Эффективные формы обучения профессиям и специальностямКак в регионах выполняются поставленные правительством задачи по повышению эффективности профессионального образования. Этот вопрос изучили в совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Результатом исследования стал обширный доклад. Просмотров: 498
Система СПО Приволжского федерального округа в зеркале статистикиКак в регионах выполняются поставленные правительством задачи по повышению эффективности профессионального образования. Этот вопрос изучили в совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Результатом исследования стал обширный доклад, в котором дается оценка состояния профобразования в областях и республиках, входящих в состав ПФО, отмечаются лучшие практики или препятствия для успешной модернизации, а также, что важнее всего, высказаны предложения по устранению проблем. О том, как характеризуют эксперты основные направления работы, возможности и задачи системы СПО округа, рассказывалось в статье «Ключевые проблемы профессионального образования» («АО», № 75, с. 75-77). В этом номере журнала развивается тема частно-государственного партнерства и представлены новые эффективные формы обучения профессиям и специальностям. Новые структуры В докладе отмечается, что ФГОС третьего поколения предоставляет возможности тонкой настройки на конкретные потребности производства. Но для этого необходимо непрерывно обновлять содержание и технологии образования, вводить новые учебные дисциплины и профессиональные модули. Хорошо подготовились к такой работе в Республике Марий Эл, где 90 процентов педагогов были обучены разработке основных профессиональных образовательных программ. Сверх того, в регионе исследовали требования работодателей и совместно с ними разработали вариативную часть ФГОС, а также подготовили пособия по переходу на новые стандарты. На базе колледжей формируются структуры нового типа – многофункциональные центры прикладных квалификаций, в которых можно пройти ускоренную профессиональную подготовку по рабочим профессиям, получить вторую профессию, а если надо, то и повысить квалификацию (см. табл. 1). В 2013 году создано 22 таких структуры, причем 5 из них – в Пензенской области. Таблица 1. Активно идет в округе и процесс формирования региональных ресурсных центров профессионального образования, являющихся сосредоточением всего необходимого для подготовки кадров в определенных отраслях – машиностроении, электротехнике, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и других (см. табл. 1). На начало 2014 года в 10 областях и республиках работали 114 ресурсных центров. В целом за 2012- 2014 годы в центрах обоих типов обучено более 128,3 тыс. человек, из них около 12 процентов по направлению служб занятости, почти 40 процентов – по договорам с работодателями и около половины обратились самостоятельно. Важно подчеркнуть, что создание ресурсных центров осуществлялось не только за счет региональных бюджетов, но и с привлечением других источников, в первую очередь, средств работодателей. Ярким примером государственно-частного партнерства может служить сотрудничество Канашского транспортно-энергетического техникума Чувашской Республики с компанией «Транснефть», вложившей в ресурсный центр более 500 млн. рублей. Ежегодная финансовая помощь компании, выделяемая на развитие техникума, составляет более 20 млн. рублей. А обучение в центре, на курсах повышения квалификации проходят ежегодно более 3,5 тыс. работников «Татнефти». В 2014-2015 годах готовность софинансировать создание ресурсных центров подтвердили такие крупнейшие предприятия Татарстана, как КАМАЗ, АЛНАС, «Агросила-Групп», «Нижнекамскмашина». С 2011 года в округе работают 2 межрегиональных отраслевых ресурсных центра, где подготовка кадров идет по направлениям «Энергетика» и «Транспорт». Партнерская сеть этих структур охватывает 105 профессиональных образовательных организаций из 35 регионов России.
Уровень международный Еще один ресурсный центр, но более высокого уровня – международный, должен появиться в 2015 году в Ульяновской области. Здесь будет производиться подготовка кадров для авиационного кластера и машиностроения. Партнёром проекта является ЗАО «Авиастар-СП», софинансирование со стороны которого составит 11 млн. рублей. Деньги будут направлены на модернизацию учебной и материальной базы образовательных организаций, осуществляющих профильную подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли. Предполагается, что, помимо концентрации и коллективного использования ресурсов, в центре будет проводиться экспериментальная, исследовательская и маркетинговая деятельность, создаваться и концентрироваться методическая база ФГОС. А самое главное – подготовка пойдет в соответствии с международными стандартами профессионального образования, при обучении профессиям будет применяться дуальная система. В большинстве областей и республик округа приняты программные документы, регламентирующие ключевые направления работы по взаимодействию системы образования и бизнес-структур. Так, в Оренбургской области за колледжами и техникумами закреплены базовые предприятия. В результате 100 процентов учебных заведений, реализующих программы СПО, имеют договоры о подготовке кадров, в которых предусматривается, что работодатели частично возмещают затраты на обучение. В Пензенской области создаются профессиональные образовательные организации на базе предприятий. Один из примеров – высокотехнологичный лабораторный комплекс по подготовке кадров для медико-биологической и фармацевтической промышленности на базе ОАО «Биосинтез». На его создание было выделено 68,4 млн. рублей из федерального бюджета и 87,2 млн. рублей из средств группы компаний «Биотэк».
Дуальное образование Развивается дуальное образование. Наиболее активно этот процесс идет в Пензенской области, где 54 процента организаций СПО осуществляют подготовку кадров, основываясь на принципах данной системы, а также в Республике Марий Эл – 29 процентов и Пермском крае – 27 процентов. Данные по другим субъектам федерации приведены в таблице 2. Таблица 2.
Согласно результатам конкурса по продвижению новых проектов, проведенного Агентством стратегических инициатив, Пермский край и Ульяновская область определены пилотными регионами по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Обе административные единицы подписали соглашение о сотрудничестве с Российско-Германской внешнеторговой палатой. Также апробируют модели дуального образования Республика Татарстан и Нижегородская область, не ставшие победителями конкурса, но подавшие качественные заявки. Положительный опыт внедрения дуального обучения позволяет регионам не только приблизить подготовку выпускников к требованиям производства, но и снять с повестки дня вопросы устройства на работу. Помимо этого, по мнению экспертов, внедрение нового вида обучения будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе, перераспределению финансирования корпоративных программ в пользу ссузов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|