Прикладной бакалавриат в колледжеКемеровский государственный профессионально-педагогический колледж приступил к реализации эксперимента по внедрению прикладного (практикоориентированного) бакалавриата. Просмотров: 4495
Не пора ли колледжу готовить бакалавров?
Решение проблемы повышения качества обучения напрямую связано с уровнем подготовки педагогических кадров. В системе начального профессионального образования особое место среди педагогических работников занимает мастер профессионального (производственного) обучения – учитель профессии. Именно от него во многом зависит выполнение сложных и ответственных задач по подготовке высококвалифицированных рабочих, которые в настоящее время столь необходимы экономике страны. Идея организации на базе средних учебных заведений практикоориентированного бакалавриата с выдачей выпускникам дипломов о высшем образовании не новая. Она была высказана еще в 2006 году, однако актуальной стала значительно позже, когда Правительство России поставило перед учреждениями профессионального образования задачу готовить высококвалифицированных рабочих для сферы нанотехнологий. А это само собой привело к вопросу: кто должен обучить профессии столь необходимых сегодняшней промышленности высококлассных рабочих и специалистов в соответствии с требованиями новых технологий? Формально ответ знают все: преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин и мастера профессионального обучения. Но мало кто рискнет безоговорочно утверждать, что сегодня они уже готовы справиться со столь сложной задачей, ведь до недавнего времени некоторые педагогические работники техникумов и колледжей даже высшего образования не имели. В прошлом году ситуация изменилась: 1 июля было принято новое Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, в котором сказано, что «к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации». Конечно же, после этого возникла нехватка мастеров. Охарактеризовать масштаб данной проблемы с помощью цифровых данных невозможно да и не имеет смысла, потому что мастера из-за сравнительно низкой зарплаты работают на полторы, а иногда и две ставки. Ясно, что подобный факт в большей или меньшей степени отрицательно сказывается на качестве подготовки выпускников. Восполнить недостаток кадров достаточно сложно. Обязанностей у мастера профессионального обучения много. Он должен знать основы педагогики и методики профессионального (производственного) обучения, технологию производства, оборудование, правила его эксплуатации, правила охраны труда и техники безопасности, уметь организовывать работу со студентами, владеть массой практических навыков и рабочими профессиями. В некоторых объявлениях о приеме на работу содержатся и требования к личности. В частности, руководители учебных заведений хотят, чтобы мастер обладал аналитичностью мышления, большим объемом оперативной и долговременной памяти, выдержкой, высокой стрессоустойчивостью и другими неординарными качествами. Класс профессии они определяют как эвристический, то есть творческий. В соответствии с идеей практикоориентированного бакалавриата справиться с задачей подготовки мастеров, которые будут соответствовать высоким требованиям новых производств и современных работодателей, по силам лишь некоторым из средних учебных заведений, правда, при соблюдении определенных условий. Во-первых, претендовать на подготовку бакалавров смогут только колледжи как образовательные учреждения СПО повышенного типа, реализующие программы не только базового, но и повышенного уровней и обладающие качественным кадровым ресурсом. Во-вторых, претенденты должны иметь статус федерального государственного образовательного учреждения, имеющего лицензию и прошедшего процедуру государственной аккредитации. И, в-третьих, через некоторое время они должны быть преобразованы в автономные учреждения довузовского профессионального образования. Желающие реализовать идею имеются. Так, например, в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже в настоящее время уже готовятся к эксперименту по теме «Формирование модели практикоориентированного бакалавриата в федеральных образовательных учреждениях среднего профессионального образования». О том, как видится изнутри проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность, рассказывает директор колледжа, заслуженный учитель РФ Г.Н. ЖУКОВ. А понятийный аппарат эксперимента и перспективы практикоориентированного бакалавриата разъясняет М.В. НИКИТИН, руководитель Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор. То же самое имеет отношение и к системе среднего профессионального образования, так как подготовка специалистов по техническому профилю требует сегодня наличия квалифицированного рабочего разряда (а то и двух). Но в действительности в колледжах и техникумах мастера производственного обучения ведут только не оцениваемую рабочими разрядами учебную практику в слесарных, токарных и других мастерских, а обучение студентов в период производственной практики осуществляют, как правило, преподаватели специальных дисциплин. И это только часть проблемы. Сейчас в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования мастер должен иметь высшее образование. Однако современные социально-экономические условия требуют большего: нужно, чтобы профессиональные навыки и умения обучающихся формировались под руководством специалиста, имеющего педагогическое образование, которое включает, наряду с профессиональной (отраслевой), психолого-педагогическую подготовку. Постараюсь обосновать свое мнение. Формирование профессионализма, личности и гражданственности будущих рабочих должно осуществляться мастером, прошедшим подготовку в системе высшего профессионально-педагогического образования. Подчеркиваю: педагогического! Существующая на сегодняшний день практика этому требованию не соответствует. Как показывают социальные исследования последних лет, в профессиональных училищах и средних учебных заведениях произошли серьезные изменения контингента обучающихся. Так, возросло количество учащихся, относящихся к группе риска (социально неадаптированные): дети-сироты, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из неблагополучных семей, семей с одним из родителей и т.д. Например, в профессиональных училищах оно по разным оценкам достигает 70-80 процентов и более от общего числа обучающихся. Многие из этого огромного количества социально неадаптированных детей нуждаются не только в подготовке к профессии, но и в коррекционной работе, связанной с адаптацией в социуме, личностно-индивидуальным развитием. На них необходимо оказывать специальное педагогически обоснованное воздействие, направленное на предотвращение различных негативных явлений: наркомании, алкоголизма, курения, противоправного поведения. Разработка государственных образовательных стандартов СПО 3-го поколения на компетентностной основе, осуществляемая в настоящее время, вряд ли может служить выходом из создавшейся ситуации, так как совместить требования работодателя, социума и возможности обучающегося очень сложно. Выход из положения в другом. Мастера производственного обучения должны иметь современное образование более высокого уровня. Чтобы они могли его получить, необходимо перейти к бакалавриату. Но не к тому, который сегодня внедряется в профессионально-педагогических университетах и о котором все еще идут дискуссии, а к практикоориентированному, или, как его в большинстве случаев классифицируют, – прикладному бакалавриату. Бакалавр университетского уровня с педагогическим образованием ориентирован на работу в учебном заведении в качестве преподавателя предметов общепрофессионального и специального цикла. По этой причине основная масса выпускников профессионально-педагогических университетов не работает мастерами. Общероссийские данные показывают, что среди мастеров имеют высшее педагогическое образование около 10 процентов, а среди преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин – более 30 процентов. В специальной литературе имеются сравнительные характеристики Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО и российской образовательной системы. Из них следует, что практикоориентированные программы вузов неуниверситетского типа (уровень 5 В) в определенной степени соответствуют нашему среднему профессиональному образованию. Они направлены на подготовку к конкретной деятельности и предполагают присвоение младшим специалистам различных квалификаций: «техник», «менеджер», «инженер-техник». Зарубежный опыт показывает, что колледжи как образовательные учреждения СПО повышенного уровня вполне могут готовить по таким программам практикоориентированных бакалавров. Но квалификация специалиста при этом должна измениться с «мастера профессионального обучения» на «прикладного бакалавра профессионального обучения», который будет выполнять обязанности мастера и сможет претендовать на более высокие должности: старший мастер, заведующий учебно-производственными мастерскими, заместитель директора по учебно-производственной работе. Таким образом, будет обеспечена его социально-профессиональная мобильность, а, следовательно, и конкурентоспособность. В утвержденном Правительством РФ «Комплексе мер развития НПО и СПО» (2006) есть пункт, согласно которому предполагается проведение эксперимента по реализации прикладного бакалавриата как первого уровня высшего профессионального образования на базе учреждений СПО (колледжей) неуниверситетского типа. Кроме того, в 2009 году Правительство России предполагает принять постановление о введении прикладного бакалавриата, направленного на высокотехнологическую подготовку рабочих и техников в профессиональных учебных заведениях среднего звена. Это делается также и в соответствии с реализацией модели «Российское образование – 2020». Образовательный уровень специалиста нового типа будет приравнен к степени бакалавра в вузах, но квалифицируется как прикладной бакалавриат. Теоретическое обучение в средних специальных учебных заведениях нового типа должны будут обеспечить преподаватели с учеными степенями и званиями, так что вопросы, связанные с комплектованием штата, снабжением учебной литературой, методическим обеспечением, конечно же, возникнут. Но они решаемые. Кроме того, поскольку прикладной бакалавриат, в отличие от академического (университетского) является, прежде всего, практикоориентированным, педагогам нужно будет изучить все, что требуется от высококвалифицированных рабочих и техников в конкретной отрасли. Уровень педагогических работников (мастеров), практическое обучение, материальная база – все это должно соответствовать друг другу. Вот почему, рассматривая затронутую проблему, мы можем сегодня говорить только о предпосылках диверсификации существующих квалификаций, позволяющих регулировать диапазон специалистов, подготавливаемых для системы НПО. Что к ним относится?
На базе Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа утверждена экспериментальная площадка Федерального института развития образования. Но на сегодняшний день мы имеем лишь отдельные наработки для проведения эксперимента. В частности, в колледже существует общая программа, которая включает проект инновационной образовательной программы, перечень программно-методических материалов и основные требования к учебно-материальной базе и учебно-материальному обеспечению, требования к педагогическим кадрам. Реализация программы будет осуществляться в три этапа. Первый предполагает обобщение и систематизацию имеющегося опыта, выявление организационно-педагогических условий реализации практикоориентированного бакалавриата в колледже, построение его модели и разработку основных положений эксперимента. На втором этапе должна осуществляться апробация организационно-педагогических условий и модели практикоориентированного бакалавриата. Третий этап посвящается обобщению полученных экспериментальных результатов и подготовке нормативно-правовых документов по практикоориентированному бакалавриату в средних профессионально-педагогических учреждениях. Рассмотренные предпосылки и программа реализации практикоориентированного бакалавриата не являются однозначными для всех профессионально-педагогических колледжей и субъектов федерации, что вполне объективно. Но для отдельных учебных заведений среднего профессионально-педагогического образования, где имеется опыт сотрудничества с образовательными учреждениями ВПО, сегодня вполне приемлемо проведение эксперимента по реализации практикоориентированного бакалавриата с последующей его отработкой в других образовательных учреждениях СПО данного профиля. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 2
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|