
Дни профессионального образования в Москве
Дзержинский химический техникум: Творческий труд
Новые методики ведут в будущее
Инструмент кластерной политики
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Развивая экономику, открывать новые техникумы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ