Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Эффективные формы обучения профессиям и специальностям

Как в регионах выполняются поставленные правительством задачи по повышению эффективности профессионального образования. Этот вопрос изучили в совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Результатом исследования стал обширный доклад.

Просмотров: 279

Система СПО Приволжского федерального округа в зеркале статистики

Как в регионах выполняются поставленные правительством задачи по повышению эффективности профессионального образования. Этот вопрос изучили в совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Результатом исследования стал обширный доклад, в котором дается оценка состояния профобразования в областях и республиках, входящих в состав ПФО, отмечаются лучшие практики или препятствия для успешной модернизации, а также, что важнее всего, высказаны предложения по устранению проблем.

О том, как характеризуют эксперты основные направления работы, возможности и задачи системы СПО округа, рассказывалось в статье «Ключевые проблемы профессионального образования» («АО», № 75, с. 75-77). В этом номере журнала развивается тема частно-государственного партнерства и представлены новые эффективные формы обучения профессиям и специальностям.

Новые структуры

В докладе отмечается, что ФГОС третьего поколения предоставляет возможности тонкой настройки на конкретные потребности производства. Но для этого необходимо непрерывно обновлять содержание и технологии образования, вводить новые учебные дисциплины и профессиональные модули.

Хорошо подготовились к такой работе в Республике Марий Эл, где 90 процентов педагогов были обучены разработке основных профессиональных образовательных программ. Сверх того, в регионе исследовали требования работодателей и совместно с ними разработали вариативную часть ФГОС, а также подготовили пособия по переходу на новые стандарты.

На базе колледжей формируются структуры нового типа – многофункциональные центры прикладных квалификаций, в которых можно пройти ускоренную профессиональную подготовку по рабочим профессиям, получить вторую профессию, а если надо, то и повысить квалификацию (см. табл. 1). В 2013 году создано 22 таких структуры, причем 5 из них – в Пензенской области.

Таблица 1.
Количество ресурсных центров профессионального образования и многофункциональных центров прикладных квалификаций

Активно идет в округе и процесс формирования региональных ресурсных центров профессионального образования, являющихся сосредоточением всего необходимого для подготовки кадров в определенных отраслях – машиностроении, электротехнике, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и других (см. табл. 1). На начало 2014 года в 10 областях и республиках работали 114 ресурсных центров.

В целом за 2012- 2014 годы в центрах обоих типов обучено более 128,3 тыс. человек, из них около 12 процентов по направлению служб занятости, почти 40 процентов – по договорам с работодателями и около половины обратились самостоятельно.

Важно подчеркнуть, что создание ресурсных центров осуществлялось не только за счет региональных бюджетов, но и с привлечением других источников, в первую очередь, средств работодателей. Ярким примером государственно-частного партнерства может служить сотрудничество Канашского транспортно-энергетического техникума Чувашской Республики с компанией «Транснефть», вложившей в ресурсный центр более 500 млн. рублей. Ежегодная финансовая помощь компании, выделяемая на развитие техникума, составляет более 20 млн. рублей. А обучение в центре, на курсах повышения квалификации проходят ежегодно более 3,5 тыс. работников «Татнефти».

В 2014-2015 годах готовность софинансировать создание ресурсных центров подтвердили такие крупнейшие предприятия Татарстана, как КАМАЗ, АЛНАС, «Агросила-Групп», «Нижнекамскмашина».

С 2011 года в округе работают 2 межрегиональных отраслевых ресурсных центра, где подготовка кадров идет по направлениям «Энергетика» и «Транспорт». Партнерская сеть этих структур охватывает 105 профессиональных образовательных организаций из 35 регионов России.

По итогам конкурса региональных программ, проведенного Минобрнауки РФ в ноябре прошлого года, 11 регионов Приволжского федерального округа из 53 субъектов, участвовавших в отборе, получили на 2014-2015 годы субсидии из федерального бюджета в размере до 70 млн. рублей. Эти средства должны быть израсходованы на реализацию региональных программ по следующим направлениям:

  • оборонно-промышленный комплекс (Республика Башкортостан, Нижегородская область);
  • машиностроение (Республика Татарстан, Пермский край, Саратовская область);
  • авиационная и космическая промышленность (Самарская, Ульяновская области);
  • энергетика (Чувашская Республика);
  • сельское хозяйство (республики Марий Эл и Мордовия);
  • медико-биологическая и фармацевтическая промышленность (Пензенская область).
Ожидаемые эффекты от реализации программ заключаются в укреплении учебно-материальной базы колледжей и техникумов, мотивации молодежи на получение востребованных профессий, закреплении молодых специалистов на предприятиях, создании возможностей для населения приобрести необходимые квалификации. Будет укрепляться и частно-государственное партнерство, так как реализация программ предусматривает долевое участие работодателей.

Уровень международный

Еще один ресурсный центр, но более высокого уровня – международный, должен появиться в 2015 году в Ульяновской области. Здесь будет производиться подготовка кадров для авиационного кластера и машиностроения. Партнёром проекта является ЗАО «Авиастар-СП», софинансирование со стороны которого составит 11 млн. рублей. Деньги будут направлены на модернизацию учебной и материальной базы образовательных организаций, осуществляющих профильную подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли. Предполагается, что, помимо концентрации и коллективного использования ресурсов, в центре будет проводиться экспериментальная, исследовательская и маркетинговая деятельность, создаваться и концентрироваться методическая база ФГОС. А самое главное – подготовка пойдет в соответствии с международными стандартами профессионального образования, при обучении профессиям будет применяться дуальная система.

В большинстве областей и республик округа приняты программные документы, регламентирующие ключевые направления работы по взаимодействию системы образования и бизнес-структур. Так, в Оренбургской области за колледжами и техникумами закреплены базовые предприятия. В результате 100 процентов учебных заведений, реализующих программы СПО, имеют договоры о подготовке кадров, в которых предусматривается, что работодатели частично возмещают затраты на обучение. В Пензенской области создаются профессиональные образовательные организации на базе предприятий. Один из примеров – высокотехнологичный лабораторный комплекс по подготовке кадров для медико-биологической и фармацевтической промышленности на базе ОАО «Биосинтез». На его создание было выделено 68,4 млн. рублей из федерального бюджета и 87,2 млн. рублей из средств группы компаний «Биотэк».

• В Республике Татарстан потребность в кадрах по направлению «Электронная техника, радиотехника и связь» в 11,8 раза превышает предложение. В Кировской области дефицитной является специальность «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» (спрос в 9 раз выше). В Республике Башкортостан нет нужного количества кадров в области авиационной и ракетно-космической техники (разница в 5 раз).

• За последние два года произошло существенное снижение интереса молодежи к обучению по профессиям и специальностям агропромышленного комплекса. Набор студентов на первые курсы снизился в республиках Татарстан – на 78 процентов, Мордовия – на 57, Марий Эл – на 53, Оренбургская область – на 43.

• Потребность экономики меньше, чем выпуск, по таким направлениям подготовки, как «Геодезия и землеустройство», «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Информатика и вычислительная техника» (количество выпускников в 1,2-1,7 раза больше, чем необходимо).

Дуальное образование

Развивается дуальное образование. Наиболее активно этот процесс идет в Пензенской области, где 54 процента организаций СПО осуществляют подготовку кадров, основываясь на принципах данной системы, а также в Республике Марий Эл – 29 процентов и Пермском крае – 27 процентов. Данные по другим субъектам федерации приведены в таблице 2.

Таблица 2.
Доля организаций СПО, осуществляющих подготовку на основе дуального обучения, %

Согласно результатам конкурса по продвижению новых проектов, проведенного Агентством стратегических инициатив, Пермский край и Ульяновская область определены пилотными регионами по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Обе административные единицы подписали соглашение о сотрудничестве с Российско-Германской внешнеторговой палатой. Также апробируют модели дуального образования Республика Татарстан и Нижегородская область, не ставшие победителями конкурса, но подавшие качественные заявки.

Положительный опыт внедрения дуального обучения позволяет регионам не только приблизить подготовку выпускников к требованиям производства, но и снять с повестки дня вопросы устройства на работу. Помимо этого, по мнению экспертов, внедрение нового вида обучения будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе, перераспределению финансирования корпоративных программ в пользу ссузов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, акцент, СПО, качество образования, ФГОС

Похожие материалы:
Прикладной бакалавриат в колледже
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Образование – российское, измерители – европейские
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
СПО: сентябрьские тезисы
Зачем нужна сертификация квалификаций
Двойное опережение подготовки педагогов
Заметки на полях ФГОС СПО
Ключевые проблемы профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#103Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#100Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний